• Авторизация


Зависимость и свобода 30-01-2020 16:57 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения vetachka Оригинальное сообщение

Зависимость и свобода

 В этом году я посетила XIX Международные Рождественские образовательные чтения , IX направление "Церковь и наука", секция "Христианство и современная психология" на факультете психологии МГУ им. М. В. Ломоносова.  Я имела счастье прослушать замечательный доклад Е. Н. Проценко"Зависимость от алкоголя как проблема психологии и религии". 

 Разные лики одной болезни 

Мы привыкли считать, что алкоголизм  - это употребление алкоголя, то есть химического вещества. То же относится и к наркомании. На самом же деле эту роль играют совсем другие, казалось бы, безобидные вещества -кофе, лекарства, назначенные врачом. Зависимость – наркомания в более широком понимании – может проявиться и вообще не от химических веществ. 

К своего рода наркомании  мы будем обязаны отнести и такие виды зависимости, как никотинизм (пристрастие к курению), зависимость от стимулирующих веществ, содержащихся в кофе и чае, зависимость от пищи, имея в виду искажения в отношении к ней: например, обжорство или, наоборот, почти полный отказ от пищи из-за страха располнеть. 

Все эти виды зависимости давно уже относят к наркомании (в широком смысле) в тех странах, где разработан на сегодня единственно эффективный подход к лечению подобных заболеваний. И в этих странах людей, страдающих любой из перечисленных выше форм зависимости, лечат в одних лечебных центрах и используют при этом (успешно!) один и тот же метод. 

Такие же подходы, что для лечения «классических» наркоманов, применяются и к таким видам зависимости, как нездоровая зависимость от других людей, зависимость от сексуальных отношений, зависимость от работы, от азартных игр, от неконтролируемой траты денег или от компьютера. 

В каком-то смысле наркоманами можно назвать подавляющее большинство живущих и живших на земле людей, потому что они используют как наркотик различные средства, меняющие эмоциональное состояние, способствующие облегчению душевной боли, отвлечению и уходу от внутренних проблем - не только химический наркотик, но и азарт, секс, власть, деньги; в наркотик могут превратиться и отношения с другим человеком, и трудоголизм, и даже превратно понятая религия. 

И все виды зависимости несут в себе грозную опасность и для самого человека – для его физического, психического и духовного здоровья, и для общества в целом. 

И реальный путь преодоления этой беды один – начать с себя, взглянуть на проблему зависимости изнутри, попытаться увидеть ее проявления в своей жизни. Поможет это сделать рассмотрение психологической основы любой зависимости, которая называется «созависимость». 

Что говорят о зависимости психологи 

В психологии всегда существовало множество теорий, пытающихся как-то объяснить возникновение и развитие зависимости. Но лишь недавно – не более 15-17 лет назад – психологи занялись изучением существующих у человека стремлений заместить свою духовную неполноту химическими веществами, материальными объектами, психическими процессами или человеческими отношениями, обозначив это стремление термином «созависимость». 

Созависимость существует на протяжении всей истории человечества и распространена столь широко, что люди стали считать ее нормой человеческого существования. Более того, зачастую стереотипы поведения и чувствования, вызванные этой болезнью, принимаются и утверждаются обществом в качестве идеала, они укореняются в культурной традиции, пропагандируются искусством и литературой. Эти стереотипы настолько прочны, что всякое посягательство на них воспринимается как сознательный эпатаж, как бунт против устоев. Именно так будет понято, например, утверждение, что история Ромео и Джульетты – вовсе не история великой любви, а история зависимости, причем явно патологической зависимости людей друг от друга.

Ведь, в самом деле, с Любовью в христианском понимании (и, в частности, с христианским пониманием любви между мужчиной и женщиной) отношения этих двух персонажей не имеют ничего общего. Подтверждение тому – трагические события, печальная развязка их отношений («По плодам их узнаете их»).

И таких «историй болезни» в мировой литературе и искусстве известно великое множество... 

Созависимость может затрагивать все сферы человеческой жизни, влиять на всю совокупность отношений человека с окружающим миром, с самим собой и с Богом. Именно созависимость лежит в основе таких грозных и очевидных для общества социальных болезней, как алкоголизм и наркомания, и именно созависимость — причина менее очевидных, но не менее губительных видов зависимости — от денег, власти, сексуальных отношений и т.д. 

Что же такое созависимость?

