Вот первый росток реализации Брахмана, достигаемой согласно Тантрам, постижением шести Чакр в их порядке.
1. В пространстве вне позвоночника справа и слева есть два канала, лунный и солнечный. В середине-канал Сушумна, чья сущность - три гуны. Она имеет форму солнца, луны и огня. (2) Её тело, как вереница расцветающих белых цветов дурмана, простирается от середины Канды (3) до головы, и молния внутри неё идет от половых органов к голове.
2. Внутри неё - Читрини-нади, светящаяся светом Пранавы (слог ОМ) и могущая быть достигнутой йогинами. Она тонка как паутина и пронизывает все лотосы, расположенные внутри неё. Её природа - чистый разум. Она прекрасна от них (лотосов), нанизанных на неё. Внутри неё - Брахма-нади, которая простирается от отверстия рта Хары (имя Шивы) до того места, за пределами которого
пребывает Ади-дэва. (4)
3. Она (Читрини) прекрасна, как цепочка вспышек молний; тонкая и нежная, как волокно лотоса, она сияет в умах мудрецов. Она, чья настоящая природа - чистое сознание, предельно тонка, и она воплощение всего (возможного) блаженства. Дверь в Брахман (Брахмадвара) сияет в её рту. Здесь, в этом месте, вход в область, орошаемую нектаром (5), и оно называется "узлом", а также "ртом" Сушумны.
4. Сейчас мы вступаем в Адхара-лотос. Он прикреплен ко рту (входу) Сушумны и расположен между анусом и половыми органами. У него четыре лепестка малинового цвета и его головка свисает вниз. На лепестках буквы блестящего золотого цвета от Ва до Са.
5. Здесь Чакра земли, окруженная восемью сияющими копьями. Она ярко-желтого цвета и прекрасна, как молния, и биджа Дхары (слог ЛАМ) в ней.
6. Украшенный четырьмя руками и восседающий на царе слонов, он несет дитя-творца, блистающего как восходящее солнце; у него четыре руки и четырёхкратно богатство его лотосоподобного лица.
7. Здесь обитает Богиня по имени Дакини. Её четыре руки сияют прелестью, а её глаза блестяще-красные. Она сверкает как свет многих одновременно встающих солнц, и она всегда поддерживает проявление чистого сознания.
8. Возле "рта" Нади, называемой Ваджра, и в основании лотоса Муладхара постоянно пребывает сияющее, прекрасное и нежное Камарупа (6), которое - треугольник Трипура (7). Здесь Вайю, называемое "Кандарпа" (8), еще более красное, чем цветок Бандхуджива и оно - владыка бытия (9), сверкающее как 10 миллионов солнц.
9. Внутри его (треугольника) - Сваямбху в форме лингама (10) (пениса), повернутого головкой вниз (11), прекрасного, как будто он из литого золота. Его можно познать созерцанием, и он формой и цветом напоминает молодой лист. (12) Как очаровывают холодные, подобные цвету молнии, лунные лучи, так прекрасен и он (13). Божество, которое пребывает здесь, в священном месте Шивы, в блаженстве, формой своей подобно водовороту.
10. Над ним (Сваямбху-лингамом) сияет спящая Кундалини, тонкая, как волокно стебля лотоса. Она, вводящая собой в заблуждение (иллюзии) весь мир (14), прикрывает собой рот (устье) Брахма-двара. Похожая на спиральную раковину, она формой напоминает змею, три с половиной раза обернувшуюся вокруг Шивы, и её свет - как яркая вспышка юной молнии (15).
11. Её приятный гул (16) - как едва слышимое жужжание роя обезумевших от любви пчел, и как тихий аккорд гармоничной музыки. Это Она, Которая поддерживает все существующее в этом мире посредством вдоха и выдоха, и сияет в полости Муладхары цепью блестящих огней.
12. Внутри этой области (в Сваямбху-лингаме) господствует запредельная (17) Шри Парамешвари (Высшая Госпожа), пробуждающая вечное знание. Она, с Её прекрасным искусством творчества - всемогущее время, и Она тончайшая из всего тонкого, вместилище того непрерывного потока нектара, который течет из вечного блаженства (18). Её излучением освещена вся Вселенная и этот котел (19).
13. Медитируя над Ней, Которая сияет в полости Мулалотоса светом десяти миллионов солнц, человек становится господином речи и царем среди людей, посвященным во все учения. Он освобождается от всех болезней и его глубинный дух становится полным великой радости. Своей изящной и убедительной речью он служит всем главнейшим Богам.
