Нина ИвановаДата публикации: 8 ноября 2010
Академические ученые, люди по складу характера зачастую не слишком веселые и легкомысленные, иногда пробуют заняться просветительством. Или им предлагают это сделать издатели. Только сразу предупреждают, что писать книгу нужно не так, как статью или диссертацию, а просто и, по возможности, с юмором. Но дело в том, что диссертации пишутся не с юмором, а по шаблону. И тут даже самые остроумные и любимые студентами балагуры с университетской кафедры нередко садятся в лужу. Писать «для простых людей» они не умеют. Впрочем, некоторым вполне удается освоить «разговорный» стиль. Как, например, Ольге Колобовой и Валерию Иванову, которые выпустили уже несколько книг под совместным псевдонимом Олег Ивик. «История человеческих жертвоприношений» не лишена академической тяжеловесности. Она проступает в цитатах из трудов ученых и многочисленных оговорках в предисловии, что книга, мол, для всех подряд, а если вы «серьезный читатель», то обратитесь к списку литературы. Благо он приложен. Но видно, что авторы с собой боролись и почти себя победили. В результате получился легко написанный, но довольно основательный труд о том, как в различных культурах относились к человеческим жертвоприношениям. Причем не только буквальным, но и фигуральным. Скажем, настенным изображениям слуг и жрецов в усыпальницах фараонов.
Дата публикации: 27 сентября 2010
Умный и ироничный роман Лоуренса Блока про закулисье литературного бизнеса.
Есть такое понятие — «литературная мистификация». Иными словами, подлог, намеренное введение общественности в заблуждение. Так, например, сделал гонкуровский лауреат Ромен Гари, когда написал под псевдонимом Эмиль Ажар роман и во второй раз получил Гонкуровскую премию. Особенно удобно «мистифицировать» публику, когда автор намеренно непубличен, как недавно ушедший в мир иной Сэлинджер. Именно он и стал одним из героев романа Блока. Только не под своим именем (когда писался роман, автор «Над пропастью во ржи» был еще жив), а под псевдонимом Гулливер Фейрберн.
Берни Роденбарр — добропорядочный букинист по профессии и изощренный вор по призванию. Как-то к нему приходит бывшая любовница очень известного и очень закрытого писателя Гулливера Фейрберна и просит похитить у его литературной агентессы письма, которые та собралась выставить на «Сотбис». Агентесса постоянно проживает в отеле «Паддингтон». Но когда Берни проникает в ее апартаменты, женщина оказывается мертва, а письма похищены. В результате сложных перипетий Роденбарру не только удается снять с себя подозрения в убийстве, но и отыскать самого Фейрберна, с которым они проворачивают литературную аферу, позволяющую обоим заработать кругленькую сумму, а потерявшему вдохновение писателю — вернуть интерес к профессии. Умный и ироничный роман про закулисье литературного бизнеса, упакованный в привлекательный детективный фантик.