• Авторизация


101 подстаканник 30-08-2020 23:56 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Bo4kaMeda Оригинальное сообщение

101 подстаканник

Bo4kaMeda
yapet здесь


01


История данного предмета в вагоне теряется во тьме лет, называют как 1892 год (первые упоминания в документах), так и 1924 год (первый массовый заказ НКПС у промышленности). Вероятно первые варианты несли только символику МПС (без конкретики) и фигурировали в престижных курьерских поездах и СВПС (спальных вагонах прямого сообщения).



02

Но после взрывного появления на советских рельсах фирменных поездов (1965-1967 гг.) некоторые особо зажиточные железные дороги стали экипировать свои «флагманы» (поезда в Москву) особыми маршрутными досками, интерьерами и посудой. В том числе и подстаканниками.

Традиция, замечу, была продолжена и в постсоветское время, в девяностые и ранние двухтысячные годы, когда произошел второй пик обуржуазивания железных дорог.

Начнем по порядку.



Дальний Восток (ДВЖД) ничем особым не выделялся. Ни знаменитый «Океан», ни интуристовский «Восток» (Хабаровск – Тихоокеанская), ни прочие поезда, по моим сведениям, своих подстаканников не имели.

3. Но! Вероятно уже в новейшие времена их заимел поезд «Сахалин» (внутриостровной экспресс Южно-Сахалинск – Ноглики)!





4. Забайкалье (ЗабЖД) никогда не считало себя хуже других и в истории остались объекты из «Даурии» (Чита – Забайкальск) и общий подстаканник для поездов читинского формирования.





5. Иркутск (ВСЖД) применял ту же систему. Общий подстаканник с фирменной надписью внизу. Тут знаменитый «Байкал» и малоизвестный вне Прибайкалья «Баргузин» (Иркутск - Забайкальск).





6. Красноярск поступил еще проще. Известны лишь единые изделия КярЖД, но выпущены они были большим тиражом и попадали видимо вообще во все поезда дороги. Мне например такой встретился в поезде Красноярск - Абакан.





7. По Новосибирску (ЗСЖД) совсем провал. Удалось найти лишь фото фирменного стакана (не подстаканника!) для «Сибиряка».





Промышленный Урал (СвердлЖД) же подарил пассажирам, железнодорожным любителям и коллекционерам потрясающее разнообразие. Ни у какой более дороги нет такого!

8. Главный поезд – «Урал» (Екатеринбург – Москва).





9. «Малахит» (Нижний Тагил – Москва).





10. «Северный Урал» (Серов – Москва, ныне Приобье – Москва).





11 «Демидовский Экспресс» (Екатеринбург – Санкт-Петербург).





12. У «Камы» (Пермь - Москва) тоже были свои (только я их в хорошем качестве найти что-то не могу).





13. И даже «Ямал» (Новый Уренгой – Москва)!





14. Челябинск (ЮУЖД) выступил поскромнее.





15. Но зато от «Южного Урала» (Челябинск – Москва) сохранилось много изделий еще советского дизайна.





16. Горьковская железная дорога (ГЖД) - только общей вариант. Удивительно, неужели «Татарстан», «Вятка» обходились этим?





17. Точно такая же ситуация и с Куйбышевской дорогой (КбшЖД)...





18. Хотя есть сведения, что в «Жигули» (Самара – Москва) и в «Самару» (Самара – Санкт-Петербург) попадало что-то такое.





19. А вот у Приволжской (ПривЖД) свой узнаваемый стиль, например, был. «Волгоград» (Волгоград – Москва)...





20. «Лотос» (Астрахань - Москва).





21. Главные поезд Приволжья №9/10 «Саратов» использовал и общий...





22. ... и индивидуальные вариант.





23. У ЮВЖД и, конечно же, главная забота – «Воронеж».





24. Поездам поскромнее приходилось довольствоваться единым изделием для ЮВЖД.






25. Вот таким.





26. Удивительно, но Ростов-на-Дону (СКЖД) в новейшие времена ничего не выпускал. Это еще советский вариант вроде бы.





27. Москва (МЖД) поездов назначает мало. И главным среди них, безусловно, является «Россия» (Москва – Владивосток). Для «Главного поезда страны» вообще-то могли придумать и чего поинтереснее.





28. Встречался и единый общедорожный вариант.





29. «Октябрята» (ОктЖД) твердо придерживаются единого стандарта. На подстаканник с разведенными мостами наносится снизу метка фирменного поезда.





30. «Лев Толстой» (Москва – Хельсинки).





31. «Северная Пальмира» (Санкт-Петербург – Адлер). Обратите внимание, что есть попытка сохранять фирменный шрифт.





32. Как и на «Двух столицах» (Санкт-Петербург – Москва).





33. И на «Репине» (Санкт-Петербург – Хельсинки).





34. Не знаю, используются ли сейчас вот такие в «Сапсанах». Продаются как сувениры они точно.





35. Вот эти подстаканники без символики поезда, но на том маршруте они и не были нужны. «Столичный Экспресс» с такими моднейшими орлами ходил до конца 2014 года из Москвы в Киев.





36. Украина в те времена больше использовала символику УЗ (а не тризубы). Это, вероятно, с бывшей «Украины» (Киев - Москва).





37. Еще у флагмана ЮЖД «Николая Конарева» (Харьков - Москва) удалось обнаружить фирменную посуду.





38. В остальных случаях каждая дорога изготовляла общий тираж единого фасона на все поезда. Например Одесская железная дорога (ОдЖД) – с памятником Дюку Ришелье.





39. Приднепровская (ПриднЖД) – с крылатым электровозом.





40. Львовская (ЛьвЖД) – с паровозом.





41. Донецкая (ДонЖД) – с большими буквами ДОН на фоне восходящего солнца.





42. Железнодорожная Белоруссия/Беларусь невелика, поэтому у БЧ разнообразия нет совсем. Явно недавно выпустили, больно уж форма необычная.





43. Подобная почтенная старина естественно является и объектом коллекционирования.





Перейдем к печальной современности. Еще в начале семидесятых стало считаться, что совсем уж ВИП-пассажирам негоже есть и пить из негламурного железа и в хозяйство поездных бригад стала включаться керамическая посуда.

44. Например, набор из «Байкала».





Металлические подстаканники оттеснялись на периферию начальственного интереса и к двухтысячным в вагонах появилось что-то такое, безобразное.





Это из поезда «Московия» (Москва – Сочи), 2004 вроде бы год.

Так что скоро кругом будет сплошной пластик и нанотехнологии, наслаждайтесь последними встречами с почтенной стариной.


yapet.livejournal.com

.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 101 подстаканник | vetachka - Дневник Vetachka | Лента друзей vetachka / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»