• Авторизация


Грант Деволсон Вуд (Grant DeVolson Wood, 1891 — 1942) — американский художник-риджионалист 30-08-2020 23:54 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Bo4kaMeda Оригинальное сообщение

Грант Деволсон Вуд (Grant DeVolson Wood, 1891 — 1942) — американский художник-риджионалист

Bo4kaMeda
ЧАСТЬ II


БИОГРАФИЯ



Американская готика 1930
Доска, масло
74 x 62
Чикагский художественный институт, Чикаго


Эта картина стала визитной карточкой Гранта Вуда и обеспечила ему бессмертие на аллее славы мировых художников. «Американская готика» считается символом провинциальной Америки и ее пуританского духа. На полотне на фоне дома в стиле «плотницкой готики» изображены два глубоко серьезных и оттого еще более комичных персонажа – отец и дочь. Она – в старомодном переднике и с брошкой-камеей, давно вышедшей из моды, а он – в черном пиджаке и комбинезоне. Строгого отца семейства сыграл знакомый дантист Гранта Вуда – Байрон Маккиби, а его угрюмую дочь – сестра художника Нэн Вуд Грэхэм, которая, кстати, не на шутку обиделась на брата за такую непривлекательную репрезентацию ее внешности. На тот момент ей было всего 30 лет, и выглядела она весьма бодро и кокетливо, но Вуд изобразил ее сухопарой старой девой, что-то бурчащей себе под нос. В газетах писали, что от выражения ее лица может скиснуть молоко. С дантистом тоже случилась неурядица: мужчина согласился позировать при условии, что его не будут узнавать на этом портрете, как и в случае с Нэн. Но вышло все ровно наоборот. Врача не только узнали, но еще и заставили впоследствии позировать для фотографий на фоне этого произведения.




Американская готика. Фрагмент 1930
Доска, масло
Чикагский институт искусств, Чикаго





Американская готика. Фрагмент 1930
Доска, масло
Чикагский институт искусств, Чикаго


Примечательно, что в 1930 году Вуд послал «Американскую готику» на художественный конкурс в Чикагском институте искусств, но она не снискала одобрения жюри. Эту «юмористическую валентинку» музей приобрел, скорее, из жалости, заплатив всего 300 долларов в качестве утешительного приза старательному художнику за его точно подмеченные детали. Вскоре репродукция картины разлетелась по страницам газет Чикаго, Бостона, Нью-Йорка, Канзас-Сити, но особенный скандал был связан с городом Сидар-Рапидс, где земляки Вуда не оценили юмора и впали в неистовство за столь сатирическое изображение. Грант пытался оправдаться, что не хотел поднимать на смех жителей Айовы, а всего лишь стремился создать собирательный образ американцев, но никто не желал его слушать. Слава этой картины не утихает и по сей день, а количество пародий и карикатур на нее было сделано великое множество.





Женщина с цветком 1929
Доска, масло
52,1 x 42,4
Художественный музей Сидар-Рапидса, город Сидар-Рапидс

Желая опробовать идеи, привезенные из Европы, Грант Вуд написал портрет своей 71-летней матери в совершенно необычной стилистике. Она жила вместе с художником в доме №5 на аллее Турнер в Сидар-Рапидсе, в импровизированной мастерской на сеновале. Заимствуя графическую точность линий Яна Ван Эйка, художник изображает матушку как образец домохозяйки со всей ее семейственностью, практичностью, привязанностью к дому и заботой о благоустройстве сада. Она держит глиняный горшок с так называемым змеиным растением (сансевиерией трехполосной), известным морозостойкостью.

Вуд старался передать образ своей матери как типичной жительницы Среднего Запада. У нее твердый и прямолинейный характер, она носит строгий фартук и рубашку с воротником-стойкой. Женщина аскетична в украшениях: камея с античным профилем и жемчужные сережки-бусинки составляют традиционный набор аксессуаров провинциальной дамы в летах. Наиболее примечательным в портрете является ее выражение лица. Теплый и глубокий взгляд направлен вдаль, она погружена в созерцание со смесью меланхолии и надежды, но в то же время весь ее облик говорит о непоколебимом достоинстве. Нечто подобное критики пишут о «Джоконде» Леонардо да Винчи, и неслучайно многие связывают этот американский портрет с известным шедевром ренессансного искусства.





Арнольд достигает совершеннолетия 1930
Доска, масло
67,9 x 58,4
Художественный музей Шелдона, Небраска

Этот портрет Вуд написал в честь дня рождения своего юного помощника, Арнольда Пайла. Критики усматривают в произведении сочувственные и ироничные нотки. Перед зрителем – застенчивый образ глубоко серьезного Арнольда, его фигура нескладно вытянутая и худощавая, подобно деревьям на заднем фоне. Художник тщательно прописывает угловатые формы юноши и особенное внимание уделяет его растерянно-неуверенному взгляду. В этом усматривается тонкий юмор Вуда, как и в том, что на заднем плане он будто случайно помещает обнаженных купальщиков в неловких позах. Несмотря на странноватую иронию, портрет написан с теплой сердечностью и сопереживанием к трудному возрасту Арнольда. Это чувство эмпатии наделяет картину неожиданной привлекательностью и искренностью.





