• Авторизация


Ford T (продолжение) 15-06-2009 12:01 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Итак, Жестяная Лиззи вошла в знаменитый список 50 худших автомобилей журнала Time Magazine. Почему?

Жестяная Лиззи, как и ее предшественница Model N, была построена на мощной несущей стальной раме с двумя продольными балками и поперечными элементами жесткости из стального листа толщиной 1/8 дюйма. К раме крепился двигатель конструкции Генри Форда объемом 2,9л вместе с примитивной, на надежной двухступенчатой трансмиссией, рессорная подвеска и кузов. Для Лиззи первоначально было разработано шесть вариантов кузова - Touring, Runabout, Landaulet, Town Car и Coupe, но в 1908 году Model T выпускалась только в вариантах Touring и Landaulet. Обивка открытых модификаций была из толстой черной натуральной кожи особой "бриллиантовой" выделки. Матерчатый верх, который шили из брезента, окрашенного в серый, темно-красный или темно-зеленый цвет, был дополнительной опцией. У закрытых Лиззи черной кожей обивались только сиденья, а внутренняя обивка дверей была из кожзаменителя.

Вопреки общественному мнению, что Model T окрашивали только в черный цвет, на самом деле такая практика началась только в 1913году с началом конвейерной сборки. А до этого они были серые, темно-зеленые или темно-красные. Лобовое стекло не входило в стандартную комплектацию, его надо было заказывать отдельно. При этом в деревянную перегородку между моторным отсеком и салоном, усиленную бронзовыми полосами, устанавливали поперечную стальную балку для жесткости. Иначе на ухабах стекло просто лопалось, ведь сам кузов начинал поскрипывать уже через несколько дней после покупки!

Большой деревянный руль диаметром 36см с бронзовыми спицами намертво привинчивался  торцу рулевого вала. Под ним справа находились два коротких бронзовых рычага с твердыми резиновыми набалдашниками: один рычаг управлял подачей топлива, другой - зажиганием. У первых двух тысяч экземпляров было по две педали и два больших рычага слева от места водителя, затем педалей стало три , а рычаг всего один. Процесс управления был довольно сложным, и чтобы научиться водить Жестяную Лиззи требовалось довольно много времени. В инструкциях тех лет водителю для аварийной остановки рекомендовалось нажать на обе педали и потянуть рычаг трансмиссионного тормоза назад до упора. Спидометр не входит в список стандартного оборудования данной модели.

Двигатель Жестяной Лиззи был разработан самом Генри Фордом еще в начале 1900х годов. Это был рядный четырехцилиндровый бензиновый мотор с боковым расположением распредвала и клапанного механизма. Блок отливали из чугуна в одной детали вместе с водяной рубашкой системы охлаждения, что для тех лет было технологическим прорывом. Возгорание топливовоздушной смеси, поступающей из самотечного карбюратора системы Kingston, обеспечивал магнето-генератор, связанный ремнем напрямую с валом двигателя. Степень сжатия была всего 4,5:1, что делало мотор очень надежным при длительной эксплуатации. При объеме 2,9 л он выдавал всего 22,5 л.с. мощности и 112 Н*м крутящего момента. Но для очень легкого автомобиля весом 540кг этого было вполне достаточно. 

Бензин из карбюратора поступал самотеком, и при движении на подъем двигатель порой просто глох, поэтому методика преодоления подъемов была необычной - задним ходом! Процесс запуска мотора предусматривал использование ручного стартера, той самой давно забытой "заводяги". Прокручивание стартера требовало особой сноровки. Обычным делом были вывихнутые пальцы правой руки. Моторчик был весьма шумный, несмотря на наличие глушителя. 

Узел сцепления был простого мокрого типа - три толстых стальных диска в масляной ванне передавали поток крутящего момента на вал двухскоростной планетарной трансмиссии, разработанной самом Фордом. Все валы и шестеренки коробки передач отливали из закаленной ванадиевой стали (в сохранившихся моделях они находятся в отличном состоянии!). 

На лицевой стороне находилась крупная бронзовая эмблема Ford Motor Company. Топливный бак был расположен под сиденьями и соединялся с рамой стальным хомутами. Максимальная скорость Жестяной Лиззи составляла около 70км/ч, хотя экземпляры, участвовавшие в автогонках развивали скорость до 150км/ч. Страшно представить ощущения гонщика, летящего на снаряде без нормальных тормозов и на деревянных колесах с такой скоростью!

[496x338]

В 1908году Генри Форд и не знал, что Жестяной Лиззи суждено стать автомобилем-легендой. Форд постоянно стремился к увеличению производительности труда и сокращении времени на постройку одного автомобиля. Революционный прорыв произошел с появлением первого в мире сборочного конвейера на новом заводе Форда в Хайлэнд-Парк в 1913году. Идея его создания пришла в голову фордовского инженера Уильяма Кланна, который однажды посетил скотобойню в Детройте, работа которой организовывалась по принципу линии с последовательным выполнением операций на стационарных технологических постах. 

  [300x253]

Метод конвейерной сборки, в разы повысивший производительность на заводе Форда, был не единственным фактором, вызвавшим автомобильный бум в Америке. Форд первым из индустриальных магнатов повысил оплату труда своих рабочих до 5 долларов в день! Он платил рабочим деньги, которые вскоре возвращались к нему в виде оплаты за Жестяную Лиззи. Так или иначе, появление доступного автомобиля и пять баксов в день стали главными причинами технологического прогресса цивилизации в XX веке.

  [250x197]

 

 

 

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Ford T (продолжение) | j_usha - И дольше века длится день... | Лента друзей j_usha / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»