• Авторизация


Все Аргуновы. Часть I: Аргунов Иван Петрович (1729 – 1802) 14-10-2019 23:36 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Bo4kaMeda Оригинальное сообщение

Все Аргуновы. Часть I: Аргунов Иван Петрович (1729 – 1802)

Bo4kaMeda

«Русские художники не проиграли
от соседства с иностранцами!
Между портретистами Запада я не знаю
никого, кто бы напоминал Ивана Аргунова…
бесхитростное проникновение в живую
природу, говорящее о самостоятельном
искании форм и красок»

С. Маковский, статья «Русские комнаты»



Автопортрет. Конец 1750-х
Холст, масло
83 x 64 (овал)
Государственный Русский музей Санкт Петербург


Аргуновы — явление исключительное в русском искусстве. Живописцы и позолотчики, архитекторы и резчики, чеканщики и камнерезы — они соединили в своем искусстве элементы профессиональной художественной культуры с народными мотивами и традиционными приемами, что привело к появлению неповторимых по своеобразию построек, картин, предметов художественного ремесла.





Аргунов Иван Петрович (1729 – 1802)
Портрет князя А. М. Черкасского, XVIII в.
холст, масло
115 х 93 см
Государственный Эрмитаж, С.-Петербург


Крепостными крестьянами Аргуновыми владел сначала князь А. М. Черкасский, а с 1743 года — граф П. Б. Шереметев, к которому они перешли в качестве приданого его жены, княжны В. А. Черкасской.

Шереметевские крепостные мастера Аргуновы славно потрудились на ниве русской художественной культуры середины ХVIII — начала ХIХ века. Известно несколько имен представителей этой талантливой семьи: Алексей Аргунов — «урных дел мастер» (каменщик, лепщик), архитектор Федор Аргунов, один из создателей дворцово-паркового ансамбля в Кускове и Фонтанного дома в Петербурге; двоюродные братья живописцы Федор Леонтьевич и сам Иван Петрович, а также три его сына: архитектор Павел, участвовавший в постройке Останкинского дворца-театра, и художники-портретисты Николай и Яков. Нередко пути художников и архитекторов Аргуновых пересекались над созданием одних и тех же памятников.


Иван Петрович Аргунов (1729 – 1802)



Иван Аргунов рос и воспитывался в Петербурге, в семье своего дяди Семена Михайловича Аргунова, так как, вероятно, его родители рано умерли. С. М. Аргунов — дворецкий князей Черкасских, а затем управитель графов Шереметевых, долгие годы ведал Миллионным домом, где прошла бóльшая часть жизни его племянника Ивана. Художественное воспитание будущего мастера проходило в 1740-е годы, когда обучение русских художников не было еще сосредоточено в специальном учебном заведении — Академия художеств была открыта значительно позже, в 1758 году. Нельзя утверждать, что первыми учителями И. Аргунова были его двоюродные братья, Ф. С. и Ф. Л. Аргуновы, воспитанники Андрея Матвеева в Канцелярии от строений. Но, развивая в своем творчестве традиции петровского искусства, они, безусловно, оказали большое влияние на формирование художественного мировоззрения своего младшего родственника. По мнению многих исследователей, в 1746–1749 годах И. Аргунов учился у Г. Х. Гроота, немецкого живописца, работавшего в России при дворе императрицы Елизаветы Петровны.



Аргунов Иван Петрович (1729 – 1802)
01. Иисус Христос. 1753 (?) Холст, масло 198 x 71 см Государственный Русский музей, С. Петербург

02. Богоматерь. 1753 (?) Холст, масло 202 x 70 см Государственный Русский музей, С. Петербург


Свои ранние работы — иконы для придворной церкви Большого Царскосельского дворца под Петербургом и для Воскресенского монастыря в Новом Иерусалиме под Москвой — И. Аргунов исполнил по приглашению Гроота. На сегодняшний день из этих образов сохранились три композиции: «Иоанн Дамаскин» (1749), «Спаситель» и «Богоматерь» (оба — 1753?), отличающиеся декоративностью и игривой легкостью рококо, что проявило себя в вытянутости пропорций, манерности жестов, грациозности фигур. Однако лицо Иоанна Дамаскина трактовано несколько необычно для того времени, в нем проступают реалистические черты.



