КАЖУЩЕЕСЯ ПРОТИВОРЕЧИЕ №27
1. Существует много мест в Библии, которые свидетельствуют о том, что: Во-первых, Бог обитает на небесах и поэтому Он назван Отцом Небесным – Матфея 6:9 «Отче наш, сущий на небесах!» Во-вторых, ангелы обитают на небесах: Марка 12:25 «Ибо, когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах». В-третьих, что верующие наследуют вечную жизнь на небесах: 1 Петра 1:3-4 «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас».
2. В то же самое время, множество других стихов в Библии свидетельствует о том, что небеса прекратят своё существование: Матфея 24:35 «небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (то же самое в Марка 13:31 и Луке 21:33). Исаия 34:4 «И истлеет всё небесное воинство; и небеса свернутся, как свиток книжный; и все воинство их падет, как спадает лист с виноградной лозы, и как увядший лист – со смоковницы».
Противоречие: Какое наследие может быть на небесах, и как верующие им будут наслаждаться, если небеса погибнут (перестанут существовать)?
Объяснение: Во-первых, не нужно забывать о том, что в Библии рассказывает о трёх небесах: (1) Первое небо – земная атмосфера – воздух, которым мы дышим и по которому летают птицы и самолёты; (2) Второе небо – космос, в котором существует земля, звёзды, планеты и прочие небесные светила; (3) Третье небо – небеса, на которых обитает Господь – невидимое для человека небо (как другое измерение). В данных отрывках речь идёт о космосе: небе, на котором расположена земля с её земной атмосферой. То есть описывается первое и второе небо.
Во-вторых, нужно помнить, что когда наше небо и земля прекратят своё существование, Господь заберёт Своих детей туда, где Он приготовил для них новое небо и новую землю: Откровение 21:1 «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет». 2 Петра 3:13 «Впрочем, мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда». Это обетование дано в Книге пророка Исаии 65:17-19 «Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце».
КАЖУЩЕЕСЯ ПРОТИВОРЕЧИЕ №28
1. Иисус призывает своих последователей возненавидеть родных и близких: Лука 14:26 «если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником».
2. Иисус призывает любить ближнего: Матфея 22:39 «возлюби ближнего твоего, как самого себя».
3. 5-я заповедь учит почитать родителей: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исход 20:12).
Противоречие: К чему же призывает Библия: почитать родителей или ненавидеть, любить ближнего или ненавидеть?
Объяснение: Как всегда автор вопроса смешивает разные понятия. Сомнений нет в том, что Господь призывает нас любить ближнего. Любить ближнего – значит не делать ему того, что не хотелось бы тебе пережить самому. Согласно определению любви, данному в 1-м Послании Коринфянам 13:4-7, любить – значит проявлять долготерпение и милосердие по отношению к ближнему, не завидовать, не превозноситься, не гордиться, не бесчинствовать, не искать своего, не раздражаться, не мстить, не замышлять зла, не радоваться неправде, а сорадоваться истине, и т.д. и т.п.
Что же касается стиха из Евангелия от Луки (Лука 14:26), то в нём речь идёт не о ненависти к ближнему и к родителям, а о любви к Богу. Иисус никого не призывает ненавидеть родных и близких. Говоря «если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником», Иисус использует необычный оборот речи, чтобы показать, что любовь к самому близкому и дорогому человеку, а также к своей собственной жизни – ничто, а точнее, напоминает ненависть по сравнению с любовью к Богу, которую испытывает настоящий ученик и последователь Христа.
С чем можно сравнить такой оборот речи или как его можно проиллюстрировать? Приготовьте для себя кружку горячего крепкого чая и размешайте в ней ложку сахара. Если попробовать этот чай, то на вкус он будет сладковатым… Теперь съешьте две-три ложки варенья или мёда, после чего снова попробуйте свой чай. В этот раз вам будет труднее распробовать сладость чая, потому что варенье или мёд, который вы только что съели, настолько был сладким, что по сравнению с ним сахар в чае совершенно не чувствуется. Даже может показаться, что чай совсем несладкий. Это иллюстрирует идею Иисуса Христа о том, насколько сильно мы должны любить Господа Бога по сравнению со всем остальным, что у нас есть в этой жизни.
Многие люди говорят, что очень любят Бога, но когда доходит до дела, они ничем не хотят пожертвовать ради Него: ни своими привычками, ни мирскими привязанностями, ни принципами, ни финансами, ни временем, ни стилем жизни… К таким людям и относятся слова Иисуса, который предупреждает их о том, что до тех пор, пока они не будут готовы от всего этого отказаться и всем этим пожертвовать ради Господа и веры в Него, они не имеют права называться учениками Иисуса Христа, то есть христианами.
В связи с этим рекомендуем вам ознакомиться со статьями «Грани любви» и «Истинные ученики Христа».
Противоречия в Библии
беседа четвёртая
Данная серия бесед посвящена кажущимся противоречиям в Библии. Заметьте: не противоречиям, а кажущимся или мнимым противоречиям. На протяжении столетий противники Бога и Его Слова напрягаются изо всех сил в поисках противоречий в Священном Писании, но так и не могут их найти. Наши беседы о противоречиях в Библии помогут вам понять, что таковых в Библии нет.
КАЖУЩЕЕСЯ ПРОТИВОРЕЧИЕ №29
1. Иисус говорит, что Он не пришёл нарушить или отменить Закон: Матфея 5:17-19 «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном», Лука 16:17 «Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет».
