Это цитата сообщения
Jess_L Оригинальное сообщениеВидение танца
В Третьяковской галерее на Крымском Валу проходит выставка "Видение танца", посвященная столетию «Русских сезонов» Дягилева.
[342x412]
Серов В. Портрет Дягилева
Дягилев Сергей Павлович окончил юридический факультет Петербургского университета в 1896 г., одновременно брал уроки пения и композиции в Петербургской консерватории. В 1899-1901 чиновник для особых поручений в Дирекции императорских театров. Один из создателей (1898) и главный редактор журнала "Мир искусства", в 1900 - один из учредителей художественного общества "Мир искусства". Если Бенуа был идейным вождем движения, то Дягилеву принадлежала роль организатора. Именно Дягилев вывел "Мир искусства" на общественную арену. В 1900-1903 годах под его руководством проходят 5 выставок этого объединения.
С 1906 Дягилев сконцентрировал всю свою энергию и незаурядные организаторские способности на пропаганде русского искусства в Западной Европе: в 1906 на "Русской художественной выставке" в Париже показал собрания икон и живописи XVIII - начала XIX вв. и работы художников "Мира искусства", в 1907 в Париже организовал пять "Исторических русских концертов", представлявших русскую музыку от М. И. Глинки до А. Н. Скрябина, в 1908 на сцене "Гранд-Опера" в Париже поставил оперу М. П. Мусоргского "Борис Годунов" с участием Ф. И. Шаляпина.
[699x520]
Бенуа А. Декорация к балету "Павильон Армиды"
В 1907 году Фокин и Бенуа поставили на сцене Мариинского театра балет "Павильон Армиды", изысканную стилизацию Франции XVIII века. Этот спектакль и послужил отправной точкой возникновения "Русских сезонов". У Бенуа зарождается мысль показать русский балет за рубежом. Зная, что Дягилев после ошеломляющего парижского успеха "Бориса Годунова" в 1908 году замышляет новый оперный сезон 1909 года, Бенуа предлагает разбавить его балетными постановками. Балетмейстера-реформатора Бенуа видит в Фокине. Именно Бенуа принадлежит идея знакомства будущих великого хореографа и великого импресарио, знакомства, так существенно повлиявшего на судьбы мирового балета XX века. Знакомство состоялось осенью 1908 года.
[638x301]
Рерих Н. Декорация к балету "Весна священная"
Сезон 1909 года в Париже - первый из ставших регулярными "Русских сезонов", в программе которых значительную место занял балет (в 1913-29 носит название "Русские балеты Сергея Дягилева"). В первом сезоне были представлены балеты «Павильон Армиды», «Половецкие танцы», «Пир», «Сильфиды» и «Клеопатра». Успех был триумфальным.
[528x699]
Бакст Л. Эскиз костюма для Иды Рубинштейн к балету "Клеопатра"
Важной составляющей «Русских сезонов» 1909-1914 годов стало участие в них художников «Мира искусства». У каждого был свой излюбленный "конек": у Бенуа - французский XVIII век, у Бакста - пряный Восток, у Рериха - языческая Русь, у Головина - русская сказка. Эстетическая программа "Мира искусства" стала душой и плотью фокинских постановок. Живописная основа определяла образ спектакля, даже танцующий актер воспринимался как составляющая часть движущейся декорации.
[359x600]
Бакст Л. Эскиз костюма к балету "Шехерезада"
[600x487]
Гончарова Н. Декорация к балету "Золотой петушок"
[273x400]
Ларионов М. Эскиз костюма к балету "Шут"
Постепенно ориентиры и исходные установки дягилевского балета менялись. Коллектив постепенно распадался – ушел Фокин, затем Бенуа, Бакст. На смену им пришли художники парижской школы: Пикассо, Матисс, Дерен и др.
«Русский балет» просуществовал до смерти Дягилева в 1929 году.
Использованные материалы: статья в Википедии
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1...%D0%B5%D0%B7%D0%BE%D0%BD%D1%8B
«Непреходящее волшебство «Русских сезонов» Метелица Н.
http://www.centre.smr.ru/win/orgs/vzor/01_1999/metelica.htm
«Век Дягилева. Стальной Скок» Гаевский В.
http://www.peoples.ru/art/theatre/critic/diagilev/
Выставка поражает обилием экспонатов, замечательным оформлением. Представлены фотографии труппы в разных составах, портреты, среди которых всемирно известные картины Серова «Портрет Дягилева» и «Портрет Иды Рубинштейн», афиша к выступлению Анны Павловой, эскизы костюмов и декораций Бенуа, Бакста, Рериха, Головина, Ларионова, Гончаровой и др., представлены сохранившиеся костюмы, современные реконструкции декораций в натуральную величину, макеты декораций из музея Монако, занавес работы Пикассо к балету «Голубой экспресс».
[560x452]