Аргунов Иван Петрович (1729 – 1802)
Иоанн Дамаскин 1749
Государственный музей-заповедник «Царское Село».
Икона для алтаря придворной церкви Большого Царскосельского дворца


В русле рокайльной живописи решена и единственная историческая картина И. Аргунова «Умирающая Клеопатра» (1750; ГТГ), в которой трагический сюжет претворен в легкое и изящное произведение.

В русле рокайльной живописи решена и единственная историческая картина И.Аргунова «Умирающая Клеопатра» (1750; ГТГ), в которой трагический сюжет претворен в легкое и изящное произведение.



Аргунов Иван Петрович (1729 – 1802)
Умирающая Клеопатра 1750
Холст, масло
56 x 42 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва


К самым ранним портретам кисти И. Аргунова относятся парные изображения князя Ивана Ивановича (1752) и княгини Екатерины Александровны Лобановых-Ростовских (1754; оба — ГРМ), которым, с одной стороны, свойственны традиции русской парсунной живописи, что выразилось в скованности и застылости персонажей и жесткой проработке деталей, с другой — завоевания искусства нового времени, нашедшие выражение в стремлении художника к идеализации образов. Портреты отличает также декоративная красочность, идущая от народного искусства.



Аргунов Иван Петрович (1729 – 1802)
Портрет князя Ивана Ивановича Лобанова-Ростовского 1750
холст, масло
89 х 70 см
Государственный Русский музей, С. Петербург




Аргунов Иван Петрович (1729 – 1802)
Портрет княгини Екатерины Александровны Лобановой-Ростовской 1754
Холст, масло
81 x 62 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург


Уже в ранних произведениях 1750-х годов («Портрет графа П. Б. Шереметева с собакой», 1753; ГЭ) ощущается грамотное владение довольно обширным арсеналом средств европейского искусства.



Аргунов Иван Петрович (1729 – 1802)
Портрет графа Петра Борисовича Шереметева 1753
холст, масло
135 х 103 см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург


Произведения рубежа 1750–1760-х годов открывают новый этап в творчестве И. Аргунова, связанный с высшими достижениями мастера. В «Портрете неизвестного художника» («Автопортрете»?) и «Портрете неизвестной» (жены художника?) (оба — в ГРМ) и, особенно, в портретах Хрипуновых (1757; Останкино) И. Аргунов, по существу, выступает создателем нового для русской живописи типа изображения — интимного портрета. Изображая человека в органической связи с предметами, характеризующими их интересы и склонности, художник тем самым вовлекает зрителя в интимный мир персонажей.



Аргунов Иван Петрович (1729 – 1802)
«Портрете неизвестной» (жены художника?).
Конец 1750-х – начало 1760-х
холст, масло
83,5 x 64
Государственный Русский музей, С.-Петербург




Аргунов Иван Петрович (1729 – 1802)
Портрет неизвестного в бархатном кафтане 1755
холст, масло
88 x 71


По глубине характеристик, теплоте и сердечности отношения художника к моделям эти портреты действительно представляют новое слово в развитии отечественного искусства. В них едва ли не первое по времени воплощение того представления о человеческой личности, ее внесословной ценности, которое формировалось в 1750–1760-х годах в русских просвещенных кругах и нашло свое выражение в творчестве крепостного мастера. Этим портретам присущи небольшой размер, поясное изображение, скромная гамма тонов.



Аргунов Иван Петрович (1729 – 1802)
Портрет Козьмы Аксентьевича Хрипунова 1757
Холст, масло
73 x 57 см
Московский музей-усадьба Останкино




Аргунов Иван Петрович (1729 – 1802)
Портрет Хрипуновой, жены Козьмы Аксентьевича Хрипунова 1757
Холст, масло
73 x 57 см
Московский музей-усадьба Останкино


Образный строй камерных портретов и реалистическая природа их живописного языка нашли свое продолжение в детских портретах, исполненных И. Аргуновым. Портреты Е. П. Стрешневой (1760; ГИМ), графа Николая Шереметева в детстве (рубежа 1750–1760-х и 1765) и калмычки Аннушки, воспитанницы Шереметевых (1767; все три — в Кускове) созданы художником с особой искренностью и теплотой. Маленькая Лиза Стрешнева подкупает трогательным сочетанием нарядности своего костюма взрослой дамы и еще совсем по-детски неумелым способом его представить. Подобным же обаянием отличается и «Портрет неизвестной» (1760; ГЭ).



