[700x393]
Послесловие ко дню рождения 22 мая 1913 года замечательного композитора, «короля розыгрыша» и … первого советского пранкера (телефонного хулигана)
Он был автором более 300 песен, музыки к 120 фильмам, 80 спектаклям, создателем 3-х опер и 8 симфоний.
Последняя песня была написана им на стихи М.С.Пляцковского в 1984 году - «Кукушка», ее исполняла Алла Пугачева.
Своё отношение к жизни он сформулировал следующими словами: «Все мои мысли были направлены на творческое благополучие и на свою судьбу в этом мире, который я всегда воспринимал иронически. В духовном плане у меня не было драм и трагедий. Только ясное, радостное ощущение жизни, праздник бытия».
Друзья, во второй половине поста я постарался привести как можно больше известных и не очень фраз и афоризмов Никиты Богословского, а также описание розыграшей его и … над ним.
Никита Владимирович Богословский родился 22 мая 1913 года в Санкт-Петербурге в дворянской семье. Его отец — Владимир Львович Богословский, был надворным советником, служил в Главном управлении почт и телеграфов. Так как родители развелись вскоре после рождения сына, а мать вскоре вышла замуж, то своего отца Никита не знал и воспитывался отчимом
Мать — Елена Михайловна Богословская (Поземковская), помещица. Её отец был камергером императорского двора. Служил в министерстве юстиции, в канцелярии Сената и государственной канцелярии. За заслуги в организации детских приютов был награждён орденом Святого Владимира. Её мама была пианисткой и подругой Чайковского. С детства Елена Михайловна говорила сыном по-французски.
Её родовое имение располагалось в Карповке Тамбовского уезда. В этом селе, включавшем богатую барскую усадьбу, конные и овчарные заводы и обширные земельные наделы. Здесь маленький Никита проводил дореволюционное летнее время.
После 1917 гола дворянское имение матери было сожжено, один из братьев матери окончил жизнь в иммиграции, другой — в ссылке.
С 3-х лет Никиту стали обучать музыке. Он вспоминал, что поначалу занимался с ленью и неохотой, садясь за рояль только с повеления родителей. Однако в восемь лет он случайно услышал, как мать в соседней комнате исполняет Шопена. После этого Никиту потянуло к роялю и он уже стал учиться с охотой. Он стало не только играть, но и сочинять музыку. В восемь лет он написал свое первое музыкальное произведение – вальс, посвященный 6-летию рождения дочери Леонида Утесова - Эдит.
В 1920-1929 годах Никита учился в единой трудовой школе Ленинграда. По его воспоминаниям, в эти годы было получено главное музыкальное образование, значившее больше, чем всё последующее консерваторское обучение. Это произошло, благодаря воскресным занятиям в 1927-1928 годы с классиком русской музыки Александром Глазуновым.
К своему 15-летию Никита сделал себе подарок: в Ленинградском театре музыкальной комедии состоялась премьера его оперетты «Ночь перед рождеством». Забавно, что автора в зал из-за юного возраста не пустили. Строгая билетерша сказала ему: «Мальчик, тебе нельзя, придешь с мамой в воскресенье на утренник».
В 1929 году он поступил на композиторское отделение Ленинградского центрального музыкального техникума по классу композиции. Далее учился в Ленинградской консерватории по классу композиции (экстернат), полифонии, инструментовки, анализа музыкальных форм, которую окончил в 1934 году. Уже в студенческие годы он познакомился с театральными драматургами и режиссёрами, с деятелями эстрады и кино. Сочинял музыку для спектаклей Ленинградского театра малых форм - «Уха из петуха», «Весна на Стрелке» и др.
После убийства Кирова в ходе начавшихся репрессий Богословский подлежал высылке из Ленинграда как выходец из дворянской семьи в Сыктывкар. Однако он решил рискнуть и не поехал туда и ему повезло - о нем просто забыли.
С 1937 года начал Богословский писать музыку для кино и стал известным уже после своего первого фильма - «Остров сокровищ», в котором прозвучала песенка Дженни на стихи Лебедева-Кумача с запоминающимся сразу припевом «Если ранили друга…».
Хоршо помню - этот черно-белый фильм и эту песню, которые я увидел и услышал впервые после первого класса в 1961 году в моем первом пионерском лагере. Помню даже, что, так как в нашем только что открытом лагере не было актового зала, в котором бы можно было показывать, то фильм мы смотрели в клубе соседнего лагеря с названием «Салют».
После этого успеха 24-летний Богословский перебрался в Москву. Однако такие известные его песни, как «Любимый город» (стихи Е. А. Долматовского, к/ф «Истребители», 1939) и «Спят курганы тёмные» (стихи Б. С. Ласкина, к/ф «Большая жизнь 1 часть», 1940), были написаны в Киеве, куда его приглашали для работы над снимавшимися на тамошней киностудии фильмами.
В столице Украины композитора застала война. Вместе со студией он был эвакуирован в Ташкент. Там была создана такая нетленная песенная классика Богословского - «Тёмная ночь» и «Шаланды, полные кефали» (на стихи В.Г. Агатова, к/ф «Два бойца», 1943), «Лизавета» (стихи Е.А. Долматовского, к/ф «Александр Пархоменко», 1942), «Солдатский вальс» (стихи В. А. Дыховичного, 1944).