Портрет Джона Б. Тернера 1928-1930
Холст, масло
76,8 x 64,8
Художественный музей Сидар-Рапидса




Слева: Портрет Мэри ван Вехтен Шаффер 1930. Частное собрание
Спарва: Портрет Салли Стаматс 1927. Холст, масло, доска 39.37 х 33.66 см Художественный музей Сидар-Рапидса




Клетчатый свитер 1931
Доска, масло
74,9 x 61,3
Художественный музей в Айова-Сити

Перед зрителем – один из немногих заказных портретов, которые художнику приходилось выполнять. После этой работы Вуд заявил, что ни за какие деньги ни при каких условиях не будет больше писать портрет человека, чья личность ему незнакома или противна.

Эта история оказалась поучительной для мастера. Богатый и влиятельный человек Майкл Блумберг попросил Вуда во всем великолепии изобразить его младшего сына, Мелвина. Однако Грант не разделял восхищение Блумберга относительно его отпрыска, но ввиду своей застенчивости не смог отказать ему. В этой работе нет и тени проникновенности и той доброй иронии, которой так славятся портреты Вуда. Он изобразил самовлюбленного мальчика с надутыми губами и не менее надутым животом от количества съеденных конфет. Холодный и бездушный взгляд, направленный в сторону от зрителя, характеризует личность модели с неблагоприятной стороны. Несмотря на откровенную поверхностность в портрете, заказчик был в восторге, Вуд же – темнее тучи, что согласился на такую провальную для него затею. Именно поэтому даже в неурожайные годы депрессии он отказывался от подобных экзекуций, хотя они и сулили ему неплохое вознаграждение – по меньшей мере 500 долларов за картину.





Оценка 1931
Доска, масло
74,9 x 89,5
Художественный музей Дубьюка, Дубьюк

Грант Вуд был назван «чемпионом регионализма» за безмятежные, полные пастырского спокойствия сцены из обыденной жизни. Современные художники-почвенники, например Томас Харт Бентон, осуждали его за неоправданный оптимизм в сюжетах в разгар Великой депрессии. Живописец никогда не изображал обездоленных безработных или разорившихся фермеров. Редко можно увидеть в его произведениях какую-то более яркую эмоцию, чем теплая ирония или сдержанное спокойствие. Будучи удачным дизайнером-ювелиром, Вуд больше концентрировался на фактуре предметов, тщательно передавая детали одежды и аксессуаров.

В «Оценке» он с особым изяществом выписал блестящие перья курицы, выставленной на продажу. Ясно прочитывается и отношение художника к моделям. Открытый игривый взгляд фермерши отличается большим благонравием, чем сердитый профиль оценщицы. Грант Вуд умело подчеркивает различие фермерши и покупательницы в манере одеваться. Первая изображена в нарочито простом, застегнутом на булавку пальто, из-под которого торчит цветастое ситцевое платье. Гораздо богаче выглядит покупательница в меховом воротнике с толстым кошельком под боком и серебряной булавкой на шляпе.





Дочери революции 1932
Мазонитовая панель, масло
50,8 x 101,4
Художественный музей Цинциннати

Одно из немногих произведений Гранта Вуда, где нашлось место едкой иронии и насмешливой сатире, – «Дочери революции». Это меткий выстрел в сторону одноименной патриотической группы, которую Вуд счел нелепой и противоречащей самой себе до крайности. Однажды он пренебрежительно заметил, что она «пыталась насаждать аристократию внутри республики».

С этой организацией у художника произошло крупное разногласие относительно его проекта витражей для Мемориального здания ветеранов в Сидар-Рапидсе. Она неодобрительно высказывалась в сторону этой идеи Вуда. А когда работа была завершена, «Дочери революции» обвинили его в измене родине, ведь для проектирования витражного окна Вуд ездил в Германию и тем самым опорочил память тех, кого хотел прославить. Художник не на шутку разозлился на всех членов сообщества и решил «отплатить» им своим карикатурным произведением. В знак своей тонкой иронии позади трех забавных тетушек он изобразил репродукцию известной картины Эммануэля Лейтца «Джордж Вашингтон пересекает реку Делавэр» 1851 года, которая также была написана в Германии.





Портрет Нэн 1933
Мазонитовая панель, масло
101,6 x 76,2
Музей современного искусства Мэдисона, Мэдисон

На данном полотне запечатлена сестра художника – Нэн Вуд Грэхэм. Известно, что она была очень недовольна своим изображением в «Американской готике», и чуть позднее Вуд написал своего рода портрет-опровержение. Здесь у Нэн гораздо более приветливый вид.

Перед зрителем – современная молодая женщина с волнистыми светлыми волосами и в модной тогда блузке в горошек с завязками на плечах. Однако тяжелая драпировка позади героини и сам способ репрезентации восходят к традициям колониального американского портрета. Стул, на котором сидит модель, а также сливы и маленькие цыплята у нее в руках – все эти атрибуты ссылаются на ранние работы Джона Синглтона Копли и Гилберта Стюарта, первопроходцев американской живописи.