Аргунов Иван Петрович (1729 – 1802)
Портрет графа Н. П. Шереметьева в детстве 1750-е
Холст, масло
56,7 x 47,5
Музей-усадьба Кусково




Аргунов Иван Петрович (1729 – 1802)

01. Портрет графа Николая Петровича Шереметева в детстве 1765; холст масло Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века»

02. Портрет Елизаветы Петровны Стрешневой в детстве 1760; холст, масло 79 x 63 Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века»




Аргунов Иван Петрович (1729 – 1802)
Портрет калмычки Аннушки 1767
Холст, масло
62 x 50 см
Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века»




Аргунов Иван Петрович (1729 – 1802)
Портрет неизвестной в темно-голубом платье 1760
холст масло
60 х 45 см
Государственный Эрмитаж, С.-Петербург


Большое место среди работ И. Аргунова 1760-х годов занимают парадные заказные портреты. Без сомнения, самыми ответственными заказами были изображения владельцев художника. Портреты графа П. Б. Шереметева (1760) и графини В. А. Шереметевой (1760-е; оба — в Останкине) демонстрируют несколько иной подход в трактовке портретируемых, чем портреты Хрипуновых, отличаясь известной репрезентативностью. Живописец стремился создать атмосферу изысканной и в то же время непринужденной светскости, изобразив графа в эффектной позе на условном пейзажном фоне, а графиню в пышном парчовом платье, украшенном розами.



Аргунов Иван Петрович (1729 – 1802)
Портрет графа Петра Борисовича Шереметева 1760
холст, масло
92 х 73,5 см
Московский музей-усадьба «Останкино»




Аргунов Иван Петрович (1729 – 1802)
Портрет графини Варвары Алексеевны Шереметевой 1760
холст, масло
92 х 73,5 см
Московский музей-усадьба «Останкино»


Среди парадных портретов И. Аргунова выделяется особая группа так называемых исторических, или ретроспективных портретов, созданных после смерти изображенных лиц. Главную роль среди моделей ретроспективных полотен играют родители П. Б. Шереметева и В. А. Шереметевой, урожденной княжны Черкасской. Первой пробой пера для портретиста послужил конный портрет Б. П. Шереметева (1753; Кусково).



Аргунов Иван Петрович (1729 – 1802)
Портрет фельдмаршала графа Б. П. Шереметева 1753
холст, масло
88 x 71
Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века»


Позднее, в 1760-е годы, И. Аргунов исполнил целую серию из четырех портретов с изображением фельдмаршала Б. П. Шереметева и графини А. П. Шереметевой (1768), а также князя А. М. Черкасского и княгини М. Ю. Черкасской (оба — 1760-е). Все четыре портрета раньше находились в парадной «наугольной» зале Фонтанного дома Шереметевых в Петербурге, а с 1778 года, судя по архивным описям, — в парадной столовой дворца в Кускове, где висят и по сегодняшний день. Они имеют одинаковый размер и вставлены в специально изготовленные для них золоченые рамы с лепниной. Таким образом, являясь мемориальными по своему значению, они одновременно служили одним из важнейших элементов убранства дворцового интерьера второй половины ХVIII века. Эти портреты изображают людей Петровской эпохи.



Аргунов Иван Петрович (1729 – 1802)
Портрет фельдмаршала графа Бориса Петровича Шереметева 1768
масло, холст
142 х 111 см
Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века»




Аргунов Иван Петрович (1729 – 1802)
Портрет графини Анны Петровны Шереметевой, до 1768
холст, масло
89,8 х 71 см
Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени, Москва


И. Аргунов, используя прижизненные изображения для передачи портретного сходства и опираясь на композиционные принципы начала ХVIII века, исполнил совершенно новые произведения. Воспроизводя конкретных людей первой четверти ХVIII века, портретист обратился и к самому стилю той эпохи — барокко, что в наилучшей мере выражало героический пафос образов Петровского времени. Отсюда подчеркнутая декоративность полотен, сказавшаяся в плоскостности фона и насыщенности цвета.



