Лето продолжается, музыка звучит, но — вот удивительно! — физические носители если и умирают, то как-то очень медленно. Вот, например, три недавних CD (а один так даже и вместе с DVD), которые меня удивили и, чего греха таить, порадовали.
Tigran
A Fable
(Classics & Jazz/Verve/Universal)
В 19 лет Тигран Амасян занял второе место на престижном конкурсе Марсиаля Соляла и первое — на конкурсе Телониуса Монка; победитель играл с группой, в составе которой были Джошуа Редман, Джон Паттитуччи и Уэйн Шортер — а пел с ними Стиви Уандер. Впрочем, уроженца армянского города Гюмри это не смутило (уже в 12 он играл для Чика Кориа), скорее подвигло к новым свершениям; в 22 на его счету было уже три сольных альбома и признание Херби Хэнкока: "Это он теперь может меня учить".
Четвертый альбом Амасяна — удивительная работа. Несмотря на то, что манера игры Тиграна совершенно обоснованно сравнивается с невероятной скоростью и виртуозностью Арта Тейтума, о следовании чьему-то пути говорить не приходится: Амасян — самостоятельный, взрослый, сложившийся мастер, с собственной манерой исполнения и авторским почерком, в котором влияния французкого романтизма не меньше, чем истории джазового пианизма. Но более всего в его музыке национального начала. Сам музыкант неоднократно подчеркивал: "я играю народную армянскую музыку, а джаз дает мне свободу, возможность импровизировать". Амасян создает сложные, многоярусные пианистические конструкции, но за каждой из них стоит красивая, стройная мелодия с национальным колоритом — и в этом нет напускного, рассчитанного на эффект worldbeat. Fable —альбом невероятно эмоциональный, страстный, и то, что в несольких композициях Тигран, все время подпевающий себе вполголоса, начинает петь почти в полную силу, выглядит совершенно непротиворечиво: душа, что называется, поет.
Omara Portuondo & Chucho Valdes
Omara & Chucho
(World Village/Harmonia Mundi)
Вряд ли во время расцвета кубинской модели социализма у лидера джаз-рок-ансамбля Irakere и эстрадной певицы было многоо общего: она пела про Че Гевару и президента Чили Сальвадора Альенде, он открывал новые модели соединения джаза и латиноамериканской музыки. Но время сглаживает потиворечия: в 1997-м великий пианист Чучо Вальдес и великая певица Омара Портуондо записали первый совместный альбом, теперь же настало время для второго. Существует легенда о том, что еще во времена диктатора Батисты Омара репетировала с отцом Чучо, пианистом Бебо Вальдесом, и маленький Чучо (Омара старше на 11 лет) влюбился в красотку; именно она используется здесь для интриги. Как там было на самом деле — неизвестно, да и не важно: альбом получился выдающимся.
Это — песни для вечера, когда дневная жара сменяется благословенной прохладой, песни о любви и потерях, о встречах и расставаниях — и то, что за роялем сидит именно Чучо, дает Омаре возможность петь их именно так, как она их поет. Это никакой не джаз, не афрокубинское музицирование, это нечто куда большее: диалог двух больших художников, двух личностей планетарного масштаба, двух потрясающе красивых немолодых людей. Даже соло как бы главного джазового трубача планеты Уинтона Марсалиса здесь выглядит лишь смиреным признанием этой красоты.
Ray Manzarek & Roy Rogers
Translucent Blues
(Blind Pig)
Тут некоторые удивлялись: отчего это я никак не откликаюсь на мероприятие в "Крокус Сити Холле" с участием двух музыкантов из The Doors. Отвечаю: мероприятия по воскрешению усопшего мистера Моррисона путем исполнения его песен кажутся мне малопочетным занятием. Но при всем при том нельзя не учитывать того, что клавишник Рэй Манзарек — музыкант выдающийся, о чем свидетельствует этот релиз. Здесь Рэй весте со знаменитым блюзовым слайд-гитаристом Роем Роджерсом играет... правильно, блюз! На втором совместном опыте клавишника и гитариста (первый альбом, Ballads Before The Rain, вышел в 2008-м) у дуэта начался именно что жанр. Полноразмерный состав, вокальные партии (поют оба участника тандема)... правда, релиз на одном из ведущих блюзовых лейблов Америки...
Впрочем, чистого блюза тут меньше, чем могло бы быть и хотелось: слишком велико авторское начало. Под авторами я имею в виду не только Манзарека и Роджерса, но и Уоррена Зевона, Джима Кэрролла (автора "Дневников баскетболиста") и известного поэта-битника Майка МакКлюра, чьи песни входят в альбом. Короче говоря, перед нами случай так называемого "умного" блюз-рока с клавишным оттенком Некоторые западные рецензенты и здесь ищут продолжения Doors; смею заметить — его тут сильно меньше, чем могло бы быть, даром что живьем Роджерс и Манзарек играют несколько песен (Love Me Two Times, Crystal Ship, Riders On The Storm). И это очень хорошо: наконец-то есть возможность услышать в Манзареке не заложника одного проекта, а полноценного автора и очень разнообразного музыканта. В Роджерсе, кстати, сомнений никогда и не было.