[400x167]
20 марта - 95 лет со дня рождения огненного виртуоза-пианиста Святослава Рихтера.
[400x449]
«Соединительное звено между настоящим и вечностью», — так определил место Святослава Теофиловича Рихтера в музыкальной истории его младший современник и страстный почитатель Альфред Шнитке. И действительно, Рихтер воспринимается нами в том ряду «вечных спутников» человечества, в котором стоят такие легендарные исполнители прошлого, как Моцарт, Лист, Паганини, Антон Рубинштейн, Рахманинов...
Искусство Святослава Рихтера уже давно, еще при жизни гениального музыканта сделалось синонимом высших художественных ценностей. Его концерты оказывались не «выступлениями», а поступками, его интерпретации заставляли думать и догадываться о пафосе служения и смысле предназначения, о цели существования, о непреходящем, вечном и всеобщем в частной, отдельной, бренной и кратковременной нашей жизни, о самом важном и драгоценном.
Гипнотическая сила воздействия великого музыканта связана с уникальным, безмерным богатством его духовного мира. Святослав Рихтер был подлинно ренессансной личностью. Феноменального разнообразия его дарований и колоссальной мощи его интеллекта хватило бы, кажется, на десяток ярких индивидуумов. С увлечением он занимался живописью и фотографией, увлекался литературой и философией, осуществлял театральные постановки и даже пробовал себя в дирижировании. «Я существо «всеядное», и мне многого хочется, — замечал по этому поводу Рихтер. — И не потому, что я честолюбив и разбрасываюсь... Просто, я многое люблю и меня никогда не оставляет желание донести всё любимое мною до слушателей».
Жажда высоких духовных радостей и потребность приобщать к этим радостям других, делаться богатствами своего творческого мира, были, наверное, для Рихтера стимулами к организации фестивалей. Так возникли фестивали в маленьком французском городе Туре, всемирно знаменитые «Декабрьские вечера» и Тарусский фестиваль искусств.
[350x245]
Энергия творческого темперамента и масштабы художественного кругозора влекли его за пределы фортепианного репертуара. Величайшие дирижер и лучшие оркестры считали за честь музицировать с Рихтером. Его партнеры по ансамблям — элита музыкального мира.
Искусство Святослава Рихтера было и остается недосягаемым, его духовное наследие — неисчерпаемо. Оставленная нам гением возможность бесконечно долго познавать это богатство и наслаждаться им — счастливый удел.
(по статье М.Якубова «О Рихтере»)
"Начав работать в 16 лет концертмейстером Одесской оперы, в 21 год вундеркинд Рихтер решил стать пианистом. Он поступил в Московскую консерваторию, и в 39-м году громко заявил о себе среди советских музыкантов, когда исполнил премьеру Шестой сонаты Прокофьева. В наши дни он дает по 120 концертов за сезон в России и государствах Восточного блока. Он и его жена, лирическое сопрано Нина Дорлиак, живут в московской квартире, номер телефона которой он не может запомнить из-за рассеянности. Когда он в настроении, он сидит за роялем по 14 часов в день, но бывает, что и месяцами не притрагивается к инструменту. Рихтер не любит записываться, и его редкие диски, появляющиеся в США, едва ли способны достойно представить его искусство. Исключение составляют разве что записи Шумана на лейблах «Декка» и «Монитор». Тем не менее, для большинства западных любителей музыки пластинки останутся единственной возможностью услышать Рихтера. Хотя дирижер Орманди желал бы привезти его в США, Россия явно не готова выпустить в мир своего лучшего пианиста."
"Техническое мастерство Рихтера как пианиста настолько совершенно, что публика забывает о нем. Его огромные руки могут брать децимы и одновременно терции первым и вторым пальцем. Его бравурные пассажи величественны без намека на тяжеловесность, его пианиссимо – чудо бархатного туше. Его гибкий ритм сообщает неожиданно высокое напряжение даже самой известной музыке. Когда он играет, его подвижное, как у фавна, лицо, отражающее все эмоции, точно масса обнаженных нервных окончаний, морщится как от судорожной боли, когда ему случится взять фальшивую ноту.
[400x525]
Рихтер чаще всего играет Шуберта и Листа, реже - Дебюсси и Равеля. («Это слишком красивая музыка, ее нельзя исполнять часто»). В отличие от большинства советских артистов, он превосходно знаком с сочинениями современных западных композиторов, например, Бартока и Хиндемита. В общей сложности, его репертуар насчитывает 25-30 сольных программ и множество концертов. "
Рихтер не состоит в Коммунистической партии, и ему никогда не позволяли выезжать на Запад. И вот на прошедшей неделе Запад приехал к Рихтеру. Совместно с гастролирующим в Ленинграде Филадельфийским симфоническим оркестром, Рихтер исполнил виртуозно-сардонический Пятый концерт Сергея Прокофьева.
Несмотря на то, что оркестр впервые играл это сочинение, и у Рихтера был всего час на репетицию с музыкантами, оркестр и солист установили поразительный контакт друг с другом, что было немедленно отмечено публикой. «Между нами происходил постоянный обмен электричеством», - сказал дирижер Юджин Орманди после выступления. Сарказм текста Прокофьева в исполнении Рихтера обрел весь калейдоскоп оттенков, при этом он не поддался искушению пустить слезу в лирических местах или «отбарабанить» его стремительную кульминацию. «Он щелкнул этот концерт как орешек, - с восхищением говорил концертмейстер Филадельфийского оркестра Джекоб Крахмальник, - будто это ему ничего не стоило».
Перевод Ксении Ересько.
(Легендарный виртуоз
Опубликовано в журнале TIME.
Понедельник, 16 июня 1958 года)