• Авторизация


Все Аргуновы. Часть II: Аргунов Николай Иванович (1770 – 1828) 18-10-2019 10:43 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Bo4kaMeda Оригинальное сообщение

Все Аргуновы. Часть II: Аргунов Николай Иванович (1770 – 1828)

Bo4kaMeda
Часть I: Аргунов Иван Петрович (1729 – 1802)




Неизвестный художник первой трети ХIХ века.
Портрет неизвестного молодого человека. 1810-е годы.
Ранее — Николай Аргунов. Автопортрет (?)
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Николай Иванович родился в Петербурге, в 1788-м вместе с семьей переехал в Москву. В 1793 году отправлен в Петербург для усовершенствования в искусстве, в 1796-м послан в Москву для работ в усадьбе Останкино — летней загородной резиденции графа Н. П. Шереметева.



*кликабельно
Николай Подключников.
«Усадьба Останкино графов Шереметевых. Вид из-за пруда на дворец и церковь», 1836 г.
Предоставлено Государственным музеем архитектуры имени А. В. Щусева


В 1797 году получил разрешение копировать в Императорском Эрмитаже, исполнил копии с картин Рембрандта, Мурильо, Тиарини (местонахождение неизвестно). В начале нового века вместе с учениками Иваном Мельниковым и Михаилом Зацепиным работал в Москве на отделочных работах в Воздвиженском доме и Останкине, руководил живописными работами в здании Странноприимного дома в Москве. После смерти в 1806 году брата, архитектора П. И. Аргунова, руководил благоустройством Фонтанного дома Шереметевых в Петербурге и дачи Ульянка в пригороде.




Аргунов Николай Иванович (1770 – 1828)
Узнанный Ахиллес. Копия с оригинала А. Кауфмана 1799
Холст, масло
274 х 331,5
Музей-усадьба Останкино


В 1809 году после смерти графа Н. П. Шереметева отпущен на оброк, переехал в Москву. 22 декабря 1815 года, согласно завещанию графа, получил вольную; отпускное свидетельство выдано 27 января 1816 года. В том же году представил в Императорскую Академию художеств в Петербурге портрет и прошение на звание «назначенного» в академики. Совет Академии присвоил ему это звание и дал соответствующую программу. 19 декабря 1818 удостоен звания академика живописи за портрет сенатора П. С. Рунича (1817; ГРМ).



Аргунов Николай Иванович (1770 – 1828)
Портрет П. С. Рунича 1817
Холст, масло
134 х 103
Государственный Русский музей


Николай Аргунов начал писать рано — восемнадцатилетним юношей. Одно из первых его произведений — «Портрет смеющегося старика» (1788; ГРМ), ранее предположительно считавшееся изображением крепостного крестьянина Н. А. Сеземова, разбогатевшего на питейном деле, скорее является не портретом конкретного лица, а в большей степени — портретом-типом, произведением жанрово-бытового характера. Уже в нем сказывается влияние творчества отца. По аналогии с «Портретом неизвестного художника» («Автопортретом»?) и портретом К. А. Хрипунова работы И. Аргунова в «Портрете смеющегося старика» можно отметить сходство в лепке объемов, моделировке затененных и освещенных частей лица, посадке фигуры.



Аргунов Николай Иванович (1770 – 1828)
Портрет смеющегося старика (Крестьянин в коричневом армяке) 1788
холст, масло
71 х 54,5
Государственный Русский музей




Аргунов Николай Иванович (1770 – 1828)
Портрет старика со стаканом вина в руке» 1789
Холст, масло
71,5 х 55,3
Музей-усадьба Кусково


Помимо композиционной, типологическую близость обнаруживают «Портрет Т. В. Шлыковой-Гранатовой» (1789; Кусково) Н. Аргунова и «Портрет неизвестной в русском костюме» (А. Изумрудовой-Буяновой?) (1784; ГТГ) И. Аргунова — как изображения крепостных актрис в сценических костюмах. Особую выразительность портрету Т. В. Шлыковой-Гранатовой придает гармония розоватых и зеленоватых тонов, а также затейливый линейный ритм силуэта фигуры. Этот ранний портрет кисти Н. Аргунова — одна из лучших творческих удач молодого художника.