Аргунов Иван Петрович (1729 – 1802)
Портрет князя А. М. Черкасского 1760-е
холст, масло
70,5 x 55
Московский музей-усадьба «Останкино»




Аргунов Иван Петрович (1729 – 1802)
Портрет князя А. М. Черкасского
1760-е
холст, масло
142 x 111




Аргунов Иван Петрович (1729 – 1802)
Портрет княгини М. Ю. Черкасской 1780-е
холст, масло
142 х 111 см
Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века»


«Портрет фельдмаршала Б. П. Шереметева в латах», долгое время считавшийся работой И. Аргунова 1760-х годов, уже несколько лет назад атрибутирован кисти П. Г. Красовского и датирован 1748 годом. Таким образом, развеян миф об И. Аргунове как первооткрывателе метода работы над посмертными портретами. Подобная практика существовала гораздо раньше и также в среде крепостных мастеров (П. Г. Красовский был крепостным живописцем князей Черкасских, позднее, вероятно, — графов Шереметевых). Этот вывод очень важен для правильного представления об эволюции русской портретной живописи середины ХVIII века.



«Портрет фельдмаршала Б. П. Шереметева в латах» 1748
холст, масло
85 х 68 см
Государственный Эрмитаж


Являясь своеобразным «придворным» портретистом Шереметевых, И. Аргунов написал еще одну серию семейных портретов дворян Лазаревых — армян, переселившихся в Россию и много сделавших для распространения просвещения среди армянского народа и приобщения его к русской культуре. До сих пор аргуновскими работами считались портреты Л. Н. Лазарева и его жены А. А. Лазаревой (оба в Останкине), а также авторское повторение женского портрета, портреты М. Л. Лазарева, А. Л. Сумбатовой (А. В. Лазаревой?) и И. Г. Сумбатова (все четыре — в Национальной картинной галерее Армении в Ереване). Как выяснилось в ходе изучения произведений, портреты А. А. Лазаревой и И. Г. Сумбатова из Еревана не принадлежат кисти И. Аргунова.



Аргунов Иван Петрович (1729 – 1802)
Портрет Л. Н. Лазарева 1760-е
холст, масло
59 x 49
Московский музей-усадьба «Останкино»



Аргунов Иван Петрович (1729 – 1802)
Портрет Анны Акимовны Лазаревой 1769
холст, масло
79 х 63 см
Московский музей-усадьба «Останкино»


Художнику в эти годы приходилось выполнять и официальные заказы на изображения высочайших особ. В таких случаях он также прибегает к уже известным иконографическим образцам, иногда варьируя их. Так, оба его портрета императрицы Елизаветы Петровны (рубеж 1750–1760-х; Кусково, Останкино) являются фрагментарными копиями с оригинала Л. Токе 1758 года, а портреты великой княгини Екатерины Алексеевны (1762, Кусково) и императрицы Екатерины II (1762, ГРМ) восходят к оригиналу П. Ротари.



Аргунов Иван Петрович (1729 – 1802)
Портрет императрицы Елизаветы Петровны
Конец 1750 - 1760-е
Холст, масло
86 x 71 см
Московский музей-усадьба Останкино




Аргунов Иван Петрович (1729 – 1802)
Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны 1762
холст, масло
131 х 95 см
Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века»


С одной стороны, легкое усвоение чужого языка, гибкость манеры позволяли художнику одновременно решать совершенно различные задачи; с другой — стали причиной неровности его творчества, недостаточного самовыражения его творческой личности, что обусловлено и обстоятельствами жизни самого живописца, который так и прожил в крепостной неволе. К тому же, постоянная занятость хозяйственными делами графа не давала ему возможности полностью отдаться искусству. Видимо, следствием этой неровности наследия И.Аргунова можно объяснить стремление многих авторов приписать ему совершенно различные по манере произведения: от добротных, западноевропейского уровня работ до слабых, граничащих с русским примитивом.



Аргунов Иван Петрович (1729 – 1802)
Портрет Екатерины II, 1762
Холст, масло
245 x 176 см
Государственный Русский музей, С. Петербург

В день воцарения Екатерины II в 1762 году граф П. Б. Шереметев назначен присутствовать в Сенате — в этом же году Иван Аргунов исполняет парадный портрет императрицы для Сената (ныне в ГРМ), созданный по памяти, — крепостным художникам не разрешалось портретировать коронованных особ.

Портрет графини Толстой (?) (1768; Киевский музей русского искусства) интересен тем, что наряду с портретами Хрипуновых, портретом графини А. П. Шереметевой-младшей с челноком в руках (вторая половина 1760-х; Кусково) утверждает тему самоценности частной человеческой жизни. Таким образом, задуманный как парадное изображение, портрет приобретает бытовые черты.

