http://vcc.ru/reshenie/2003-5/64
Рекламные страницы чуть ли не каждого массового издания в нашей стране пестрят объявлениями о предоставлении всякого рода оккультной «помощи». Начинаются они примерно так: «Потомственный маг в десятом поколении поможет...» или «Снимаю порчу и сглаз...», «Стопроцентно приворожу...». Количество подобных объявлений в СМИ свидетельствует о том, что и спрос на эти «услуги» немалый. Наше духовно невежественное общество, сталкиваясь с подобными явлениями, оценивает их как духовно нейтральные, в чем-то полезные, видит в них, наконец, новые возможности человека, проникновение его в некие неведомые сферы, и в одном оказывается право: сферы эти действительно неведомые. Мы хотели бы восполнить пробел и рассказать о феномене оккультизма.
Вас не удивляет тот факт, что часто люди, утверждающие, что они не верят ни в Бога, ни в дьявола (уровень образования при этом не имеет значения), обращаются к экстрасенсам, «бабкам», чтобы «заговорить» какую-нибудь грыжу, язву, болячку, остерегаются жить в квартирах с номером 13 и так далее?
В суеверии много страха.
Как-то перед экзаменом ко мне подбежала студентка вся в слезах: «Этот экзамен мне не сдать! А я так хорошо подготовилась!» «В чем же дело?» — спрашиваю. «Мне только что перебежала дорогу черная кошка!» — рыдает она. Я стараюсь ее утешить, предлагаю помолиться за нее. Она гордо отказывается: «Я атеистка!» Экзамен она тогда в самом деле провалила.
Суеверие вызывает страх, доходящий до абсурда, страх вызывает невроз, доводит до психоза и даже вызывает галлюцинации. Девушка, о которой шла речь, с трудом получила диплом. Найти работу ей так и не удалось. Потом у нее развилась депрессия, и она попала в психиатрическую больницу, где провела два года. После моего переезда в другой город мы с ней больше не виделись.
Суеверие и оккультизм не приносят психике человека ни мира, ни гармонии. Восемь лет я был пастором в баптистской общине небольшого шахтерского городка. Одна из наших прихожанок, Р., по профессии акушерка, решила жить по учению Христа. Однажды Р. подошла ко мне, чтобы предложить «медицинскую» помощь моей серьезно больной жене. Выяснилось, что Р. «лечит»» людей с помощью «космических лучей».
Я, конечно же, отказался от этого «целительства» и написал письмо одному известному профессору медицины, где задал несколько вопросов по поводу феномена экстрасенсорики. Он ответил: «Оккультные феномены изучались психиатром Карлом Густавом Юнгом. Юнг пришел к выводу, что экстрасенсорика есть проявление оккультизма; психика людей суеверных, предрасположенных к чрезмерной чувствительности, подвержена воздействию экстрасенса. Человек, расположенный верить в то, что “космические лучи” дают ему здоровье, после “сеанса” чувствует облегчение, но через некоторое время ему снова требуется помощь экстрасенса. Это порочный, дьявольский круг — с началом, но без конца. Можно сказать, что это своего рода наркотик». Я прочитал письмо профессора Р. Она возмутилась. Вдруг от нее стала исходить сила, сковавшая меня. В ее глазах я увидел гнев и ненависть ко мне. Обращаясь к ней, я сказал: «Во имя Иисуса Христа! Сатанинские силы, оставьте эту душу, идите в преисподнюю!» Р. отбросило в угол кабинета, и она словно окаменела. Я повторил свой приказ, молясь за нее. Вдруг послышался голос, исходящий словно изнутри Р.: «Разреши мне, выйдя, войти в ее свекровь!» Я еще раз повторил: «Нет, в преисподнюю!» Р. бросало из стороны в сторону, пока наконец она не затихла. Когда она встала, то ничего не могла вспомнить. Я ей все рассказал. Упав на колени, она покаялась и отдала Христу свое сердце. После этого она смогла жить по заповедям Божьим. Это был мой первый случай столкновения с феноменом экстрасенсорики, до этого я ничего о нем не знал.
Проявлений оккультизма очень много, и действует он подобно медленному яду. О связи между оккультизмом, магией, спиритизмом и психическими расстройствами было известно еще древним.
