В Коране описаны двадцать четыре женских персонажа, которых можно разделить на две категории.
(1) Женские персонажи, не несущие самостоятельной смысловой нагрузки. Их упоминают вскользь, по поводу какой-либо истории или случая. В этой категории 18 женщин. Пример – Элизабет, жена Закария, который восклицает: «Боже мой! Я не смогу иметь сына, я очень стар, и моя жена бесплодна!» (3:40).
(2) Персонажи, используемые для иллюстрации какого-либо морального постулата, которые служат примерами для верующих. В этой категории пять женщин: Hawaa (Ева) – символ равенства, Umm-Musa (Мать Моисея), иллюстрирующая дух материнства, Biqlis (Царица Sheeba), мудрая дипломатка, Hannah (Анна, Мать Марии), благородного происхождения, и Maryam (Мария) – воплощение всех достоинств. Мы будем рассматривать женщин этой категории.
* неспособность мужа обеспечивать семью материально,
* бесплодие или импотенция мужа,
* насилие в семье со стороны мужа,
* умалишенность мужа.
Что касается мужчины, то он имеет право развестись с женой без её согласия, однако при этом он обязан оставить уже бывшей жене предбрачный дар (махр) и выплатить определённую сумму (оговаривается в брачном контракте) денег. Муж обязан полностью содержать детей, платить своей бывшей жене за их воспитание, кормление до определенного возраста, оплатить найм жилья. Муж материально и морально заинтересован в сохранении брака. По этой причине в мусульманских странах женщины прошение на развод подают намного чаще чем мужчины[источник не указан 40 дней].
Однако многожёнство является в Исламе не обязательным, а желательным поступком: «Женитесь на тех женщинах, приятных вам — на двух, и трех и четырех. А если боитесь, что не будете справедливы, то — на одной» (Коран, 4:3).
женщина и ислам
Многих сегодня ужасает и возмущает образ мусульманской женщины. Западные феминистки в пылу борьбы за права женщин восклицают: «Пора освободить порабощенных восточных женщин».
Образ мусульманской женщины построен на целом ряде мифов. Вот лишь наиболее распространенные из них:
Миф первый.
Бедная, несчастная мусульманская женщина лишена всяческих прав и свобод.
Миф второй.
Как быка ведут на заклание, так мусульманку выдают замуж.
Миф третий.
Ее муж тиран, деспот и в довесок многоженец. Его жены не выходят из дома без разрешения и сопровождения.
Миф четвертый.
Жены мусульман не учатся и не работают.
МИФООПРОВЕРЖЕНИЕ
1. Бедная, несчастная мусульманская женщина лишена всяческих прав и свобод .jpg)
.jpg)
Мусульманские женщины социально активны. Они создают женские организации, борются за свои права, но вовсе не за те, о которых кричат феминистки, а прямо противоположные: за право носить платок — этот «символ рабства», иметь работу в независимости от того, какую религию ты исповедуешь, и прочие демократические свободы, в которых им отказывают демократические государства.
Когда мусульманки России боролись за право фотографироваться на паспорт в платке, они делали это самостоятельно. За их спинами не стояли мусульмане-мужья, разгневанные видом неприкрытой жениной головы на паспорте. Женщины сами решили для себя, что носить платок — их право, и победили в этой борьбе тоже без помощи мусульманских мужчин. На суды поддержать заявительниц приходили многочисленные группы женщин мусульманок, мужчины же в основном представляли журналистов.
Когда девушки-мусульманки ходили в православный женский монастырь, монахини делились с ними своим возмущением в связи с необходимостью также снимать головной убор, чтобы сделать фото на официальные документы. На вопрос, почему же они не борются против этого, эти женщины тихо отвечали: «А нас батюшки не благословляют». Это только один, но очень яркий пример того, насколько «несвободны» женщины в исламе.
2. Как быка ведут на заклание, так мусульманку выдают замуж
Замужество через нежелание невесты — это кадры из индийского кино. Большинство родителей все-таки любят свое дитя и желают ему счастья, поэтому не неволят. На самом деле восточные невесты сами активно участвуют в выборе жениха, так как основное требование ислама в этом вопросе гласит, что супруги не должны быть друг другу противны.
