• Авторизация


Северная резная кость. Часть 1. 06-06-2009 14:52 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Inmira Оригинальное сообщение

Северная резная кость. (Часть 1)



Скачала потрясающий архив, очень полный, с качественными фотографиями и отдельными блокнотами с описаниями. Спасибо автору архива под ником Modest и низкий поклон за проделанную работу!
  Собственно, начинаю выгружать...


Холмогорская резьба. (Часть 1)
Резчик Бобрецов Михаил Никитич. Икона «Распятие с предстоящими»
Архангельская губерния Вторая половина XIX века Моржовый клык, кость, дерево, ткань, бумага. Рельефная, ажурная резьба, гравировка 35,2x30x2,5. ГИМ:
[показать]
Все картинки увеличиваются (кликом по превью), - от 900 пкс по большей стороне.

Скульптура «Петр 1 - победитель шведов»
Санкт-Петербург (?). 1780-1790-е Бивень мамонта, черное дерево, дерево, ткань. Объемная, рельефная, токарная резьба, гравировка, оклейка 23x19x12. ГИМ
Петр 1 изображен на поле Полтавской битвы. В посвятительной надписи он назван «Отцом Отечества». Резчик создал свою композицию под влиянием памятника Э. М. Фальконе (1782) на основе гравюры Даниила Голяховского (1709): Изображение заднего плана он поместил внизу на подставке:
[показать]

Ларец-теремок
Неизвестный резчик. Москва (?). 1718-1725. Бивень мамонта, металл. Рельефная резьба, гравировка. 17x13x11,5. ГИМ
Ларец-теремок собран из костяных дощечек. На передней стенке вырезаны фигурки Адама и Евы у древа В окружении зверей. На крышке — сцена «Суд царя Соломона». Все остальные плоскости украшены изображениями из иллюстрированного издания «Символы и эмблемы» (1705). Рельефы дополнены гравированными текстами.
[показать]

Ларчик
Неизвестный резчик из семьи Шешениных (?). Москва. Оружейная палата (?) Конец 17 века
Бивень мамонта. Ажурная, рельефная резьба 8х 12,5x8,4. ГИМ
 Ларчик состоит из костяных дощечек толщиной до 0,5 см, украшенных прорезными пышными побегами и коронованными львами. На крышке — двуглавый орел. Орнамент выполнен с легкой рельефной проработкой. Боковые ребра оформлены как витые колонки. Фигурные металлические петли и личинка замка служат дополнительными декоративными элементами:
[показать]

Гребень свадебный «Александр Македонский и индийский царь»
Архангельская губерния. 1760—1780-е Бивень мамонта Ажурная, рельефная резьба, гравировка 8x12,6. ГИМ
Гребень «Кружевница»
Архангельская губерния Вторая половина XVIII века Бивень мамонта Рельефная резьба, гравировка 6.5x10,8. ГИМ
 Александр Македонский изображен в шлеме, с копьем в руке. За ним — всадники с копьями и трубач. Напротив — войско во главе с индийским царем, на голове которого высокая шапка с пером.
 Изображение скопировано с редкой лубочной картинки, где сюжет разъясняли тексты. Кружевница в народном костюме плетет кружево с помощью коклюшек. На обороте гребня вырезано изображение охотника с собаками, стреляющего в птиц. Там же помещен вензель владелицы:
[показать]

Шкатулка для гребня
Архангельская губерния. XVIII век
Дерево, бивень мамонта, моржовый клык, бумага Рельефная резьба, цветная гравировка, окраска 4x16x14. ГИМ
 На крышке шкатулки для гребня вырезана сцена встречи молодых людей. Резчик выявил объем и гравировкой подчеркнул детали костюма и растения фона. Рокайльные завитки служат прихотливым обрамлением фигур, заполняя углы И создавая впечатление пространства. Пластинки Орнаментального обрамления вырезаны из моржовой кости. Чередуются белые (неокрашенные) и зеленые пластины, украшенные растительным орнаментом:
[показать]

Ларчик-подголовник
Архангельская губерния. XVIII век
Дерево, бивень мамонта, моржовый клык, бумага Рельефная резьба, цветная гравировка, окраска:
[показать]

