Live
Internet
мобильная версия
Дневники
Личка
Авторизация
Дневник
vetachka
Лента друзей
-
Дневник
-
Полная версия
101 подстаканник
30-08-2020 23:56
к комментариям
-
к полной версии
-
понравилось!
Это цитата сообщения
Bo4kaMeda
Оригинальное сообщение
101 подстаканник
Bo4kaMeda
yapet
здесь
01
История данного предмета в вагоне теряется во тьме лет, называют как 1892 год (первые упоминания в документах), так и 1924 год (первый массовый заказ НКПС у промышленности). Вероятно первые варианты несли только символику МПС (без конкретики) и фигурировали в престижных курьерских поездах и СВПС (спальных вагонах прямого сообщения).
02
Но после взрывного появления на советских рельсах фирменных поездов (1965-1967 гг.) некоторые особо зажиточные железные дороги стали экипировать свои «флагманы» (поезда в Москву) особыми маршрутными досками, интерьерами и посудой. В том числе и подстаканниками.
Традиция, замечу, была продолжена и в постсоветское время, в девяностые и ранние двухтысячные годы, когда произошел второй пик обуржуазивания железных дорог.
Начнем по порядку.
Дальний Восток (ДВЖД) ничем особым не выделялся. Ни знаменитый «Океан», ни интуристовский «Восток» (Хабаровск – Тихоокеанская), ни прочие поезда, по моим сведениям, своих подстаканников не имели.
3. Но! Вероятно уже в новейшие времена их заимел поезд «Сахалин» (внутриостровной экспресс Южно-Сахалинск – Ноглики)!
4. Забайкалье (ЗабЖД) никогда не считало себя хуже других и в истории остались объекты из «Даурии» (Чита – Забайкальск) и общий подстаканник для поездов читинского формирования.
5. Иркутск (ВСЖД) применял ту же систему. Общий подстаканник с фирменной надписью внизу. Тут знаменитый «Байкал» и малоизвестный вне Прибайкалья «Баргузин» (Иркутск - Забайкальск).
6. Красноярск поступил еще проще. Известны лишь единые изделия КярЖД, но выпущены они были большим тиражом и попадали видимо вообще во все поезда дороги. Мне например такой встретился в поезде Красноярск - Абакан.
7. По Новосибирску (ЗСЖД) совсем провал. Удалось найти лишь фото фирменного стакана (не подстаканника!) для «Сибиряка».
Промышленный Урал (СвердлЖД) же подарил пассажирам, железнодорожным любителям и коллекционерам потрясающее разнообразие. Ни у какой более дороги нет такого!
8. Главный поезд – «Урал» (Екатеринбург – Москва).
9. «Малахит» (Нижний Тагил – Москва).
10. «Северный Урал» (Серов – Москва, ныне Приобье – Москва).
11 «Демидовский Экспресс» (Екатеринбург – Санкт-Петербург).
12. У «Камы» (Пермь - Москва) тоже были свои (только я их в хорошем качестве найти что-то не могу).
13. И даже «Ямал» (Новый Уренгой – Москва)!
14. Челябинск (ЮУЖД) выступил поскромнее.
15. Но зато от «Южного Урала» (Челябинск – Москва) сохранилось много изделий еще советского дизайна.
16. Горьковская железная дорога (ГЖД) - только общей вариант. Удивительно, неужели «Татарстан», «Вятка» обходились этим?
17. Точно такая же ситуация и с Куйбышевской дорогой (КбшЖД)...
18. Хотя есть сведения, что в «Жигули» (Самара – Москва) и в «Самару» (Самара – Санкт-Петербург) попадало что-то такое.
19. А вот у Приволжской (ПривЖД) свой узнаваемый стиль, например, был. «Волгоград» (Волгоград – Москва)...
20. «Лотос» (Астрахань - Москва).
21. Главные поезд Приволжья №9/10 «Саратов» использовал и общий...
22. ... и индивидуальные вариант.
23. У ЮВЖД и, конечно же, главная забота – «Воронеж».
24. Поездам поскромнее приходилось довольствоваться единым изделием для ЮВЖД.
25. Вот таким.
26. Удивительно, но Ростов-на-Дону (СКЖД) в новейшие времена ничего не выпускал. Это еще советский вариант вроде бы.
27. Москва (МЖД) поездов назначает мало. И главным среди них, безусловно, является «Россия» (Москва – Владивосток). Для «Главного поезда страны» вообще-то могли придумать и чего поинтереснее.
28. Встречался и единый общедорожный вариант.
29. «Октябрята» (ОктЖД) твердо придерживаются единого стандарта. На подстаканник с разведенными мостами наносится снизу метка фирменного поезда.
30. «Лев Толстой» (Москва – Хельсинки).
31. «Северная Пальмира» (Санкт-Петербург – Адлер). Обратите внимание, что есть попытка сохранять фирменный шрифт.
32. Как и на «Двух столицах» (Санкт-Петербург – Москва).
33. И на «Репине» (Санкт-Петербург – Хельсинки).
34. Не знаю, используются ли сейчас вот такие в «Сапсанах». Продаются как сувениры они точно.
35. Вот эти подстаканники без символики поезда, но на том маршруте они и не были нужны. «Столичный Экспресс» с такими моднейшими орлами ходил до конца 2014 года из Москвы в Киев.
36. Украина в те времена больше использовала символику УЗ (а не тризубы). Это, вероятно, с бывшей «Украины» (Киев - Москва).
37. Еще у флагмана ЮЖД «Николая Конарева» (Харьков - Москва) удалось обнаружить фирменную посуду.
38. В остальных случаях каждая дорога изготовляла общий тираж единого фасона на все поезда. Например Одесская железная дорога (ОдЖД) – с памятником Дюку Ришелье.
39. Приднепровская (ПриднЖД) – с крылатым электровозом.
40. Львовская (ЛьвЖД) – с паровозом.
41. Донецкая (ДонЖД) – с большими буквами ДОН на фоне восходящего солнца.
42. Железнодорожная Белоруссия/Беларусь невелика, поэтому у БЧ разнообразия нет совсем. Явно недавно выпустили, больно уж форма необычная.
43. Подобная почтенная старина естественно является и объектом коллекционирования.
Перейдем к печальной современности. Еще в начале семидесятых стало считаться, что совсем уж ВИП-пассажирам негоже есть и пить из негламурного железа и в хозяйство поездных бригад стала включаться керамическая посуда.
44. Например, набор из «Байкала».
Металлические подстаканники оттеснялись на периферию начальственного интереса и к двухтысячным в вагонах появилось что-то такое, безобразное.
Это из поезда «Московия» (Москва – Сочи), 2004 вроде бы год.
Так что скоро кругом будет сплошной пластик и нанотехнологии, наслаждайтесь последними встречами с почтенной стариной.
yapet.livejournal.com
.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote
Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.
Дневник 101 подстаканник | vetachka - Дневник Vetachka |
Лента друзей vetachka
/
Полная версия
Добавить в друзья
Страницы:
раньше»