14. А вот лотос (Свадхиштхана) прекрасного алого цвета, расположенный в Сушумне у основания половых органов. На его лепестках - буквы от Ба до Ла с точкой над ними сияющего цвета молнии.
15. Внутри (Свадхиштханы) сияюще-белая область воды в форме лунного серпа и в ней - биджа ВАМ, сидящий на крокодиле, незапятнанный и белый, как осенняя луна.
16. Хари (Вишну) внутри (в бидже ВАМ), в своей юной гордости, с голубым светящимся телом прекрасного вида, четырёхрукий и одетый в желтые одеяния, несет возлюбленную Шри (Лакшми) и Каустубха (драгоценность Вишну).
17. Это здесь сияет шакти Ракини, и Её излучаемая во все стороны прелесть красоты внутренности голубого лотоса. В поднятых вверх руках Она держит оружие, Она облачена в небесные узорчатые одеяния и Её ум возвышается питьем нектара.
18. Медитирующий над этим незапятнанно-чистым лотосом, называемым Свадхиштхана (20), немедленно освобождается от всех своих врагов и недостатков, таких, как эгоизм и других. Он становится господином всех йогинов, подобно солнцу, освещающему тьму неведения. Богатство его слов, подобно нектару, струится в хорошо осмысленных рассуждениях, в стихах и в прозе.
19. Над ним (Свадхиштханой) и у основания пупа – светящийся десятилепестковый лотос (Манипура) цвета тяжелых дождевых облаков. Внутри него - буквы от Da до pha цвета голубого лотоса и с точкой над ними. Здесь созерцай в форме треугольника область огня, сияющую как восходящее солнце. Вне этого треугольника - три знака свастики, а внутри- биджа огня (РАМ).
20. Медитируй над ним (биджа РАМ), сидящим на баране, четырёхруком, светящемся, как восходящее солнце. Здесь постоянно обитает Рудра, в своем древнем образе и трехглазый. Он цвета киновари, но от пепла, которым Он вымазан, Он кажется белым. Его руки раздают дары и отвращают страх. Он - разрушитель творения.
21. Здесь обитает шакти Лакини, благодетельница всего, четырёхрукая, с лучащимся телом. Темная, облаченная в желтые одеяния, украшенная всевозможными узорами, Она возбуждена питьем нектара. Медитацией над этим лотосом достигается сила творить и разрушать. Вани (Сарасвати) со всем богатством знания всегда обитает в этом лотосе.
22. Над этим, в сердце, есть прекрасный лотос такого сияющего цвета, как цветок Бандхука с расположенными в нем двенадцатью буквами цвета киновари от ka до Tha. Этот лотос называется Анахата и он подобен небесному дереву Калпа (дереву исполнения желаний), которое всегда дает больше, чем просишь. Область Вайю дымного цвета с шестью углами.
23. Здесь медитируй над сладостным и превосходным четырёхруким Павана-Биджа, серым, как масса дыма, сидящим на черной антилопе. Также медитируй над расположенной здесь обителью милосердия, незапятнанный Господин которой светящийся как солнце. Его две руки совершают жест, дарящий благо, и рассеивающий страх трех миров.
24. Здесь пребывает Какини, желтая, как молния. Возбужденная и благостная, трехглазая, Она благодетельница всего, облаченная во всевозможные украшения. В Своих четырёх руках Она несет петлю и череп, делая знак благословения, отгоняющий страх. Её сердце размягчено нектаром, который Она пьет.
25. В околоплоднике этого лотоса - шакти в форме треугольника, чье нежное тело - как десять миллионов молний. Внутри треугольника - Шива-линга, называемый Бана-лингам. Он блестящий как золото, и в Его головке отверстие, маленькое, как драгоценность. Это обитель Лакшми.
26. Медитирующий над этим лотосом сердца становится господином речи; подобно Ишваре он теперь способен оберегать и разрушать миры. Этот лотос подобен небесному дереву желаний; обитель Шарва (Дживатмана), он украшен Хамса (Шивой), Который - как устойчивое пламя свечи в безветренном месте. Волокна, окружающие основание этого лотоса и освещенные "областью солнца" прекрасны (как солнечные лучи).
27. Первейший среди йогинов, он становится необычайно привлекательным для женщин. Мудростью и благородством поступков он превосходит всех. Его чувства полностью под контролем. В напряженной сосредоточенности его ум (полностью) поглощается в сознании Брахмана. Его вдохновенная речь течет, как поток чистой воды. В своей сущности он подобен Вишну, и он способен по желанию достигать другого тела.
