Это цитата сообщения
Satory-777 Оригинальное сообщениеПутешествие по Горному Алтаю (Калбак-Таш)
В период осенней депрессии самое время вспомнить о летних путешествиях по Горному Алтаю.
Еще в прошлом году хотела съездить на экскурсию в урочище Калбак-Таш, сакральное для всех алтайцев место. Экскурсию там в прошлом году проводила потомственная камка (кам- по-алтайски шаман).Очень хотелось с ней познакомиться и пообщаться, но увы в прошлом году не удалось съездить из-за отсутствия времени, а в этом году экскурсовод был уже другой, тоже коренной алтаец- Амыр, студент исторического факультета Горно-алтайского Университета. Но обо всем по-порядку.
Ранним утром мы выехали на экскурсию, дорога лежала по Чуйскому тракту, пересекала у села Усть-Сема красавицу-реку Катунь (что означает «Госпожа»). Экскурсия долгая примерно 600км туда-обратно, но в пути нам было не скучно, т.к. с нами была экскурсовод-историк, которая рассказала нам очень много интересного: алтайские легенды, исторические факты, показывала иллюстрированные книги, карту, в общем видно, что человек очень увлеченный своим делом, любящий родной край. Путь наш лежал по живописным берегам вдоль реки Сема. Здесь нам повстречались пасущиеся маралы и зубры, их конечно же разводят, маралов- из-за из ценных рогов(панты), а зубров местные фермеры тоже решили разводить вместе с коровами.
Фото из окна машины( через стекло):
[показать]
Все фото увеличиваются по клику.
[показать]
Зуб дракона (белый):
[показать]
Также нам встретилось место поклонения бурханистов (последователей новой веры возникшей на основе буддизма, христианства и традиционного языческого шаманизма).
На фото, которое я сделала из окна машины виден флаг к нему привязываются веревки с флажками (как в буддизме), место вокруг флага выложено камнями на подобие кургана. Бурханисты приносят в дар Белому Бурхану только белое-молоко, сахар, хлеб-соль.
[показать]
Справка из Википедии:
Бурханизм — новая религия откровения, зародившаяся и распространившаяся на Алтае в начале XX века. Бурханизм (от слова Бурхан, обозначающего бога или Будду в языках региона) алтайцы называют «белой» или «молочной» верой, в противопоставление шаманизму — «черной вере» и направлениям тибетского буддизма, именуемым в регионе по цвету одежд «жёлтой» (гэлугпа) и «красной» (предшествующие школы тибетского буддизма) верой.
Проповедники Ак-Дьанг — ярлыкчи отвергали черных духов и контакты с обитателями подземного мира, поклонялись только «белым» покровителям и почитали верховное божество Юч-Курбустан. В основе бурханизма лежали элементы исторических мифов, вера в мессию. Официальным становлением бурханизма явились алтайские моления в долине Теренг в Усть-Канском аймаке в 1904 году (ныне Усть-Канский район Республики Алтай).
Подробнее о возникновении бурханизма о духовной жизни Алтая в XX-XXIв.в. можно прочесть здесь:
http://www.archipelag.ru/authors/filatov/?library=1828
Далее был подъем через Семинский перевал. Высота над уровнем моря - 1717 м. 583 км Чуйского тракта.
[показать]
На Семинском перевале небольшая остановка минут на 5-7, если в долине температура воздуха была около 20С, на перевале - не больше 10С, хмурое небо пронизывающий ветер. Одинокие торговцы продавали сувениры, шишки и алтайский копченый сыр из кислого кобыльего молока (как он называется не помню, но всю технологию приготовления мне охотно рассказал.алтаец, продающий сыр, в общем там варианты- или ставить бражку или варить сыр, он предпочитает сыр.) Задубев на открытом всеми ветрам перевале, мы поспешили нырнуть в наш Рафик и поехать дальше. Семинский перевал с особенностями природы оказался наиболее благоприятным местом для организации спортивной базы олимпийского резерва России, для тренировки биатлонистов востока страны.