«Художник изобразил Толстую так, как он ее действительно видел, — и вместе с нею отразил на холсте, словно в тусклом прадедовском зеркале, весь быт далекого века, помещичий старосветский быт Екатерининской России», — писал С. Маковский о портрете.



Аргунов Иван Петрович (1729 – 1802)
Портрет графини Толстой (?) 1768
Холст, масло
98 x 78 см
Киевский национальный музей русского искусства, Украина


В 1770-е годы И. Аргунов работал менее плодотворно, что было связано с его обязанностями управляющего Миллионным домом Шереметева в Петербурге.

«Портрет неизвестного в красном кафтане» (Новгородский государственный объединенный музей-заповедник), первоначально считавшийся работой И. Аргунова 1760-х годов, пройдя экспертизу в ГТГ, получил не только подтверждение авторства художника, но и новую дату, обнаруженную в авторской подписи, ранее не прочитанной, — 1779. Кроме того, остатки подписи открывают имя второго исполнителя портрета — Иванова (что является единственным известным нам случаем в изучении наследия И. Аргунова), а особенности моделировки лица персонажа убеждают в том, что это копия с оригинала П. Ротари. Портрет происходит из собрания А. Н. Струговщикова (1808–1878), известного поэта и переводчика пушкинской поры.



Аргунов Иван Петрович (1729 – 1802)
Портрет неизвестного в красном кафтане 1760-е
холст масло
60 х 48 см
Новгородский государственный объединенный музей-заповедник


К позднему периоду творчества И. Аргунова относится одно из самых поэтичных и совершенных созданий художника — «Портрет неизвестной в русском костюме» (1784; ГТГ). В портрете художник воплотил спокойствие, величавость и внутреннее достоинство женщины из народной среды. Ни в одном произведении нет такого обобщения, глубины и значительности, как ему удалось в этом полотне.

Созданию обобщенного, цельного образа способствует новая стилистика, связанная с распространением классицизма. Это проявилось в устойчивом равновесии композиции, плавной завершенности силуэта, почти скульптурной цельности форм. На смену старым версиям исследователей о модели (кормилица или женщина из высшего общества, одетая в народный костюм) появилась новая — о том, что на портрете изображена крепостная певица и актриса театра Шереметевых Анна Изумрудова-Буянова. Она часто выступала в спектаклях вместе с Прасковьей Ковалевой-Жемчуговой. Ее привилегированное положение в труппе очевидно: в 1800 году она получила вольную и 5000 рублей на приданое, была замужем за домашним врачом графа Н. П. Шереметева — надворным советником Лахманом. Ее обширный репертуар включал не только западноевропейские оперы, но и русские произведения: Анюта в «Несчастье от кареты» Я. Б. Княжнина, Пересуда в «Отъезде псовой охоты из Кускова» и Лиза в «Перевозчике Кусковском» В. П. Колычева и другие.



Аргунов Иван Петрович (1729 – 1802)
Портрет неизвестной в русском костюме (Анны Изумрудовой-Буяновой?). 1784
Холст, масло
67 x 54 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва


С конца 1780-х годов И. Аргунов практически отошел от художественной деятельности. В 1788 году он был назначен управителем Московского дома Шереметевых и членом крепостной коллегии, ведавшей всеми хозяйственными делами графа, что лишило его возможности заниматься творчеством.

Значение И. Аргунова не ограничивается только его практикой в качестве портретиста. Он был педагогом, сыгравшим видную роль в развитии национального художественного образования до открытия в России Академии художеств. В его мастерской еще в 1753–1758 годах обучались трое «спавших с голоса» певцов придворной певческой капеллы: А. П. Лосенко, К. И. Головачевский и И. С. Саблуков, ставшие впоследствии преподавателями Академии. Учениками И. Аргунова были и его сыновья: будущий архитектор Павел и живописцы Николай и Яков, унаследовавшие от отца талант портретиста.