28. В горле расположен лотос, называемый Вишуддха (чистый), дымно-лилового цвета. Все буквы, сияющие на его 16 лепестках малинового цвета, отчетливо видны тому, чей разум (Буддхи) просветлен. В основании этого лотоса - область эфира круглой формы, подобная полной луне.
29.
30. Шакти Шакини, сияющая в этом лотосе, чище, чем океан нектара (22). Её одеяния желты и в своих четырёх лотосоподобных руках Она несет лук, стрелу, петлю и стрекало. В основании этого лотоса - вся область луны, незапятнанной "знаком зайца" (23). Здесь - врата пути к великому освобождению для
31. Садхака, достигший полноты знания Атмана (24) с помощью постоянной концентрации своего сознания на этом лотосе становится великим святым, красноречивым, мудрым и наслаждающимся ненарушимым покоем сознания. Он наблюдает прошлое, настоящее и будущее и становится благодетелем всего, свободным от недугов и страданий, долго живущим и, подобно Ханса (25), разрушителем бесконечных опасностей. Йогин, чей ум устойчиво фиксируется на
На белоснежном слоне восседает здесь биджа Амбара и Его одеяния белы. Две из Его четырёх рук держат петлю и стрекало, а 2 других делают жест, благословляющий и отвращающий страх, и это дополняет Его прелесть. У Него на коленях всегда сверкает белоснежное божество (21), трёхглазое и пятиликое, с десятью прекрасными руками, одетое в тигровую шкуру. Его тело соединено с Той, которая "рождена горами" (Парвати), и Он известен под именем Сада-Шива - "всегда благодетельный". того, кто желает достичь богатства йоги и чьи чувства очищены и контролируются. этом лотосе, чье дыхание контролируется Кумбхакой, имеет силу, чтобы пройти через три мира. Ни Брахма, ни Вишну, ни Хари-Хара (Шива), ни Сурья, ни Ганапати (Ганеша) не способны противостоять ему.
32. Прекрасный белый лотос, подобный луне, называется Аджна. На его двух лепестках буквы Ха и Кша, которые тоже белые, что увеличивает красоту этого лотоса. Он сияет славой Дхйаны, внутри его - Шакти Хакини, чьи шесть лиц подобны множеству лун. У Неё 6 рук, в одной
33. В этом лотосе - обитель тонкого проницательного ума (Манас), который хорошо известен. Внутри его - Йони, а в основании лотоса - Шива в форме лингама, называемого Итара-лингам. Здесь он сияет как цепь вспышек молний. Первая биджа-мантра Вед (ОМ) - обитель наивысшей Шакти, которая своим светом освещает и делает видимой Брахма-сутру (Читрини-Нади), которая находится там же. Садхака, чей ум устойчив, пусть медитирует над этим в соответствии с предписаниями.
34. Превосходный садхака, чья Атма - ни что иное, кроме медитации над этим лотосом, способен по своей воле быстро достигать иного тела и стать наиболее выдающимся среди святых и мудрецов, всезнающим и всевидящим. Он становится благодетелем всего и знатоком всех учений. Реализуя свое единство с Брахманом, он реализует сверхъестественные и неведомые силы. Полный славы и долго живущий, он становится творцом, хранителем и разрушителем трех миров.
35. В этой Чакре внутри треугольника постоянно пребывает комбинация букв (А, У, М), образующих Мантру ОМ. Это - внутренний Атма (дух), чья сущность - чистый разум. Он напоминает пламя. Над ним - половина луны, а выше – буква МА до проявления (Ма-кара) в форме точки, а еще выше - Нада, чья белизна такова же, как (белизна) Бала-дэвы и Луны.
36. Когда йогин "закрывает дом" (26), остающийся "без опоры" (27), он получает (таким образом) знание с помощью высшего учителя. Когда, посредством повторения этой практики, Читта становится растворенной в этом месте (в Аджна-чакре), тогда он видит в треугольнике и в пространстве над ним отчетливо сверкающие вспышки огня.
37. Он также видит пламя, подобное пламени свечи, светящее, как чистейшее сияние утреннего солнца и горящее между "Небом" и "Землей". Здесь Бхагаван (господь Парама Шива) проявляет себя во всей полноте Своего всепроникающего, вездесущего могущества. Он, свидетель всего, не знает упадка, и Он пребывает здесь так же, как и в области солнца, луны и огня (в Сахасраре).