Песня «Темная ночь» была написана за один день. Режиссёру фильма «Два бойца» Леониду Лукову *) никак не удавалась сцена, когда солдат пишет письмо домой. И тогда он решил усилить её песней. Обратился к Богословскому, который сел за рояль и с ходу сыграл всю тему будущей песни «Тёмная ночь» от начала до конца без остановки. После этого они пошли к поэту Владимиру Агатову**). Он послушал «свежую» мелодию, присел к краешку стола и тоже на одном дыхании без единой поправки написал слова. На дворе стояла тёмная ночь, когла вдохновлённые успехом, творцы разбудили Марка Бернеса***), разбудили звукорежиссёра, нашли гитариста, и поехали на студию записывать песню. Но явившись ночью на студию, они оказалась перед запертым звуковым павильоном. Недолго думаю, они взломали замок. Марк Бернес встал к микрофону через 15 минут душевная песня «Тёмная ночь» была записана. А уже на следующий день под эту записанную фонограмму была снята та памятная всем сцена в фильме. И на запись песни, и на съёмку эпизода потребовалось всего по одноу дублю. После выхода фильма песня стала мгновенно известна, на фронте её пели тысячи бойцов.
Еще с этой самой песней Богословского было связано очень дорогое для него воспоминание. Первую пробную грампластинку забраковал ОТК (Отдел Технического Контроля) завода. Чуткое ухо контролёра уловило какие-то странные посторонние шумы. Оказалось, что девушка, которая готовила лаковый диск, на который производилась эталонная запись… плакала… и именно её горючие солёные слёзы оставили свой след на образцовом диске, предназначенном для дальнейшего тиражирования грампластинок...
*) Леонид Давыдович Луков (1909 — 1963) родился в Мариуполе в еврейской семье известного в городе фотографа. В 1928 году окончил рабфак, затем был корреспондентом местных газет. Свою работу в кино Леонид Луков начал в 1927 году. Леонид Луков был организатором студии «Кинорабмол» (Харьков), в которой он снял цикл из пяти документальных фильмов «Родина моя — комсомол».
В 1930—1941 годах Луков режиссёр Киевской киностудии, с началом войны и до 1943 года режиссёр Ташкентской киностудии. Именно там он снимал фильмы «Александр Пархоменко», боевой киносборник № 8, легендарную ленту «Два бойца».
В картинах Леонида Лукова проявился природный комизм и балагурство таких актёров, как Пётр Алейников и Борис Андреев. В фильмах Лукова сыграл свои лучшие роли Марк Бернес
Творческая судьба Леонида Лукова была во многом драматична. Его картины были признаны зрителями, однако подчас вызывали неприятие советских киноведов. Вторая серия фильма «Большая жизнь», посвящённая теме послевоенного восстановления, была подвергнута уничтожающей критике. Вышло специальное постановление ЦК партии от 4 сентября 1946 года. «О кинофильме «Большая жизнь. Часть 2».
При этом в 1950-60 гг. зрительское признание получили картины Лукова: «Олеко Дундич» (1958), «Две жизни» (1961), «Верьте мне, люди» (1964).
*) Владимир Гариевич Агатов (Вэлвл Исидорович Гуревич (1901 — 1966) родился в Киеве в еврейской семье. Переменив в ранней юности много профессий, остановился на работе журналистом-фельетонистом. В 18 лет его литературные заметки были опубликованы в сборнике «Стихи и проза о русской революции» (авторами которого были А. Блок, Андрей Белый, З. Гиппиус, Максим Горький, С. Есенин, Н. Клюев, В. Маяковский). Впоследствии переехал в Москву, где работал в газете «Гудок» (в одно время с В. Катаевым, И. Ильфом и Е. Петровым, Л. Славиным, Э. Багрицким). В конце 30-х начале 40-х г.г. выступал как автор произведений для эстрады, а также как поэт-песенник. Среди его текстов и знаменитая «одесская блатная» - «Алёха жарил на баяне, гремел посудою шалман…».
Но настоящая известность пришла к Агатову с выходом кинофильма «Два бойца» (1943), для которого он написал тексты двух знаменитых песен «Тёмная ночь» и «Шаланды»
В 1949 году Агатов был репрессирован и до реабилитации в 1956 году находился в лагере, где был директором лагерного театра, одновременно администратором и завлитом. Агатов организовал при культбригаде женский хор, для чего отыскивал в соседних лагерях и переводил к себе в лагпункт талантливых исполнительниц. Туда же он привлёк и Татьяну Окуневскую, находившуюся в заключении.
Умер Владимир Агатов в 1966 году в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище. На его надгробии выгравированы слова: «Тёмная ночь, только пули свистят по степи…».
По результатам проведённого в 2015 году в России социологического исследования, текст песни «Темная ночь» занял 25-е место в топ-100 самых популярных стихотворных строк, включающем, в числе прочего, русскую и мировую классику
*) Марк Наумович Бернес (при рождении — Мена́хем-Ман Не́ухович Не́йман, 1911-1969) родился в Нежине Черниговской губернии в еврейской семье. В 1917 году семья переехала в Харьков. После окончании семилетней школы, с 1928 года, Марк начал свою самостоятельную жизнь с расклейки театральных афиш. Работал и зазывалой — «живой афишей». Начал посещать занятия в театральном техникуме, одновременно поступил статистом в харьковский театр «Муссури». К этому периоду относится появление его сценического псевдонима — Бернес. Есть версия, что псевдоним состоит из двух слов: «бар», что переводится с арамейского как «сын», и «нес», которое означает на иврите - «чудо». Так что в буквальном смысле Бернес – «сын чуда» или «сын удачи».
В 1929 году 17-летний Марк вопреки воле родителей сбежал в Москву, где первое время жил на вокзале. Он сразу начал настойчиво обивать пороги московских театров, пытаясь добиться хотя бы скромной роли. И наконец юноше улыбнулась удача – его взяли в массовки Малого и Большого театров и разрешили ночевать в гримерке.
С 1935 года снимался в кино. После эпизодических ролей последовали ключевые образы.
Вышедшая в 1938-м картина «Человек с ружьем» стала переломной в кинокарьере Бернеса. В этой историко-революционный ленте он получил не самую главную роль, зато впервые с экрана исполнил песню — «Тучи над городом встали». Не имея ни сильного голоса, ни музыкального образования, артист завоевал зрителей сердечностью исполнения. За работу в драме Марк Наумович получил орден «Знак Почета» и любовь кинозрителей.