Мальчик доит корову 1932
Холст, масло
181 x 160,6
Колледж Ко, город Сидар-Рапидс

По приезде из Европы с богемной атмосферой, Вуд попал прямиком в разгар Великой депрессии в США, алчущей успокоения и надежды на лучшую жизнь. Живописец тут же смекнул, что публике требуется новый проамериканский художественный стиль, который мог бы утешить и поддержать волевой настрой общества. Он создает серию под названием «Плоды Айовы» и просит своих соседей позировать ему. Это цикл совершенно непритязательных картин, в лаконичной манере с использованием ограниченного количества оттенков в палитре.

Возможно, представленное произведение стало подтверждением слов самого Гранта: «Я нашел ответ на свои вопросы, когда поступил в школу художников в Париже после войны. Они там верили, что художник должен тихо ждать вдохновения, лениво потягивая коньяк на площади у собора, как это делает большинство из них. Именно тогда я понял, что все действительно стоящие идеи, когда-либо посещавшие мою голову, пришли ко мне, пока я доил корову. Поэтому я вернулся в Айову».





Фермер со свиньями 1932
Холст, масло
181 x 72,4
Колледж Ко, Сидар-Рапидс

Картины из серии «Плоды Айовы» запросто могли бы украсить энциклопедию типов классических жителей Среднего Запада. Загорелый фермер с простоватым лицом и крепко сбитой фигурой держит в руках корзинку с кабачками для кормления свиней. Иллюстративная, несколько наивная манера Вуда пикантно приправлена его доброй иронией по отношению к людям и животным. В прессе о нем писали: «Упустить из виду тихое чувство юмора Гранта Вуда – значит совершенно его не понимать. В нем было мало желчи или остроты, но много невинности и остроумия и умения видеть собственный комизм».





Фермерская жена с курицами 1932
Холст, масло
181 x 124,5
Колледж Ко, город Сидар-Рапидс

Особенная тяга к декоративности проявилась у Вуда в изображении фермерской жены, которая с премилым добродушием протягивает руку с кормом для птиц. Вуд, как бывший дизайнер-декоратор, любил вспомнить былые времена и «блеснуть» на полотнах своим эстетическим вкусом и чувством меры. Например, в этом изображении геометрический принт на юбке женщины причудливо перекликается с заостренными формами тел куриц. Критики считают, что стремление к орнаментализму у Вуда вдохновлено творчеством Фрэнка Ллойда Райта, создателя «органической архитектуры» и «домов прерий».





Разнорабочий 1935
Холст, масло

Критики приняли искусство Вуда как насквозь американский продукт, и его популярность достигла апогея в 1930-х годах. Простота сцены и понятный рисунок – это все, что так было необходимо взгляду современного жителя американской провинции. Простые работяги, труженики-ремесленники, фермеры, токари на заводах – практически ни один образ не обходится без фирменного комбинезона в стиле Гранта Вуда. Сам мастер почти на всех фотографиях позирует в комбинезоне, желая не отставать от своих моделей. За это его и прозовут «художником в комбинезоне». Кроме того, на многих полотнах Вуд заменил ландшафтный задний план одноцветным фоном, чем подобрал верный ключ к сердцу публики.





Взбивание сливок 1935
Бумага, гуашь, цветные чернила
64,8 x 48,3
Частное собрание




Ферма в Хилл. Бабушка 1935
Печать, Бумага





*кликабельно
Ужин для молотильщиков 1934
Мазонитовая панель, масло
48,26 x 200,66
Музей изобразительных искусств Сан-Франциско, Сан-Франциско

Перед зрителем – самая большая и самая амбициозная картина Гранта Вуда. В ней художник делает культурные ссылки на ренессансное искусство. Композиция в виде фриза ассоциативно относит зрителя к сюжетам эпохи Возрождения, например, «Браку в Кане Галилейской», который изображался подобным образом. Упростив смысл, мастер представил застолье простых людей. При этом он впервые использовал интересный прием изображения «в разрезе», показав происходящее и внутри, и снаружи. Вуд кропотливо и тщательно выписывает фигуры персонажей и в деталях передает нехитрую домашнюю обстановку, насыщая картину подробностями. Как признавался сам художник, подобные сцены он наблюдал сотни раз в жизни во время молотильных сезонов в Анамосе. «“Ужин для молотильщиков” – из моего обычного окружения. Он включает в себя мою семью, наших соседей, наши скатерти, наши стулья и даже наших кур... это про меня и это мое». Мастер задумывал этот фриз и как теплую жанровую сцену, и как семейный портрет, вызванный ностальгией и детскими воспоминаниями. Неслучайна и характерная наивная живописная манера, которая сближает произведение с детским рисунком.