Аргунов Николай Иванович (1770 – 1828)
Портрет Т. В. Шлыковой 1789
Холст, масло
79 x 55 см
Государственный музей керамики и Усадьба Кусково XVIII в., Москва




Аргунов Николай Иванович (1770 – 1828)
Портрет Т. В. Шлыковой-Гранатовой 1789
Холст, масло
79 х 55
Музей-усадьба Кусково


Оригинален по замыслу «Портрет И. Якимова в костюме Амура» (1790, ГРМ), на котором мальчик-актер изображен в сценическом костюме на фоне условного пейзажа. В игривом изяществе ритма и декоративности колорита проявили себя традиции искусства рококо.



Аргунов Николай Иванович (1770 – 1828)
Портрет Ивана Якимова в костюме Амура 1790
Холст, масло
142 x 98 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург


Портреты середины 1790-х годов — А. М. и Н. А. Грибовских (ГТГ) и Милорадовичей (ГРМ и Останкино) — лучшие образцы классицистических изображений в творчестве Н. Аргунова. Для них характерны подчеркнутая пластика формы, роль линии, контура, гладкая «эмалевая» поверхность живописи.



Аргунов Николай Иванович (1770 – 1828)
Портрет Н. А. Грибовской 1795
Холст, масло
66,5 х 53
Государственная Третьяковская галерея




Аргунов Николай Иванович (1770 – 1828)
Портрет А. М. Грибовского 1795
холст масло
69,5 х 55
Государственная Третьяковская галерея




Аргунов Николай Иванович (1770 – 1828)
Портрет Г. П. Милорадовича» 1795
Холст, масло
79,5 х 58,5
Государственная Третьяковская галерея




Аргунов Николай Иванович (1770 – 1828)
Портрет неизвестного из рода Милорадовичей 1795
Холст, масло
71 х 57
Государственный Русский музей



Аргунов Николай Иванович (1770 – 1828)
Портрет неизвестной из рода Милорадовичей. Около 1795
Холст, масло
71 х 57
Государственный Русский


Многие полотна Николая Аргунова близки произведениям его отца и своим эмоционально-образным строем. Мягкость и женственность излучают его «Портрет Н. А. Грибовской» (1795; ГТГ) и «Портрет неизвестной» И. Аргунова (1760; ГЭ). Теплота и чистота нравственного чувства свойственны детским и юношеским изображениям художников. Достаточно сравнить «Портрет молодого человека в зеленом кафтане» (1801; ГРМ) и «Портрет неизвестного (И. Ф. Баратова?) (1790; Останкино) кисти Николая с портретами графа Н. П. Шереметева в детстве (1765) и графини В. П. Шереметевой (1766; оба — в Кускове) работы Ивана Аргуновых.



Аргунов Николай Иванович (1770 – 1828)
Портрет неизвестного молодого человека в зеленом кафтане 1801
Холст, масло
66 х 52,5
Государственный Русский музей




Аргунов Николай Иванович (1770 – 1828)
Портрет неизвестного (И. Ф. Баратова(?), 1790
Холст, масло
73 х 57
Музей-усадьба Останкино


Эта линия дарования Николая Аргунова привела его к созданию самых проникновенных и одухотворенных портретов графини П. И. Шереметевой (начало 1800-х; оба — в Кускове), бывшей ведущей крепостной актрисы и певицы шереметевского театра Ковалевой-Жемчуговой.



Аргунов Николай Иванович (1770 – 1828)
Портрет графини Шереметевой (в красной шали) 1801-1802
Холст, масло
134 x 98 см
Государственный музей керамики и Усадьба Кусково XVIII в., Москва




Аргунов Николай Иванович (1770 – 1828)
Портрет П. И Шереметевой (в полосатом халате) 1803
Холст, масло
251 х 188
Музей-усадьба Кусково




Аргунов Николай Иванович (1770 – 1828)
Портрет актрисы П. И. Ковалёвой Жемчуговой 1803




Аргунов Николай Иванович (1770 – 1828)
Портрет графини П. И. Шереметевой 1806
холст масло
68 х 54
Государственный Исторический музей




Аргунов Николай Иванович (1770 – 1828)
Портрет графини П. И. Шереметевой
Начало XIX в.
Холст, масло
71,5 х 58 см
Государственный Эрмитаж


Правдивость и характерность в подаче модели, присущие портрету К. А. Хрипунова работы И. Аргунова, отличают и портреты кисти Н. Аргунова: П. С .Сапожникова (1802; Останкино), священника (1809; ГЭ), Н. Н. Бантыша-Каменского (1813; Астраханская государственная картинная галерея имени П. М. Догадина).