Успех «Туч» заставил режиссера следующей ленты, Эдуарда Пенцлина, подумать о включении в нее песни в исполнении Бернеса. Так в «Истребителях» (1939) появилась «Любимый город». При этом директор Киевской киностудии запретил ее исполнение, но во время его отъезда съемочная группа записала эпизод и сдала фильм на приемку в Министерство кинематографии. Разгоревшийся скандал потушило принятие ленты к показу без поправок, отдельной похвалы удостоилась и песня.
Уже в марте 1940-го эта композиция вышла на пластинках и была очень популярна в годы войны. Игра актёра отличалась обаянием и мягким юмором.
Но едва ли не главной песней Великой Отечественной стала его «Темная ночь» на музыку Богословского.
Ещё до выхода фильма «Два бойца» на экран Леонид Утёсов, без ведома и разрешения авторов песни начал исполнять «Темную ночь» и даже записал её на пластинку (1943). Из воспоминаний Богословского: «Утесов один раз меня сильно подвел. Когда снимался фильм “Два бойца”, я по глупости сыграл ему “Темную ночь”. Он обычно долго все запоминал, а тут быстро выучил, поехал на фронт и стал ее там петь. И надо же такому случиться, что Луков и Бернес поехали на фронт в то же место. А там говорят: “Ну что же вы старую песню привезли?” Луков и Бернес жутко разозлились — был закон: до выхода фильма песни не исполнять. Они обиделись. А Утесов так перепугался, что “Шаланды” вообще не стал записывать. Даже клятву дал: если предлагали типично утесовскую песню, но ее спел Марк, Утесов не брал — “после Бернеса это уже на устах”. Бернес утесовских вещей тоже не пел.»
При этом, несмотря на этот казус, именно бернесовская интерпретация песни, считается классической. Она отличается удивительной искренностью и душевностью. Кроме исполнения в фильме, артист записал ещё пять студийных фонограмм: грампластинки 1943 года в Москве, 1954 и 1958 годов в Ленинграде и магнитозаписи 1958 и 1967 годов в Москве.
Но еще в фильме «Два бойца» звучит и другой его хит - «Шаланды полные кефали». Режиссёр Луков решил, что для контраста в ленте должна быть мелодия в стиле весёлых одесских уличных песен. И Богословский справился, хотя ему пришлось освоить одесский фольклор. Сам композитор вспоминал: "Я по рождению ленинградец, никогда не соприкасался творчески с одесским песенным фольклором и просто не знал, с чего начать. И тогда в газетах разместили объявление с просьбой ко всем, знающим одесские песни, явиться на киностудию. На следующий день привалила огромная толпа коренных одесситов, патриотов своих песен. Пришли люди очень разнообразные - от почтенных докторов до типов, вызывавших удивление по поводу того, что они ещё на свободе. И все они два дня пели наперебой всевозможные типично одесские песни. А я потом, сплавив характерные обороты и интонации, написал «Шаланды», песню вполне самостоятельную. После «Двух бойцов» жизнерадостные и доброжелательные одесситы стали считать меня «своим»".
И для нас, мальчишек начала 1960-х годов, да и потом, эта песня всегда была что на есть самая «одесская блатная».
Богословский: «сталин меня вообще терпеть не мог. И когда вышло разгромное постановление ЦК по фильму “Большая жизнь”, о музыке было написано так: “В фильм введены песни, проникнутые кабацкой меланхолией и чуждые советским людям”. Это были песни “Спят курганы темные” и “Три года ты мне снилась”. С ними вообще произошла странная вещь: фильм был запрещен, а песни исполнялись, их пели, не зная, откуда они.
Удивительно, что сам испытавший за свои песни несправедливую огульную критику властей и ее последствия, переживший исключения из союза композиторов, Богословский первый в СССР выступил с осуждением группы Битлз. В 1964 году он опубликовал в «Литературной газете» свой фельетон «А теперь о «жуках». В нем композитор жестко проехался по неоправданной, на его взгляд, популярности группы «Битлз»: «Бедные наивные «жуки»! Вы, наверное, твердо уверены в том, что все это - слава, бешеные деньги, рев и визг поклонников, визиты к королям - все это навсегда и по заслугам. Но готов биться об заклад, что протянете вы еще год-полтора, а потом появятся молодые люди с еще более дурацкими прическами и дикими голосами, и все кончится!..»
А это отрывок из его интервью спустя почти сорок лет за год до своей кончины.
- «25 мая 2003 года в ГЦКЗ «Россия» прошел юбилейный концерт в вашу честь, а за день до этого рядом, на Красной площади, дал концерт Пол Маккартни. Но битломаны помнят, что в 64-м году вы написали статью, где предрекали «Битлз» скорое забвение и даже называли их «навозными жуками». Как такое могло случиться?
- Ой, как я ошибся, как ошибся! Но вы что, полагаете, будто я во всем и всегда был такой, как во время написания «Темной ночи»? Да, если я вам расскажу, сколько сделал за свою жизнь глупостей, ошибок и всяких дурацких поступков, то вы мне просто не поверите. Я о них молчу и выхваляюсь как этакое уникальное явление. Но глупостей я сделал много и от них сейчас прилюдно, принародно отрекаюсь.
А битлы — потрясающие ребята. Кстати, Пол Маккартни давал концерт в мою честь, вы в курсе или нет?
— Нет.
— Так знайте.
— Вас заставили написать ту злополучную статью или вы сами недооценили масштаб явления?
— Значит, так, говорю вам однозначно и категорично: заказов, тем более подобного рода, я не исполнял никогда, ни для кого и ни за что!
Я думаю, что я был тогда пьяный.
— Если бы вы сейчас встретились с Маккартни, что бы вы ему сказали?
— Я бы ему сказал: «Спасибо, старик!»
