Продолжаю потихоньку свои рассказы о русских художниках. Хочется мне найти среди них счастливого и обласканного судьбой, но нет... пока не нашла такого. Опять рассказываю о русском самородке из крестьян, который стал художником благодаря своим талантам и закончил жизнь, как и большинство, в нищете и забвении. Работы этого художника находятся в Третьяковской галерее, Русском музее и в других музеях России. Жанр - жизнь народа, крестьян или же обездоленных горожан, бытовые сцены... Может быть и нет на картинах этого мастера ничего яркого и особо красивого, но они берут за душу...
"Картины его можно назвать перлами народного творчества по характерности и чисто русскому миросозерцанию. Они скромны, не эффектны, не кричат своими красками, не вопиют своими сюжетами; но пройдут века, а эти простые картины только чем-то сделаются свежее и ближе зрителю будущих времен. А чем? -Это вовсе не загадка и не таинственный символ, - это самая простая русская вечная правда. Она светит из невычурных картин Максимова: из каждого лица, типа, жеста, из каждого местечка его бедных обстановок, бедной жизни.
Какой бы культуры ни достиг в будущем русский гражданин, каких палат ни понастроил бы он впоследствии для развлечений, обучений и общежитии своим молодым орлятам, во всех этих великолепных хоромах и обширных чертогах картины В. М. Максимова займут почетное место; и из поколения в поколение будет традиционно переходить к ним любовь и сердечный интерес к бедным формам бедного быта предков; а имя автора будет вспоминаться и чествоваться, и будет бессмертен скромный художник со своею простою наружностью. И все реальнее и знакомее будут казаться возвеличившемуся потомству его дорогие черты, и все дороже будут ценить его правдивые картинки. Их будут любить и вечно ими любоваться. "
И.Е.Репин "Далекое близкое. Правда народная"
Максимов В.М. Все в прошлом. 1889
Василий Максимович Максимов родился в 1844 году в крестьянской семье. Рано лишившись родителей, был отдан в учение в иконописную мастерскую в Петербурге, куда приехал в 1855 году. В 1863 году стал вольнослушателем Академии художеств. В 1864 году примкнул к художественной артели Крестоносцева, объединявшей широкий круг разночинной молодежи. Артель была организована "для совместной работы и жизни", подобно артели И. Н. Крамского, но просуществовала немногим более года.
Максимов В.М. Девочка. 1866
(Государственный Русский музей)
Написанная Максимовым в то время картина "Больное дитя" (1864) была удостоена золотой медали Академии Художеств "за экспрессию". Пройдя весь академический курс за три года, художник отказался от конкурса на большую золотую медаль, как некогда отказалась группа "четырнадцати" во главе с И. Н. Крамским. "Мои убеждения меня заставляют не идти на конкурс, - говорил он, - я против заграничной поездки, потому что хочу изучать сначала Россию и бедную русскую деревню, которую у нас никто не знает, не знает деревенской нужды и горя".
Максимов В.М. Мальчик-механик. 1871
(Национальный художественный музей Республики Беларусь)
Максимов В.М. У ограды скита
(Луганский областной художественный музей)
Максимов В.М. Крестьянская изба. 1869
(Вологодская областная картинная галерея)
Получив в 1866 г. звание классного художника 3-й степени, Максимов покинул стены Академии Художеств и отправился в деревню Шубине Тверской губернии, в имение Голенищевых-Кутузовых, на должность домашнего учителя рисования. Летом того же года совершил поездку но Волге, которая оставила массу ярких впечатлений о жизни народа. Художник подчас идеализирует крестьянский быт, но эта идеализация вызвана искренней любовью к своему народу, определившей этические и эстетические достоинства работ Максимова. Своим творчеством он наметил пути развития крестьянской темы в русской живописи. Через год он представил на выставке Общества поощрения художеств работу "Бабушкины сказки", получившую премию и купленную Третьяковым для картинной галереи. В 1872 году Максимов стал членом Товарищества передвижных выставок, а в 1878 году получил звание академика.
Максимов В.М. Приход колдуна на крестьянскую свадьбу. 1875
(Государственная Третьяковская галерея)
Однако наиболее полно талант Максимова раскрылся в картине "Приход колдуна на крестьянскую свадьбу" (1875). Это эпическое полотно из народной жизни, с обилием персонажей, создающих "хоровое начало", отмечено глубоким знанием деревенского быта. Поэтические образы жениха и невесты, ястребиный профиль колдуна, выразительные типы стариков написаны с конкретных людей и отличаются большой жизненной правдой. Сами крестьяне, позировавшие Максимову, говорили ему: "Ты наш, если и напишешь, то не для смеху". В картине "Больной муж" (1881) художник продолжил близкую для него тему, изобразив больного деревенского мужика па лежанке, в избе, где у икон склонилась скорбная женская фигурка.