Аргунов Николай Иванович (1770 – 1828)
Портрет П. С. Сапожникова 1802
Холст, масло
78 х 63
Музей-усадьба Останкино




Аргунов Николай Иванович (1770 – 1828)
Портрет Н. Н. Бантыш-Каменского 1813
Холст, масло
67 х 54,5
Астраханская государственная картинная галерея




Аргунов Николай Иванович (1770 – 1828)
Портрет Н. Н. Бантыш-Каменского 1800-е
холст масло
83 х 65
Государственный Эрмитаж




Аргунов Николай Иванович (1770 – 1828)
Портрет Н. Н. Бантыш-Каменского.
После 1808.
Государственный исторический музей




Аргунов Николай Иванович (1770 – 1828)
Портрет священнослужителя Пальмова 1809
Холст, масло
66,5 х 53
Государственный Эрмитаж


В создании парадных портретов Н. Аргунов также обращается к методу, используемому его отцом в создании посмертных, ретроспективных изображений — апелляции к различным образцам и комбинированию. Подобно «историческим» портретам Шереметевых и Черкасских (1760-е; все — в Кускове) И. Аргунова, ранние оригиналы использовались и Н. Аргуновым в написании портретов «Графини П. И. Шереметевой в полосатом халате» (1803; Кусково) и графа А. М. Дмитриева-Мамонова (1812; ГТГ), лицо которого художник заимствовал с портрета М. Шибанова (1787; ГРМ), а композицию — с изображения А. Д. Ланского работы Д. Г. Левицкого (1782; ГРМ).



Аргунов Николай Иванович (1770 – 1828)
Портрет генерал-адъютанта графа Александра Матвеевича Дмитриева-Мамонова. 1812
Холст, масло
151 x 125 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Высшие достижения позднего периода творчества Николая Аргунова связаны с жанром интимного портрета. Получив после смерти графа Н. П. Шереметева (1809) бóльшую самостоятельность, не связанный с заказами, художник обретает возможность независимой работы. В ряде произведений 1810–1820-х годов Н. Аргунов находит полный внутренний контакт с персонажами. Портреты купцов братьев Варгиных (1814; ГРМ) и П. М. Вишнякова (ГТГ) лишены той дистанции, которая стояла раньше между крепостным художником и заказчиком. Продолжая эту тенденцию, Н. Аргунов запечатлел целый ряд образов московской интеллигенции, купечества, неслужилого дворянства.



Аргунов Николай Иванович (1770 – 1828)
«Портрет Г. В. (Б. В.?) Варгина» 1814
Холст, масло
67,5 х 53,7
Государственный Русский музей




Аргунов Николай Иванович (1770 – 1828)
«Портрет И. В. (В. В.?) Варгина». Около 1814
Холст, масло
67 х 53,7
Государственный Русский музей




Аргунов Николай Иванович (1770 – 1828)
Портрет П. М. Вишнякова 1821
Холст, масло
65,2 х 52
Государственная Третьяковская галерея




Аргунов Николай Иванович (1770 – 1828)
Портрет С. И. Вишняковой 1821
Холст, масло
66 х 53
Государственная Третьяковская галерея




Аргунов Николай Иванович (1770 – 1828)
Портрет императора Павла I; 1797
Холст, масло
285 х 206
Музей-усадьба Останкино




Аргунов Николай Иванович (1770 – 1828)
Портрет Г. Р. Державина
Не ранее 1801
Холст, масло
61 х 50
Государственная Третьяковская галерея




Аргунов Николай Иванович (1770 – 1828)
Портрет Г. Р. Державина
Не ранее 1801
Холст, масло
61 х 50
Государственная Третьяковская галерея




Аргунов Николай Иванович (1770 – 1828)
Портрет Н. Н .Муравьева 1817
Холст, масло
66 х 53
Государственный Исторический музей




Аргунов Николай Иванович (1770 – 1828)
Портрет графа Н. П. Шереметева 1798
Холст, масло
66,5 х 53,5
Воронежский областной художественный музей




