• Авторизация


Без заголовка 11-04-2009 01:37 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения IPWarrior Оригинальное сообщение

Новый вид - "человек заякоренный"



Сегодня первый раз я серьезно задумался о якорях. Если не все знают, что это такое, и думают, что я имею ввиду большую железяку на цепи, которая должна идти ко дну и держать корабль - я не об этом. Что такое рефлекс - думаю, знает каждый. Это некоторое определенное неосознанное действие, которое возникает как реакция на некоторый определенный раздражитель. По аналогии, мы можем наблюдать некоторое определенное состояние, которое возникает как реакция на некоторый определенный сигнал, и этот сигнал называется якорем. Якорем может быть что угодно. Поза, жест, прикосновение, слово, чей-то голос, звук, запах, вкус, образ, мысль... Я не знаю, может и бывают рефлексы на мысли, но я определяю якорь как понятие более широкое, чем просто раздражитель.

Итак, мы сталкиваемся с якорями каждый день много раз. Как это влияет на жизнь? В конце я дам свой ответ на самый интересный вопрос - почему человеку, сколько бы он не имел, всегда мало. А пока разберем несколько распространенных якорей.

Будильник. Я думаю, на этом примере легче всего понять суть якоря. Все знают, что если поставить на будильник даже самую любимую песню - то уж наверняка проснувшись под нее раз 10, особенно не выспавшись, она уже перестает нравится. Все очень просто. В данном случае песня - это якорь. Сначала она нам просто нравится, но потом мы начинаем под нее просыпаться. Какое состояние обычно бывает у невыспавшегося человека, сон которого был прерван? Ну плохое. Недовольное, уставшее, разбитое... Каждый раз это состояние привязывается к фактору, который его сопровождал. То есть с каждым утром эта песня все больше ассоциируется с недовольством, плохим настроением. Хотя, я думаю это исправимо, если привязать эту песню к какому-то другому, позитивному состоянию.

Вообще музыка очень часто становится якорем. Например, какая-то песня может ассоциироваться с поездкой в метро, какая-то - с бронхитом, а другая - с теплым летним днем. В зависимости от состояния, в котором мы находимся, слушая эту песню, и от того, насколько сильные переживания испытываем. Если, к примеру, нам плохо, и мы пытаемся поднять себе настроение музыкой - нам становится немного легче, но эта музыка "пачкается" - заякоряет состояние "плохо". Вообще это не обязательно себе представлять, ведь можно легко проверить. Находим песню, которую давно не слушаем, но раньше слушали много (только ж не с будильника, а то это будет уже извращенный эксперимент). Включаем, закрываем глаза и слушаем, наблюдая, какие картинки и какое состояние из прошлого вызовет песня. Например, когда я слышу группу Lesiem - у меня возникает состояние загородной поездки. Дело в том, что я несколько раз слушал эту группу в электричке, когда ехал на дачу, и один раз - в автобусе, когда ехал на кладбище в пригороде.

Еще один хороший пример с музыкой - опенинги к аниме. Много раз наблюдал, как совершенно непримечательный опенинг вдруг начинал очень нравится, если нравилось аниме. В данном случае опенинг становится якорем для переживания чего-то интересного, или веселого. То есть это вам только кажется, что там какая-то классная музыка. Классным было аниме, а музыка совершенно обычная, если, конечно, вы не начали с нее фанатеть с первого раза, до просмотра аниме.

Но есть в музыке еще одна особенность. Музыка и сама может создавать какие-то настроения, переживания. Еще до того, как на нее заякоряется что-то извне. Поэтому если музыка очень уж нравится и вызывает яркие переживания - она заякоряется сама на себя. В этом случае она не просто не надоедает - она с каждым разом нравится все больше и больше. И это относится не только к музыке, таким якорем может быть что угодно. Например, вкус шоколада может стать якорем на переживание сильной зубной боли, и вы потом долго будете смотреть на шоколад с отвращением, а может стать якорем на переживание вкуса самого шоколада, и тогда вам все время будет хотеться еще.

Возвращаясь к музыке, хочу сказать вот что. Вчера довелось пообщаться по аське с девушкой, которая слушает только эмовские песни. Я спросил, что это для нее. Она ответила: "они жизненные.................... не веселые и не грустные..........". А я вот о Мельнице так говорю, хоть и совсем разные жанры. Здесь ключевое слово "жизненные". Поскольку сначала жизнь представляет собой чистый лист, делаем вывод, что музыка, на которую мы вот так подсаживаемся, как раз и рисует на этом листе свое настроение, и оно становится для нас обычным, нейтральным. То есть если мы проникаемся веселой музыкой - позитив становится нормой для нашей жизни. Если мы подсаживаемся на песни о путешествиях, далеких землях, других мирах - нормой становится творчество, фантазия, непредсказуемость. А подсесть на песни о депрессии, суициде, разрывающемся сердце или еще о каком-то дерьме означает рыть себе могилу, так как нормой для жизни становится балансирование на грани смерти. Не удивился бы, если б на почве таких песен развивался рак. Да, я совершенно серьезно. Якорь может вызывать любое состояние или переживание, в том числе и болезнь.

Продолжая тему болезни. Когда я первый раз посмотрел фильм "Секрет", он вызвал у меня очень яркие позитивные переживания, и они заякорились на самом фильме. Это было состояние всемогущества, очень ресурсное. Потом несколько раз я, чувствуя, что заболеваю, садился смотреть этот фильм. Сам по себе фильм не лечит, это ж понятно и так. Но он вызывал то самое ресурсное состояние, и организм значительно быстрее и легче восстанавливался. Однако теперь этот фильм у меня заякорен еще и на состояние болезни, так что не исключено, что если я сяду его смотреть просто так, в нейтральном состоянии - могу почувствовать себя хуже. Хотя опять же, сам фильм тут не причем, дело только в якоре.