Ужин для молотильщиков. Фрагмент, левая часть 1934
Масло, Мазонит


Привлекательность изображения объясняется и явными намеками на новозаветный сюжет «Тайная вечеря». Современные критики признали в «Ужине для молотильщиков» след итальянского искусства. Американский Журнал искусств утверждал, что картина отмечена «чистотой» А. Фра Анжелико, в то время как «Нью-Йорк Таймс» сравнил это произведение с «монументальной простотой» Джотто. Впрочем, никто не пытался объяснить необычный выбор Вуда в данном случае. К чему бы художнику обращаться к такой скорбной теме – глубокому предательству, и тем более трактовать ее как праздничные посиделки дружных соседей? Подобно средневековым триптихам, которыми Вуд восхищался в 1928 году во время поездки в Мюнхен, центральная группа обрамляется двумя вторичными сценами: слева зритель видит мужские фигуры у амбара, а справа – женскую возню на кухне. Здесь мастер повторил типичную гендерную расстановку, продиктованную традицией.

Во многом картины Вуда автобиографичны. Искусствоведы сходятся во мнении, что художник даже изобразил свою мать Хэтти Вуд, стоящей у плиты. Если внимательно приглядеться, то можно заметить фигуру и самого Гранта Вуда, который мнется у порога, в нерешительности почесывая затылок.


Ужин для молотильщиков. Фрагмент, средняя часть 1934
Масло, Мазонит

Приглядевшись, замечаешь, что лица персонажей не детализированы. Вуд описывает сцену глазами ребенка «снизу вверх», с жадностью фиксируя любую примечательную деталь из жизни взрослых. Грант был очарован людьми, которые работали на огромных молотилках для зерна (или «драконах», как он их называл). Он не скрывал, что простые молотильщики были кумирами его детства. Слишком маленький, чтобы работать вместе с ними, он восхищенно наблюдал за их занятиями с безопасного расстояния. «Это волнение я никогда не забуду, – вспоминал художник позднее. – Они смеялись, рассказывали друг другу забавные истории, используя смачные бранные слова. У них был лидер – лихой бесшабашный молодой фермер, который проверял двигатели перед работой». Здесь Вуд имел в виду своего соседа мистера О’Доннела по кличке Тонкий. Он был известный смельчак и гуляка, который больше заботился о бейсболе и скачках, чем о развитии собственной фермы. Вуд рассказывал в личных воспоминаниях, что этот харизматичный мужчина произвел на него большое впечатление. Возможно, именно его Вуд изобразил разговаривающим с женщиной. К тому же от других его отличает и узор на рубашке. Однако некоторые искусствоведы спорят, стал бы Вуд изображать главного героя на втором ряду? Есть предположение, что мистер О’Доннел сидит в конце стола у входа на кухню. По всей видимости, он – и самый молодой из представленных персонажей.


Ужин для молотильщиков 1934
Фрагмент, правая часть 1934
Масло, Мазонит

На картине можно заметить маленькие мизансцены, отмеченные фирменным тонким юмором Вуда. Один из молотильщиков жадно засмотрелся на плошку с едой, которую несет женщина, а кошка с любопытством косится на хозяйскую кастрюлю, рассчитывая совершить нападение.

Огромное внимание Вуд придает антуражу сцены, изображая интерьер кухни с внимательностью вуайериста. Узорчатые обои, кружевные занавески, аккуратно расставленная расписная посуда – художник старается подчеркнуть присутствие женской руки в доме. Он специально помещает сцену в стереотипно оформленное женское пространство, чтобы смягчить грубые образы персонажей. Вуд вспоминал: «Я еще никогда не видел, чтобы еда исчезала из тарелок так быстро, мне казалось, что аппетит этих прожорливых мужчин бесконечен».





Полуночная скачка Пола Ревира 1931
Мазонитовая панель, масло
76,2 x 101,6
Художественный музей Метрополитен. Город Нью-Йорк

Грант любил писать картины на темы известных американских легенд. Здесь он проиллюстрировал подвиг Пола Ревира, о котором слышал в детстве от матери. Это история об одном из прославленных героев Американской революции (1775-1783). Судя по всему, на полотне Пол Ревир изображен в момент, когда он накануне битвы при Ленсингтоне и Конкорде поскакал верхом к позициям повстанцев, чтобы предупредить их о приближении врага. Этот случай сделал личность Пола невероятно популярной и был воспет американским поэтом Генри Лонгфелло в стихотворении «Скачка Пола Ревира». Вуд показал легенду такой, какой он представлял ее себе в детстве. Отсюда характерная наивность и сказочность манеры, с которой мастер передает архитектуру и ландшафт. С высоты птичьего полета зритель видит Ревира, скачущего на лошади через колониальную городскую площадь в штате Массачусетс. Несмотря на историческую тему произведения, Вуд вовсе не пытался изобразить сцену с фактической точностью. Стилизованные игрушечные дома, зеленые деревья в форме брокколи и резкая перспектива делают происходящее похожим на сновидение или мультфильм.





Смерть на Ридж Роуд
Мазонитовая панель, масло
81,3 x 99,1
Художественный музей Стерлинга и Франсин Кларк, город Уильямстаун

«Смерть на Ридж Роуд» выбивается из ряда более оптимистичных картин. В 1935 году почти все работы Гранта Вуда отмечены мрачной меланхолией, скорее всего, ввиду смерти его матери и последующей депрессии. Художник начал писать двусмысленные загадочные полотна, и данное произведение может служить тому подтверждением.