Аргунов Николай Иванович (1770 – 1828)
Портрет графа Н. П. Шереметева 1805
холст масло
67 х 53,5
Государственный музей-заповедник Ростовский Кремль




Аргунов Николай Иванович (1770 – 1828)
Портрет графа Н. П. Шереметева 1810-е
холст масло
66 х 56
Музей-усадьба Останкино




Аргунов Николай Иванович (1770 – 1828)
Портрет мальчика из рода Шереметевых 1803
Холст, масло
45 х 36
Нижегородский государственный художественный музей




Аргунов Николай Иванович (1770 – 1828)
Портрет графа Д. Н. Шереметева в детстве 1804
холст масло
90,2 х 66,5
Похищен в 1949 году




Аргунов Николай Иванович (1770 – 1828)
«Портрет графа Г.-М. М. Армфельда»
1796
Холст, масло
72,2 х 58,7
Государственная Третьяковская галерея




Аргунов Николай Иванович (1770 – 1828)
Портрет П. М. Карцевой
Середина 1810-х
Холст, масло
72,5 х 57
Тюменский музей изобразительных искусств




Аргунов Николай Иванович (1770 – 1828)
Портрет жены тверского губернатора
холст масло
66 х 53
Собрание С. И. Григорянца




Аргунов Николай Иванович (1770 – 1828)
Портрет М. И. Соколовой 1820
холст масло
67,1 х 52,8
Государственная Третьяковская галерея




Аргунов Николай Иванович (1770 – 1828)
Портрет неизвестной 1810-е
холст, масло
66 х 55
Музей «Новый Иерусалим»




Аргунов Николай Иванович (1770 – 1828)
Портрет неизвестной в белом 1820-е
Холст, масло
62 х 53
Азербайджанский государственный музей искусств, Баку




Аргунов Николай Иванович (1770 – 1828)
Портрет неизвестного 1823
Холст, масло
67 х 54
Государственная Третьяковская галерея




Аргунов Николай Иванович (1770 – 1828)
Портрет неизвестной 1810-1820-е
Холст, масло
67 х 54
Новгородский объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник




Аргунов Николай Иванович (1770 – 1828)
Портрет неизвестной 1815
Холст, масло
65 х 43
Государственная Третьяковская галерея




Аргунов Николай Иванович (1770 – 1828)
Портрет Ф. К. Соколова 1819
Холст, масло
67,2 х 53,1
Государственная Третьяковская галерея




Аргунов Николай Иванович (1770 – 1828)
Фаворитка императора Александра I Мария Нарышкина (1779—1854)
Конец 1790-х — начало 1800-х
Холст, масло
63 х 51
Тамбовская областная картинная галерея




Аргунов Николай Иванович (1770 – 1828)
Портрет Е. С. Жукова 1815
Холст, масло
64,5 х 52,6
Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск




Аргунов Николай Иванович (1770 – 1828)
«Портрет неизвестного (купца(?))» 1818
Холст, масло
65 х 53,5
Государственный Русский музей




Аргунов Николай Иванович (1770 – 1828)
«Портрет неизвестного во фраке (Ф. В. Ростопчина (?))» 1815
Холст, масло
82 х 70
Музей-усадьба Останкино




Аргунов Николай Иванович (1770 – 1828)
Портрет неизвестного с Мальтийским крестом 1819
Холст, масло
67 х 52,5
Музей-усадьба Останкино




Аргунов Николай Иванович (1770 – 1828)
Портрет неизвестного 1819
Холст, масло
65 х 53
Саратовский государственный художественный музей




Аргунов Николай Иванович (1770 – 1828)
Портрет Я. Я. Рейхеля 1826
Холст, масло
58,5 х 50
Собрание М. П. Краснова




01. Портрет неизвестного
02. Портрет неизвестного. Кость, акварель, гуашь. 5,9 х 4,8 Государственный Русский музей




01. Портрет неизвестного 1800-е Кость, акварель, гуашь 7,8 х 6,4 Государственный Русский музей
02. Портрет неизвестного 1810-е Кость, акварель, гуашь 5,2 х 3,9 Государственный Исторический музей



Текст: Наталия Преснова


nasledie-rus.ru

.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Все Аргуновы. Часть II: Аргунов Николай Иванович (1770 – 1828) | vetachka - Дневник Vetachka | Лента друзей vetachka / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»