Ирина Верхградская из Новосибирска начала делать куклы еще в детстве, но серьезно вернулась к своему увлечению 30 лет назад, когда начала шить кукол для своих маленьких детей. Сейчас в ее коллекции более 1500 миниатюрных работ, но известной ее сделали прежде всего очень точные и трогательные сцены из повседневной жизни.
Ирина Верхградская и ее куклы
«Когда мне было 10 лет, я попала в больницу. Сестра передала мне маленькую шитую куколку – она сама сшила её, крошечную – и к ней халатики, платьица, кофточки. Я стала играть, увлеклась этим. Когда выписалась и пришла домой, кукле понадобились подружки, папа с мамой, бабушка с дедушкой. Сестра две-три куклы сделала, а потом восстала и отказалась. Пришлось мне самой осваивать, – рассказывает Ирина Верхградская. – Потом я так увлеклась что, будучи в последних классах, мои подружки бегали на танцы, а я шила этих кукол. Но уже не для игры, а разрабатывала образы. Например, профессор и его жена. Жена такая красивая, а он, разумеется, старенький. Рисовала ему антикварные книги, фолианты какие-то, а ей – журналы мод».
Учеба, взрослая жизнь, семья и работа отвлекли Ирину Ивановну от увлечения. Снова к нему она вернулась лишь спустя годы, когда подросли её дети.
«Перед перестройкой, в 80-е годы полки опустели, игрушек не было. Я перед Новым годом вспомнила об игрушках, потому что не смогла купить хороших игрушек детям. Уложила детей спать и шила. По одному Деду морозу, по Снегурочке. Сыну сшила шофера и милиционера в фуражке. Дочери – маму с дочкой. Когда они получили их, я заметила, что с утра до вечера у них не заканчивается игра. Потом они начали еще просить: сделать пирата, индианку (по телевизору тогда шла «Зита и Гита»). Я выполняла эти просьбы в силу возможности. Дети не баловались – знали, что если тихо и спокойно дома, то мама сядет шить».
«Куда же я без тебя!»
Создание целых коллекций началось с одной принцессы, которую попросила дочка Ирины: пираты у детей были, а спасать от них было некого. В принцессу мастерица вложила, как говорится, душу, украсив её платье рюшечками, оборочками, бантиками и бисером. «Мне стало жалко отдавать ее на растерзание, я дала играть, но попросила, чтобы ее ставили на полочку после игры. С этой принцессы все и началось», – говорит Ирина Ивановна.
Детство 50-60-х годов. «Переводные картинки»
Детство 50-60-х годов. «Переводные картинки»
Из серии «Дорогие мои старики». Кавалер. В доме престарелых
«Я никогда не думала, что я зациклюсь, как сейчас, на этих старичках. Мне интереснее было развитие общей истории, а потом как-то я сделала бабулечку, посадила её на скамейку. Она сидит в зимнем пальто, варежку с одной руки сняла. Сфотографировала ее, выложила в интернет и подписала: “Весна”. Столько отзывов получила! Я поняла, что это нашло отклик. И сюжеты не надо придумывать, их очень много: это все реальная жизнь, это все у нас у каждого в памяти. Бытовые сюжеты, который каждый видел в своей жизни», – продолжает она.
Антураж и аутентичность создает не только одежда маленьких персонажей, но и окружающие их детали: зеркало с прикрепленными на нем фотографиями, таз, утюг, занавески, тумбочки и серванты. Все они тоже созданы вручную.
«Это все из нашей жизни. Тут самое главное вовремя остановиться, не переборщить, не перегрузить обстановку. Много в памяти разных деталей интерьера, но лучше сделать меньше, чтобы каждая привлекала внимание. Мне люди пишут: “у нас точно такой сервант был”, “это картина из моего детства”. Купить такое невозможно», – отмечает Ирина Верхградская.
(отсюда)
Из серии «Дорогие мои старики»
Такие детали создаются из картона, пластмассы, да и вообще из любых подручных материалов. «Раньше что-то из домашних запасов резала. Новые комбинации на кружево отрезала, жертвовала своими вещами. Что-то могла купить. Было даже такое, что я иду по улице и вижу что-то блеснуло – пряжечка у кого-то отвалилась или приколочка какая-то лежит. И вот я стою, жду, когда люди пройдут, чтобы поднять. У меня столько пакетов с этой мелочью! Раньше мне из музея, где выставки проходили, звонили, что с ателье принесли целый пакет обрезков. Я все бросала, бежала, и потом на диван все вываливала, не раздеваясь, и пересматривала», – вспоминает создательница кукол.