Никита Богословский прожил почти 91 лет, никогда не болел и в первый раз обратился к врачу в 90 лет, когда заболел зуб.
До последних дней Богословский одновременно писал роман, сценарий по нему и музыку к французскому фильму.
Весной 2004 года Никита Владимирович попал в больницу с температурой, а потом несколько дней не приходил в себя. Очнувшись, он продолжал шутить с женой, но болезнь уже не отступила.
Умер композитор 4 апреля 2004 года в Москве. Похоронен композитор был на Новодевичьем кладбище. Могильный памятник композитору выполнен в виде раскрытого рояля.
Своё отношение к жизни сформулировал следующими словами: «Может быть, это стыдно, но я никогда не интересовался страной. Все мои мысли были направлены на творческое благополучие и на свою судьбу в этом мире, который я воспринимал иронически. В духовном плане у меня не было драм и трагедий. Только ясное, радостное ощущение жизни, праздник бытия»
А когда с ним случались какие-то неприятности, он рассуждал так: «Неприятность, которая меня сегодня постигла, через две недели покажется мне ерундой, на которую не следовало обращать ни малейшего внимания. Так зачем я буду ждать две недели? Я уже сегодня не буду обращать на нее внимания».
В советское время он официально был миллионером. На сберкнижке у него лежали миллионы. И, как у всех, эти деньги у него в одночасье сгорели. Но он не печалился по этому поводу. «Ничего! Заработаем еще!» - говорил он.
Когда Богословского спрашивали, как ему удается в его возрасте оставаться в такой прекрасной форме, он отвечал: «Я всю жизнь пью и курю. По улицам ходить не люблю. Езжу в машине. Спорт ненавижу. Выезды на природу – Боже упаси!».
Этим ответом Богословский очень созвучен Уинстону Черчиллю, который на вопрос о секрете своего долголетия и прекрасного самочувствия отвечал, что этим он обязан только спорту, которым он…никогда в жизни не занимался.
Личная жизнь композитора складывалась бурно. Он был женат четыре раза. Имел двоих сыновей. Первые два брака были скоротечными. Первая жена однажды купила на весь гонорар композитора от фильма «Остров сокровищ»…кандалы декабриста Рылеева и получила от Богословского отставку.
Вторая безбожно пила. Богословский был блестящий тамада и умел красиво пить и не терпел алкоголиков. Во этом втором браке у Богословского родился сын Кирилл. Он злоупотреблял спиртным и умер в 46 лет.
С третьей жена Натальей Ивановной Богословской прожил вместе 37 лет, до смерти супруги. В этом браке родился сын Андрей Богословский (1953-2007), талантливы композитор и поэт, автор песни «Рисуют мальчики войну» (ее пела Жанна Бичевская) и оперы-феерии «Алые паруса» по одноименной повести Александра Грина. В 1970-е и 1980-е годы он часто печатался в журнале «Юность». В это время отец много и плодотворно общался, часто приглашая в свои авторские концерты. У него складывалась музыкальная карьера и не было недостатка в деньгах и женском внимании.
Но он променял блестящие перспективы на алкоголь и опустился на дно жизни. Андрея безуспешно пытались лечить в психиатрической больнице. После попыток помочь сыну Никита Богословский в итоге отказался иметь с ним дело. В 54 года Андрей умер в каком-то бараке в Московской области.
В одном интервью Никита Богословский сказал о себе: «Отец из меня - г-но».
Четвертая жена Никиты Богословского – композитор Алла Николаевна Сивашова (1949 г.р) была младше его на 36 лет. Вместе они прожили 12 лет, до смерти композитора. Свою книгу воспоминаний о нем, изданную в Нью-Йорке, вдова назвала «Я люблю тебя, Алка». Название книги - была предсмертная записка композитора, написанная им жене на рецепте чёрным фломастером.
Никита Богословский был хорошо известен своими короткими фразами и афоризмами. Он даже состязался с Владимиром Вишневским по части сочинения стихов из одной строчки! Нередко они выходили вместе на сцену и устраивали целые турниры «одностиший» - всерьёз бились, а в финале, обняв друг друга за плечи, к общему зрительскому восторгу хором провозглашали: «Спасибо мне, что есть я у тебя!».
Из фраз и афоризмов Богословского:
Песни Кобзона: кобзонги.
Хорошо воспитанные люди уходят с презентаций голодными.
Как я люблю сочетание приятного с бесполезным.
Как хорошо было бы прожить долгую и счастливую жизнь и скончаться 24 октября 1917 года
Над страной холодный ветер веет, не хотим весёлых песен петь. И никто на свете не умеет лучше нас смиряться и терпеть».
Наши автомобили даже хуже правительства.
- Не такие же у нас в министерстве дураки, чтобы…
-Такие! Такие!“
С помощью трехэтажного мата строим многоэтажные дома
Ввиду отсутствия все остального иностранцы обычно говорят, что у нас им больше всего понравились люди.
Диабетический материализм
Реклама зонтов: «Не дай себе замокнуть»
Делохранитель – сейф
Кто есть ху? О, таких много!
Белую рубашку следует надевать два раза. Затем она делается серой, и ее еще долго можно носить.
Не забыть купить расческу для Леши Венедиктова.
Как упоительны в России вечера! Двоих приятелей я упоил вчера.
Про пьяниц и гуляк в некрологах обычно пишут: «Покойник был большой жизнелюб».
Как хороши длинные распущенные волосы у длинных распущенных женщин.
Как жаль, что я не знала вас килограммов двадцать назад.
Эротическая кулинария: «Кэкс-бомба.»“
Она была красива до безобразия.
Умной женщине столько лет, сколько на самом деле.
Новое лекарство: пенисцелин
Детей я люблю, но сам процесс мне милее
Седина в бороду – собес в ребро
С моей женой Алкой я стал настоящим - домосексуалистом
Стоячим всякий сможет. А ты попробуй вяленьким!