Голос. Есть люди, на которых мы автоматически склонны повышать голос. Это происходит не потому, что мы такие несдержанные, а потому, что их голос, даже нормальной громкости, для нас является якорем, например, на состояние раздражения, когда нам хотелось на этого человека кричать. Поэтому если человек регулярно раздражает тем, что он говорит - мы воспринимаем его голос как сигнал кричать, даже если он скажет что-то безобидное.

Запахи. Тут, думаю, нечего писать, разве что один пример из жизни. Был у нас когда-то домик в селе Рубонка, 3 часа от Киева на электричке, а потом еще час на автобусе. Продали много лет назад. А был я там последний раз, кажись, еще до школы. Вообще там был один очень важный для меня инцидент, с которым связан тот факт, что мне вообще не снятся кошмары. Но я сейчас не об этом. Домик был довольно старый. Стены белые, крыша красная, цветочек нарисован на трубе. Какого цвета были ставни - не помню, так как они обычно были открыты. Но либо белые, либо синие, либо красные. На печку меня не пускали - очень жаль. А на чердак пару раз лазил - там было много соломы, а среди нее рассыпана фасоль. Помню, как на веранде бабушка ставила ловушку для мышей. Пол был из досок, краска бардовая. В углу висела икона. Возле дома - огромный огород. Где-то далеко - озеро, куда мы ходили ловить рыбу. Красноперок. А потом ели уху. Еще там где-то была больница. Как выглядела - не помню, но помню, что это был красивый деревянный домик. Я многое помню, хоть и прошло уже лет 15 с тех пор, да и был я там всего несколько раз. Но единственное невизуальное, что осталось - это запах. Запах воздуха в домике. Для кого-то это просто запах сырости (не тот, что во время дождя, а тот, что бывает в сыром помещении), а для меня это - якорь переживаний, связанных с селом Рубонка. Очень приятный запах)

Образы, мысли. Например, я представляю себе яркое солнце, и у меня возникает состояние ощущения тепла. Или представляю лес - возникает ощущение свежести. Думаю о сессии - возникает состояние подавленности. И так далее.

Это все. Пришло время ответа на вопрос, почему человеку, сколько бы он не имел, всегда мало. Я думаю если не единственная, то одна из причин следующая. Человек что-то имеет, и чего-то хочет. То, что он имеет, он может воспринимать, а то, чего он хочет - не всегда, но зато он всегда знает, что то, чего он хочет получить, у него пока нету. Таким образом, все, что у человека есть, становится якорем на переживание желания получить то, чего у него нету. Сначала это какие-то конкретные вещи. Например, у тебя есть одна книга, ты на нее смотришь, и думаешь о том, что хорошо бы собрать всю серию. Но по каким-то причинам не можешь этого сделать. Теперь ты смотришь на книгу и жалеешь, что не можешь собрать серию. Книга становится якорем переживания нехватки других книг. Но это актуально для всего. Телефон становится якорем на нехватку коммуникатора, коммуникатор - якорем на нехватку ноута, ноут - якорем на нехватку мощного компьютера с большим монитором, далее хочешь сеть, Интернет, безлимит. Теперь все? Нет, теперь ты испытываешь нехватку места на жестком диске. Когда ты купишь себе несколько емких винтов - заполнишь ими все отсеки, и теперь не хватает пространства в компьютере. Или так. Увидел кусок серии. Захотел собрать сезон. Потом захотел собрать все сезоны. Потом - все похожие сериалы. Знакомо? Но и это не худшее. Здесь можно как-то выделить последовательность, а в некоторых случаях нельзя. Я говорю в первую очередь о деньгах. Допустим, у тебя 100 баксов, и тебе не хватает на то, что ты хочешь. Потом у тебя появляются еще деньги, ты это покупаешь, а еще на что-то тебе не хватает. Опять нехватка денег. И так далее. Денег не может хватить абсолютно на все, что ты хочешь купить, поэтому ты часто переживаешь состояние их нехватки, и каждый раз якорь один и тот же - сами деньги. Вещи, на которые тебе не хватает, меняются, а деньги фигурируют каждый раз, поэтому они становятся самым сильным якорем, связанным с нехваткой. А поскольку мы с деньгами контактируем каждый день - получается, состояние нехватки становится нормой для нашей жизни, независимо от того, сколько у нас в кошельке - копейки на хлеб, или миллионы на счетах. Мы все равно будем рады бесплатно проехать в транспорте, или купить джинсы со скидкой. Потому что якорем тут является не цифра, характеризующая количество денег, а сами деньги. Ну а что человек обычно делает в условиях дефицита? Копит! Так что человек, для которого деньги стали якорем состояния нехватки денег, инстинктивно склонны копить деньги, независимо от того, смогут ли они когда-то их потратить. И поэтому им всегда мало, сколько бы они не имели. И это относится не только к деньгам. Просто деньги - самый яркий пример, и его проще всего понять. И теперь напрашивается вопрос - может ли человек стать свободным от материальных потребностей? Я думаю может, но для этого придется кроме желаний избавиться еще и от якорей, то есть в данном слчае - от привычки копить.

Я не буду писать, как специально создать якорь на ресурсное состояние и использовать его в своих целях, по двум причинам. Во-первых, я сам этого точно не знаю. Читал давно, помню смутно. Во-вторых, в Нете есть очень много подробных статей, написанных опытными психологами, так что не вижу смысла писать о том, о чем уже написано.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | Sonata2013 - Дневник Sonata2013 | Лента друзей Sonata2013 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»