2. Иисус упразднил Закон: Ефесянам 2:13-16 «А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою. Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем», Евреям 7:18-19 «Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности, ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу».
Противоречие: Иисус сказал, что не пришёл отменить Закон, а сам отменил его. Как это понимать?
Объяснение: Не нужно забывать о том, что существует два аспекта Закона Божия: моральный и церемониальный. Церемониальный закон утратил свой смысл с момента принесения Христом жертвы на кресте, когда завеса в Храме разодралась надвое (Лука 23:45). Иисус не нарушил Закон. Он исполнил Его, после чего церемониальная сторона Закона была упразднена, ибо потребность в нём исчезла.
Моральный закон до сих пор действует для того, чтобы показывать людям их потребность в Иисусе Христе и Его спасающей жертве: Галатам 3:23-25 «А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере. Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя».
В связи с этим рекомендуем вам ознакомиться со статьями «Закон или благодать» и «Десять заповедей».
КАЖУЩЕЕСЯ ПРОТИВОРЕЧИЕ №30
1. Бог обитает во мгле и мраке: 3 Царств 8:12 «Тогда сказал Соломон: Господь сказал, что Он благоволит обитать во мгле», 2 Паралипоменон 6:1 «Тогда сказал Соломон: Господь сказал, что Он благоволит обитать во мгле», Псалтирь 17:10-12 «Наклонил Он небеса и сошел, - и мрак под ногами Его. 11 И воссел на Херувимов и полетел, и понесся на крыльях ветра. И мрак сделал покровом Своим, сению вокруг Себя мрак вод, облаков воздушных».
2. Господь обитает в неприступном свете: 1 Тимофею 6:16 «…единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь».
Противоречие: Так где же обитает Господь: во мраке или во свете?
Объяснение: Противоречия в этом нет, ибо оба утверждения правильны. Господь есть «огонь поядающий». Господь обитает в неприступном свете, посему никто не может увидеть Его и остаться в живых. Поэтому Господь предупреждал народ Израилев через Моисея: Исход 19:21 «И сказал Господь Моисею: сойди и подтверди народу, чтобы он не порывался к Господу видеть Его, и чтобы не пали многие из него». По той же самой причине Бог являлся Своему народу в облаке и общался с ним из среды облака: Исход 20:21 «И стоял народ вдали, а Моисей вступил во мрак, где Бог» и Исход 24:15-18 «И взошел Моисей на гору, и покрыло облако гору, и слава Господня осенила гору Синай; и покрывало ее облако шесть дней, а в седьмой день Господь воззвал к Моисею из среды облака. Вид же славы Господней на вершине горы был пред глазами сынов Израилевых, как огонь поядающий. Моисей вступил в средину облака и взошел на гору; и был Моисей на горе сорок дней и сорок ночей».
Нет ничего удивительного, что Господь обитает одновременно и во мраке, и в неприступном свете. Мы, например, живём одновременно в Монреале, Квебеке, Канаде, Северной Америке и на планете Земля, и нас это не удивляет.
Кроме того, согласно 1 Иоанна 1:5, «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы». Поскольку Бог есть абсолютный свет, то всё остальное по сравнению с Ним – тьма. Таким образом Бог, который есть свет, обитает во мраке.
Для нас с вами главное понять не то, что Бог может обитать и во свете и во мраке, а то, что в Нём самом нет никакой тьмы: «Бог есть свет, и нет в Нём никакой тьмы».
КАЖУЩЕЕСЯ ПРОТИВОРЕЧИЕ №31
1. Господь повелевает Ною взять по паре каждого животного в ковчег: Бытие 6:19-22 «Из птиц по роду их, и из скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по роду их, из всех по паре войдут к тебе, чтобы остались в живых. Ты же возьми себе всякой пищи, какою питаются, и собери к себе; и будет она для тебя и для них пищею. И сделал Ной всё: как повелел ему Бог, так он и сделал», Бытие 7:8-9 «И из скотов чистых и из скотов нечистых, и из всех пресмыкающихся по земле по паре, мужеского пола и женского, вошли к Ною в ковчег, как Бог повелел Ною», Бытие 7:14-16 «Они, и все звери по роду их, и всякий скот по роду его, и все гады, пресмыкающиеся по земле, по роду их, и все летающие по роду их, все птицы, все крылатые, и вошли к Ною в ковчег по паре от всякой плоти, в которой есть дух жизни; и вошедшие мужеский и женский пол всякой плоти вошли, как повелел ему Бог. И затворил Господь за ним».
2. Господь повелевает Ною взять по семи пар чистых животных в ковчег: Бытие 7:2-5 «и всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского; также и из птиц небесных по семи, мужеского пола и женского, чтобы сохранить племя для всей земли, ибо чрез семь дней Я буду изливать дождь на землю сорок дней и сорок ночей; и истреблю все существующее, что Я создал, с лица земли. Ной сделал все, что Господь повелел ему».
Противоречие: Так по сколько пар животных должен был взять Ной в ковчег?
Объяснение: Противоречия нет. Всех животных Ной брал по паре, а не по одному. Просто некоторых животных он взял по семь пар. Но заметьте, что их он брал тоже по парам, а не по одному или по три. Противоречие было бы в том случае, если бы Господь в одном стихе повелел Ною взять по одному животному, а в другом стихе – по паре.
В связи с этим рекомендуем вам ознакомиться со статьёй «Всемирный потоп».