«Смерть на Ридж Роуд» одновременно и зловещая, и притягательная. Грузовик, маневрирующий на крутом склоне, изображен за секунду до столкновения с черной машиной. Напряженность момента усиливает резкий ракурс и сценическое освещение. С правого угла надвигается грозовая буря, готовящаяся перейти в торнадо. И сама композиция построена по вихревому принципу, затягивающему взгляд зрителя. В качестве зловещих символов выступают телеграфные столбы, напоминающие похоронные кресты. Малоизвестен факт, что Вуд интересовался темой смерти и даже использовал крышку гроба в качестве двери в свою студию.





Возвращение из Богемии 1935
Бумага, цветной карандаш, гуашь
59,7 x 50,8
Художественный музей Figge, Давенпорт

На этой таинственной картине Вуд изобразил себя в окружении толпы персонажей «готического» типа, подобно тем, которые появляются в его остальных работах. Их лица размыты, никто из них не обращает внимания на холст художника, некоторые и вовсе склонились словно в молитве. Вопросы вызывает и выбранный ракурс, будто толпа людей спускается по склону. Если так, то каким образом Вуд смог поставить свой мольберт на неровной поверхности? Искусствоведы бьются в догадках, пытаясь уловить смысл произведения. Больше удивления вызывает грозный взгляд Вуда, направленный на зрителя. Возможно, Грант сокрушается по поводу неблагодарной публики, холодно встретившей его творчество после командировки в Европу? Казалось бы, не в характере Вуда высмеивать своих земляков. Чтобы окончательно запутать клубок предположений, Ванда Корн в книге «Видение риджионализма» заметила, что «если Вуд приехал из Чехии, то почему он здесь изображен с длинной толстой кистью, орудием его ранних импрессионистических работ?». А ведь известно, что его картины 30-х годов отмечены большей детальностью и аккуратностью, что потребовало бы и более тонких кистей. «Возвращение из Богемии» и по сей день остается чрезвычайно загадочным произведением.






Слева: Сентиментальность 1936-1937. Бумага, чернила, гуашь 52 x 40,6. Институт искусств Миннеаполиса
Справа: Перфекционистка 1936. Бумага, графитовый, черный и белый карандаш, акварель 65 x 50,7. Музей изобразительных искусств, Сан-Франциско.

Время от времени Грант Вуд создавал портреты характерных жителей Среднего Запада, и некоторые критики за это прозвали художника летописцем американских типов. Его излюбленный тип – гордая блюстительница нравов, которая словно выглядывает из окна в поисках нарушителей моральных устоев. Глаза ее осуждающе оглядывают зрителя, а рука задумчиво приставлена к подбородку. Несмотря на еще молодой возраст, женщина нетерпима ко всему новому, она носит старомодное платье с мелким узором и застегивает его строго под воротом. Название портрета говорит само за себя: типичная сельская перфекционистка, и в представлениях о нравственных идеалах она отталкивается от собственной личности.





Байка Парсона Уимса 1939
Холст, масло
97,5 x 127,3
Музей американского искусства Эмона Картера, город Форт-Уэрт

В этом произведении Грант Вуд откровенно ссылается на книгу Парсона Уимса «Жизнь Вашингтона», вышедшую сразу после смерти президента. Несмотря на то, что в ней были приведены только невероятные, выдуманные легенды, Уимс убеждал всех в подлинности своих сведений. На полотне сочинитель изобразил сам себя отодвигающим занавес, чтобы показать очередную анекдотическую сцену. На картине – байка о вишневом дереве.

История звучит так: «Когда Джорджу было около шести лет, он был необычайным любителем топора! Как и у большинства мальчишек, у него завелась привычка ходить и рубить все, что попадалось на его пути. Как-то раз прогуливаясь в саду, он задел топором красивое английское вишневое дерево, которое рявкнуло на него в ответ так страшно, чего совершенно невозможно было ожидать от дерева. На следующее утро отец Джоржа спросил, кто убил его маленькое красивое вишневое дерево. В ответ маленький мальчик крикнул: “Па, вы знаете, я не могу наврать! Я подрезал его моим топориком”». Отец мальчика не стал наказывать его и лишь рассмеялся в ответ, ведь он прекрасно знал о говорливой способности дерева, которая наверняка и так напугала мальчишку.





Каменный город, Айова 1930
Масло на дереве
76,8 x 101,6
Художественный музей Джослина, город Небраска

Когда художник вернулся из утомительной европейской командировки в родные края, он заявил: «Я буду рисовать только Айову. Это будет моей миссией до конца жизни». Прежде всего Вуд смекнул, что красоты этого штата как нельзя лучше выразят широкие полотна с панорамными пейзажами вспаханных полей. Виды городов – нечастое явление в его репертуаре, в основном мастер предпочитал тихие захолустные места, куда цивилизация еще не успела добраться. Этот пейзаж, напротив, кажется чрезмерно оптимистичным в период Великой депрессии. Размашистые поля, длинный мост и добротная ферма с коровами и курами поддерживают миф об успешном развитии аграрной культуры. Доступные и приятные глазу пейзажи должны были производить бальзамический эффект на зрителя. Посредством своего искусства Вуд старался выразить и поддержать американский национальный дух.