(Услышав этот перл, друг Богословского продюсер Михаил Гладков предложил ему назвать статью про композитора – «Вяленький цветочек»).
Когда у моего друга Лени Лукова после разгромного постановления ЦК о его фильме «Большая жизнь» случился инфаркт и врач рассказал о том, как он должен теперь жить, то Леня взволнованно спросил: «Что же вы доктор о самом главном не сказали - как мне теперь с женщинами? Можно?»
На что врач ответил: «Да, можно, конечно. Но только одно условие - если дама вам отказала, не бегайте за ней, не ухаживайте. Пойдите за угол и найдите другую. С женщинами вам можно, вам нервничать нельзя!!!»
Богословский мог обратить в шутку, иронию и самоиронию все, даже смерть!. Когда в больнице жена сказала ему, что он провел без сознания несколько дней, он удивился: «Без классового?».
Король розыгрыша
В течение всей жизни Никита Богословский был знаменит розыгрышами, которые зачастую ставились им по законам драматургии и развивались во времени. Сам композитор считал, что «Розыгрыш - это театр для себя». А театр этот получался разным. И безобидным, и с не очень.
Богословский стал первым пранкером (телефонным хулиганом) в СССР. Однажды в лет двенадцать Никита рылся он в телефонном справочнике и вдруг увидел смешное сочетание: «Ангелов Ангел Ангелович»! Тут же набрал номер и пропищал; «Чёрта Чёртовича можно?». Его, конечно, послали, как следует, и он трубку бросил. Впрочем, рассказал об этом приятелям, и те тоже по паре раз с этой шуткой отметились. Шли годы. Богословский стал знаменит, переехал в Москву, но как-то, лет пятьдесят спустя, оказавшись в Питере, заглянул в телефонный справочник и опять наткнулся: «Ангелов А.А.»! Недолго думая, набрал и пропищал: «Чёрта Чёртовича можно?». И старческий голос в трубке произнёс: «Ты ещё жив, сволочь?».
Однажды, ещё в студенческие времена молодой композитор Никита Богословский разыграл молодого композитора Василия Соловьёва-Седого. Под Ленинградом в городе Сестрорецке в жаркий и солнечный летний день на берегу знаменитого Разлива отдыхала весёлая компания студентов. Соловьёв-Седой немного устал и заснул прямо на пляже, лёжа на животе. Был он весь белый, совершенно без загара. Лукавый шутник Богословский вырезал из газеты короткое русское слово и налепил спящему приятелю на спину. Спина загорела, а это слово чётко белело. Потом Соловьёв-Седой ещё долго не мог ходить на пляж...
Вот как после этого он должен был относиться к своему, якобы, «другу»? Говорят, что пообижался немного – до тех пор, пока три весёлых буквы не загорели, а потом простил.
Ещё один весьма необычный розыгрыш Богословского в паре с его другом Соловьёвым-Седым. Однажды в Ленинграде прекрасной белой ночью Василий Павлович Соловьёв-Седой постучал с улицы в окно своей квартиры. Подошедшей на стук жене он сообщил: «Открой дверь, пожалуйста, я ключи дома забыл.»
Она кивнула и пошла к дверям. И через два шага застыла на месте. Окаменела. Побелела. У неё остановилось дыхание. Дама ещё раз обернулась к окну… За его стеклом супруг делал приветливые жесты и мимикой показывал, что очень извиняется. У жены Соловьёва-Седого волосы встали дыбом. Рот её раскрылся на максимальную ширину. Глаза остекленели и закатились. Несчастная женщина упала в обморок…
Как вы думаете почему?... Да потому, что они жили на пятом этаже! А за окном – отвесная стена без балконов и карнизов. Любимый муж аки призрак в таинственных сумерках ленинградской белой ночи висел в воздухе на высоте 15-ти метров над землёй. Как тут не потерять сознание?...
Оказалось, что два друга – Богословский и Соловьёв-Седой – возвращались домой после весёлой пирушки. Два знаменитых композитора наняли! трамвай, который к тому времени уже закончил работу, но таки согласился подвезти уважаемых людей. У своей парадной Соловьёв-Седой вдруг обнаружил, что, действительно, забыл ключи. Рядом с его домом шли ремонтные работы – электромонтёр на автомобильной вышке менял лампу в уличном фонаре. Вот тут-то Никита Богословский и придумал сердечно-опасный розыгрыш – уговорил приятеля подняться в люльке и постучаться в окно.
Вот только неизвестно какие слова произнесла несчастная жена Соловьёва-Седого, когда очнулась. А также сам Василий Павлович своему оригинальному шутнику-товарищу.
В суровые 1930е годы Богословский не боялся шутить на всю катушку.
Однажды Никита Богословский «опечатал» дачу известного московского актера Владимира Хенкина. Их дома находились рядом, соседи были очень дружны. Однажды Хенкин пригласил Никиту на какой-то мальчишник. Композитор пришел, а дома никого нет. Оказалось, накануне Владимир Яковлевич улетел на гастроли в Ленинград.
Никита страшно обиделся, что его никто не предупредил и веселье сорвано. Он быстро сходил к себе на дачу, взял пластилин и кусок жгута. Вернулся к дому Хенкина и в замок от двери протянул жгут, из пластилина сделал лепешку и припечатал веревку к дверям, приложив пятак. Получилась настоящая печать. Время тогда было страшное, все боялись, что за ними могут прийти. А Никита еще и записочку оставил: «Приходили за тобой. Можем вернуться в любое время. Жди». Рассказывают, что у Хенкина чуть ли не инфаркт случился, когда он вернулся домой. Но после того как Богословский рассказал ему всю правду, они жутко напились, смакуя в деталях произошедшее."
