• Авторизация


3.3. Смещенная активность. 07-05-2013 19:55 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Настроение сейчас - Отличное

 

3.3. Смещенная активность.

Как правило, изменение поведения возникает как адекватная реакция в ответ на изменения, произошедшие во внутренней среде животного (появление определенной мотивации) или во внешнем окружении. Иногда, однако, реакция может быть неадекватной, поведение может не соответствовать ситуации. Например, собака не может укусить обидевшего ее хозяина – она начинает грызть палку, или переносит свою агрессию на другое животное. Подобная активность проявление конфликта. Она может быть нескольких видов (Рис. 9). Во- первых, смещенная активность. Например, скворец, встретив сильного соперника, перебирает свое оперение, вместо того, чтобы нападать и драться. Во- вторых - мозаичные движения -  животное начинает одновременно несколько действий, но ни одного не завершает. Так, «рассерженная» чайка поднимается во весь рост, наклоняет голову, готовясь клюнуть противника, и приподняв крылья для удара замирает в этой позе. В третьих, - переадресованные реакции - животное направляет свои эмоции на другой объект. Например, черный дрозд яростно клюет листья вместо соперника.

Подобные реакции можно наблюдать у человека. Пример смещенной активности демонстрирует рассерженный человек, который, не имея возможности выразить свои чувства прямо, чешет в досаде затылок. Когда, сжав кулаки и сделав угрожающий шаг вперед, он застывает в этой позе, не способный закончить свои действия, то, по сути дела, совершает мозаичные движения. В переадресованной реакции он изливает свои чувства на замещающий объект, ударяя кулаком по столу, подобно тому, как дрозд клюет листья.

[258x403]

[290x468]

Рис. 9. Поведение в конфликтной ситуации (по Н. Тинбергену, 1978).

 

3.4. Индивидуальные особенности поведения животных.

И.П. Павлов предложил единый подход для выявления типов высшей нервной деятельности человека и животных. В основу были положены физиологические механизмы - особенности процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе – свойства нервной системы- сила, подвижность, уравновешенность этих процессов.

Исследования в лаборатории И.П. Павлова проводились на собаках. Позднее предпринимались попытки определения свойств нервной системы у крыс. Однако у грызунов выявить тип нервной системы сложнее, чем у собак. Легко выявить тип высшей нервной деятельности у приматов.

Обнаружена взаимосвязь особенностей поведения с особенностями свойств нервной системы. Так, животные, обладающие слабой нервной системой оказываются более трусливыми и менее устойчивыми к стрессу. У животных с более выраженными процессами торможения легче выработать дифференцировку. У животных с подвижной нервной системой легче переделать условные рефлексы. Эти закономерности относятся и к людям с соответствующими особенностями свойств нервной системы[12].

 

Контрольные вопросы:

1. Назовите основные формы поведения по Д. Дьюсбери.

2. Что такое смещенная активность, в каких ситуациях она проявляется?

3. Какие стадии включает репродуктивное поведение?

4. В чем отличительные особенности орудийной деятельности животных?

5. Что положил в основу классификации форм поведения Л.В. Крушинский?

6. На основе чего И.П. Павлов определял типы высшей нервной деятельности животных?

7. Каковы особенности поведения животных с сильной и слабой нервной системой, с преобладанием процессов возбуждения?

 

Тема 4. Методы зоопсихологических исследований

Наблюдение. Метод проблемной клетки. Лабиринты. Оценка эмоционального состояния животных. Изучение социальных взаимодействий животных. Оценка способности к научению и памяти. Исследование элементарной рассудочной деятельности и уровня интеллекта.

 

Литература основная:

1. К.Э. Фабри. Основы зоопсихологии. М., 2001

2. Я. Буреш, О. Бурешова. Практикум по физиологии ВНД

3. В.Г. Пошивалов. Психофармакология агрессивного поведения. СПб, 1983

Литература дополнительная:

1. Н. Тинберген. Поведение животных. М., 1978

Методы зоопсихологических исследований следует рассматривать в связи с задачами, которые они позволяют решать.

Наблюдение в естественных условиях позволяет проследить изменения, возникающие в поведении животных при тех или иных изменениях окружающей среды. Можно сделать вывод о внешних причинах и приспособительных функциях психической деятельности.

Кроме того, изучение психики проводится на основе анализа поведения животных в тестах – ситуациях, организованных зоопсихологом. Исследования обычно проводятся на лабораторных животных. Тестирование включает качественную и количественную оценку паттернов поведения. Следует отметить, что поведение животных в тестах в значительной степени детерминировано - т.е. оно будет представлять определенную программу - стандартный набор паттернов.

Метод проблемной клетки. Экспериментальная установка снабжена запирающимися механизмами, которые животное должно открыть (Рис. 10). Изучаются скорость решения задачи, двигательные, познавательные способности.

[445x199]

 

 

Рис.10. Кошка выходит из проблемной клетки (по Вили и В. Детье, 1974).

Метод «лабиринта». Подопытному животному ставится задача нахождения пути к определенной, непосредственно не воспринимаемой им «цели», которой является чаще всего пищевая приманка, но может быть и убежище («дом») или другие благоприятные условия. При отклонении от правильного пути в отдельных случаях может применяться наказание животного. В простейшем виде лабиринт имеет вид Т-образного (Y-образного) коридора. В этом случае при повороте в одну сторону животное получает награду, при повороте в другую его оставляют без награды или наказывают. Могут быть более сложные лабиринты – 6 - 12-ти лучевые либо со сложными ходами, состоящие из нескольких отсеков (Рис. 11). Анализируют скорость достижения «цели» и количество допущенных ошибок.