Наиболее полным пока является определение, данное на 1-й Конференции по созависимости (США, Аризона, 1989): «Созависимость – это устойчивое состояние болезненной зависимости от компульсивных (т.е. ставших неуправляемыми) форм поведения и от мнения других людей, формирующееся при попытках человека обрести уверенность в себе, осознать собственную значимость, определить себя как личность» (имеется в виду, что эти попытки реализуются заведомо неверным путем). 

Выделяются различные аспекты  созависимости, например: 

 - чувство патологического стыда из-за отверженности, являющейся участью каждого человека в неблагополучной семье; 

- потеря собственной внутренней реальности и зависимости от реальности внешней; 

- чрезмерная озабоченность чем-то или кем-то и чрезвычайная зависимость – эмоциональная, социальная, иногда даже физическая от этого человека, процесса или явления; 

- «семейственность» этого явления, то есть наличие созависимых особенностей у многих (если не у всех) членов семей, где есть химическая зависимость; 

- остановка развития собственного «я» и чрезмерно сильное реагирование на происходящее вокруг при недостаточности реакций на происходящее внутри нас; 

- болезненная привязанность к отношениям с кем-либо и к проблемам, которые эти отношения вызывают; 

- долговременное подчинение человека жестким правилам, не допускающим открытого выражения чувств и непосредственного обсуждения внутренних и межличностных проблем; 

- попытки воссоздать отношения родителя и ребенка во всех других значимых для созависимого человека отношениях и т.д. 

 

Многообразие форм созависимости, тем не менее, выражается во вполне определенных проявлениях. И признаки, симптомы созависимости вполне доступны описанию. Кратко перечислим основные их этих симптомов, чтобы вы смогли проверить, не знакомы ли они вам по собственному опыту: 

- слишком суровое отношение к себе и другим, нелюбовь к себе, обычно неосознанно маскируемые (прежде всего – от самого себя); 

- «боязнь страха», стремление заранее оградить себя от него, избегая тех ситуаций, в которых этот страх может появиться; 

- желание нравиться окружающим людям, сопровождаемое готовностью делать все, чтобы этого добиться; 

- страх или дискомфорт при общении с напористыми или «сердитыми» людьми, страх личной критики и острая эмоциональная реакция на нее; 

- частая и интенсивная эмоциональная вовлекаемость в отношения с теми людьми, которые или полностью подчиняют себе или, наоборот, требуют постоянного внимания и заботы; 

- неспособность отличить любовь от жалости, тенденция путать и смешивать эти чувства; 

- сверхответственность – или, напротив, сверхбезответственность в поведении; 

- чувство вины при необходимости отстаивать себя, свои «личные» интересы или сделать что-то ради себя лично; 

- постоянное откладывание всего «на потом»; 

- неспособность или активное, сопровождаемое страхом нежелание участвовать в играх, развлечениях, забавах, «предаваться веселью»; 

- в отношениях с другими людьми крайне редко возникает ощущение подлинной близости, доверия и постоянства; 

- привычная ложь даже там, где проще и естественней было бы сказать правду. 

 Большинство из нас сможет без особого труда узнать эти симптомы в себе самих. Хотя из-за «замороженности» чувств (что также является характерным симптомом созависимости) и склонности отрицать «неприятные» истины человеку обычно требуется некоторое усилие, чтобы признать все эти проблемы «своими». 

К сожалению, человек нередко начинает видеть свои проблемы только тогда, когда они слишком уж явно начинают его беспокоить: если у него появляются бессонница (или вообще нарушения сна), сниженное настроение (иногда – до депрессии), тоска, безнадежность, уныние, чувство бесцельности и бессмысленности существования, страхи (немотивированный и беспредметный страх либо страхи-фобии с конкретными объектами: страх высоты, темноты, змей, толпы, замкнутого пространства и т.д.). 

И еще легче бывает признаться и себе самому, и другим в проблемах, казалось бы, чисто физиологического порядка: хронические и не поддающиеся лечению боли в спине (радикулиты), мигрени, гипертония, желудочные и сердечные заболевания, астма, аллергия и многое другое. 

Но надо, однако, помнить, что у всех этих проблем может быть одна причина. И эта причина – созависимость. 

Получается, что вообще чуть ли не все люди – больны? Да, разумеется, верить этому очень не хочется.

Но подумайте и постарайтесь честно ответить себе на вопрос – не занимает ли что-то в вашей жизни такое же место, как у наркомана – его наркотик? 