Из воспоминаний самого композитора: «Было это в Киеве, перед самой войной. Сидим мы как-то вечером в номере, веселимся, валяем дурака. А из соседнего номера, какие-то два типа-ревизора стучат к нам в стенку -тише, мол! Нам это несколько надоело. И тогда Марк Бернес звонит им и измененным голосом говорит: "Товарищи, с вами разговаривает администратор гостиницы. Скажите, вы члены партии? Да? Тогда я должен вас как коммунист коммунистов попросить. Дело в том, что сейчас к нам приезжает группа иностранцев, и мы вынуждены вас до утра переселить. Вам постелят в красном зале, а утром вы вселитесь назад. Особенно не одевайтесь — набросьте что-нибудь и спускайтесь". Эти два господина прямо на нижнее белье накидывают пальто и, сверкая кальсонами, спускаются в красный зал. Входят и видят: зал ярко освещен. Стоят буквой "п" столы. Все начальство Киева чествует знаменитого летчика Чарльза Линдберга, который первым в мире Атлантический океан в одиночку. Он с супругой сидит, разодетые дамы сидят… Три дня искали, кто это устроил сделал, но так и не нашли.
Как-то в том же Киеве Богословский и Марк Бернес делили на двоих номер люкс в гостинице. Никите Владимировичу срочно потребовалось улететь на несколько дней в Москву, а когда он вернулся, то первым делом позвонил от портье в их шикарный номер и сказал женским голосом: «Ах, дорогой мой! Я уже вернулась, раздевайся, я сейчас к тебе зайду…». Услышав это испуганный портье сообщил, что, пока Богословского не было, Бернес из экономии переехал в более скромный номер, а в «люкс» поселили наркома внутренних дел Украины Серова, который потом в войну командовал СМЕРШем.
К счастью, все обошлось! Только, уходя на ночную съемку, актеры стучали в дверь композитора: “Богословский, собирайся с вещами”.
Лет через десять Богословский встретил Серова на приеме в американском посольстве и рассказал ему ту давнюю историю. На что министр остроумно ответил: “Надо же, а я так ждал!..”»
В начале 50-х жили Богословский и Бернес в том же Киеве. Ужинали в «Интуристе». И однажды один знаменитый певец, уже в возрасте, сказал, что после концерта хотел бы с ними посидеть. Только они начали ужинать — , как он явился. Слыл он страстным жизнелюбом, а у Марка первая жена была красотка Паола — прелесть просто, поэтому место этому артисту мы оставили рядом с ней. И не ошиблись: он сейчас же все внимание переключил на нее и тихонько спрашивает Марка: “А это кто?” — “Да на гастроли приехала из Москвы — девица легкого поведения, так что вы с ней особенно не церемоньтесь”. Певец говорит комплименты, целует ей ручки, шепчет: “А когда мы можем увидеться?” Она: “Приходите сегодня ровно в 12 часов, номер 412, дверь будет открыта, жду вас с нетерпением”. Ровно в полночь ловелас открывает дверь в номер… Полумрак, в постели, закрытая почти по самую шею, лежит Паола: “Ну, что же вы медлите, раздевайтесь”. Он снимает одежду, и в этот момент из ванны выходит голый Бернес. Называя гостя по имени-отчеству, Марк спрашивает: “Что вы тут делаете? Как вы сюда попали? Здесь живу я с женой Паолой”. Чем все закончилось, не знаю, потому что, как я ни спрашивал у ребят, они только заливались смехом. Артист же так разозлился, что на следующий день переехал в другую гостиницу», — вспоминал Богословский.
Однажды Никита Богословский вместе со своим приятелем и коллегой композитором Сигизмундом Кацем гастролировали в Донбассе. В одном районом центре их концерты должны были проходить одновременно на двух площадках - в двух Дворцах культуры. В подобных случаях композиторы нередко практиковали так называемую "вертушку" - когда в первое отделение работает Богословский, а в другом Кац. В антракте их на машинах перебрасывают навстречу друг другу, и второе отделение работают "наоборот". Эта простая схема, позволявшая за один вечер заработать каждому за два концерта!
За время совместных гастролей Богословский хорошо выучил программу товарища. И вот в первом отделении концерта он вышел на сцену и провозгласил: "Здравствуйте, дорогие друзья! Я – композитор Сигизмунд Кац! Вы знаете мои песни: "Сирень цветет", "Шумел сурово Брянский лес"…" И далее все спел, все сыграл за Каца, а также произнес все его шутки и репризы Каца. Закончил вовремя, получил аплодисменты и уехал во второй Дворец, где спокойненько начал уже свой настоящий концерт.
После Богословского во втором отделении того же концерта на сцену вышел ничего не подозревающий Кац, сел за рояль и привычно начал: "Здравствуйте, дорогие друзья! Я – композитор Сигизмунд Кац! Вы знаете мои песни: "Сирень цветет", "Шумел сурово Брянский лес"…
Случился большой скандал. Из обкома позвонили в Москву, гастроли прервали. Кац очень обиделся, остряк Богословский был на три месяца исключен из Союза композиторов.
Широко известна история пари об авторстве висевшего в квартире композитора раннего пейзажа, работы якобы Левитана.
Однажды Никита Богословский попросил Юрия Левитана нарисовать что-нибудь на листке бумаги. Тот долго отпирался, говорил, что никогда не умел рисовать, но Никита Владимирович его всё-таки уломал. Левитан нарисовал кривенький домик с идущим из трубы дымком. Этот детский рисунок Богословский вставил в рамку, повесил у себя дома и с каждым, кто приходил к нему в гости, спорил, что это подлинный Левитан. Спорщики же полагали что Богословский пытается их убедить, что у него висит картина Исаака Левитана, с чем они никак не могли согласится, ввиду изображённой на картине детской мазни.
Среди знакомых Богословского был писатель В.Г.Губарев, автор многочисленных рассказов, одной повести и спектакля о пионере-герое Павлике Морозове. При этом Губарев был вполне себе интересный детский писатель. По его сценарию был снят фильм-сказка «Королевство кривых зеркал». Но в московской богемной тусовке он был известен своей малоприятной назойливостью.