КАЖУЩЕЕСЯ ПРОТИВОРЕЧИЕ №32
1. Ной был праведным: Бытие 7:1 «И сказал Господь Ною: войди ты и все семейство твое в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем».
2. Иов был праведным: Иов 1:1 «Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла».
3. Захария и Елисавета были праведными: Лука 1:5-6 «Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета. Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно».
4. Христиане названы праведными: 1 Иоанна 3:6-7 «Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его. Дети! да не обольщает вас никто. Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен».
5. Библия утверждает, что не существует ни одного праведника, ибо все без исключения – грешники. Римлянам 3:10 «как написано: нет праведного ни одного», Римлянам 3:23 «потому что все согрешили и лишены славы Божией», 1 Иоанна 1:8 «Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас».
Противоречие: Как же Библия может утверждать, что нет ни одного праведника, когда в Библии столько примеров праведников?
Объяснение: Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо дать определение праведности: Праведный человек – это человек, оправданный Богом. По-настоящему праведным и безгрешным является только Господь Бог. По сравнению с Ним, ни один даже самый хороший человек не может называться праведником. Человек не рождается праведным и не способен достичь праведности своими силами, посему в Библии и сказано, что «нет праведного ни одного».
Однако, любой человек способен стать праведным благодаря Богу. Господь по Своей великой благодати и милости засчитывает веру человека и его преданность Богу в праведность. И самый яркий пример того – Авраам: Римлянам 4:3 «Ибо что говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность» и Галатам 3:6 «Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность». Именно поэтому справедливо сказанное в Галатам 3:11 «праведный верою жив будет». Сегодня человек может приобрести праведность от Бога только благодаря Иисусу Христу и Его заместительной жертве на кресте, благодаря которой любой грешник может обрести спасение и прощение грехов: Римлянам 4:6-8 «Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел: Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты. Блажен человек, которому Господь не вменит грех».
В связи с этим рекомендуем вам ознакомиться со статьёй «Сущность и происхождение греха».
КАЖУЩЕЕСЯ ПРОТИВОРЕЧИЕ №33
1. Бога нельзя увидеть, Его никто не видел: Исход 33:20 «И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых», Иоанн 1:18а «Бога не видел никто никогда», 1 Иоанна 4:12а «Бога никто никогда не видел», 1 Тимофею 6:16 «…единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь».
2. Многие люди видели Бога:
Противоречие: Как же Библия может утверждать, что Бога нельзя увидеть, и что Его никто никогда не видел, когда в Библии же находишь столько примеров того, что люди видели Бога?
Объяснение: Если внимательно прочитать вышеупомянутые места Писания, то станет очевидным, что противоречия здесь вовсе нет. Никто никогда не видел Господа Бога во всей Его славе. Господь всегда являлся Своему народу в таком виде, в котором они могли Его увидеть и не умереть: одним – в видениях, другим в облаке, Моисею – в горящем кусте (Исход 3:2 «И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста»), Иову – из бури (Иов 38:1, 40:1 «Господь отвечал Иову из бури и сказал…»).
Господь есть Дух (Иоанна 4:24), а наши глаза не способны видеть духовную субстанцию. Именно поэтому Господь Бог на протяжении истории человечества являлся людям в различных физических формах и образах.
В связи с этим рекомендуем вам ознакомиться со статьёй «Можно ли потрогать Бога?»
КАЖУЩЕЕСЯ ПРОТИВОРЕЧИЕ №34
1. Бытие 11:1 «На всей земле был один язык и одно наречие». В этом стихе утверждается, что на земле был один язык до строительства Вавилонской башни.
2. Бытие 10:4-5 «Сыны Иавана: Елиса, Фарсис, Киттим и Доданим. От сих населились острова народов в землях их, каждый по языку своему, по племенам своим, в народах своих», Бытие 10:20 «Это сыны Хамовы, по племенам их, по языкам их, в землях их, в народах их», Бытие 10:31 «Это сыновья Симовы по племенам их, по языкам их, в землях их, по народам их». Эти стихи, записанные в главе, которая предшествует рассказу о вавилонском смешении языков, свидетельствуют о том, что на земле уже были разные языки.
Противоречие: Можно ли верить утверждению 11-й главы Бытия, что на всей земле был один язык и одно наречие?
Объяснение: 10-я глава книги Бытия содержит генеалогиею, которая охватывает несколько столетий после Всемирного Потопа, которое включает в себя время строительства и разрушения Вавилонской башни и смешения языков, подробности которого описаны в 11-й главе Бытия.
В связи с этим рекомендуем вам ознакомиться со статьёй «Язык мой - враг мой».
КАЖУЩЕЕСЯ ПРОТИВОРЕЧИЕ №35
1. Бытие 35:10 «и сказал ему Бог: имя твое Иаков; отныне ты не будешь называться Иаковом, но будет имя тебе: Израиль. И нарек ему имя: Израиль». Бог даёт новое имя Иакову, провозглашая, что он отныне будет называться Израилем, а не Иаковом.
2. Бытие 46:2 «И сказал Бог Израилю в видении ночном: Иаков! Иаков! Он сказал: вот я». Как мы видим, сам Бог зовёт Иакова Иаковом, а не Израилем.
Противоречие: Почему Бог противоречит самому себе?