38. Это - несравненное и восхитительное местопребывание Вишну. Превосходный йогин во время смерти помещает свою Прану здесь и входит после смерти в это высшее, вечное, нерожденное божественное первоначало, в Пурушу, Который был прежде трёх миров и Который познан Ведантой.
из которых Она держит книгу, две других подняты вверх в положении, отвращающем страх и дарящем благо. Остальными руками Она держит череп, небольшой барабан и букет роз. Её сознание чисто.
39. Когда действия йогина, добрые во всех отношениях, становятся частью его служения у лотосоподобных ног его почитаемого Гуру, тогда над (Аджна-чакрой) он увидит образ Великого Пра-звука (Маха-нада) и Сиддхи речи всегда будут проявлены в лотосе его руки. В Великом Пра-звуке растворяется Вайю (воздух). Это - половина Шивы, по форме подобная плугу (28). Он (Шива) - успокаивающий, дарящий благо, отвращающий страх и дающий проявленным чистое сознание (29).
40. Над всем этим, в пустом пространстве, где Шангкини-нади и Висарга (30) - тысячелепестковый лотос. Этот светящий лотос, более белый, чем полная луна, повернут вниз. Его собранные в гроздья лепестки слегка окрашены (розовым) светом восходящего солнца, в нем светятся все буквы, начиная с А и Ом - полнейшее блаженство.
41. Внутри (Сахасрары) - полная незапятнанная луна (без знака зайца), сверкающая, как в чистом (осеннем) небе. Она, влажная и холодная (31) как нектар, щедро изливает свои лучи. Внутри неё - треугольник, сверкающий как молния, в котором - Великая Пустота (32), тайная даже для всех Богов.
42. Хорошо скрытое и достижимое лишь с большими усилиями это тонкое Бинду (Шунья, Пустота) - основной корень освобождения, и оно проявляет чистое Нирвана-кала с Ама-кала (33). Здесь пребывает Божество, известное всем, как Парамашива. Он - сущность и Атма (душа) всего существующего; в Нем соединены Раса и Вираса (34) и Он подобен солнцу, разрушающему тьму неведения и заблуждения.
43. Постоянно текущим потоком нектара, напоминающим серебристые лунные лучи, Господин (Гуру Парамашива) дает указания йогину, контролирующему себя и обладающему очищенным разумом. (Указания эти) даются знанием, которое осуществляет единство Дживатмана и Параматмана. (Этот поток) наполняет все вещи, как их Господин (35) - вечно текущий и распространяющий истечения всех видов блаженства; Он известен под названием Парама-хамсах.
44. Поклонники Шивы называют это место обителью Шивы, поклонники Вишну называют его Парама Пуруша. Иные называют это место обителью Хари-Хара (36). Те же, кто преисполнен страсти к лотосоподобным ногам Богини (Кундалини), называют это место Её обителью. Иные же великие святые называют это чистым местом Пракрити-Пуруши.
45. Тот, высший из людей, кто контролирует свое сознание и знает это место (в Сахасраре), никогда больше не родится снова, так как теперь нет ничего в трёх мирах, что связывало бы его. Его сознание будет под контролем и его цель будет достигнута. Он приобретет всю полноту силы для того, чтобы делать все, что он захочет, и предотвращать то, что противостоит его воле. Он будет двигаться в Кха (37), и речь его - проза или стихи - будет чиста и сладостна.
46. Здесь - высшая (самая полная) луна в шестнадцати кала. Она чиста и по цвету похожа на юное (восходящее, оранжевое) солнце (38). Она тонка, как сотая часть волокна из стебля лотоса. Тонкая и светящаяся, как миллионы вспышек молнии, она повернута вниз. От неё, чей источник - Брахман, течет обильный поток нектара.
47. Внутри этого (Ама-кала) - Нирвана-кала, высочайшая из высочайших. Она, тончайшая, как тысячная часть конца волоса - в форме лунного серпа. Это - всегда существующая Госпожа (Бхагавати) - Божество, присутствующее во всем. Она дает божественное знание и светит так ярко, как светили бы все солнца, взошедшие одновременно (39). Нирвана-Кала сверкает ослепительно ярко, но цвет её, как и у Ама-Кала, подобен цвету восходящего солнца, он ярко-оранжевый.