Спустившись с перевала путь лежал через Онгудайский район, вдоль горных рек Большой и Малый Ильгумень. Здесь мы также сделали привал у реки Б.Ильгумень и устроили «завтрак на траве» пока нашу машину заправляли.
[показать]
[показать]
[показать]
Далее мы поднялись на перевал Чике-Таман, вид с него открывается потрясающий.
[показать]
[показать]
Чем дальше мы ехали, тем ощутимее были изменения в пейзаже, теперь кедрачей и смешанных лесов уже не встречалось, горы поросшие маральником (кустарник семейства вересковых; один из видов рододендрона, потрясающе красиво цветет весной в мае, когда все горы становятся розовыми), да степь с постоянно встречающимися курганами (захоронениями) и огромным количеством ни то кузнечиков, ни то саранчи.
[показать]
У некоторых наиболее интересных курганов, мы останавливались. Курган представляет собой круглый или квадратный участок выложенный камнями и стоящий балбал (типа памятника), здесь необычный балбал с лицом воина:
[показать]
Совсем необязательно под курганом должно быть захоронение, если человек погибал от диких зверей, тонул и т.п., создавался пустой курган, как место, куда можно прийти помянуть ушедшего. Вот другой балбал с четко изображенным лицом и рукой, сжимающей меч:
[показать]
По дороге мы остановились у места слиянии рек Чуи и Катуни, вода Чуи мутная, воды Катуни бирюзово-белесые, встречали на Чуе много сплавщиков (Чуя считается более сложной рекой по прохождению порогов, мимо одного из них очень опасного с названием «Чертов котел» мы проезжали, многие сплавщики предпочитают переносить лодки по суше в этом месте).
[показать]
Поскольку дорога наша была не близкой, мы решили пообедать в кафе. Место где мы остановились тоже имеет петроглифы и называется Ялбак-Таш.
[показать]
Входа в кафе оригинально украшен фигурками алтайцев, а прямо за кафе небольшой музей национального быта алтайцев в восьмиугольной национальной избе.
[показать]
Пообедав, мы прошли к месту, где древние художники оставили свои рисунки (фотографий петроглифов у меня много, но запощу только самые интересные):
[показать]
Осмотрев Ялбак-Таш, мы двинулись дальше -на Калбак-Таш. Вот и добрались:
[показать]
На правом берегу реки Чуя, между селами Иня и Иодро, на скалах вдоль дороги практически непрерывно на протяжении 10 км встречаются древние наскальные рисунки-петроглифы. В целом здесь находятся более 3 тыс. разновременных изображений от эпохи бронзы до Средневековья и 20 рунических древнетюркских надписей.
[показать]
[показать]
Буквальный перевод Калбак-Таш - «плоский, расширенный, висячий камень, гора».
Удивительно, что кроме символических рисунков животных и людей, на многих рисунках изображены объекты, по форме напоминающие современные космические корабли с капсулой прикрепленной к корпусу вверху и большими языками пламени снизу! Невольно задумываешься о том, что наши далекие предки были частыми свидетелями космических полетов.
[показать]
Рисунки "Космических кораблей" нарисованы крупнее нежели изображения животных и людей. Они расположены на горизонтальных плитах и поэтому их очертания более размыты - в силу большего воздействия природных факторов и постепенного стирания обувью людей, побывавших здесь за многие века. Из-за этого трудно передать эти рисунки с помощью фотоснимков, но при визуальном осмотре они буквально завораживают!
Как нам объяснил экскурсовод с Калбак-Таша, Амыр, рисунки напоминающие космические корабли типа «Союз»-«Аполлон» с солнечными батареями- предположительно обозначения материнского божества из древних эпосов, но есть также рисунки типа ракеты с вырывающимся снизу пламенем, это тоже материнское божество?
Калбак-Таш был ритуальным святилищем для людей разных эпох, проживавших в этой местности Возможно, именно через такие места, наполненные тысячелетними ритуалами, и осуществлялась связь поколений.
Калбакташские росписи создавались в течение нескольких эпох (не веков!)
Здесь обнаружены рисунки эпохи неолита (VI-IV тыс. лет до н.э.) - крупные фигуры оленей и козлов.
