[190x234]
"Дело в том, что театр «У моста» основан, как театр подсознания, театр психологического погружения, театр энергетики, театр акции, действия, конфликта, и вот на этой энергетике строится атмосфера спектакля, моя работа с актерами на репетициях," - рассказывает в одном из интервью Сергей Федотов.
Акцент на энергетике, на высвобождении внутренней скрытой силы - это только одна из сторон театральной практики в театре "У Моста", ее мистического ореола.
" Практически во всех своих спектаклях Федотов, - пишет Александра Гашева, - выводит зрителя за рамки реалистического, на уровень бессознательного и интуитивного. Он создает уникальный театр управляемого подсознания. Объединяя импровизационно-интеллектуальную школу Михаила Чехова, изощренный психологизм Ежи Гротовского и эстетику театра жестокости Антонена Арто, Федотов создает нечто уникальное, ни с чем не сравнимое, что притягивает зрителя как магнитом".
Поэтому неудивительно, что федотовский магнетизм может принимать буквальные формы: "Я сам являюсь очень сильным проводником энергии. Узнал я об этом случайно. Просто поспорил с друзьями, что человек всесилен и способен на все. А чтобы это доказать – у всех на глазах приложил тарелку ко лбу, и она прилипла. Я не скажу, что это просто. Но это возможно – нужно только захотеть!"
Сергей Федотов неоднократно повторял этот фокус и для удивленных журналистов...
"- Сергей Павлович, почему так много мистики вокруг Вас и театра «У моста»?
- Я мистический человек, был таким всегда, с самого рождения. Сначала я удивлялся и даже боялся странностей и мистических совпадений, случающихся на каждом шагу, а потом привык к этому и стал воспринимать их как часть своей жизни. Однако у меня свои приметы, свои особые знаки. Общепринятые в моём случае не имеют особого значения. Например, число 13 в моей жизни всегда играло положительную роль.
- Не могли бы Вы назвать какой-нибудь пример, который можно назвать мистическим?
- Пожалуйста. При любой театральной постановке случаются такие же странные мелочи, какая произошла, едва я начал работу над спектаклем «Собачье сердце». Я должен был начать репетировать спектакль 9 декабря в театре «Камерная сцена «Арена» (г. Острава). Надо сказать, что в начале декабря в Чехии снега никогда нет. В этот же день я прилетел из Москвы, пришел к 9 часам утра на репетицию. Мы открыли текст, начинающийся картиной вьюги, когда бездомный пес умирает на улице. И как только были произнесены слова: «Холод. Снег», - именно в этот момент на улице пошёл снег. Подобных совпадений я могу вспомнить множество.
- А Пермский театр «У моста» оказался мистическим в результате влияния особенностей Вашей личности? Вы сознательно акцентируете внимание на мистике в своих постановках?
- На самом деле, это происходило постепенно, само собой. Мистические моменты всё чаще стали проникать и в спектакли. Позже наш театр окрестили мистическим. Хотя не могу сказать, что я сознательно к этому стремился. Играет роль и выбор авторов пьес для постановок в театре. Мне всегда были интересны такие писатели, как Гоголь, Булгаков, Достоевский. Их произведения, как известно, насыщены мистикой. Когда театр «У моста» только создавался, у меня не было вопросов, какой спектакль выбрать для постановки. Это была пьеса «Дракон» Евгения Шварца. В каждой из последующих постановок присутствовал тот оттенок мистического, который был характерен стилистике данного автора. Кто-то однажды сказал о нашем театре, что у нас «в каждом спектакле гробики». Но, естественно, каждый зритель воспринимает происходящее на сцене по-своему".
(фрагмент интервью Марии Тарановой)