Возможно, непосвященные читатели и удивятся но мусульманки не только знают, как включается компьютер, но и даже ищут мужей себе при помощи интернет-сети. Единственное в чем они ограничены в своих поисках, так это в том что бы «проверить свои чувства, пожив немного вместе, а уж потом выйти замуж».
Подобные свободы сыграли злую шутку с европейками: свободные сыны демократии, «проверив чувства», обычно сбегают, как только дело идет к свадьбе, и продолжают «проверку чувств», но уже с другой кандидаткой. Поэтому счастливые обладательницы свобод пишут целые трактаты о том, как все-таки затащить гражданского супруга под венец, а лучше в контору, где браку придают законную силу.
Завершая тему замужества, хотелось бы напомнить, что Коран разводы допускает, хотя и оговаривает их нежелательность. А вот Библия такого разрешения не дает…
3. Ее муж тиран и деспот и, непременно, в довесок многоженец. Его жены не выходят из дома без разрешения и сопровождения
Мусульманские мужчины, конечно, не согласятся с утверждением, но пословица: «Муж, конечно, голова, но шея-то — жена…» как раз про мудрых восточных женщин. Есть чему поучится у них, как сделать своего «тигренка» «мягким и пушистым», да так, что бы при этом сам он чувствовал себя царем зверей. Ведь ему этого так хочется.
Да, иногда у него четыре жены. Но очень и очень редко. Сейчас и две-то большая редкость. Зато «свободные европейские парни», размахивая флагом своей правоты, считают, что измена — это как раз норма той самой свободы. «Я не твоя собственность», «что хочу, то и делаю» «у нас свободные отношения» и прочая галиматья, которую расхлебывают женщины, победившие в борьбе за свободу. При этом зачастую, когда жена становится уж слишком старая, ее за ненадобностью оставляют, и берут новую. На этот случай сильные женщины придумали, что к старости надо заработать столько денег, что бы и ей хватило на «покупку» нового мужа.
Женщины в исламе защищены от подобных проблем. В том числе и от демографических. И если случится так, что «на десять девчонок, по статистике, девять ребят», все равно у всех будет «партнер для танцев»…
Да, его жены не выходят из дома без разрешения и сопровождения. Это, действительно, так. Но в природе не так много мест, куда муж мусульманин не разрешит пойти своей жене. И ей туда на самом деле не надо…Сопровождение тоже желательно: не самой же, в самом деле, такси ловить, сумки носить, с продавцом торговаться. Да и вообще, обидеть, кто-то может. Фактически же в этом требовании лежит забота сильного о более слабом и желание во всем иметь общую жизнь на двоих. Похвальное желание, но не имеющее отношение к свободе в понятии феминисток...
4. Жены мусульман не учатся и не работают
Начнем с того, что учиться мусульманке не просто разрешено, это является одним из требований шариата. Также стоит отметить, что в исламском мире те женщины, которые имеют желание работать, делают это без всяких проблем. Жена пророка Мухаммада — Хадиджа имела свой бизнес.
Но в отличие от свободных европейских женщин, зарабатывание денег не является обязанностью мусульманки. Эта обязанность полностью лежит на мужчине. К прописанным же обязанностям жены относится ведение дома и воспитание детей. Если с этим она справляется и муж ею доволен, никто не будет против, чтобы она работала «для души».
В заключении хочу отметить, что большинство известных мне мусульманок счастливы за своим «домашним тираном», довольны своей жизнью и ни о какой другой не мечтают. Хотя, конечно, есть и исключения, возведенные при помощи заинтересованных информаторов в правило. Именно эти исключения и породили мифы об угнетенной женщине Востока.