Объяснение: В восточной культуре изменение имени означает изменение характера и предназначения человека. Господь изменил имя Иакова на Израиля. Но это не означало, что Бог запретил кому-либо называть Иакова Иаковом. Смысл в изменении имени Иакова заключался в том, что теперь он больше не будет известен людям, как «обманщик» (таково значение имени Иаков), а станет «Борющимся с Богом» или «солдат Божий» (это значение нового имени – Израиль). Данная история описана в Бытии 32:27-28 «И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков. И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь».
КАЖУЩЕЕСЯ ПРОТИВОРЕЧИЕ №36
1. В Евангелии от Иоанна 5:24 сказано: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь». Иоанна 3:18 «Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия».
2. Во 2-м Послании Коринфянам 5:10 сказано: «…ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое». Римлянам 14:10-12 «А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов. Ибо написано: живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедывать Бога. Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу».
Противоречие: Так будут судиться верующие в Христа или нет?
Объяснение: В Библии сказано, что каждого человека после смерти ожидает суд Божий: Евреям 9:27 «И как человекам положено однажды умереть, а потом суд».
Описание суда даётся в Евангелии от Матфея 25:31-46 «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую. 34 Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную».
Суд будет ничем иным, как отделением праведников от нечестивых и объявлением приговора для нечестивых: 2 Фессалоникийцам 1:5-8 «…в доказательство того, что будет праведный суд Божий, чтобы вам удостоиться Царствия Божия, для которого и страдаете. Ибо праведно пред Богом – оскорбляющим вас воздать скорбью, а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его, 8 в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа».
Иными словами, суд будет заключаться в объявлении приговора: Иоанна 12:48 «Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день».
Господь не будет во время суда решать, кто праведный, а кто нечестивый. Это решается сейчас, пока мы живы. Суд идёт во время нашей жизни на земле: Иоанна 3:17-19 «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы».
О том, что суд начался с приходом Христа, свидетельствуют следующие слова Иисуса: Иоанна 9:39 «И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы», Иоанна 12:31 «Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон».
Итак, суд идёт прямо сейчас. А после смерти каждый человек предстанет пред Богом, чтобы выслушать свой приговор. Все рождаются осуждёнными, но имеют возможность подать апелляцию и получить прощение (амнистия). И это время, которое дано каждому из нас для того, чтобы изменить приговор – наша жизнь.
В связи с этим рекомендуем вам ознакомиться со статьями «О суде Божьем и человеческом» и «Страшный Суд, насколько он страшен?»
Противоречия в Библии
беседа пятая
Данная серия бесед посвящена кажущимся противоречиям в Библии. Заметьте: не противоречиям, а кажущимся или мнимым противоречиям. На протяжении столетий противники Бога и Его Слова напрягаются изо всех сил в поисках противоречий в Священном Писании, но так и не могут их найти. Наши беседы о противоречиях в Библии помогут вам понять, что таковых в Библии нет.
КАЖУЩЕЕСЯ ПРОТИВОРЕЧИЕ №37
1. Перед выходом из Египта Господь повелел евреям помазать косяки входных дверей кровью, чтобы Господь, увидев кровь, прошёл мимо и не погубил обитателей этого дома: Исход 12:13 «И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую».
2. Господь вездесущий и всевидящий. От Его глаз ничего не может скрыться: Притчи 15:3 «На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых», Иеремия 16:17 «Ибо очи Мои на всех путях их; они не скрыты от лица Моего, и неправда их не сокрыта от очей Моих». Иеремия 23:24 «Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю? говорит Господь», Евреям 4:13 «И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет».
Противоречие: Зачем Богу нужно было знамение крови на косяках, когда Он и так видел и знал, в каких домах живут евреи?
Объяснение: Бог не сказал, что Ему нужен был сигнал кровью на косяках, чтобы увидеть, в каком из домов живут израильтяне. Он обещал пройти мимо тех домов, косяки дверей в которых были помазаны кровью пасхального агнца, разумеется, включая дома уверовавших египтян. Кровь на косяках нужна была не Богу, а израильтянам и всем, уверовавшим в Божье обетование. Пасхальная жертва была испытанием веры и послушания израильтян, а не сигналом для Бога.
КАЖУЩЕЕСЯ ПРОТИВОРЕЧИЕ №38
1. Господь Бог назван мужем брани (то есть Он воинственный Бог): Исход 15:3 «Господь муж брани, Иегова имя Ему», Исход 17:16 «Ибо, сказал он, рука на престоле Господа: брань у Господа против Амалика из рода в род», Исаия 42:13 «Господь выйдет, как исполин, как муж браней возбудит ревность; воззовет и поднимет воинский крик, и покажет Себя сильным против врагов Своих».
2. 2. Господь Бог назван Богом мира и любви: Римлянам 15:33 «Бог же мира да будет со всеми вами, аминь», 2 Коринфянам 13:11 «Впрочем, братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, - и Бог любви и мира будет с вами», 1 Иоанна 4:8 «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь».
Противоречие: Так как же Бог может быть одновременно мужем брани (то есть Богом войны) и в то же время Богом мира и любви?
Объяснение: Во-первых, предлагаем взглянуть на этот вопрос вот с какой стороны… В греко-римской мифологии существуют различные боги, каждый из которых выполняет какую-то определённую функцию и обладает какой-то особенной чертой, характерной только для него. Например, бог войны, бог моря, богиня любви, бог огня, богиня плодородия и т.п. А наш Господь Бог настолько велик и уникален, что обладает обеими чертами, и может одновременно быть и Богом любви и мужем брани. Что в этом такого? Обратите внимание на то, сколько у Бога имён. И каждое из имён Бога является отражением одной из Его характеристик или функции во вселенной. В связи с этим предлагаем вам ознакомиться со статьёй «Имена Бога».