Однажды Губарев узнав, что в предновогодний вечер у Богословского соберутся друзья, позвонил композитору и совершенно категорично объявил, что тоже придёт к нему. Сообщил – и бросил трубку, совершенно не волнуясь: будут ли ему рады или нет.
Никита Владимирович решил «подготовится» к встрече навязчивого гостя весьма основательно: он заехал в Радиокомитет к своему приятелю диктору Юрию Левитану и попросил его записать на магнитофон знаменитым торжественно-трубным голосом два заранее составленных текста.
Когда гости собрались и стали усаживаться за праздничный новогодний стол, Богословский сделал вид, что включает радио. Все знали, что в этот час диктор Левитан объявит имена очередных писателей-лауреатов Сталинской премии. На самом же деле Богословский включил магнитофон со своей первой записью. Квартира наполнилась раскатами знаменитого голоса: «В области драматургии присудить… Губареву Виталию Георгиевичу… за пьесу «Павлик Морозов» – Сталинскую премию Третьей степени».
Что тут началось! Шум, гам, поздравления! Счастливый Губарев сначала долго аплодировал сам себе, а потом бросился в магазин за дополнительным шампанским и фруктами. Пир продолжился с новой силой. Вскоре по радио снова должны были повторять «Последние новости», и Богословский, опять изобразив включение радиоприёмника, запустил вторую запись на магнитофоне.
Левитан долго перечислял фамилии лауреатов и закончил своё выступление следующими словами: «Губареву Виталию Георгиевичу за пьесу «Павлик Морозов»…(в этом месте левитановская пауза драматично затянулась)… Губареву Виталию Георгиевичу за пьесу «Павлик Морозов»… Н-И-Хрена..!!!»
В конце 1950-х - 1960-х годах Богословский часто выступал на телевидении и радио в качестве ведущего развлекательных программ. Он был одним из зачинателей и первым ведущим популярной передачи - первого варианта Клуба Весёлых и Находчивых (КВН). Передача сначала называлась «Вечер весёлых вопросов».
И вот Богословский вольно или невольно поспособствовал ее закрытию в 1957 году. Композитор придумал для неё условия конкурса, заключавшиеся в приезде летом на передачу в шубе и валенках. Для того чтобы снизить число победителей, было решено добавить к условиям конкурса ещё и то, чтобы участники должны были привезти с собой прошлогоднюю газету за 31 декабря. Однако Богословский, который был ведущим программы, о газете не упомянул. Как следствие, по летнему зною на передачу в прямом эфире явилось столько разгорячённых людей в шубах и валенках, что образовалась настоящая свалка. Трансляцию пришлось прервать. Несколько часов в эфире демонстрировалась заставка «Перерыв по техническим причинам». Передачу закрыли, а ЦК КПСС принял постановление, где говорилось: «Работники телестудии стали на путь подражания худшим приёмам и нравам буржуазного телевидения... Подобный случай мог произойти только в условиях политической беспечности руководства телевидением. Партийно-политическая работа поставлена слабо, до сих пор среди работников студии не обсуждена статья Н. С. Хрущёва «За тесную связь литературы и искусства с жизнью народа».
Как-то Богословский привез из-за границы ручку, которая заправлялась специальными чернилами. Брызнешь кому-нибудь на костюм — жуткие чернильные кляксы, человек в шоке, но… проходит несколько минут и кляксы испарялись, не оставляя никаких следов. На приеме в «Метрополе» Никита Владимирович решил испытать чудо-ручку на разных знаменитостях. Реагировали по-разному: Евгений Евтушенко рассмеялся, Сергей Михалков рассердился… А Марк Донской был от ручки в восторге и в конце концов упросил композитора одолжить ему ее напрокат. И вот приходит радостный Донской в ресторан и брызгает на официанта чернилами, предвкушая, как через пару минут они оба весело посмеются. Откуда ему было знать, что коварный Богословский заправил ручку настоящими чернилами? Чтобы успокоить бедного официанта, Донскому пришлось выложить кругленькую сумму. А Никита Владимирович сделал вид, что не менее Донского возмущен «капиталистами-бракоделами».
История, рассказанная Богословским: «Будучи вице-президентом общества «СССР — Франция», я из-за путаницы с визами задержался в Париже на два дня. Гуляю по бульвару Клиши и вдруг встречаюсь с нашими — Марией Мироновой, Менакером, еще какими-то людьми, среди которых выделяется «руководитель гастролей» — товарищ явно с Лубянки. Зная, что наша делегация улетела, они удивлены. Я говорю: «Товарищи, после долгих размышлений я принял решение не возвращаться на Родину. Не по политическим соображениям. Просто предложили здесь интересную работу, а в Москве у меня плохие отношения с Союзом композиторов... — и сдерживая рыдания: Прощайте, друзья! Вы, конечно, не подадите мне руки на прощание...» Они оцепенели. Я повернул на улицу Фобур-Монмартр, и меня осенило: ведь этот стукач сейчас ринется в посольство докладывать обо мне. Я рванул в посольство, рассказал про шутку советникам. Один референт придумал окончание розыгрыша... Скоро в посольстве появляется этот тип и требует срочного свидания с послом. «Сейчас доложу», — сообщает референт. Через минуту из кабинета с надутым видом выхожу я и спрашиваю: «Вы ко мне?» Можете себе представить, что с ним было...»
Иногда розыгрыши Богословского были весьма жестокими и имели нехорошие последствия. Например, однажды в Союз Композиторов СССР пришла телеграмма на французском языке от знаменитого французского композитора Франсиса Лея, а в ней следующий текст: «Поздравляю Микаэла Таривердиева с успехом МОЕЙ музыки в фильме "Семнадцать мгновений весны"». То есть, композитор с мировым именем Франсис Лей напрямую обвинил советского музыканта в плагиате!...