Таким образом проблема алкоголизма, наркомании или курения как зависимости человека от химических веществ значительно шире и сложнее, чем мы привыкли считать, она является лишь частью проблемы зависимости вообще. 

Христианский взгляд на проблему 

Любая зависимость, например, наркомания или алкоголизм, имеют свои биологические, социальные и психологические причины и проявления. Но для христианина очевидно, что основную роль в формировании любой зависимости играет духовный аспект существования человека в мире, а сама зависимость – это недуховный ответ на исконно присущие человеку духовные потребности. Именно поэтому наиболее эффективные методы и системы помощи алкоголику или наркоману, о которых мы еще будем говорить, названы «духовно-ориентированными». 

Христианин верит, что человек создан, чтобы стремиться к духовной полноте, к обретению единства с Богом, соединению с Ним. Но вследствие первородного греха с самого зачатия человеческое существо искажено и несет в себе некоторую пустоту, не заполненную Духом, как бы некий «объем бездуховности». Эта пустота, «духовная каверна», в процессе развития ребенка, становления его личности может меняться в размерах. Она уменьшается (но никогда не исчезает совсем) в условиях, благоприятных для духовной жизни, и увеличивается в неблагоприятных. Таких условий множество. Это и генетическая предрасположенность, от которой во многом зависит, как именно будет расти и развиваться организм, это и духовный и психологический климат в семье, где ребенок появился на свет и где он воспитывается, это и духовнонравственные условия общества в целом. Иными словами, это все то, что определяет индивидуальность человека, свойства и качества его личности. 

Взрослея, ребенок начинает осознавать себя отдельной личностью. И, вместе с этим, начинает неосознанно ощущать свою духовную неполноту. А это рождает сильную потребность (чаще всего – тоже неосознаваемую) чем-то заполнить эту пустоту. 

Но недостаток Духа можно восполнить только Духом же, причем сделать это доступно не самому человеку, а лишь Тому, от Кого исходит этот Дух – т.е. Богу. Человек может лишь захотеть (или не захотеть) целиком отдаться Божественной воле. И уже вслед за этим желанием может появиться стремление устранить все преграды, которые эгоизм и гордыня воздвигают на пути единения человека с Богом, другими людьми и с самим собой.

Если же этого желания следовать воле Бога нет, то стремление заполнить внутреннюю пустоту приводит к попыткам заместить, «засыпать» ее тем, что на какое-то время может дать иллюзию полноты жизни, собственной духовной полноты и гармонии. Эту иллюзию могут давать самые разнообразные «заменители» – среди них и те, что безусловно порицаются обществом (наркотики, насилие, стяжательство), и те, что вызывают в обществе неоднозначную реакцию (алкоголь, азарт, пища, секс, власть). Больше того, даже многие безусловные ценности (работа, дружба, человеческая любовь, благотворительность, религия), если они перестают быть средством и превращаются для человека в цель деятельности, тоже могут стать для него наркотиком. 

И от каждого из таких наркотиков человек может впасть в зависимость, утрачивая дарованную Богом свободу. Последствия такой зависимости одни и те же: это всегда преграда для духовного роста личности, разрушение социальной, психологической и биологической жизни человека. Плачевные последствия сказываются не только на самом человеке (разрушение и преждевременное старение организма, психосоматические заболевания, психические расстройства, нарушения семейных и социальных связей и т. д.), но и на его потомках, часто на протяжении многих поколений (социальные катастрофы, войны, экологические бедствия и другие явления этого рода). 

Имеющаяся практика показывает правильность христианского понимания этой проблемы. 

 Мы попробуем рассмотреть природу зависимости на примере Древа Зависимости и пути решения этой проблемы на рисунке Древа Свободы.

  (493x698, 47Kb)

 Почва - страх.

Корни - эгоизм и эгоцентризм (стремление ставить в центр мироздания свое "Я", не только для получения собственного удовольствия в ущерб другим, но и считать себя причиной всех бед и неприятностей на свете).

Ствол - созависимость (не как зависимость от других людей и угождение им, а как ствол, из которого растут зависимости).

Кора, питающая древо - гордость

Ветви - виды зависимости (алкоголизм, наркомания, курение, игромания, интернетзависимость, трудоголизм и т.д.)

Плоды - зависть, алчность, раздражение и т.д.