Во-вторых, не следует забывать о том, что Господь Бог ведёт брань только против Своих врагов. Посему в Библии и сказано, что «страшно впасть в руки Бога живого» (Евреям 10:31).
КАЖУЩЕЕСЯ ПРОТИВОРЕЧИЕ №39
1. Бог запретил делать изваяния и изображения: Исход 20:4 «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли».
2. Бог сам повелевает евреям сделать два изваяния: Исход 25:18-20 «...и сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки; сделай одного херувима с одного края, а другого херувима с другого края; выдавшимися из крышки сделайте херувимов на обоих краях ее; и будут херувимы с распростертыми вверх крыльями, покрывая крыльями своими крышку, а лицами своими будут друг к другу: к крышке будут лица херувимов».
Противоречие: Бог непоследователен в своих заповедях и повелениях.
Объяснение: Данное противоречие появилось от невнимательного чтения Второй Заповеди Закона Божия. Господь никогда не запрещал человеку делать изображения или изваяния. Он запретил делать изображения и изваяния для того, чтобы обожествлять их и поклоняться им вместо истинного Бога: Исход 20:4-5 «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель».
В связи с этим предлагаем вам ознакомиться со статьёй «Вторая Заповедь».
КАЖУЩЕЕСЯ ПРОТИВОРЕЧИЕ №40
1. Авраам женился на своей сестре: Бытие 20:11-12 «Авраам сказал: я подумал, что нет на месте сем страха Божия, и убьют меня за жену мою; да она и подлинно сестра мне: она дочь отца моего, только не дочь матери моей; и сделалась моею женою».
2. Бог благословил такой брак: Бытие 17:15-16 «И сказал Бог Аврааму: Сару, жену твою, не называй Сарою, но да будет имя ей: Сарра; Я благословлю ее и дам тебе от нее сына; благословлю ее, и произойдут от нее народы, и цари народов произойдут от нее», Бытие 22:15-17 «И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих».
3. Библия запрещает браки между близкими родственниками: Левит 20:17 «Если кто возьмет сестру свою, дочь отца своего или дочь матери своей, и увидит наготу ее, и она увидит наготу его: это срам, да будут они истреблены пред глазами сынов народа своего; он открыл наготу сестры своей: грех свой понесет он», Второзаконие 27:22а «Проклят, кто ляжет с сестрою своею, с дочерью отца своего, или дочерью матери своей!»
Противоречие: Как Бог мог благословить Авраама и Сару, тогда как они нарушили Божий закон о запрещении брака между близкими родственниками?
Объяснение: Закон, на который ссылается автор вопроса, был дан людям спустя сотни лет после смерти Авраама. Во время жизни Авраама такого закона не было. Даже в наши дни человек не судится за нарушение закона, который вышел после того, как человек совершил какие-то действия, осуждаемые или запрещаемые этим новым законом. Кроме того, необходимо помнить, что во времена Авраама такой закон был не нужен, поскольку генетический фонд человечества ещё не был под угрозой. Рекомендуем вам ознакомиться со статьями «Откуда взялась жена Каина?» и «Происхождение рас и народов», в которых подробно рассматривается данный вопрос.
КАЖУЩЕЕСЯ ПРОТИВОРЕЧИЕ №41
1. В Библии рассказывается о том, как Бог искушал Авраама: Бытие 22:1-12 «И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама…».
2. Сам Бог сказал о Себе, что Он искушал Израильский народ: Судей 2:21-22 «и Я не стану уже изгонять от них ни одного из тех народов, которых оставил Иисус, когда умирал, - чтобы искушать ими Израиля: станут ли они держаться пути Господня и ходить по нему, как держались отцы их, или нет?»
3. Также в Библии сказано, что Бог контролирует, насколько сложными и продолжительными являются наши искушения: 1 Коринфянам 10:13 «Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести».
4. Иакова 1:13 учит, что Бог никогда никого не искушает: «В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого».
Противоречие: Почему Библия утверждает, что Бог никого не искушает, тогда как в других местах Библия свидетельствует о противоположном?
Объяснение: Что касается Авраама, то о нём сказано в Послании Евреям 11:17 «Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного». Греческое слово, переведённое как «искушение», – «peirazo» (пирАдзо). Оно означает «испытывать», «проверять», «тестировать», «экзаменовать». Господь Бог проверяет нас и нашу веру (или её отсутствие) различными способами, помогая нам возрастать духовно. Об этом же говорится в Послании Иакова 1:2-4 «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка».
Что касается послания Иакова, то в нём используется другая форма слова «peirazo» (пирАдзо), а именно: «peirasmos» (пирасмОс), которая переводится как «искушение» или «провокация», посему в Иакова 1:13 речь идёт об искушении злом, к которому Господь Бог не имеет ни какого отношения.
КАЖУЩЕЕСЯ ПРОТИВОРЕЧИЕ №42
1. Изобилие вина, согласно Библии, считается благословением от Бога: Бытие 27:28 «да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина». Иеремия 13:12 «…всякий винный мех наполняется вином…» Первым чудом Иисуса было превращение воды в вино в Канне Галилейской: Иоанн 2:1-11.
2. Библия призывает нас воздерживаться от распития вина: Римлянам 14:21 «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает».
