Наверное, многие слышали о подарке, который приготовили два главных федеральных канала ко Дню Победы. Известные всем фильмы, классика военного кинематографа - “17 мгновений весны” и “В бой идут одни старики” - стали цветными. Первый фильм стартовал на телеканале “Россия”, а второй будет показан на “Первом” канале 9 мая.
Процесс покраски чёрно-белого кино в цветное называется “колоризацией”. Такой масштабный проект в России впервые. К его осуществлению приложили усилия не только российские художники-колористы, но и компании США и Южной Кореи, которые специализируются на выполнении такой работы для крупных студий всего мира.
Такой необычный подарок ко Дню Победы вызвал многочисленные споры как среди профессионалов в области кинематографа, так и обычных граждан. Например, Александр Поздняков (киновед) выступает в этом вопросе «ЗА». Он считает, что «создание цветной версии фильма “17 мгновений весны” это специальная акция, позволяющая привлечь внимание зрителя к классике советского телевизионного кино». При этом А. Поздняков не отрицает, что колоризация скорее имеет отношение к маркетингу и коммерции, чем к искусству. «Трудно, например, представить раскрашенными военные картины Алексея Германа, потому что черно-белая гамма – это основа эстетики его фильмов», - говорит он и приводит в качестве аргумента тот факт, что режиссеры сознательно снимали фильмы о войне в черно-белом цвете, напоминающем хронику тех лет.
Теперь, думаю, следует привести комментарии сторонника позиции “ПРОТИВ” - Алексей Герман-старший, режиссер. “Буржуи были движущей силой во многих процессах и зачастую не привносили ничего хорошего. Как только немое кино начало достигать высот, пришел звук, и это искусство было загублено, затем – цвет, и буржуи отбросили назад черно-белое кино, в котором достигались вершины мастерства. Я был знаком с Быковым и думаю, он в гробу перевернулся, узнав о том, что сделали со “Стариками”. Все это буржуйские штуки, рассчитанные на низкий вкус зрителя. На наших экранах торжествует безвкусица, - продолжает Герман-старший. - Черно-белое кино выше градусом, ведь хорошо снятое кино заставляет включать воображение”.
Лично у меня есть несколько комментариев к приведённым точкам зрения. Во-первых, эта акция, конечно же, рассчитана только на молодёжь. Никто не станет отрицать проблему невоспитанности в этой сфере у молодого поколения. Чего стоит только факт образования и процветания нацистских группировок на территории России, в которых состоит российская молодёжь, чьи деды защищали страну от фашизма! Но, на мой взгляд, эта “акция привлечения” должна быть намного глубже и шире, чем обычное раскрашивание военного кино.
Во-вторых, не думаю, что Леонид Быков «перевернулся бы в гробу», узнав о том, что его фильм “В бой идут одни старики” раскрасили. Известно, что он сам просил для съёмки этого фильма цветную плёнку. Однако в то время на студии Довженко её выдавали только на соцреалистические фильмы. Быкову говорили: «Если будешь снимать под заказ фильм о трактористах – дадим пленку».
В конце концов, каждому самому решать как воспринимать такой подарок ко Дню Победы. Мне кажется, что споры об этом ещё долго не утихнут. Но процесс колоризации в России запущен и стоит ждать следующих раскрашенных картин. Юрий Иванов, директор “Ленфильм-видео”, рассказывает, что выбор фильма был долгим и мучительным: «Мы решили начать с вечного и детского. А насчет серьезных военных фильмов – я бы не был так уверен. Вокруг этого процесса нужно прежде создать общественное мнение».
Только вот задаешься вопросом – если прежде нужно создать общественное мнение, то что это за подарки неожиданные такие на 9 мая и заявления о том, что процесс колоризации в России уже запущен? Как-то грустно становится от того, что у нас сначала сделают что-то, а потом уже мнение народа спрашивают.
Владислав Ерохин
Авторские права на произведение принадлежат молодёжному культурно-просветительскому христианскому интернет-журналу "Lingua Franca" (Общий язык)