Практически сразу после приезда из Европы он выработал свой характерный стиль, при котором все изображенное на холсте походит на мультипликацию или игрушечный макет. Художник выбрал максимально стилизованную манеру живописи, где умещался бы и бескомпромиссный реализм, и его пытливая наблюдательность, и даже дотошная привязанность к деталям. Главным акцентом в языке мастера стала доступность, его картины были понятны и приятны почти всем, кто бросал на них взор.





Новая дорога 1939
Холст, масло
33 x 37,9
Национальная галерея искусства, Вашингтон

В этом произведении критики усматривают сходство с техникой Жоржа Сера, известного художника-пуантилиста. Он был знаменит необычным оптическим методом в живописи на основе цветовых точек, из которых на расстоянии создается иллюзия предметной формы.

В «Новой дороге» Вуд несколько подражает данной манере, однако до конца жизни останется верен своему геометрическому стилю с извилистыми линиями и обобщенными объектами. Пейзажи Вуда в стиле XIX века были своего рода частью одной мифологии, вокруг которой строился американский идеал. Известный критик Джеймс Деннис отметил: «…Практически в каждом пейзаже Вуда чистый миф, плавно перерастающий в реальность, отражает модернизированную пастораль с оттенками аграрности. Этот аграрный миф предполагает наличие семейной фермы на небольшом холме и существование человека в полной гармонии с природной средой».





Молодая кукуруза 1931
Мазонитовая панель, масло
60,96 x 73,66
Художественный музей Сидар-Рапидса, город Сидар-Рапидс

Даже пейзажи напоминают зрителю, что Вуд прежде всего – первоклассный ремесленник с львиной долей терпения. Он не может отдаться романтическому чувству и разрушить линеарную логику изображения. Именно поэтому он старательно выводит каждый штрих на полотне, особенно фокусируясь на кукурузных полях и вырисовывая всякий кустик. Один из критиков заметил, что выпуклые холмы на картинах Вуда словно покрыты зеленым шерстяным сукном, как на бильярдном столе.

Интересно, что художник использует смелые ракурсы, при которых соблюдение правил перспективы требует еще большей внимательности. Однако с этой задачей Вуд прекрасно справляется, увлекая взгляд зрителя вниз по склону к извилистым тропинкам вспаханного поля. Он мастерски выписывает крутые изгибы холмов и впадин, демонстрируя четкие контуры и разделения светотени.





Осень, вспашка 1931
Холст, масло
76,2 x 103,5
Коллекция Джона Дира. Город Иллинойс

Согласно философии риджионализма, художнику надлежало писать только то, что было ему хорошо знакомо и находилось в его непосредственном окружении. Грант Вуд действительно бродил по окрестностям своего родного города в поисках живописных мест, но в пейзажах никогда не показывал современную аграрную технику. Например, в 1930-е годы американские фермеры уже смело пользовались тракторами, однако мастер изобразил ручное приспособление для вспахивания полей родом из XIX века. За этот «винтажный эффект» многие не понимали Гранта и подсмеивались над его наивным консерватизмом. Картины Вуда были романтизированными версиями маленьких поселков городского типа, он отрицал машинный прогресс и торжество цивилизации.

Вуд очень следил за тем, чтобы не допускать случайных, несогласованных частей композиции. В его строго расчерченном пейзаже все элементы неподвижны, также мастер отменяет воздух, что стало особенно удивительным в его творчестве. Художник практически не уделяет внимание небу, окрашивая его сплошными тонами. В своих пейзажах этого периода он всегда «заваливает» горизонт, совершенно нетипично для пейзажистов. Пучки деревьев и вспаханные поля будто слеплены из пластилина, а холмы разворачиваются перед зрителем крупными рулонами. Все изображенное выглядит очень привлекательным, но насквозь игрушечным и ненастоящим, что, однако, нисколько не портит впечатление.





Место рождения Герберта Гувера 1931
Холст, масло
75,2 x 101
Институт искусств Миннеаполиса, Миннеаполис

Эта картина изображает причудливый город в Айове, где родился 31-й президент Соединенных Штатов. Герберт Гувер был президентом-республиканцем во время первой половины Великой депрессии (1929-1933). Он был убежден, что правительство не должно вмешиваться в экономику, и тогда она естественным образом стабилизируется, как это случилось в Панике 1873 года. Кроме того, он свято верил в философию индивидуализма, которая гласила, что американцы склонны упорно трудиться и могут самостоятельно исправить патовую экономическую ситуацию. В конце концов, он не на шутку разозлил соотечественников, а весь мир подтрунивал над бездействием президента. Например, трущобы в Новой Зеландии были названы в его честь – Гувервилль. Все это привело к переизбранию президента в 1932 году и победе кандидата Франка Рузвельта.


