ЖЗЛ ( ЧАСТЬ 2 - МОДИЛЬЯНИ И БЕАТРИС)
Беатрис Хастингс
Beatrice Hastings
Настоящее имя Эмили Элис Хэй
Emily Alice Haigh
12 мая 1879, Лондон - 30 октября 1943, Уортинг, Западный Сассекс
[200x275]
Английская аристократка, поэтесса, талантливый журналист и литературный критик.
Выросла в Южной Африке. Значительная часть её работ до начала Первой мировой войны были опубликованы в британском литературном журнале «Нью Эйдж» (New Age) под различными псевдонимами.
Она состояла в близких отношениях с редактором журнала Р. Орейджем. Была подругой Кэтрин Мэнсфилд, чьи работы были впервые опубликованы в «Нью Эйдж».
Накануне Первой мировой войны переехала в Париж и стала известным персонажем в богемных кругах Парижа благодаря своей дружбе с Максом Жакобом.
Модильяни познакомился с писательницей и журналисткой Беатрис Хастингс в 1914 году. Она проживала в одной квартире на Монпарнасе с Амедео. Знакомство переросло в бурный роман.
[375x617]
А.Модильяни Автопортрет в образе Пьеро 1915 г.
[451x590]
А.Модильяни Беатрис Хастингс 1915 г.
Беатрис, кстати, в прошлом была артисткой цирка. Это про нее Анна Ахматова позже напишет: "Еще одна канатная плясунья…". Беатрис была пятью годами старше художника, отличалась ярким темпераментом, пылкостью, эксцентричностью и легкостью на подъем.
Роман Модильяни с Беатрис был типичным богемным романом - с неумеренными возлияниями, бесконечными разговорами об искусстве, скандалами и потасовками, сумасшедшей любовью. Ежедневно ссорясь и даже пуская в ход кулаки, они, тем не менее, прожили 2 года.
Они сразу же стали неразлучны. Модильяни даже переехал к ней жить.
Беатрис в то время служила художнику главным источником вдохновения.
[284x430]
[352x430]
А.Модильяни Портрет Беатрис Хастингс 1915-16 г.г.
А.Модильяни Портрет миссис Хастингс
В период расцвета их любви он создал одни из самых значительных произведений: портреты Диего Риверы, Жана Кокто, Льва Бакста, и, конечно, портреты самой Беатрис. Именно в годы войны и романа с Беатрис Модильяни удалось добиться некоторого успеха. В 1914 году работы художника начал покупать Поль Гильом. В 1916 году этого «арт-дилера» сменил выходец из Польши Леопольд Зборовский.
Впервые с ней Модильяни ощутил, что "чувственность в живописи так же необходима, как кисть и краски, без нее портреты получаются вялыми и безжизненными".
[411x620]
[387x588]
А.Модильяни Портрет Беатрис Хастингс 1915 г.
А.Модильяни Портрет Беатрис Хастингс
Роман был невероятно страстным и искрометным, но не мог продлиться долго - пара часто ссорилась и даже пускала в ход кулаки.
О том, каковы были отношения между любовниками, можно судить хотя бы по тому, что однажды Модильяни признался друзьям, что вышвырнул Беатрис из окна.
В другой раз, сгорая от стыда, рассказал своему приятелю, скульптору Жаку Липшицу, что Беатрис побила его тряпкой, и признался, что во время очередной потасовки Беатрис руками и зубами вцепилась в его гениталии так, как если бы хотела их оторвать.
Иногда, когда Амедео овладевали беспокойство, гнев, ужас, Беатрис говорила ему: «Модильяни, не забывайте, что вы джентльмен, ваша мать — дама высшего общества». Эти слова действовали на него как заклинание, и он умолкал, стихал.
В архиве Хастингс среди разрозненных записей обнаружена и такая:
"Однажды у нас произошло целое сражение, мы гонялись друг за другом по всему дому, вверх и вниз по лестнице, причем его оружием был цветочный горшок, а моим длинная метла".
Описание этой и других подобных сцен обычно заканчивалось словами: "Как я была тогда счастлива в этой хижине на Монмартре!.."
Как он иногда относился к своей возлюбленной видно по портрету «Мадам Помпадур», написанному со злой иронией.
[505x619]
А.Модильяни Мадам Помпадур (Портрет Беатрис Хастингс) 1915 г.
Частые конфликты между любовниками вызывали даже не столько альковные похождения Беатрис : она слыла женщиной свободной, бисексуалом и в разное время имела любовные связи с Эзрой Паундом, Катериной Мансфилд, Андре Бретоном, Пабло Пикассо. «Хронология» побед фиксировалась Беатрис при помощи зарубок на спинке кровати.
Разногласия Беатрис и Амедео (с настоящими сражениями и битьем горшков) возникали по большей части из-за творчества.
Например, суждение Беатрис о том, что художник не в состоянии объективно оценить свое произведение, что это дело критиков, неизменно вызывало у Модильяни приступ гнева.
Как бы то ни было, Модильяни написал 14 портретов своей любовницы. Многие критики сходятся во мнении, что именно в те годы, когда они были вместе, художник работал наиболее плодотворно, создал свои лучшие произведения, а его стиль развился и определился.
[375x557]
[432x615]
А.Модильяни Портрет сидящей Беатрис Хастингс
А.Модильяни Портрет Беатрис Хастингс 1916 г.
О своем отношении к творчеству Модильяни она написала в журнале Нью Эйдж (New Age) в 1915 году:
"У меня есть каменная голова работы Модильяни, с которой я не согласилась бы расстаться и за сотню фунтов, несмотря на нынешний всеобщий денежный кризис… Эта голова с покойной улыбкой воплощает мудрость и безумие, глубокое милосердие и легкую чувствительность, оцепенение и сладострастие, иллюзии и разочарование, замкнув все это в себе как предмет вечного размышления. Этот камень читается так же ясно, как Экклезиаст, только его язык утешительный, потому что нет мрачной безнадежности в этой чуждой всякой угрозы светлой улыбке мудрого равновесия".
[372x613]
[347x588]
А.Модильяни Портрет Беатрис Хастингс 1916 г.
А.Модильяни Портрет Беатрис Хастингс
Их двухлетний роман был бурным и неистовым, но обреченным на короткое бытие: слишком уж яркими личностями, заводными темпераментами обладали каждый из них, чтобы прожить жизнь вместе, «ладком да мирком».
В 1916 году Беатрис сама сбежала от Модильяни. С тех пор они больше не виделись.
[341x611]
[426x616]
А.Модильяни Портрет Беатрис Хастингс на фоне дверей
А.Модильяни Портрет Беатрис Хастингс 1916 г.
Художник горевал по своей неверной подруге, но недолго.
Есть информация, что Беатрис, возможно, страдая от рака, покончила жизнь самоубийством (отравилась газом).
Материалы взяты из ВИКИПЕДИИ и сайтов
http://www.peoples.ru/art/painter/modigliani/
http://www.modigliani.ru/
http://www.dikovina.ru/journal/detail/880/
http://www.rambler.ru/news/culture/museums/9977337.html?print=1
http://www.chayka.org/article.php?id=475
http://www.ug.ru/issue/?action=topic&toid=120