Противоречие: Так как же быть: пить вино или не пить?
Объяснение: Данное противоречие является «высосанным из пальца». Библия не запрещает пить вино или есть какую-то пищу. Речь идёт о том, чтобы воздерживаться от всего, что может соблазнить, или подтолкнуть к греху, твоего брата или сестру в Господе. Об этом же говорится и в 1 Коринфянам 8:8-9,13 «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем. Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных… И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего».
В связи с этим предлагаем вам ознакомиться со статьёй «Библейское отношение к спиртному».
КАЖУЩЕЕСЯ ПРОТИВОРЕЧИЕ №43
1. Библия учит, что Бог решает, кто будет глухим, немым, слепым и т.д.: Исход 4:11 «Господь сказал: кто дал уста человеку? кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым? не Я ли Господь?»
2. Библия также учит, что Бог является Богом любви: 2 Коринфянам 13:11 «Впрочем, братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, - и Бог любви и мира будет с вами», 1 Иоанна 4:8 «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь», 1 Иоанна 4:16b «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем».
Противоречие: Если Бог есть любовь, то почему Он делает одних глухими, других – немыми, третьих – слепыми и т.д.
Объяснение: Болезни, недомогания, страдания и смерть являются результатом человеческого греха и бунта против Бога. Но не следует забывать и о том, что всё находится в руках Бога, контролирующего мир и следящего за развитием событий в нём.
Кроме того, не нужно забывать, кто – мы, и кто – Господь Бог. Господь – наш Создатель, а мы – Его творение, и нам не всегда понятны пути и мысли нашего Творца, который сказал о Себе: Исаия 55:8-9 «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших». Посему необходимо задуматься над вопросом: Кто ты такой человек, чтобы спорить с Богом или в чём-то Его обвинять?
В связи с этим вспоминаются замечательные места из Священного Писания, относящиеся к аналогичной ситуации: Исаия 29:16 «Какое безрассудство! Разве можно считать горшечника, как глину? Скажет ли изделие о сделавшем его: "не он сделал меня"? и скажет ли произведение о художнике своем: "он не разумеет"?» Исаия 45:9 «Горе тому, кто препирается с Создателем своим, черепок из черепков земных! Скажет ли глина горшечнику: "что ты делаешь?" и твое дело скажет ли о тебе: "у него нет рук?"» Римлянам 9:20 «А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: "зачем ты меня так сделал?"»
Что же касается Божьей любви, то её Он доказал Своею смертью на кресте за наши грехи ради нашего же спасения. И это спасение сегодня предлагается бесплатно как здоровым, так и слепым, глухим, немым и т.д.
КАЖУЩЕЕСЯ ПРОТИВОРЕЧИЕ №44
1. В Ветхом Завете сказано, что Бог дал Свой Закон напрямую Моисею (без посредников): Исход 20:1-17 «И изрёк Бог все слова сии, говоря…». Далее идёт перечисление десяти заповедей Закона Божия, которые Господь изрёк Моисею на горе Синай.
2. В Новом Завете сказано, что Закон был дан человеку через ангелов (то есть через посредников): Галатам 3:19 «Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника».
Противоречие: Каким же образом был дан человеку Закон Божий: через Ангелов или напрямую от Бога?
Объяснение: А откуда вам известно, что ангелы не принимали участия в событиях, описанных в 20-й главе Исхода? Тот факт, что в Исходе ничего не говорится об ангелах, не говорит о том, что их там не было. Скорее всего, они там были и выполняли какую-то отведённую им роль, иначе бы об этом ничего не говорилось бы в Новом Завете.
Нам же известно, что Новый Завет является ключом к Ветхому Завету, поскольку помогает понять и объясняет многие вещи и детали, непонятные нам в Ветхом Завете.
Итак, противоречия здесь нет. Наоборот, оба стиха дополняют друг друга.
В связи с этим предлагаем вам ознакомиться со статьёй «Десять заповедей».
КАЖУЩЕЕСЯ ПРОТИВОРЕЧИЕ №45
1. В Библии сказано, что у Иессея было семеро сыновей плюс Давид: 1Царств 16:10-11 «Так подводил Иессей к Самуилу семерых сыновей своих, но Самуил сказал Иессею: никого из этих не избрал Господь. И сказал Самуил Иессею: все ли дети здесь? И отвечал Иессей: есть еще меньший; он пасет овец. И сказал Самуил Иессею: пошли и возьми его, ибо мы не сядем обедать, доколе не придет он сюда», 1 Царств 17:12 «Давид же был сын Ефрафянина из Вифлеема Иудина, по имени Иессея, у которого было восемь сыновей. Этот человек во дни Саула достиг старости и был старший между мужами».
2. В другом месте сказано, что у Иессея было всего семеро сыновей: 1Паралипоменон 2:13-15 «Иессей родил первенца своего Елиава, второго – Аминадава, третьего – Самму, четвертого – Нафанаила, пятого – Раддая, шестого – Оцема, седьмого – Давида».
Противоречие: Так сколько же сыновей было у Иессея: семь или восемь?
Объяснение: Иессей жил во времена нескончаемых боевых сражений между Израилем и окружающими его народами. Как известно, сыновья Иессея участвовали в военных действиях (вспомните историю про Голиафа): 1 Царств 17:13 «Три старших сына Иессеевы пошли с Саулом на войну; имена трех сыновей его, пошедших на войну: старший – Елиав, второй за ним – Аминадав, и третий – Самма».