Аргунов Иван Петрович (1729 – 1802)
Портрет кн. Натальи Борисовны Долгорукой, ур. Шереметевой (1714-1771) 1740-50
холст, масло
83,5 x 69,5




Аргунов Иван Петрович (1729 – 1802)
01. Портрет Ю. И. Кологривова 1750-е; холст, масло 61 x 50
02. Портрет М. Л. Лазарева 1799




Аргунов Иван Петрович (1729 – 1802)
Портрет А. П. Зиновьева 1760-е
холст, масло
61 х 48 см
Московский музей-усадьба «Останкино»




Аргунов Иван Петрович (1729 – 1802)
Портрет графини А. П. Шереметевой-младшей
Вторая половина 1760-х
холст, масло
72,5 x 56,7




Аргунов Иван Петрович (1729 – 1802)
Портрет графини В. А. Шереметевой 1760-е
Холст, масло
82 х 63
Музей-усадьба Останкино




Аргунов Иван Петрович (1729 – 1802)
Портрет В. Ф.Шереметева 1768
Холст, масло
60 х 48
Музей-усадьба Останкино




Аргунов Иван Петрович (1729 – 1802)
Портрет князя С. М. Голицына 1760-е
Холст, масло
56,5 х 42,2
Самарский областной художественный музей




Аргунов Иван Петрович (1729 – 1802)
Портрет неизвестной в чепце 1760-е
Холст, масло
61 х 49
Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск




Аргунов Иван Петрович (1729 – 1802)
Портрет Петра Ивановича Шубина 1760-е
холст, масло
62 х 50 см
Пермская государственная картинная галерея




01. Портрет неизвестного в сиреневом кафтане со шрамом на лице 1760-е. Холст, масло; 68,5 х 56. Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени

02. Портрет неизвестного в красном кафтане 1768. Холст, масло; 58 х 47 Государственный Исторический музей




Аргунов Иван Петрович (1729 – 1802)
Портрет адмирала С. К. Грейга 1772
холст, масло
135 х 98
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург




Аргунов Иван Петрович (1729 – 1802)
Портрет Б. В. Шереметева в конногвардейском мундире 1775
Холст, масло
62 x 47 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва




Аргунов Иван Петрович (1729 – 1802)
Портрет графа Н. П. Шереметева.
После 1775 – не позднее начала 1780-х
холст, масло
86,5 x 64
Государственный Эрмитаж




01. Портрет графа П. Б. Шереметева. Конец 1770-х. Холст, масло; 71 х 57 Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств

02. Портрет П. В .Шереметева 1770-е. Холст, масло; 64,5 х 50 Музей искусств Узбекистана, Ташкент




Аргунов Иван Петрович (1729 – 1802)
Портрет Е. А. Мельгуновой 1777
холст, масло
Государственный Исторический музей, Москва




Аргунов Иван Петрович (1729 – 1802)
Портрет неизвестной в белом (Т. А. Ветошниковой (?) 1786
Холст, масло
56 x 47 см
Киевский национальный музей русского искусства, Украина




Аргунов Иван Петрович (1729 – 1802)
Портрет Татьяны Александровны Ветошниковой 1786
холст, масло
85,2 х 67,5 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва




Аргунов Иван Петрович (1729 – 1802)
Портрет главного архитектора адмиралтейства М. Н. Ветошникова 1787
Холст, масло
86 x 67 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва





Аргунов Иван Петрович (1729 – 1802)
Портрет графини А. П. Шереметевой-старшей 1777
Холст, масло
142,5 х 110,5
Музей-усадьба Кусково




Аргунов Иван Петрович (1729 – 1802)
Портрет графини В. П. Шереметевой 1766
Холст, масло
81 х 64
Музей-усадьба Кусково




Аргунов Иван Петрович (1729 – 1802)
Портрет графини В. П. Шереметевой 1766
Холст, масло
81 х 64
Музей-усадьба Кусково




Аргунов Иван Петрович (1729 – 1802)
Портрет статского советника 1789
холст, масло
64,5 х 48,5 см
Тюменский музей изобразительных искусств




Аргунов Иван Петрович (1729 – 1802)
Портрет графа М. С. Шереметева 1791
холст, масло
64,5 x 48,5 см
Государственный Эрмитаж




Аргунов Иван Петрович (1729 – 1802)
Портрет В. П. Шереметьевой
холст, масло
62 x 49,5




Аргунов Иван Петрович (1729 – 1802)
Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме
холст, масло



nasledie-rus.ru
slovar.wikireading.ru
nearyou.ru

.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Все Аргуновы. Часть I: Аргунов Иван Петрович (1729 – 1802) | vetachka - Дневник Vetachka | Лента друзей vetachka / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»