Д р у г о й в з г л я д
В самых ортодоксальных арабских странах женщины носят черные платья, а мужчины - белые одеяния. Объяснение простое: «женщина - это тень мужчины». В арабской цивилизации доминирование мужчины абсолютно. Еще в доисламские времена рождение девочки считалось плохим предзнаменованием. Случалось, что девочек закапывали живыми при рождении. (Положение женщин в других странах отличалось немногим. В Европе только 13 столетий спустя французские женщины стали юридически способны продавать собственность без разрешения их мужей. Во многих культурах сыновья наследовали имя, богатство и положение семейства, а от дочерей ожидали выгодного замужества. На Западе ли, на Востоке женщины не выбирали себе мужей, а вдовы должны были нести траур до конца жизни (что все еще имеет место в некоторых странах).)
С приходом ислама женщина хоть и обрела кое-какие права, но все равно рассматривалась как низшее существо, всего лишь как средство продолжения рода. Да и права ее ограничились кухней и заботами по дому. Сызмальства арабский мальчик усваивает, что он для женщины царь и бог, и должен относиться к ней как к особи неразумной и безответной, даже если это его мать. Она не отвечает за воспитание детей, только за их обслуживание. За детей, их жизнь и судьбу целиком отвечает мужчина. И арабским мужчинам, и женщинам внушается то, что удовольствия сексуального свойства - грех. Секс до брака и прелюбодеяние считаются тяжелейшими преступлениями.
Мужчине запрещается не только прикасаться к женщине, не являющейся его женой, но даже смотреть на нее. Но вот ведь парадокс: и сексуальные привилегии в исламской культуре дозволяются только мужчинам - согласно давнему представлению, любовь к противоположному полу могут испытывать лишь представители сильного пола. В числе этих сексуальных привилегий, прежде всего многоженство (до четырех жен), а также «Мута» - институт «временного брака», дающий возможность иметь наложниц и пользоваться услугами проституток. Согласно «Аль-Хадис», во время джихада мужчины пришли к пророку Мухаммеду и сказали: «Мы воюем вместе с тобой, Посыльный Аллаха, но наши жены вдали от нас. Должны ли мы кастрировать себя?» Пророк запретил кастрацию и позволил «Мута». Все мужчины женились на женщинах на определенное время (обычно три дня) за калым (кусок ткани). А вот женская сексуальность рассматривается как угроза мужскому превосходству и одновременно как греховный соблазн, а потому жестко контролируется.
С раннего возраста девочке внушают, что секс не должен быть приятным для нее. Но одними внушениями дело не ограничивается. В наиболее патриархальных сообществах до сих пор практикуется обрезание девочек (удаление клитора), чтобы гарантировать отсутствие оргазма при сексуальном контакте. Замуж девушку обычно выдают без учета ее воли. Брак - семейное дело, а не личный выбор. В отличие от европейцев с их индивидуализмом, арабы сосредоточены на группе. Семья, род, клан более важны, чем отдельный человек. Действия женщины пристально контролируются семьей. Она находится во власти мужчин – сначала отца, затем мужа и, наконец, сыновей. Она может появляться вне дома только в сопровождении мужа или мужчин-родственников. Когда целомудрие женщины под сомнением - ее семья испытывает позор. В результате чего ставится под угрозу клан, из-за этого будет трудно устроить браки незамужних сестер, а мужчины-родственники будут презираемы, пока не совершат «убийство чести».
Опозоренных убивают отцы, мужья, братья, дяди или сыновья. Причем матери и сестры жертвы часто защищают «убийства чести», а иногда и помогают их выполнить. Это еще доисламская традиция. То же закапывание грудных дочерей часто имело целью избежать позора, который они могут принести семье позже. «Убийства чести» происходят по самым разным причинам, включая слухи (даже неподтвержденные), о добрачном или внебрачном сексе; попытку девушки отказаться от устроенного брака или получить развод из-за факта разговора с мужчиной. При чем даже за изнасилование, в том числе кровосмесительное, ответственность возлагается, прежде всего, на женщину. Мужчины считаются менее виновными - я женщина, наверное, соблазнила его. А она должна защитить свою честь даже ценой жизни: если осталась жива - ее осудят за «ошибку» и могут убить. Понятное дело, большинство таких убийств происходит в бедных сельских областях или среди необразованных городских обитателей. Чаще убивают скрытно дома, а иногда и публично - перед толпами зрителей. Женщины, чувствуя, что их жизнь разрушена позором, покорно отдают себя на резню. Они все равно исторгнуты из общества и спрятаться им негде. Власти реагируют вяло. Если кого и сажают, то ненадолго.