[491x162]

Рис. 11. Восьмилучевой лабиринт (по: Зорина, Полетаева, 2001).

В экспериментах на крысах часто применяют водный лабиринт (Морриса), представляющий собой бассейн, заполоненный непрозрачной водой, в определенном месте которого расположена платформа. Предварительно обученная крыса (знакомая с пространством лабиринта), выпущенная в бассейн предпочитает сразу добраться до платформы и оставаться на ней до конца опыта. Метод «лабиринта» позволяет изучать процессы научения, памяти, исследовать пространственную ориентацию животных (формирование когнитивных карт).

Для оценки эмоционального состояния крыс (уровня тревожности) чаще всего применяют крестообразный приподнятый лабиринт (Рис. 12). Животное предпочитает находиться в закрытых рукавах лабиринта, однако, любопытство заставляет крысу выходить в открытые рукава. Высоко тревожные животные практически все время проводят в закрытых рукавах.

[166x215]

 

Рис. 12. Крестообразный приподнятый лабиринт.

 

Изучение исследовательской активности животных проводят в новых для животного условиях или при изменении элементов знакомого пространства. Можно, например, оценить время контакта с новыми стимулами (предметами) в хорошо знакомом пространстве. В экспериментах на крысах часто используют тест «открытое поле». «Открытое поле» представляет собой ограниченное пространство, расчерченное на квадраты с отверстиями в полу – норками в местах пересечения линий. Тест проводят однократно (животное не знакомо с обстановкой). О выраженности исследовательского поведения судят по времени обнюхивания, обследования норок, по количеству стоек с упором на стенки «отрытого поля». Этот тест позволяет также судить о двигательной активности крысы (по времени локомоции[13] и движения на месте) и об уровне тревожности животного (по количеству вертикальных стоек и болюсов, замираний (фризингов), а также по выраженности груминга (чистки) (Рис. 13).

Для изучения коммуникативной активности, агрессивности крыс используют тест «чужак-резидент». В основе теста – территориальное поведение (рефлекс защиты своей территории). В клетку, где находится крыса- хозяин (резидент) помещают незнакомое хозяину животное. Регистрируют поведение резидента. Отмечают выраженность проявления коммуникации (обнюхивание, груминг чужака), агрессии, защитных реакций (Рис. 14).

 

[368x202]

[333x448]

Регистрируемые паттерны (формы поведения).

Рис. 13. Тест «Открытое поле»

 

ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ

[555x132]

Обнюхивание партнера Груминг партнера

[567x197]

[511x395]

Рис. 14. Тест «Чужак- резидент».

Условно-рефлекторные методики ассоциативное обучение – в процессе дрессировки ранее незначимый стимул (свет, звук и т.п.) начинает вызывать вегетативную (выделение слюны и т.п.) или двигательную (нажатие лапой на педаль) реакцию. Обучение идет за счет подкрепления соответствующей реакции положительным (пища или другое поощрение) или негативным (болевое воздействие) стимулом. По скорости выработки условного рефлекса можно судить о способности к обучению животного, процессах памяти. Различные сложные условно-рефлекторные методики применяются для изучения различных аспектов психики животных.

Так, дифференцировочная дрессировка позволяет оценить сенсорные способности животных. Животное обучают реагировать на один из двух близких стимулов одинаковой модальности (например, нажимать лапой на рычаг, когда звучит нота «ми» но не «до» или предъявляются две цветные карточки и т.п.). Разницу между стимулами постепенно уменьшают – можно определить, например, остроту слуха, цветоощущение и т.д.

О достаточно высоком уровне интеллекта животного можно говорить, если у него можно выработать условный рефлекс на отношение или условно- рефлекторную реакцию выбора по образцу. Выработка рефлекса на отношение предполагает, что животное учится оперировать понятиями – «больше - меньше». Животное учат выбирать, например, больший из трех треугольников. При первом предъявлении трех квадратов разного размера животное должно выбрать большую фигуру. Выбор по образцу предполагает решение животным следующей задачи - животному предъявляют фигуру (например, квадрат). Из имеющихся у него – квадрата, треугольника, круга зверь должен выбрать предложенную экспериментатором фигуру. При следующей попытке фигуру меняют.

О высоком уровне интеллекта животных свидетельствует также их способность к орудийной деятельности и символизации. В основном, эти способности изучаются на человекообразных обезьянах. Методы обучения языку- посреднику и счетуа также особенности орудийной деятельности животных рассмотрены подробно в разделе, посвященном интеллекту животных.

Следует отметить, что перечислены далеко не все методы, используемые зоопсихологами для изучения поведения животных. Зоопсихологических методик почти также много, как психологических тестов. Постоянно разрабатываются новые подходы, позволяющие подробнее и точнее изучать различные аспекты поведения животных.


вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
Ricatena 08-05-2013-09:09 удалить
Не совсем удачный пример замещающий активности для человека...
Почему это не совсем удачный?..


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 3.3. Смещенная активность. | Лалаин-Мария - Дневник Лалаин-Мария | Лента друзей Лалаин-Мария / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»