Итак, сыновья Иессея воевали, и не удивительно, если к моменту написания хроники один из сыновей погиб на войне и не вошёл в список 1-го Параллипоменона. Кем же был этот таинственный восьмой брат Давида? Его звали Елиув. Ссылка на него находится в 1Паралипоменоне 27:18 «у Иуды – Елиав, из братьев Давида». В русской Библии сделана опечатка: указано имя Елиав («Бог есть отец»), тогда как в оригинале стоит имя Елиув, которое переводится как «Он – мой Бог». Именно Елиув был главным начальником над коленом Иуды.
КАЖУЩЕЕСЯ ПРОТИВОРЕЧИЕ №46
1. В одном месте Библии говорится о том, что праведник возрадуется, увидев отмщение врагу: Псалтирь 57:11-12 «Возрадуется праведник, когда увидит отмщение; омоет стопы свои в крови нечестивого. И скажет человек: "подлинно есть плод праведнику! итак есть Бог, судящий на земле!"».
2. В другом месте Библия учит нас не радоваться падению врагов: Притчи 24:17-18 «Не радуйся, когда упадет враг твой, и да не веселится сердце твое, когда он споткнется. Иначе, увидит Господь, и неугодно будет это в очах Его, и Он отвратит от него гнев Свой».
Противоречие: Так радоваться или не радоваться в такой ситуации?
Объяснение: Эти стихи описывают две совершенно разные ситуации. В первом отрывке речь идёт о наказании нечестивых. Мы радуемся, когда узнаём о том, что был пойман и посажен за решётку серийный убийца и насильник.
Во втором отрывке речь идёт о взаимоотношениях с окружающими. Если твой недруг, сосед, коллега или соперник попадает впросак или в плохую ситуацию, то Божье Слово призывает не злорадствовать и не радоваться несчастью ближнего.
КАЖУЩЕЕСЯ ПРОТИВОРЕЧИЕ №47
1. В одном месте Библии говорится о том, что Иоанн знал, что Иисус - Мессия: Иоанна 1:19-21 «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю».
2. В другом месте Библии говорится о том, что Иоанн послал своих учеников к Иисусу, чтобы узнать, является ли Он Мессией или нет: Лука 7:19 «Иоанн, призвав двоих из учеников своих, послал к Иисусу спросить: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?»
Противоречие: Так знал Иоанн, что Иисус был Мессией или нет. Если да, то зачем было переспрашивать Иисуса о том, что Иоанн и так знал? Противоречие это или не противоречие?
Объяснение: Это не противоречие. Отрывок из Луки 7:19 описывает сомнения Иоанна Крестителя, вызванные тяжёлыми испытаниями.
Как и многие другие иудеи Иоанн Креститель ждал Царя-Мессию, который бы даровал Израилю свободу от римского ига. Попав в темницу, Иоанн думал, что Иисус, будучи таковым Мессией-освободителем, должен был освободить его от заточения в тюрьме царя Ирода. Но увидев, что Иисус этого не делает, Иоанн начал сомневаться в том, является ли Иисус Мессией или нет. Вот почему он послал своих учеников к Иисусу, чтобы намекнуть Ему о том, что разве не надлежит Ему что-то сделать для освобождения израильского народа, начав с освобождения Иоанна.
Иисус ответил Иоанну Крестителю стихами из Священного Писания, которые являются пророчеством о Мессии: Матфея 11:4-6 «И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; 6 и блажен, кто не соблазнится о Мне».
Иными словами, Иисус сказал: «Иоанн, разве ты не знаешь, что должен делать Мессия, и что о Нём было предсказано в Ветхом Завете? Вот именно это я и делаю: помогаю слепым прозреть, даю слух глухим, исцеляю больных, воскрешаю умерших. Я – Мессия и потому делаю именно то, что должен делать, а не то, что ты или кто-то другой от Меня ожидает».
Противоречия в Библии
беседа шестая
Данная серия бесед посвящена кажущимся противоречиям в Библии. Заметьте: не противоречиям, а кажущимся или мнимым противоречиям. На протяжении столетий противники Бога и Его Слова напрягаются изо всех сил в поисках противоречий в Священном Писании, но так и не могут их найти. Наши беседы о противоречиях в Библии помогут вам понять, что таковых в Библии нет.
КАЖУЩЕЕСЯ ПРОТИВОРЕЧИЕ №48
1. Бог пообещал дать Аврааму Ханаан во владение вечное: Бытие 17:8 «…и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное…»Второзаконие 7:9 «Итак знай, что Господь, Бог твой, есть Бог, Бог верный, Который хранит завет Свой и милость к любящим Его и сохраняющим заповеди Его до тысячи родов», Титу 1:2 «…неизменный в слове Бог…»
2. Авраам умер, не войдя в землю обетованную: Бытие 25:8 «и скончался Авраам, и умер в старости доброй, престарелый и насыщенный жизнью, и приложился к народу своему», Деяния 7:2-5 «…Бог славы явился отцу нашему Аврааму в Месопотамии, прежде переселения его в Харран, и сказал ему: выйди из земли твоей и из родства твоего и из дома отца твоего, и пойди в землю, которую покажу тебе. Тогда он вышел из земли Халдейской и поселился в Харране; а оттуда, по смерти отца его, переселил его Бог в сию землю, в которой вы ныне живете. И не дал ему на ней наследства ни на стопу ноги, а обещал дать ее во владение ему и потомству его по нем, когда еще был он бездетен», Евреям 11:13 «Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле».