В ряде арабских стран у женщины нет паспорта, взамен этого у мужа в паспорте четыре странички, чтобы вписать туда до четырех жен. Гражданство передается только по мужской линии. При разводе ребенок переходит к отцу, а наследнице (по закону Шариата) дают только половину того, что полагается наследнику.
В общем, казалось бы мрак полнейший. Но с этим не согласятся не только арабы-мужчины (что вполне объяснимо), но и многие арабские дамы (если удастся без опасности для жизни с ними на эту тему побеседовать). Все или почти все из вышеизложенного будет если и не оспариваться, то, по крайней мере, по-другому интерпретироваться.
Вот, например, другая интерпретация того, почему арабские женщины ходят все в золоте. Арабская поговорка гласит: «Женщина без золота - голая женщина». Хотя язык никак не поворачивается назвать голой особу, укутанную в черное. Стало быть, богатые украшения -это не боязнь развода, а манифест, прославляющий щедрость и достаток мужа. Ведь после развода калым и все собственные накопления остаются при жене. Вдобавок муж, как правило, продолжает заботиться о прежней супруге. Что ж, наверняка бывает и такое.
Очень благодатная тема для опровержения тезиса о незавидном положении арабской женщины - многоженство. Тут вам сразу скажут, что не каждый мусульманин имеет право даже на вторую жену. Он не может жениться второй раз только потому, что ему этого хочется. Должны быть очень веские причины, скажем, бесплодие супруги. А вот если он берет в жены сироту или вдову, то это одобряется исламом. Основное условие - мужчина должен одинаково относиться ко всем женам, одинаково их обеспечивать. Для этого нужно много денег, а потому у большинства арабов всего одна жена. Еще соображение: многоженство помогает избежать внебрачных связей, нехороших болезней, внебрачных детей. Значит, в нем нет ничего плохого. Наоборот, так женщина спасается от одиночества и бедности. И самое главное, по мнению мужского, населения, «особое отношение» со стороны мужчины компенсирует женщине отсутствие прав.
Обретя жену за большие деньги, араб ценит ее как самое дорогое сокровище. Одно дело, что там предписывает Коран. Мужчина все равно должен уметь покорить женщину и заставить ее полюбить себя. Видимо, в этом и заключается один из секретов обаяния арабской культуры, ведь сам образ жизни основывается не на бездумном следовании традициям, а на мастерстве межличностных отношений, подразумевающих весь их диапазон - от физиологической чувственности до духовных аспектов. Арабы, как правило, мастера в искусстве любви, а древняя арабская культура тому доказательство. «Женщина - глаза и уши мужчины», - говорят арабы. Мужчина действует, а женщина является как бы его визирем и лекарем. Той же Шахерезадой. Если она не может управлять мужчиной с помощью своей воли, то она управляет им через любовь и детей.
Арабы (продвинутые, конечно) даже жалуются, что жены покорны лишь внешне, но исподволь всем заправляют.
[467x412]
Если вы в ортодоксальной стране, то встретить местных женщин можно главным образом в торговых центрах, ведь на улице им делать нечего, даже водить машину. Например, в Саудовской Аравии это запрещено. Они с удовольствием покупают самую модную европейскую одежду, косметику, духи, но в обновках показываются только мужу или подругам - дома или в закрытых женских клубах, где они проводят свободное время в задушевных разговорах, вышивают, танцуют. Роль женских клубов играют также бани «хаммам» и пляжи в специальные женские дни. Мужчинам в такие дни вход воспрещается. Я этого, понятное дело, не видел, но как рассказывали мои соотечественницы, женщины облачаются в тонкие лосины и кофточки с длинным рукавом. А уже поверх надеваются бикини от самых дорогих модельеров. Более консервативные дамы надевают балахоны, из которых высовываются только голова, руки и ступни. А еще более консервативные просто сидят под зонтиком в своих абайах. В море, впрочем, ни те, ни другие не купаются.