48. В Нирвана-кала сияет высшая Изначальная Сила - Нирвана-шакти. Она, светящая ярко, как миллион солнц - мать трех миров. Она предельно тонка, как десятимиллионная часть волоса. Имеющая в себе постоянно текущий поток (изначальной) радости (40), Она (дает) жизнь всему существующему (41). Это Она милостиво приносит знание истины в ум мудрецов.
49. Внутри её (Нирвана-шакти) - место, называемое обителью Шивы, свободное от Майи. Это место, известное под названием Нитьянанда, могут достигать только йогины. Оно наполнено всевозможными формами блаженства и его природа чисто умственная. Одни называют это место "местом Брахмана", другие - местом Хамсах. Мудрецы описывают его, как обитель Вишну. Эти праведные люди говорят о нем, как о невыразимом словами месте освобождения, где познается Атман.
50. Тот, кто очищен практикой Йамы и Нийямы, предпочитает (непосредственно) из уст своего гуру изучать процесс, открывающий путь к познанию освобождения. Тогда тот, чье существование погружено в Брахман, пробуждает Богиню (Кундалини) звуком (Мантры) ХУМ, пронизывая центр линги, рот которой закрыт и невидим. Потом с помощью воздуха и огня вводит её (Кундалини) в Брахма-двара.
51. Богиня, Которая - чистая Саттва, в Своем тонком состоянии, светящая, как молния, и тонкая, как волокно стебля лотоса, пронизывает три лингама (42) и достигает всех лотосов, известных, как лотосы Брахма-нади, сияющие с этого момента внутри (Брахма-нади) во всей полноте. Она идет к светлому Шиве, подобному пламени -
52. Пусть мудрый и превосходный йогин, устойчивый (43) в Самадхи и преданный своему Гуру, ведет Кула-Кундалини вместе с Дживой вдоль (Брахма-нади) к её Господину - Парамашиве, в обитель освобождения (44). Пусть он медитирует над ней, позволяющей все желания, в её форме Чайтаньярупа Бхагавати (45). Когда он ведет так Кула-Кундалини, пусть он сделает все вещи поглощенными в ней (46).
53. Превосходная Кундалини пьет красный нектар, исходящий из Парама-Шивы. Оттуда, где сияет вечное блаженство, она возвращается во всей своей славе по пути Кула (Читрини-нади) в Муладхару. йогин, достигший устойчивой неподвижности своего ума, потоком небесного нектара, текущим из сосуда Брахманда (47), совершает жертвоприношение своему персональному божеству (Ишта-дэвата) и другим божествам в шести чакрах. Этим он получает знание в традиции своего Гуру.
54. Йогин, ум которого под контролем, который соблюдает Йама и Нийама и который изучил от своего Гуру-посвятителя этот прекрасный метод – источник постоянной радости, никогда уже не родится в этом мире до самого момента всеобщего растворения; радующийся тому, что он всегда имеет этот источник вечного блаженства, он, исполненный покоя - выдающийся среди всех добродетельных.
55. Если такой йогин, преданный своему Гуру, ум которого контролируется, а сердце невозмутимо, прочтет этот тайный трактат - источник высшего знания об освобождении - то можно с уверенностью сказать, что сознание такого йогина будет танцевать (от радости) у ног его Ишта-дэвата (персонального Божества).
который Высшее блаженство - и внезапно порождает счастье освобождения.
Примечания.
1) Известны комментарии на этот текст, написанные Каликараной, Шанкарой (не философ Шанкарачарья, автор "Волны блаженства", а бенгальский тантрист, живший в 18 веке), и Артуром Авалоном.
2) Chandra-suryaagni-rupa. Луна, солнце и огонь здесь – символы Читрини-нади, Ваджрини-нади и Сушумна-нади. Внутри Сушумны - Ваджрини, а внутри Ваджрини - еще более тонкая Читрини. Слово "Читрини" - от "читра" - "мысленный образ". Читрини в тантрических текстах называется "внутренней женщиной". Внутри Читрини - еще более тонкая Брахма-нади, по которой и движется восходящая Кундалини.
3) Kanda-madhya choshirahstha. Канда - корень всех Нади в основании спинного мозга.
4) Ади-дэва - "Пра-божество", Парам Бинду, "запредельная точка" чистого сознания (Сахасрара).
5) Sudha-dhara-gamya-pradesha. Нектар, текущий от соединения Шивы и Шакти, называемого словом Samarasya - "совокупление, половой акт".
6) Kamarupa - Камарупа - "то, чем испытывается Кама", сексуальная любовь. В -текстах употребляется словосочетание Madana garatmaka - "комната, полость любви". Этот треугольник называется еще "очаровывающей, соблазняющей Шактипитха (основание Шакти)".