Коробочка «Суд царя Соломона»
Москва (?). Вторая половина XVIII века Моржовый клык, металл Ажурная, рельефная резьба, гравировка 3x9x5,6. гам
Коробочка «Курильщики»
Архангельская губерния. 1760—1770-е
Моржовый клык, металл Ажурная, рельефная резьба, Гравировка 2,5x8x5.
Коробочка-туфелька
Архангельская губерния. 1760—1770-е
Моржовый клык, металл Объемная, ажурная, рельефная резьба, цветная гравировка 3x8,7x2. ГИМ
Коробочка-яйцо
Архангельская губерния. 1760—177()-е Моржовый клык Токарная, ажурная резьба, гравировка Высота 6; диаметр 4,2. ГИМ
В коробочке «Суд царя Соломона» резьба в невысоком рельефе на стенках и дне создает таинственное внутреннее пространство, что обогащает впечатление от предмета.
Коробочка-туфелька вырезана модного фасона, с байтом и пряжкой, на каблучке, подбитом гвоздиками. В ней модница держала «мушки» — маленькие кружочки из ткани, которые, по старинной моде, приклеивали налицо, плечи, грудь в виде родинки.
Пасхальные яйца-коробочки имели разные размеры: с голубиное, куриное, лебединое яйцо. По традиции их украшали Холмогорскими завитками-раковинками:
[показать]

Шахматы так называемого абстрактного типа: ферзь, король, конь
Архангельская губерния
Середина XVIII века. Бивень мамонта. Токарная резьба, цветная гравировка
Шахматы так называемого смешанного типа: пешка, конь, король, ладья, слон
Архангельская губерния
Вторая половина — конец XVIII века
Моржовая кость Токарная, рельефная резьба, цветная гравировка
 Русские шахматы так  называемого изобразительного типа со второй половины  XVIII века делали в виде двух войск — восточного и европейского. Главными фигурами в них были турецкий султан и король, держащий в руках скипетр. Изображение турецкого султана копировали с механически фигуры шахматиста, привезенной в Россию из Западной Европы во времена Екатерины II:
[показать]

Шахматы изобразительного типа
Моржовая кость. Объемная резьба, гравировка, окраска Ладья и конь: 4,5 хЗх 1,8 Король: 8,5x4x2,5 Ферзь: 7,5x3x2 Пешки: 4x1,5x1. ГИМ
Русские шахматы так  называемого изобразительного типа со второй половины  XVIII века делали в виде двух войск — восточного и европейского. Главными фигурами в них были турецкий султан и король, держащий в руках скипетр. Изображение турецкого султана копировали с механически фигуры шахматиста, привезенной в Россию из Западной Европы во времена Екатерины II:
[показать]

 Костяные кубки с крышками
 Кубок с портретом императрицы Елизаветы
 Санкт-Петербург (?). 1759-1760 Бивень мамонта Токарная, рельефная резьба, гравировка Высота 29,5; диаметр основания 9,5
 Мастерская Дудина Осипа Христофоровича
 Кубок с портретами великого князя Павла Петровича, великой княгини Марии Федоровны и императрицы Екатерины II
 Санкт-Петербург. 1776 (?) Бивень мамонта Токарная, ажурная, объемная, рельефная резьба, окраска Высота 32; диаметр основания 9,6 ГИМ
 С середины XVIII века костяные кубки с крышками вытачивали специально для подношений (подарков); их украшали резными портретами и государственным гербом. Объемная резьба ножки придавала неповторимость каждому предмету.
[показать]

Портреты великого князя Павла Петровича и великой княгини Марии Федоровны
 Архангельская губерния. 1776—1780-е Бивень мамонта, дерево, слюда, бумага Рельефная, ажурная резьба, окраска, обивка 11,3x11; 11,3x11. гам
 Ларец-теремок свадебный
Архангельская губерния. 1780-е Бивень мамонта, моржовый клык, китовый ус, дерево, слюда, бумага Ажурная резьба, цветная гравировка, окраска, обивка 21,3x37,7x33. ГИМ
 Стенки и крышка свадебного ларца украшены многочисленными ажурными пластинками, орнаментальными поясами пяти видов, с гравировкой:
[показать]