Противоречие: Бог дал Аврааму обещание, которое не исполнил.
Объяснение: Во-первых, нужно отметить, что в отрывке из Послания Евреям 11:13 речь идёт не о земле обетованной, а о духовных обетованиях, дарованных Божьим людям.
Во-вторых, Авраам во время своего странствования по земле жил на территории Земли Обетованной. Внимательно прочтите отрывок из Деяния 7:2-5. В 4-м стихе сказано «по смерти отца его, переселил его Бог в сию землю, в которой вы ныне живете». Выражение «земля, в которой вы ныне живете», - относится к Ханаану. В-третьих, обещание, которое Бог дал Аврааму, распространялось на Авраама и его потомство. Бытие 12:7b «…И явился Господь Авраму и сказал: потомству твоему отдам Я землю сию». Об этом же говорится и в отрывке из Деяния 7:2-5. Обратите внимание на стих 5: «И не дал ему на ней наследства ни на стопу ноги, а обещал дать её во владение ему и потомству его по нём, когда ещё был он бездетен». Своё обещание Господь исполнил. Так что никакого противоречия здесь нет.
КАЖУЩЕЕСЯ ПРОТИВОРЕЧИЕ №49
1. Библия учит, что Бог верен и истинен, что Он никогда не лжёт: Исход 34:6 «И прошел Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный». Второзаконие 7:9 «Итак знай, что Господь, Бог твой, есть Бог, Бог верный, Который хранит завет Свой и милость к любящим Его и сохраняющим заповеди Его до тысячи родов», Титу 1:2 «…неизменный в слове Бог…»
2. Библия же рассказывает о том, что Бог нарушил Своё обещание: Числа 14:30 «не войдете в землю, на которой Я, подъемля руку Мою, клялся поселить вас, кроме Халева, сына Иефонниина, и Иисуса, сына Навина».
Противоречие: Как можно назвать Бога верным и истинным, если Он не соблюдает Своего слова и Своей клятвы?
Объяснение: Речь идёт о Божьем обещании ввести Израильский народ в Ханаан. Бог пообещал ввести Израиль землю обетованную. Он вывел их из Египта и подвёл их к границе Ханаана, но они (за редким исключением) взбунтовались и отказались войти в эту землю (Числа 14). Что же сделал Господь? Господь в ответ на их неверность проявил верность Своему Слову: Он всё же ввёл Израильский народ в Ханаан, но не весь: никто из неверных не вошёл в землю обетованную, а только Иисус Навин и Халев, а также дети вышедших из Египта евреев: Числа 14:26-30 «И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря: доколе злому обществу сему роптать на Меня? ропот сынов Израилевых, которым они ропщут на Меня, Я слышу. Скажи им: живу Я, говорит Господь: как говорили вы вслух Мне, так и сделаю вам; в пустыне сей падут тела ваши, и все вы исчисленные, сколько вас числом, от двадцати лет и выше, которые роптали на Меня, не войдете в землю, на которой Я, подъемля руку Мою, клялся поселить вас, кроме Халева, сына Иефонниина, и Иисуса, сына Навина».
Да, Бог не ввел в Ханаан всех иудеев, но Он и не обещал ввести в землю Ханаанскую всех евреев, которые выйдут из Египта. Итак, Бог исполнил Свою клятву.
КАЖУЩЕЕСЯ ПРОТИВОРЕЧИЕ №50
1. В одном месте Библия утверждает, что земля была утверждена навечно: Псалтирь 77:69 «И устроил, как небо, святилище Свое и, как землю, утвердил его навек», Псалтирь 103:5 «Ты поставил землю на твердых основах: не поколеблется она во веки и веки», Екклесиаст 1:4 «Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки».
2. В другом месте Библия утверждает, что земля в конце концов будет уничтожена: Псалтирь 101:26-27 «В начале Ты, основал землю, и небеса – дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся». То же самое сказано в Послании Евреям 1:10-12 «И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса – дело рук Твоих; они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза, и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся». Матфея 24:35 «…небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (то же: Марк 13:31 и Лука 21:33). 2 Петра 3:10 «Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят».
Противоречие: Чему же верить: тому, что земля будет существовать вечно, или тому, что она будет истреблена?
Объяснение: Еврейское слово, которое используется в Псалме 77 и в Екклесиасте 1:4 и переведено как «вовеки», – «olam» (олАм). Оно может использоваться в нескольких значениях:
Бесспорно, в данном контексте это слово используется во втором значении: продолжительное время. Земля будет существовать продолжительное время, будучи утверждена Богом мудро и стабильно во вселенной.
В третьем значении слово «olam» используется вот в каком контексте: Псалтирь 118:98 «Заповедью Твоею Ты соделал меня мудрее врагов моих, ибо она всегда со мною».
КАЖУЩЕЕСЯ ПРОТИВОРЕЧИЕ №51
1. В одном месте Библии говорится о том, что Авимелеху понравилась Сара и он приказал взять её, чтобы сделать своей женой: Бытие 20:2 «... и послал Авимелех царь Герарский и взял Сару».
2. В другом месте написано, что Сара к тому времени была уже старухой: Бытие 18:11 «Авраам же и Сарра были стары и в летах преклонных, и обыкновенное у женщин у Сарры прекратилось».
Противоречие: Зачем царю понадобилась пожилая женщина в жены?