Место рождения Герберта Гувера. Фрагмент 1931
Холст, масло
Институт искусств Миннеаполиса, Миннеаполис

В картине можно разглядеть много впечатляющих деталей, на первый взгляд неприметных. Например, слева от коттеджа Гувера по тропинке прогуливаются два мальчика. Эти фрагменты тщательно выписаны: каждая травинка выделена белыми мазками масляной краски. Рядом – дом с большой террасой, а неподалеку возле амбара чинно разгуливают курицы. Во дворе на веревках развешано белье, но с особенной красотой Вуду удается передать изгибы тихой деревенской речки, в которой плещутся утки и рыбы. Художник воспроизвел идиллическую картину сельской жизни, прославляя идеи риджионализма о честности и трудолюбии простого народа из американской глубинки.





День посадки деревьев 1932
Мазонитовая панель, масло
61 x 76,2
Музей изящных искусств, Бостон

Гранд Вуд прославлял идеал маленьких городов на практически не освоенной земле. Он изображал бурную деятельность фермерских семей, нашедших свой островок безопасности в богатой плодородной почве – все те ценности, которые стояли под большим сомнением в годы депрессии. Томас Харт Бентон, приверженец регионализма, видел успех Вуда в «американском способе смотреть на вещи»: идеализированном представлении о прошлом в атмосфере шаткого положения в настоящем.

В данном произведении персонажи суетятся с посадкой дерева возле недавно построенного домика, а за ними простираются широкие холмы чистой благодатной земли. На переднем плане юноша управляет повозкой, и это наталкивает на мысль, что пейзажи Вуда – не об Америке 1930-х годов. Скорее всего, они отражают жизнь 1880-х, являясь ностальгией по воображаемому прошлому.





Весенняя вспашка 1936
Мазонитовая панель, масло
61,9 x 117,5
Дом-музей американского искусства Рейнольда. Город Уинстон-Сейлем

К тому времени, как Грант Вуд написал это полотно, его творчество уже пользовалось большим спросом. Он воспевал красоты родной Айовы, и для данной картины мастер даже сотворил глиняную модель, чтобы показать ландшафт с верхней точки зрения и удивить всех сходством с игрушечным макетом. Художник воспроизвел яркое впечатление из детства, запоминающийся пейзаж, от которого невольно захватывает дух. Вуд подчеркивает согласованность и красоту поверхности, зеленым покрывалом ложащиеся на нее щедрые поля. Пейзаж поделен на сегменты для культивирования сельскохозяйственных культур. Композиция включает в себя четыре поля, удаляющихся по диагонали в сторону горизонта. Красно-оранжевые полоски обозначают борозды уже вспаханной земли, подготовленной к посадке. Вдалеке – команда фермеров, направляющихся к полностью вспаханному участку земли. По ясному небу плывут пушистые облака, похожие на кусочки ваты, и отбрасывают тени на округлые изгибы холмов.

На одном из полей можно заметить маленькую фигуру фермера, тонущую среди этих живописных просторов. В руках у фермера старинное приспособление для вспашки полей, совершенно не годящееся для таких масштабных работ. Грант намеренно изображает фигуру одного человека на большом поле для усиления эффекта величественности ландшафта. Хотя у выросшего на ферме живописца остались неприятные воспоминания от этой трудной работы, пейзаж проникнут небывалым оптимизмом. Некоторые исследователи связывают это с благоприятным периодом в жизни художника и счастливым, хоть и коротким, браком с Сарой Шерман Максон.

Многие критики усматривают скрытый сексуальный подтекст в произведении. Они трактуют «Весеннюю вспашку» как завуалированную фигуру обнаженной полулежащей женщины или как большое лоскутное одеяло, накинутое на женское тело. Некоторые склоняются к тому, что на мазонитовой панели изображена фигура богини земли. Исследовательница Ванда Корн заметила: «Этот пейзаж является одним из самых эротически заряженных пейзажей Вуда». Другие критики, наоборот, считают данное произведение сентиментальной данью уважения к «американской Аркадии» со всеми ее аграрными преимуществами и ценностями.





Весенняя пахота 1932
Масло, Мазонит
Частная коллекция




Возвращение весны 1936
46.4 × 101.9 см
Масло, Мазонит
Дом-музей Рейнольда, Винстон-Салем





Январь 1940-1941
Мазонитовая панель, масло
45,7 x 60,1
Художественный музей Кливленда, Кливленд

Перед зрителем – одно из последних произведений Вуда, созданных незадолго до его внезапной кончины от рака печени. «Январь» проникнут явным ностальгическим чувством. По словам художника, картина «глубоко укоренилась в памяти раннего детства о жизни на ферме Айовы... Эта земля изобилия здесь покрыта снегом и, казалось бы, отдыхает, а не страдает, под холодом». На первый взгляд безмолвная сцена производит гнетущее впечатление, но вблизи хижин можно заметить незаснеженные следы лап енота слева и маленькие кроличьи следы, ведущие из крайнего шалаша. Эти случайные детали легко совмещаются с абстрактной композицией, состоящей из ритмичного чередования кукурузных хижин, которые бесконечно уходят вдаль.