7) Trikonam Traipura-khyam. Трипура - треугольник "Трех городов" - это, по словам Вишванатха, цитирующего Гаутамия-Тантру, тройственная сила воли, знания и действия - Шакти Вама, Шакти Джиестха и Шакти Раудри, о которых подробнее говорится в Саммохана-Тантре. Треугольник еще называется Трипура, потому что в нем, согласно Шактананда-Тарангини, обитает богиня Трипурасундари. Она в форме санскритской буквы "Ка" в середине треугольника, что символизирует слово "Кама" - сексуальное желание.
8) Кандарпа (вероятно, от "канда") - форма Апана-Вайю. Кандарпа-Вайю распространяется во все стороны из треугольника Трипура.
9) Jivesha. Это названо "владыкой бытия", потому что от красного Кандарпа-Вайю - полового влечения - зависит продолжение жизни. В Шактананда-тарангини (ст. 5) говорится так: "Прана - в Канде, Апана – в области ануса. Всякий воздух в области ануса - Апана, и Кандарпа-вайю -часть Апана-вайю". Далее там же говорится так: "Апана тянет Прану, а Прана тянет Апану - так (охотничий) сокол, привязанный веревкой (к руке охотника) притягивается назад, когда он пытается улететь. Пока
10) Linga-rupa Svayambhu. "Сваямбху" - "самовозникший", "не созданный никем".
11) Pashchimasya. "Кали-куламрита" тоже говорит о повернутом вниз лингаме, который с помощью Кама-биджа - полового влечения - активизируется и поворачивается вверх.
12) Prathama-kisha-layakamarupa. Шактананда-Тарангини сравнивает Сваямбху-лингам с "голубовато-зеленым красавцем Шивой", а Рудраямала-Тантра, говоря о треугольнике в Муладхаре и о Кундалини, сравнивает её со вспышкой десяти миллионов молний в сизых грозовых облаках. Сизый, темно-голубой и темно-зеленый считались родственными цветами.
13) Vidyut-purhendu-bimba-prakarakara-chaya-snidha-santata-hasi. Свет, излучаемый из Сваямбху-лингама, голубоватый и холодный, как свет осенней луны, но он наполняет радостью сердце йогина.
14) Кундалини, творящая мир множества форм, называется "Махамайя", "Великая Иллюзия".
15) В Тантрараджа Тантре (Tantric Texts, vol. 2, p. 120-122) сказано так: "Медитируй на Дэви-Кундалини в образе своей Ишта-Дэвата (персонального божества, Ishta-devi-svarupini) в виде девушки в полном расцвете своей юности с большой грудью красивой формы; она украшена всевозможными драгоценностями и светит, как полная луна; у неё никогда не устающие глаза...". "Не устающие глаза" - образ, характерный для индийской литературы, признак страстности женщины. Подобные описания весьма характерны для тантрических текстов. Розовый цвет (Rakta) по словам ШактанандаТарангини - атрибут женственности, женской красоты. Поэтому - сказано там, - над
16) Кундалини, как вибрационная энергия в её аспекте звука.
17) Запредельная - Para, намек на "пара-звук", высшее из четырёх состояний Шабда (звука), который, как вибрационная сила - сама сущность Кундалини.
18) Nityananda-parampara. Нитьянанда - "вечное блаженство", т. е. Ниргуна (бескачественный) Брахман, Парампара - "следуя шаг за шагом". Из Нитьянанда - Ниргуна Брахмана, проявляется сагуна Брахман. "Шаг за шагом" нектар блаженства от Нитьянанда доходит до Парам Бинду (Сахасрара), потом до Аджна-чакры, Вишуддха-чакры и т. д., пока не достигает Парамешвари, Чит-Кала, о которой говорится здесь, и своим прикосновением вечного
блаженства пробуждает её - "Спящую Красавицу" - и зовет к её далекой цели, к соединению с Парама-Шивой в Сахасраре.
19) Алхимический котел микрокосма, тела человека.
20) "Сва-дхи-штхана" - "Место пребывания Сва", "пара-лингама".