Далее идёт творчество эпохи энеолита-бронзы (III-I тыс.лет до н.э.), самая многочисленная группа петроглифов - женские и мужские фигуры, колесницы и вьючные быки, погонщики и войны, фантастические хищники и олени.
Скифы в своё время (VIII-III вв. до н.э.) оставили о себе память в рисунках сцен охоты на оленей, а так же многочисленных животных - козлы, волки-собаки, кошачьи хищники.
Последняя, древнетюркская эпоха (VII-X в. до н.э.), запечатлела сцены охоты как на оленей, так и на более серьёзных зверей - диких быков и медведей. К этому же времени относятся и древнетюркские надписи.
Волчица-предок всех тюрков, тотемное животное.
[показать]
Самыми распространенными картинками являются изображения животных. Это — распространенные на Алтае быки, олени, волки, барсы. Попадаются изображения неведомых хищников — то ли эти загадочные звери существовали несколько тысячелетий назад, то ли их создала буйная фантазия художника. Выбиты на камнях и сцены охоты. Некоторые из них представляют не только историческую, но и эстетическую ценность.
Другой мотив — ритуальные действа. На петроглифах такого рода можно увидеть хвостатых воинов, шаманов и их таинственного помощника зверя кер-тютпа. Он помогал шаманам путешествовать по подземному миру. Интересно, что у шамана внутри груди как бы пустое место. Предполагается, что там должна быть душа.
[показать]
Хвостатые воины (не то пляшут, не то сидят), а «хвосты» мне кажется либо фляги, либо модная деталь одежды, равно как и грибовидная шапка.
[показать]
В Калбак-Таше имеется также изображение беременной женщины и мужика, стоящего над ней, скажем так, «в приподнятом настроении». (На фото левый верхний угол камня).
[показать]
Некоторые из петроглифов ученым удалось соотнести с сюжетами алтайских мифов, другие пока не поддаются интерпретации.
Солярные символы, которые можно распознать в иных петроглифах Калбак-Таша дают право предполагать, что это место использовалось и как обсерватория, и как некий храм. Оно было священным для всех народов, проживающих в округе на протяжении долгого времени.
Что меня удивило в наскальных рисунках Калбак-Таша -это рунические письмена, т.е. в бронзовом веке (скифский период и позже) изображения подписывались, причем ученые надписи прочли, это оказались пояснения о том, что изображено и имена художников. Т.е. письменность в то время- не была редкостью.
Теперь немножко об алтайцах. Они называют себя Алтай-кижи и в последние десятилетия здесь наблюдается всплеск национального самосознания. По большому счету алтайцы как этнос возникли недавно- в прошлом веке, на самом деле это совокупность различных родов, проживающих на данной территории.
Существуют этнографические группы северных и южных алтайцев. Северные, состоят из следущих групп: Тубалары - левобережье реки Бия, северо-западное побережье Телецкого озера: Челканцы, или Лебединцы - бассейн реки Лебедь; Кумандинцы - среднее течение реки Бия. Южные, состоят из следующих групп: Алтай-кижи, Теленгиты - бассейн реки Катунь и ее притоки.
Алтайцы, населяющие северные территории (район Телецкого озера) высокие и внешне больше похожи на европейцев, но в большинстве внешность тюркская- скуластые, кареглазые, невысокие, также есть рода с очень темной кожей (ну ни негры конечно, но очень смуглые).
Наш экскурсовод Амыр рассказывал, что у алтайцев принято невесту выдавать замуж в другой род, это чтобы не допустить кровосмешания в роду. По-моему мудро, в старину и на Руси невест отдавали замуж в другие деревни (отсюда и слово "невеста", "невестка"- невесть откуда).
Заметила еще одну черту у русских, проживающих на Горном Алтае, они с большой гордостью и любовью говорят об истории, культуре коренных народов Алтая. Очень хочется чтобы и в будущем сохранилось это трепетное отношение к культуре, а сами алтайцы не впали в ошибки национального шовинизма, характерные для некоторых регионов.
С другими моими постами по Горному Алтаю можно ознакомиться
здесь