Весна в деревне 1941
Мазонитовая панель, масло
58,4 x 54,6
Художественный музей Сидар-Рапидса, Сидар-Рапидс

После смерти Вуда критики жаловались на «бесчувственность» его пейзажей. К тому же все изображенное отмечалось демонстративной инфантильностью. Наперекор машинному веку мастер никогда не запечатлевал автомобили или новейшую аграрную технику. Его герои вынуждены вспахивать землю вручную или при помощи лошадей, хотя уже в 1930-х годах после закона об электрификации сельской местности практически все фермы были оснащены электричеством и необходимым техническим оборудованием. Картины Вуда сильно отстают от современной им цивилизации.

«Весну в деревне» можно поделить на множество мизансцен: на первом плане мать с сыном старательно сажают кукурузу, а за ними расстилаются полотна необработанных земель, вдалеке видна маленькая церковь, коровы мирно пасутся на лугу, и все изображенное проникнуто пастырским спокойствием.





Весна в городе 1942
Мазонитовая панель, масло
66 x 54,6
Художественный музей Шелдона Своупа. Город Терре-Хот

Эта картина Вуда интересна резким перспективным сокращением. Фигура мужчины кажется слишком массивной по сравнению с компактными домиками неподалеку от него. Кстати, само название «Весна в городе» весьма относительное. Скорее всего, художник изображает воскресный день в поселке городского типа, подобном Анамосе, где он вырос. В своей характерной лапидарной манере мастер передает обыденные занятия жителей провинции, развлекая зрителя некоторыми забавными деталями. В левой части композиции женщина развешивает скатерти на бельевую веревку, недалеко от нее мальчик косит траву механической газонокосилкой, и никто из них не замечает, как маленькая шалунья ломает ветви яблони, желая поближе разглядеть ее белые цветки.





Зяби, 1931
Fall Plowing




Grant Wood's Farm by Grant Wood




Сенокос 1939
32.8 × 37.7 см
Масло, Холст, Картон




Открывающийся вид 1930
104 x 162 cm
Масло, дерево
Художественный музей Сидар-Рапидса, Сидар-Рапидс




Скаковая лошадь 1933
Смешанная техника на картоне
41.91 х 57.15 см
Частная коллекция





Короткий перерыв в работе на пастбище.
Триптих, центральная панель 1939
70.1×335.3 см
Масло, Холст
Музей искусств Айовского университета, Айова-Сити





*кликабельно
Короткий перерыв в работе на пастбище. Эскиз 1939
57.8 × 203.8 см
Мел, Карандаш, Графит, Бумага
Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк





Трагическая жизнь 1932
доска, масло
38.1 х 40.64 см
Спрингфилд, художественный музей (США - Спрингфилд, Миссури)




01. Booster 1936; charcoal pencil, and chalk on paper 60.64 х 47.31 cm. Figge Art Museum (United States - Davenport, Iowa)
02. The Practical Idealist 1936; charcoal pencil, and chalk on paper. Private collection




01. Main Street Mansion 1936; pencil calk, and charcoal on paper 20 х 40.64 cm. Hunter Museum of American Art (United States - Chattanooga, Tennessee)
02. Village Slum 1936; charcoal pencil, and chalk on paper 52.07 х 40.64 cm. Private collection




01. The Good Influence 1936; Carbon pencil, ink, and gouache on paper 52.07 х 41.28 cm. Pennsylvania Academy of the Fine Arts (United States - Philadelphia)
02. The Radical 1936; graphite colored pencil, chalk, and ink on paper 51.28 х 40.2 cm. Private collection




01. General Practitioner 1936; pencil colored pencil, and chalk on paper 52.07 х 40.64 cm. Private collection
02. Plowing on Sunday 1934; conte crayon ink, and gouache on paper 45.72 х 43.5 cm. Rhode Island School of Design Museum of Art (United States - Providence, Rhode Island)




Oliver Wiswell 1940
Oil on masonite
30.48 х 34.29 cm
Oil on masonite
Hood Museum of Art - Dartmouth College (United States - Hanover, New Hampshire)




The American Golpher 1940
oil on board
92.71 х 121.92 cm
Crystal Bridges Art Museum (United States - Bentonville, Arkansas)




Автопортрет 1940
Мазонитовая панель, масло
37,5 x 31,4
Художественный музей Figge. Город Давенпорт

Грант Вуд начал писать этот автопортрет еще в 1932 году, сперва решив изобразить себя в спецодежде. Однако чуть позднее он заменил традиционный комбинезон синей рубашкой с V-образным вырезом. Так мог выглядеть халат художника тех времен, и, возможно, Вуд хотел указать зрителю свое профессиональное предназначение. Его взгляд исподлобья серьезен и недоброжелателен, однако мягкие черты лица и круглые очки значительно смягчают образ. Современный критик Гарри Энгел советовал обратить внимание на непростой нрав художника, который проявляется во всех его работах: «Грант Вуд – кругловатый, плотный и полноватый, с обезоруживающей, озорной улыбкой и тихим, примирительным голосом. Но не сводите глаз с этой улыбки – она к чему-то ведет… Хороший человек, но не открытый…»


ПРОДОЛЖЕНИЕ



art.biblioclub.ru
the-athenaeum.org

.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Грант Деволсон Вуд (Grant DeVolson Wood, 1891 — 1942) — американский художник-риджионалист | vetachka - Дневник Vetachka | Лента друзей vetachka / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»