«С Новым 1957 годом!»
«Самый счастливый день»...
Из серии «Дорогие мои старики». Самый счастливый день
«Роман о любви»
фрагмент
Из серии «Дорогие мои старики». «Дорогой сыночек! У меня все хорошо…»
«Субботний ужин»
Из серии «Дорогие мои старики»
Из серии «История одного кресла»
«Разговор с внучкой»
«Разговор с внучкой»
«На балконе»
Из серии «Дорогие мои старики». Поклонница
«Сыночки! Время не подскажете, сыночки?»
За пенсией на почту пошла, принарядилась
Подкидыш
Актриса провинциального театра? Учительница на пенсии?
\
Прогуливалась по бульвару. Устала
«С легким паром!»
На веранде
В доме престарелых. Осень
«Рио-Рита»
В доме престарелых. Волонтеры приезжали
Помощник
«До свидания!»
Второй пост о мастерице - Автор:Валерия Шаньгина
Когда-то будущая кукольница хотела быть искусствоведом, но её судьба сложилась иначе. Однако увлечение историей, историей культуры и историей моды все-таки нашло продолжение.
«Второй куклой стала дама из Средневековья. Я просто для удовольствия делала вот этих кукол именно по истории костюмов. А потом как-то знакомая предложила сходить на круглый стол по интересам в музей. В то время к куклам отношение было легкомысленное – “взрослые люди этим не занимаются”. Но я пошла на эту встречу, там все были серьезные фотографы, художники, коллекционеры. Все начали показывать свои коллекции и фотографии.
До меня очередь дошла, я думаю, ну всё, сейчас опозорюсь. Вытаскиваю куклы, и присутствующие как начали бегать вокруг стола! И один товарищ сказал: «вам под силу сделать даже петровскую ассамблею».
И примерно через полгода я сделала первую историческую личность – Петра I и положила начало еще одному моему направлению. Это персонажи истории и культуры: Тутанхамон, Нефертити, Иван Грозный, Екатерина I и Екатерина II и другие», – продолжает новосибирская мастерица.
Всего Ирина Верхградская создала более 1620 кукол
Обобщенное название – «Маленький мир» – работы Ирины Ивановны получили на одной из выставок. Его придумали для экспозиции, а потом оно так и закрепилось за внушительной коллекцией миниатюрных кукол. «Маленький мир – это отражение нашего большего мира.
Тут и история костюма, и национальные костюмы, и персонажи истории и культуры, и герои сказок. Всего порядка девяти направлений», – улыбается Ирина. Кстати, на одной из выставок «маленького мира», некая посетительница побывала аж четыре раза.
В последний из них она попросила наблюдателей оставить её с куклами наедине – чтобы понастальгировать в одиночестве.
Продать миниатюрных персонажей Ирину Ивановну просили, и не раз. Но ни Усть-Каменогорскому музею, ни Музею игрушки из Сергиева Посада, ни коллекционеру из Израиля мастерица свое творение не продала.
«Я не хочу, чтобы они были разбросаны. Что-то я дарила, что-то продавала, но не коллекциями, а поштучно. Я не делаю кукол именно на продажу, хотя в те же 90-е могла спокойно освоить тему эротики, всё бы, наверное, у меня уходило, и я стала бы миллионером. Но нет», – добавляет Ирина Ивановна.
Сейчас мастерица – на пенсии и создание кукол – её основное увлечение, которому отдается большая часть времени. А раньше куклы создавались ночами, в свободное от работы время. До трех часов ночи Ирина Верхградская традиционно создавала миниатюры. Начинала, кстати методом проб и ошибок.
«Я начинала свое творчество в то время, когда не было интернета и таких условий для профессионального роста, как сейчас. Все с нуля: книг не было по шитью кукол, ничего. А если и было, то самое примитивное. Поэтому я не могла посмотреть ни у кого, я все это через свой опыт», – отмечает она.
Удивительно, но художественного образования у Ирины Ивановны нет – просто испугалась. «Как мама сказала, в год она мне вложила в руку карандаш, и я рисовала кружочки. Я всегда рисовала и в школьной стенгазете, и на работе всегда была редактором такой газеты. А поступать на художественный я испугалась. Испугалась того, что в институте надо будет эскизы на больших листах, на ватманах рисовать, а я рисовала все в миниатюре», – заключает Ирина Ивановна, которая и по сей день создает миниатюры.