Портрет императрицы Екатерины 2
Архангельская губерния. 1760-е Бивень мамонта, дерево, кожа, металл Ажурная, рельефная резьба, гравировка
Рама:18,2х17,7 Пластина: 15,7 х 15 х 0,5. ГИМ
Желая придать торжественность небольшому портрету императрицы Екатерины II, резчик поместил его в пышную раму из привычных холмогорских завитков-«раковин»:
[показать]

Фишки карточные «Дама и кавалер», «Львы», «Купидон»
Архангельская губерния Вторая половина XVIII века Моржовая кость. Ажурная резьба 4,5x6,2x0,2 4,6x6,2x0,2 2,8x3,2x0,2. ГИМ
Гребень свадебный «Повозка, запряженная павлинами»
Санкт-Петербург Последняя четвертьXVIII века Бивень мамонта Ажурная, рельефная резьба, гравировка 7,4x13,4. ГИМ
[показать]

Бюро-секретер
Архангельская губерния Вторая половина XVIII века Бивень мамонта, моржовый клык, кость, дерево, слюда, бумага, металл Ажурная резьба, цветная гравировка, окраска, оклейка, обивка 29x13x9. ГИМ:
[показать]

  Искусством резьбы по кости- "рабьему зубу" занимались жители в городе Холмогоры (60 км от Архангельска) и в деревнях его округи. Уровень их мастерства подтверждается вызовом резчиков для работы в Оружейной палате Московского Кремля, представлявшей мастерскую по выполнению самых разных художественных изделей для царского двора. Сведения об этом имеются в документах XVII в. Но начало промысла, вероятно, имеет более ранние истоки. Для того чтобы овладеть добротными навыками в художественной обработке кости, надо было не одному поколению мастеров пройти школу ремесла. Вызванные в Москву мастера уже имели опыт и могли выполнять ажурный рельеф, гравировку и другие приемы оформления изделей.
     XVIII в. был  периодом активного развития промысла. Строительство новой столицы России- Петербурга - сопровождалась заказами на изготовление богатых, нарядных вещей для императорского двора и его окружения. В числе художественных изделий, на которые расширялся спрос, были работы холмогорских мастеров.
      Больших и малых размеров ларцы составляли главную часть заказных вещей. Эти предметы имели традиционную форму сундучка с четырехскатной крышкой. Делались и более простые коробочки с ровным верхом. Их деревян- ный корпус оклеивался костяными пластинами моржевой кости или цевки. Часть пластин окрашивалась в зеленый цвет, чередуясь с белыми пластинами, они образовывали деаоративный ритм, оживляющий объем коробочки.   
      На пластины наносился гравировануй орнамент в виде концентрических кругов с точкой-глазком-посередтне (отсюда и идет название "глазковый орнамент"). Украшались пластины и растительным орнаментом из небольших веточек с бктонали и розетками цветов. Гравированый рисунок подкрашивался.                  
Зеленый, красный, черный цвета создавали необходимые лонтрасты с цветом чистой кости и одновременно связывали ее с окрашенными пластинами.
      В богатых по оформлению ларцах глазковый и растительный орнаменты объединялись с прорезным узором, рисунок которого включал как растительные мотивы, так и варианты пышных завитков, пришедших в холмогорскую резьбу из официальных стилей барокко и рококо. Они были близки вариантам народного орнамента и потому легко усваивались резчиками, постоянно получая свабодную итерпретацию. Введение в ажурный орнамент сюжетных изображений, выполненных в технике рельефа создавало насыщенную декорацию предмета, который привлекал внимание цветом, разнообразием приемов резьбы и содержанием.
     Совершенствование быта городских жителей и особенно его зажиточной верхушки- дворянства- сказывается на расширении ассортимента и многообразии декорирования костяных изделий. К традиционным ларцам и коробочкам присоединяются миниатюрные секреты и бюро, комодики и туалетные шкатулки,табакерки и гребни, подчасники и пластины с портретами. Известные приемы резьбы вступают в сложные комбинации. Анжурный орнамент дополняется цветным фоном прокладки из фольги или шелковой ткани. Все это создает впечатление пышности и нарядности.