Ужас! Это ведь международный скандал! Все были в панике, а Таривердиеву стало плохо с сердцем…Оказалось, что телеграмма фальшивая, на самом деле её сочинил и отправил Никита Богословский…
В 1980 году Богословский с помощью хлебного мякиша и пластиковой розетки от подсвечника сфабриковал фотографию НЛО, которую переслал астроному и энтузиасту уфологии Феликсу Зигелю, выдав за снимок, сделанный в городе Стара-Загора. Зигель принял фотографию всерьёз, и в качестве подлинной она фигурировала в некоторых СМИ вплоть до 2000-х годов, несмотря на опубликованное в 1989 году самоопровержение.
Доставалось от Богословского не только друзьям, но и предметам неодушевленным: голые алебастровые нимфы в фонтане дома отдыха на следующий день после приезда композитора обзавелись бюстгальтерами с ценниками из соседнего магазина.
Как разыгрывали самого Богословского.
Мальчиком восьми-девяти лет Никита был на дне рождения своего ровесника Алика Менакера (будущего известнейшего артиста Александра Менакера). Дети расшалились так, что Никита разбил огромную фарфоровую вазу и расплакался: «Пришел отец Алика. Я со слезами говорю: “Простите меня, пожалуйста, я разбил такую красивую новую вазу”. Отец (юрист, до 1917 года член фондовой биржи, купец 1-й гильдии Семён Исаакович Менакер), вздохнул, погладил меня по голове и с печальной улыбкой сказал: «Не плачь, мальчик, не такая уж она и новая — ей двести лет».
Однажды Актер и режиссер Алексей Денисович Дикий обиделся на Никиту Богословского, который его жестко разыграл. И в отместку придумал вот что. Он хорошенько напоил композитора, а когда тот мирно уснул, его погрузили в легковую машину, отвезли в аэропорт и отправили в Новосибирск. Следом в Новосибирское отделение Союза композиторов дали срочную телеграмму за подписью известного чиновника МВД о том, что в городе может появиться аферист, который, пользуясь феноменальным внешним сходством с известным композитором Никитой Богословским, ходит по учреждениям, и выпрашивает от его имени крупные суммы денег, якобы на билет на самолет...
Этот розыгрыш удался на славу. Богословский проснулся во время долгого перелета, и сразу понял, что над ним жестоко подшутили. Он мобилизовал всё свое чувство юмора, и сразу после посадки самолета отправился…. (как вы думаете - куда?)... правильно – в местный Союз Композиторов! Он зашел в кабинет председателя Союза, и не успел назвать себя, как...
Как тот ухмыльнулся и нажал кнопку на столе. Тут же появился наряд милиции, на ошеломлен¬ного Богословского надели наручники и увезли в отделение милиции, где композитор просидел целые сутки, пока все не разъяснилось.
Думаю, что Никита Богословский больше не рисковал разыгрывать знаменитого режиссера.
Рассказывал Зиновий Герд: «Это был пятьдесят седьмой год. Москва, фестиваль молодежи и студентов. Толпы иностранцев!
И приехали пять французских композиторов, сочинители всех песен Ив Монтана: Франсис Лемарк, Марк Эрраль, еще какие-то... Знаменитейшие фамилии! И к ним был приставлен Никита Богословский - во-первых как вице- или президент общества СССР-Франция, а во-вторых, у него прекрасный французский.
Ну вот. А я тогда играл в Эрмитаже «Необыкновенный концерт», а по соседству выступал Утесов. И так как только от меня, <конферансье>>, зависело, два часа будет идти наш «концерт» или час двадцать, то я быстренько его отыгрывал, чтобы успеть на второе действие к Леониду Осиповичу. Я его обожал.
И вот я выбегаю, смотрю: стоит эта группа - пятеро французов, Никита и Марк Бернес. Он к ним очень тянулся... И идет такая жизнь: Никита что-то острит, французы хохочут. Я ни слова не понимаю, Бернес тоже. И он все время дергает Богословского за рукав: Никита, что ты сказал? Тот морщится: погоди, Маркуша, ну что ты, ей-богу! Через минуту опять хохочут. Бернес снова: Никита, что он сказал? На третий раз Богословский не выдержал: «Марк, где тебя воспитывали? Мы же разговариваем! Невежливо это, неинтеллигентно...»
Потом он ушел добывать контрамарку - французам и себе, и мы остались семеро совсем без языка. Что говорит еврей в такой ситуации? Марк сказал: «Азохн вэй». Печально так, на выдохе. Тут Фрэнсис Лемарк говорит ему - на идиш: «Ты еврей?» Бернес на идиш же отвечает: «Конечно». «Я тоже еврей», - говорит Лемарк. И повернувшись к коллегам, добавляет: «И он еврей, и он еврей, и он...»
Все пятеро оказались чистыми французами! И все знают идиш! Марк замечательно знал идиш, я тоже что-то... И мы начали жить своей жизнью, и плевать нам на этот концерт Утесова! Тут по закону жанра приходит - кто? - правильно, Богословский! Мы хохочем, совершенно не замечаем прихода Никиты... Он послушал-послушал, как мы смеемся, и говорит: «Маркуша, что ты сказал?». А Бернес отвечает: «Подожди, Никита! Где тебя воспитывали, ей-богу? Мы же разговариваем!»
Это был единственный раз в моей жизни, когда мое происхождение послужило мне на пользу.»
https://www.youtube.com/watch?v=1vRYwaJC5FY...
“Темная ночь” - фрагмент из фильма «Два бойца»
https://www.youtube.com/watch?v=gVcJ5F0jRco...
«Шаланды» - фрагмент из фильма «Два бойца»
https://www.youtube.com/watch?v=PHUMSFRXd4Q...
Марк Бернес - попурри из песни Богословского