Максимов В.М. Примерка ризы. 1878
(Кировский областной художественный музей имени В.М. и А.М.Васнецовых)
Максимов В.М. Кто там? 1879
(Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П.Пожалостина)
Максимов В.М. Больной муж. 1881
(Государственная Третьяковская галерея)
Максимов В.М. Вид города Рыбинска. 1886
(Государственный Русский музей)
Максимов В.М. После обедни. 1891
(Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля)
Картина "Все в прошлом" (1889) не вписывается в ряд центральных полотен художника. Продолжая мотив тургеневского вымирающего «дворянского гнезда», она проникнута ностальгией по ушедшим временам. Старое поместье с заколоченным барским домом. Его бывшая владелица поживает дни в маленьком крестьянском домике в обществе своей компаньонки - старой унылой крестьянки. Величественная фигура дамы, отдыхающей в кресле, перекликается с обликом усадьбы: их жизнь в прошлом, впереди - бедная безрадостная старость для одной, упадок и обветшание - для другого.
Максимов В.М. Семейный раздел. 1876
(Государственная Третьяковская галерея)
Максимов В.М. Аукцион за недоимки. 1880-1881
(Бердянский художественный музей имени И.И. Бродского)
Максимов В.М. С дипломом. 1890
(Полтавский областной художественный музей)
Последние два десятилетия жизни Максимова оказались полны горькой нужды и лишений. Переживший свои темы (на смену передвижникам пришли художники новых направлений), он почти не находил покупателей и заказчиков; по-прежнему писал сюжеты из крестьянского быта, а незадолго до смерти начал картину "Прощеное воскресенье", но не закончил ее. Бедность, истощение, болезни свели художника в могилу. Илья Ефимовчи Репин в своей книге "Далекое и близкое" написал следующий некролог, на смерть художника, он как нельзя лучше характеризует творческий путь художника.
Максимов В.М. Старик. 1881
(Государственная Третьяковская галерея)
Умер народный художник, типичный передвижник в благороднейшем смысле этого слова, — Василий Максимович Максимов. Главные картины его при упоминании его имени ясно встают перед глазами русского человека. Вот “Приход колдуна на свадьбу”, вот “Семейный раздел”, “Заем хлебца у соседки”, “Примерка ризы”, “Всё в прошлом” (для заштатной помещицы), “Хозяин-буян” и т. д.
Не зарастет народная тропа к этим простым, искренним, безыскусственным картинам народного быта. Не грандиозны они по размеру, не бьют на вычурный эффект техникой; скромно и задушевно изображает художник быт любимого своего брата — народа. И писал свои картины Василий Максимович всегда в глуши, в деревне, окруженный этим самым народом, в крестьянской избе, построенной без всяких прикрас мужиком. Топорная светелка была его мастерской. А вдохновители и критики — все тут же под боком. Полна изба приходила к Василию Максимовичу по его зову, народ здраво и умно разбирал каждый его труд.
Ах, это дорогая публика! Всякий художник, бывавший в захолустье на этюдах, знает меткие словца подростков, слыхал серьезный, правдивый приговор степенных мужиков всякому лицу, всякому предмету в картине и поражался верностью оценки и беспощадностью метких эпитетов.
Василий Максимович не раз рассказывал, как много приходилось ему переделывать по замечаниям деревенских друзей. До тех пор не считал он своей картины законченной, пока она не была совершенно одобрена ими. Все, что касалось подробностей в обстановке бытовых сцен, все характерные приметы действующих лиц разбирались без пощады.
— Нет, постой, постой. А это? — спрашивает бойкий сосед. — Кто?
— “Дружку” мнил тут посадить.
— Что ты, что ты! Разве ему это место? Тут надо кого постарше, не сватов — посадить. Опять же дружка у тебя млад — неопытен. Да и не боек — скучноват обличьем... Гли-ко, вот покажу тебе дружку. Вишь какая веселая, широкая рожа! Да его всегда и берут на свадьбы: балагур, весельчак...
Общий хохот. И излюбленный “дружка” изъявляет полное согласие посидеть для картины.
Покойный Крамской — человек громадного ума, непоколебимо убежденный в значении национального в нашем искусстве, всегда, как только приносили на выставку картины Максимова, надевал пенсне, приседал на корточки перед картиной, еще не повешенной на стену, и долго не мог прервать своего наслаждения этим подлинным свидетельством о жизни народа.
— Да, да, сам народ написал свою картину... — говорил Иван Николаевич, глубоко растроганный. — Удивительно, удивительно! Вот, жанристы, у кого учитесь...
Немного картин написал Василий Максимович, но это немногое будет вечным достоянием нашего народа. Уверен, что и впоследствии, при свободе собраний и союзов, картины Максимова будут украшать места народных сборищ, и наш художник, Василий Максимович Максимов, будет излюбленным — своим.
Мир праху твоему, преданный товарищ! Ты никогда не изменял вере и направлению Товарищества передвижников. Твои картины останутся живыми символами сорокалетней жизни ядра, крепкого союза художников своего народа. Вечная память, товарищ. До скорого свидания!