     В начале XIX в. сложившиеся черты нового стиля- классицизма- вносят определенные коррективы в работы холмогорских мастеров, продолжающих работать по заказам города. Пропорции вещей приобретают особую строгость и изыск. Формы предметов становятся лаконичнее, в них откровеннее проявляется геометрическое начало. Это отражается и на оформление предметов, украшенных костью или сделанных целиком из этого материала. Орнамент становится миниатюрнее. Тонкие гирлянды и венки на фоне тончайшей ромбовидной сетки говорят о необыкновенном мастестве исполнения, которого достигают в своих работах резчики. С особой наглядностью это демонстрируют уникальные вазы и кубки с тончайшими рельефами портретных изображений. Не малую роль отводят мастера и чистой полированой поверхности кости, которая подчеркивает воздушность ажурного узора и показывает красоту самого материала.
       Искусство холмогорского промысла к концу XIX в. переживает упадок, характерный для многих центров народного творчества. Не дает результатов ремесленный класс по подготовке кадров. На рубеже двух столетий его закрывают. Остаются три мастера, сохраняющие традиции промысла. Их усилиями начинается подготовка резчиков с 1930 г. в новой профессионально-технической школе. Выпускники ее в середине 1950-х годов сумели возродить ценные традиции промысла и создать серию высокохудожественных произве-дений, в которых проявилось владение сложными приемами резьбы.
       Начиная с 1960-х годов свои творческие возможности раскрывает новое поколение мастеров и художников. Их работы освобождаются от излишней сложности и перегрузки, наблюдавшейся в предыдущиее десятилетие. Наступает период создания более простых по форме изделий, украшенных орнаментами и  изобразительными сюжетами, выполнение которых ориентиру-
ется не на трудоемкие приемы резьбы, а на декоративную выразительность мотива. Поскольку мастерам все чаще приходится работать с простой костью-цевкой,вновь начинают применять ее подкраску в зеленый и коричневый цвета.
Гравированый рисунок из вспомогательного средства в некоторых работах становится главным и единственным. Он выделяется на гладкой поверхности вазы, шкатулки, декоративного стакана однотонной подцветкой. Сам рисунок гравюры выступает теперь в новом композиционном качестве. Классический орнамент в виде веточек с цветами, ритмически повторяемый на шкатулке, предстает как декоративный, носюжетно развернутый мотив деревьев,кустиков, трав в условной картине весеннего или летнего пейзажа. Изобразительная основа с конкретн обозначенным сюжетом приобретает все большее значение в тематических композициях холмогорских мастеров.
       Продолжая работу с цевкой, мастера находят новые технические решения для конструирования предмета, позволяющие добываться неожиданных художественных разультатов. Склеивая изогнутые пластины, полученные от распила трубчатой кости домашних животных, они создают вазы, формы которых прежде можно было получить лишь вытачивая из цельного блока бивня. А искусная ажурная резьба, украшающая такой предмет, заставляет забыть, что удивительная работа выполнена из совершенно простого материала.


Источник:
"Северная резная кость"
Н.И.Вышар, Н.О.Крестовская, В.А.Субботина, А.Л.Габышева, Ю.А.Широков
Издания на русском, английском, немецком, французском и испанском языках
176 с., 300 цветных иллюстраций
Формат 24 х 25 см
Твердый переплет, мелованная бумага, суперобложка
ISBN 5-89164-137-2 (рус.)
Изысканно оформленный альбом знакомит читателей с прошлым и настоящим старейшего художественного промысла, издавна бытующего на Севере России, – с резьбой по кости, рассказывает о творчестве наиболее ярких и талантливых мастеров, прославивших такие центры промысла, как Архангельск, Холмогоры, Тобольск, Якутия и др. В иллюстративную часть альбома включены подлинные шедевры косторезного искусства, хранящиеся в музейных и частных собраниях.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
ЕЖИЧКА 06-06-2009-17:22 удалить
здорово!!! Люблю все красивое!!! Спасибо!!! b8 (91x131, 20Kb)
Хэби 06-06-2009-19:15 удалить
Спасибо большое!


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Северная резная кость. Часть 1. | Хэби - Дневник Хэби | Лента друзей Хэби / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»