[343x500]
Ex libris в переводе с латинского означает "из книг". Экслибрис неразрывно связан с книгой, история его возникновения тесно связана с появлением средневековой рукописной книгой. В скрипториях - мастерских по переписке книг, находившихся в период раннего средневековья при монастырях, делались владельческие надписи на книгах, которые начинались со слов " из книг " или " из библиотеки " (ex bibliotheca) и далее следовало имя и фамилия владельца книги, название библиотеки или монастыря.
Но в своем традиционном виде - как бумажный ярлык, наклеенный владельцем на книгу, экслибрис появился вскоре после изобретения книгопечатания. И его родиной по праву считается Германия.
Небольшой по своему размеру этот книжный знак фактически является неразрывным элементом книги, индивидуальной особенностью данного экземпляра. Стиль и техника исполнения экслибриса отражала дух и моду эпохи, в которой он был создан.
Сведения, которые можно извлечь из изучения экслибриса следует считать важными фактами исторического значения и соответственно экслибрис для нас является ценным историческим источником.
Книжные знаки по своему содержанию делятся на четыре вида:
1. Гербовый экслибрис, самый ранний 16-17 вв. Его создание подчинено канонам геральдического искусства.
2. Вензелевый экслибрис (от польского " вензель " - узел) представлял собой первоначальные буквы имени и фамилии владельца. Отличались изящностью и могли рассматриваться наряду с книжными украшениями - элементами украшения книги.
3. Сюжетный экслибрис передавал определенные события в жизни владельца. Мог также состоять из изящных декоративных элементов.
4. Шрифтовой экслибрис представлял собой наборной ярлык с текстом в рамке, напечатанным типографским набором.
В 16-18 вв. книжный знак носил в основном геральдический характер. Наибольшего расцвета в 16 веке достиг немецкий экслибрис.
В истории немецкого искусства мастеров, занимавшихся составлением экслибрисов называли " Klein master " (малыми мастерами), но работы, создаваемые ими, являются уникальными и по технике исполнения и по художественному решению, и по замыслу. Над созданием экслибрисов работали лучшие художники мира: Альбрехт Дюрер, Ганс Гольбах младший, Лукас Кранах-старший и др.
Экслибрисы можно читать как миниатюры. Для современников важно то, что экслибрисы могут поведать о хозяине книге очень многое: знатность рода, его титулы, род занятий, старшинство в семье и т.д.
Из статьи Татьяны Бондаревой, сотрудника редкого фонда научной библиотеки РГУ.
Здесь можно посмотреть экслибрисы русских фамилий.
Здесь – немецких (много и красиво).
Здесь ссылки на русскоязычную литературу по экслибрисам.
Здесь пара слов о художнике геральдических экслибрисов Александре Литвиненко (1883-1932).
[304x320]
Brother Hildebrand of Biberach, a Cartusian monk at the Buxheim Monastery, believed to have been made in the 1470's (very rare first known ex libris).
[329x500]
Ein heraldisches Exlibris für Walter Schneider, eine Chromolithographie (?) nach einer Zeichnung von Prof. Adolf M. Hildebrandt (1844-1918) aus dem Jahre 1917
[234x350]
Сюжетный экслибрис Н.М.Миронова
Книжный знак выполнен художником Константином Андреевичем Сомовым (цинкография) в 1912 г.
[240x285]
Автор: Шефер Владимир Павлович, (р. 1946), г. Усть-Каменогорск
Дата: Восьмидесятые годы XX века.
Владелец: Саша
Тема: детский
Источник: газета "Книжное обозрение" 1960-1981 гг.