 

 Некоторые виды зависимостей: алкоголизм, наркомания, курение, зависимость от стимулирующих веществ, содержащихся в кофе и чае, зависимость от пищи, имея в виду искажения в отношении к ней: например, обжорство или, наоборот, почти полный отказ от пищи из-за страха располнеть,нездоровая зависимость от других людей, трудоголизм, зависимость от сексуальных отношений, зависимость от работы, от азартных игр, от неконтролируемой траты денег или от компьютера,  азарт, секс, власть, деньги; в наркотик могут превратиться  и даже превратно понятая религия.   

  (493x698, 58Kb)

Почва - любовь 

Корни - вера ( в центра Бог)

Ствол - общность*, предполагает жертвенность, служение.

Кора - смирение (мир в душе, мир в приятии других людей при взаимодействии с ними)

Ветви - нормальные отношения со всеми предметами, другими людьми, веществами (они соответствуют своему назначению), с пищей. Ветви дают плоды.

Плоды - плоды Святого духа.

 

* Общность  (community, англ.) происходит от латинского корня munus ( лат.) - жертва, служение, несение бремен друг друга, настоящее общение, люди, служащие друг другу, готовые жертвовать собой, своими силами для других.

Нельзя сказать, что наркоману или алкоголику, если он не христианин, путь выздоровления закрыт. Но, как сказал еще Тертуллиан, «душа по природе – христианка».Независимо от мировоззрения человека и его взглядов, появляющиеся у него жизненные проблемы и сложности и пути их разрешения наиболее полно и точно описываются в тех понятиях о человеке и его взаимоотношениях с миром, которые существуют в христианстве. То же относится и к болезням, особенно болезням психическим, душевным или духовно-социальным, как наркомания. Существует многолетний опыт выздоровления сотен тысяч наркоманов и алкоголиков. 

Суть этого опыта, при всем его многообразии, можно определить двумя словами: терапевтическое сообщество. 

Мы не ставим сейчас задачи рассказать об терапевтических сообществах, то есть об общинах для наркоманов или алкоголиков, отметим только, что такую общину нужно выбирать очень тщательно, посотовавшись со специалистами и со своим духовником.

В одном из таких сообществ, в Синаноне, начавший свое существование в 1958 году, была принята молитва : 

Дай мне, Боже, понять самого себя,

Чтобы быть честным и искренним,

Чтобы отвечать за себя,

Чтобы стремиться понять, а не быть понятым,

Чтобы верить в себя и ближнего.

Пусть я буду любить, не ожидая, что полюбят меня.

Пусть чаще буду дарить, чем принимать дары. 

 

 Эта молитва перекликается с молитвой святого Франциска Ассизского.

Молитва святого Франциска Ассизского

 

Господи! Сделай руки наши свидетельством Твоего мира, 
И туда, где ненависть, дай нам принести Любовь, 
И туда, где обида, дай нам принести Прощение, 
И туда, где рознь, дай нам принести Единство, 
И туда, где заблуждение, дай нам принести Истину, 
И туда, где сомнение, дай нам принести Веру, 
И туда, где отчаяние, дай нам принести Надежду,
И туда, где мрак, дай нам принести Свет, 
И туда, где грусть, дай нам принести Радость. 
Помоги нам, Господи, не столько искать Утешения, сколько Утешать,
Не столько искать Понимания, сколько Понимать,
Не столько искать Любви, сколько Любить,
Ибо кто отдает - тот получает,
Кто забывает себя - вновь себя обретает,
Кто прощает - тому прощается,
Кто умирает - тот возрождается к новой жизни.
Помоги же нам, Господи, сделай руки наши свидетельством Твоего Мира!

 

‚ По материалам доклада Е. Н. Проценко "Зависимость от алкоголя как проблема психологии и религии" 
XIX Международных Рождественских образовательных чтений , IX направление "Церковь и наука",
секция "Христианство и современная психология" на факультете психологии МГУ им. М. В. Ломоносова
и по книге Е. Н. Проценко "Наркотики и наркомания. Надежда в беде". 
Подготовила студентка философско-богословского факультета кафедры психологии РПИ святого Иоанна Богослова Иветта Шаньгина ( р. б. Елизавета).

Рисунки  Марианны (Марии) и  Виктора Ананьевых.

Полный текст книги Е. Н. Проценко "Наркотики и наркомания. Надежда в беде" тут:

http://www.aids44.ru/docs/drugs-and-narcomans.pdf

 

 

 

 

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Зависимость и свобода | vetachka - Дневник Vetachka | Лента друзей vetachka / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»