21) Это Божество - Ardha-narishvara, одна половина Которого мужская (Шива), а другая женская (Шакти) - называют еще "Хара-Гаури-Мурти". Хара и Гаури - в алхимическом символизме Тантр "слюда" и "ртуть", Шива и Шакти, прозрачность чистого сознания ("слюда") и массивная плотность Изначальной Силы (ртуть). Левая половина этого Божества золотого цвета, а правая - снежно-белого, серебристого. Гаури, женская половина фигуры, - также и одно из имен Матери Вселенной, Изначальной Силы. Её называют Сада-Гаури - женская половина фигуры Сада-Шивы.
22) Suddhasindhah-shuddha. Океан лунного нектара белый и холодный, он окружает мифический волшебный остров Манидвипа.
23) Пятна на лунном диске сравниваются с контурами зайца. Здесь и далее идет речь о "внутренней луне" (Чит-чандра), "мистической луне", не имеющей никакого отношения к небесной луне, и поэтому подчеркивается полная чистота и незапятнанность этой "внутренней луны".
24) Atma-sampurna-yoga. Познавший Атмана становится подобным воде, неподвижной в глубине.
25) Ханса - символ Атмана, он в безымянном двенадцатилепестковом лотосе ниже Сахасрары.
26) Изолирует себя от внешнего мира с помощью Йони-мудры.
27) Без каких-либо впечатлений из внешнего мира.
28) Sirakara. Шива-Ха-кара. Если верхнюю часть санскритской буквы Ха убрать, то оставшаяся часть будет напоминать по форме индийский плуг. Нижняя часть буквы Ха символизирует Нада (звук), а верхняя - Бинду (точку). Бинду и Нада - те две вещи, которые нужны для того, чтобы Шакти могла творить. Здесь же, выше Аджна-чакры, Нада и Бинду становятся одним целым.
29) Shuddha-buddhi Prakasha. Саммохана-Тантра говорит о причинном теле выше Аджна-чакры; "Здесь луна (Инду), в ней точка (Бинду). Выше – область Бодхини, а выше Бодхини - Нада в форме полумесяца. Еще выше - Маханада в форме плуга, а над этим - Кала (время), называемое изогнутым, искривленным (Anji). Это Кала - возлюбленная йогинов. Выше Кала - Унмани. Кто достигает Унмани, тот уже не возвращается назад. Сравни в Бхута-Шуддхи Тантре: "Богиня над Бинду и Matrardha-Нада. Выше её - Маханада, которое есть то, в чём растворяется Вайю". Шарада-тилака (1.7-9) об этом говорит так: "Из Сакала Парамешвари, Которая есть Сат-Чит-Ананда, исходит Шакти, из Шакти - Нада, из Нада - Бинду, Сакала (существующий во времени) и Нишкала (за пределами времени)".
эти две (Прана и Апана) так противодействуют, они не покидают тело. Когда (их противодействие прекращено) и они согласованы, они покидают тело". В этом же смысле ниже, в ст. 10 Шат-Чакра-Нирупана говорится о Кундалини, .которая посредством вдоха и выдоха поддерживает существование всего мира. образом Кундалини нужно медитировать как над красной или розовой Богиней. А в уже цитировавшихся шлоках из Тантрараджа Тантры далее говорится: "Медитируй над Богиней Кундалини, Которая обнимает Сваямбху-лингам, и Которая - темно-голубая (Shyama) и тончайшая из всего тонкого. В Ней - все творение, существование и разрушение. Она и вне Вселенной (как запредельная всему проявленному в пространстве-времени Изначальная Сила), и в то же время является её суммарным знанием (Jnana-Rupa, Вселенная в форме знания). Думай о Ней как о Той, Которая поднимается вверх". "Она, чья сущность - Брахман, сияет как миллионы восходящих лун..." (Кангкала-Малини Тантра).30)
31) Parama-rasa chaya-snigdha-santanahasi. Эти слова можно перевести и так: "Её влажные и холодные лучи порождают чувство улыбающейся радости...". Кангкала-Малини-Тантра говорит о Сахасраре: "В её околоплоднике (основании) - Антаратма (внутренний дух). над этим - Гуру. Круги (мандалы) Солнца и Луны тоже здесь. Над всем этим -Махавайю и Брахмарандхра, в отверстии (рандхра) которой - Висарга, всегда незапятнанное и полное блаженство. И еще выше (tadurdhhva) - Дэви Шангкини, создающая, охраняющая и разрушающая".
32) Tadantah Shunyam. Шунья-Бинду. Тодала-Тантра говорит об этом так: "Высший свет бесформенен, а Бинду (точка) - непреходящее и вечное".
33) Ама-кала и Нирвана-кала - самые высокие из стадий нарастания полноты луны.