Вот еще случай из жизни. Как-то восемнадцатилетняя Е. встретила на улице гадалку. Та предложила ей погадать по руке. Е. стало любопытно, и она согласилась. Гадалка предсказала ей раннюю смерть от рака — болезни, которая унесла ее маму. Впечатлительная Е. плакала всю дорогу, пока не пришла домой. Папа был на работе, бабушке она не доверилась. Умирать от рака, как мама, она не хотела. Е. взяла веревку и пошла в гараж — вешаться. Мимо проходил молодой парень, который и вытащил ее из петли. Он отвез ее в больницу, где Е. пролежала неделю. Парень посещал ее в больнице. Узнав, в чем дело, он сказал, что тоже верит прорицаниям, а следовательно, и в ее близкую смерть — через пятнадцать лет. Потом стал уговаривать ее стать проституткой: «Заработаешь уйму денег, заживешь как царица». Неуверенная в себе, Е. в конце концов согласилась. Деньги, которые давала случайно выбранная «профессия», девушка, тратила на алкоголь и наркотики. Я встретился с ней случайно. Изящно одетая девушка что-то покупала в магазине рядом с нашим домом. «Дядя Герман, помоги мне, иначе я погибну», — прошептала она мне, когда я стоял около полок с продуктами. Я не знал ее тогда и, не понимая, в чем дело, находился в полном изумлении. Все же я пригласил ее в церковь, и она поведала мне о себе. Мы много беседовали с ней о суеверии и о том, какой вред оно наносит психике и судьбе человека. Е. обратилась в тот вечер к Богу, прося прощения у Него за все свои грехи. Она освободилась от алкогольной, наркотической зависимости и психологических последствий бывшей «профессии». После роковой встречи с гадалкой уже минуло пятнадцать лет, Е. вышла замуж, признаков рака у нее не обнаружено.
В свое время Эммануэль Гейбель (1815–1884) писал, что там, где изгоняется Божество, появляются призраки.
Oднажды я преподавал в Тюмени курс по социальной этике. В., один из слушателей, подошел ко мне и признался, что занимается спиритизмом. Во время сеансов он разговаривает с духом мамы, которая была убита при невыясненных обстоятельствах. По его словам, он не верил в Бога, но верил в человеческих духов. Он рассказал, что дух его матери открыл ему, что она не может найти покоя, потому что мужчина, который погубил ее, не наказан. Голос даже назвал имя виновного. В. спросил меня: «Чинить ли мне расправу над ним, или ждать, пока милиция его найдет?» Я ответил, что занятие спиритизмом – не только преступление перед Богом, но и крайне опасно для психики человека. В. не устроил мой ответ. Он купил пистолет, поехал к дому мужчины, которого назвал голос, дождался его и дважды в него выстрелил. К счастью, юноша промахнулся.
Я посетил В. в следственном изоляторе. Оказалось, что настоящий убийца его матери накануне арестован, а тот, кого назвал голос, к ее убийству не причастен вообще. В. был совершенно ошеломлен и разочарован в спиритизме. Он спрашивал себя: кто, какой призрак разговаривал с ним? На протяжении всего следствия В. испытывал депрессию, во сне его мучили кошмары.
Возвратившись к себе домой, я позвонил приятелю в Тюмень: «Как В.?» Приятель ответил: «Он повесился. Но все его друзья посещают нашу церковь». Смерть В. шокировала меня. Я обвинял себя, что так мало сделал для него. Ведь я мог бы с ним помолиться – милиция не препятствовала. В предсмертной записке В. написал: «Я не верил в Тебя, Творец неба и земли, но Ты оказался сильнее тех духов, которым я доверялся. Я не выдерживаю горения кипящей лавы во мне и ухожу из жизни. Прости, если можешь, ради Христа, что ли…» (Записку мне передала его сестра, и я сохранил ее в своих архивах.)
В «Фаусте» Гете есть такие слова: «Народец! Черт меж них, а им не догадаться: хоть прямо их за шиворот бери».
Меня как психолога и богослова поражает, как много людей безрассудно вверяет себя оккультным силам, при этом нисколько не желая довериться воскресшему иисусу Христу. Апостол Павел писал о победе Христа над всякой нечистой силой[1] и благодарил Бога, даровавшего «нам победу Господом нашим Иисусом Христом!»[2]. Победить суеверие и оккультизм может каждый, кто признает Христа своим личным Спасителем и Господом.
Герман Гартфельд – пастор, доктор богословия и психологии. В настоящее время преподает в Московской богословской семинарии.
1 Кол. 2:15: «Отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою».
2 1 Кор. 15:57.