34) Раса - это Парамананда Раса, нектар высшего блаженства. Вираса (Rasa-Virasamita) - это Вирасамита, нектар блаженства, возникающий от любовного соединения Шивы и Шакти.
35) Sakala sukha-santana-lahari-parivana. Господин (Бхагаван) и Гуру – здесь Парама-шива, "чистое сознание". Ср. в Нирвана-тантре (p. 3): "В лотосе, расположенном в голове - верховное Божество (Махадэва), высший учитель (Парам Гуру). Нет подобного ему во всех трех мирах". Сравни в Кангкала-малини Тантре: "Там, в Сахасраре - Антаратма, а выше - Вайю, а над Маха-нада - Брахмарандхра. В ней - Висарга, которая незапятнана ничем и которая - вечное блаженство. Над этим - Дэви Шангкини, творящая, охраняющая и разрушающая". Это высочайший пик - символическая гора Кайласа, "рай Шивы". "О
36) Хари-Хара - двойная фигура, правая часть которой - Вишну, а левая - Шива.
37) Кха имеет несколько значений - Брахман, эфир, небо и нёбо во рту.
Висарга - самая верхняя часть Брахмарандхра. Махадэви, кто поместил свое невозмутимое сознание здесь, тот живет полный срок своей жизни, свободный от болезней. Он никогда больше не будет перерождаться. Здесь постоянно сияет Ама-Кала, не знающая ни роста, ни упадка, а в ней - семнадцатое Кала, Нирвана-Кала. В Нирвана-Кала - огненная Нибодхика, над ней - непроявленное Нада (празвук), лучезарное, как миллионы солнц. Это высшая Нирвана-шакти, первопричина всего. В этой Нирвана-шакти будет познан Шива, неизменный и свободный от всего". Парама Шива - запредельная точка чистого сознания. Линия, обнимающая эту точку так тесно, что почти неотделима от неё - Нирвана-Шакти. Вокруг этого Шакти-Маха-Маия создает бесчисленные оболочки, как круги на воде. Из них наиболее плотные и удаленные от этого центра - в Муладхаре, в стихии земли. Шесть Чакр, таким образом, подобны вложенным друг в друга кругам.38) Shishu-surya-sodara-kala.
39) Sarvarka-tylya-prabha.
40) Nirvadhi-vigalat-prema-dhara-dhara. "Према" - "радость", "нежность".
41) Sarveshang-jiva-bhuta. Нирвана-шакти в форме пара-бинду расположена под Нирвана-кала и над Нибодхика, которое - "Нада-рупа", т. е. в форме звука. Нирвана-шакти, форма Пара-бинду - это его наружный круг. Внутри Нирвана-кала - огненная Нибодхика, которая - фаза непроявленного звука (Нада) Над этим - высшая Нирвана-Шакти, светящая ярко, как десять миллионов солнц и которая - причина всего. В ней - Парама Шива, незапятнанный и неизменный. С ним Кундалини наслаждается здесь блаженством.
42) Linga-trayam. По мере поднятия по Брахма-нади, которая - в середине Читрини-нади, Кундалини проходит через четыре стадии звуковой вибрации. Четвертая, высшая стадия - "Пара" (непроявленный) звук - в Сахасраре. Это называют "беззвучным звуком".
43) Yatah - тот, чье внимание постоянно поглощено практикой.
44) Кундалини в форме Ишта-дэвата идет к своему повелителю, Парамашиве, который - Пара-Бинду (запредельная точка) в Сахасраре. Там йогин растворяет даже и Пара-бинду в чистом Чит-атма, "чистом сознании", которое - всевмещающая Великая Пустота внутри точки Бинду. Так йогин реализует единство Дживатмана и Параматмана и пребывает в полноте просветления, подобного глубокому и неподвижному океану. Тантратара-Тантра говорит так: "Царь йогинов, он становится полным блаженства Брахмана, превращая свой ум в обитель Великой Пустоты, которая - в свете "солнца", "луны" и "огня". (т. е. в Сахасраре - ср. Падука-панчака, ст. 4)
45) Богиня, которая - сознание во всех телах.
46) Laya-vashat-nitva. Последовательное растворение всех Таттв в точке Бинду, Бинду затем растворяется в Кала, Кала - в Нада - звуке, Нада – в беззвучии Наданта, а беззвучие Наданта растворяется в безмыслии Унмани, и так до самого чистого "пустотного" сознания - Парамашивы.
47) Брахманда - "яйцо Брахмы", Вселенная.