• Авторизация


5 особенностей современных дошкольников 22-06-2019 11:11 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 

 
 
 

 
 
 

Дети там и тогда, здесь и теперь:
 5 особенностей современных дошкольников

 

Время, в котором появляются и растут малыши, как будто само вмешивается в процесс формирования новых людей. Дети активно и неосознанно впитывают все, что происходит вокруг. Кто-то жалуется, что сейчас они капризны и избалованны, а другие восхищаются, что дети более развитые, эрудированные, раскрепощенные по сравнению со своими родителями в дошкольный период. Мы выбрали пять главных особенностей современного детско-родительского взаимодействия и вспомнили, каким оно было в прошлом. 
 
Индивидуальный подход
 
Как было. Родители советского времени были вовлечены в строительство социализма, общественное считалось важнее индивидуального. При этом государство занималось детьми с самого рождения, и родители часто считали мнение других людей более весомым, чем свое.
Как стало. Сейчас ценность индивидуального отношения к ребенку осознается. Это хорошо, потому что родители хотят видеть и развивать уникальность ребенка. Часто сами занимаются с детьми или нанимают преподавателей.
Но процесс учебы проходит один на один, в отличие от игры со сверстниками, которая предполагает партнеров. Дети не всегда помнят имена своих знакомых даже внутри группы детского сада и хуже понимают друг друга. А подмена общения родителя с ребёнком его обучением лишает малыша тыла. Остаётся только обучающий взрослый, дающий задания.
Что делать? Стремитесь не только обучать детей, но и готовьте их к сотрудничеству. Объединение в совместной деятельности приносит большую радость малышам. Каждый делает то, что уже знает и умеет, и сразу впитывает новое от другого. Например, при участии в постановке ребенок запоминает слова не только своей роли, но и других. Общий проект дает возможность дошкольнику ощутить свою значимость как части целого и повышает самооценку. При большой занятости родителей на работе стоит оставлять время дома для радости общения с малышом, а не его прямого обучения.
 
Четкие родительские ориентиры в воспитании
 
Как было. В начале перестройки и в девяностые годы родители испытывали растерянность. Как воспитывать, если прежние ориентиры рухнули, чем кормить, когда нет зарплаты, и как защитить, если доверие к правоохранительным органам пропало.
Как стало. Сегодня родители хорошо знают свои права – могут защитить себя и ребенка. Умеют выбирать педагогические подходы, дополнительные занятия, игрушки. И сразу на тематическом форуме в интернете выяснить, как это работает на практике. 
Некоторая сложность заключается в том, что этих родителей растили те самые, растерянные, из девяностых. Поэтому они зачастую склонны верить интернету больше, чем себе. 
Что делать? Учитесь больше доверять себе. Обращайте внимание на чувства и состояние ребенка и свои собственные. Дети всегда стремятся показать, как с ними нужно взаимодействовать. Можно обратиться за помощью к детскому психологу, это очень часто большая помощь и поддержка. Но если доверие к специалисту не возникло, то лучше поступить по-своему, чем по рекомендациям, которые вызывают у вас сопротивление.
 
Стремление развивать интеллект ребенка
 
 
Как было. Советские дети много играли. Поэтому у них было меньше проблем с физическим развитием в области крупной и мелкой моторики, речевых трудностей, лучше коммуникация, четкие нравственные представления. В игре сами по себе осваивались общественные нормы.
Как стало. Сейчас дошкольники играют мало. Современные родители озабочены обучением детей, причем очень ранним. Лукавая фраза «обучение проходит в игровой форме» ничего не меняет, поскольку целью остается учение. Практически исключен комплект из общительности, позитивного самопредъявления, конкуренции и сотрудничества. А ведь это условия успешной социализации. Внимание к индивидуальности не отменяет необходимости жить в обществе и удачно с ним взаимодействовать.
Эмоционально-нравственное развитие отстает от интеллектуального. Дети хорошо узнают и признают одну эмоцию – радость. Они встречаются с запретом на проявление негативных чувств: близкие им объясняют, что быть недовольным или злится – плохо, а на взрослых – совсем нельзя. Проявлять страх можно, но только девочкам. Такого рода запреты, кстати, роднят современных дошкольников с малышами прошлых лет. От этого у ребенка не расширяется словарь эмоций, осложняется формирование нравственных основ личности.
Что делать? Делитесь с детьми своими представлениями о том, что хорошо или плохо в процессе непосредственного общения. Без длинных объяснений и нотаций. Играйте в вышибалы, прятки, прыгалки, казаки-разбойники, классики, дочки-матери – любые любимые игры вашего детства. Катайтесь на велосипеде и лыжах вместе с детьми. Ищите другие виды совместной активности, если эти вам не нравятся. Чтение или ваш пересказ увлекательной истории позволят вам искренне реагировать на содержание книги. И этим дать малышу ориентиры в определении эмоций, поступков. 
Отлично работает разыгрывание просмотренных мультфильмов. Причем дети сами стремятся к этому, присваивая себе имена героев. Ряжение всегда замечательно влияет на развитие ребёнка. Смотрите видео вместе, так вы познакомитесь с пристрастиями детей и сможете их обсудить. Ребенку нравится, что его слышат, и он учится быть внимательнее к чувствам других. Именно так начинается формирование эмоционального интеллекта.
 
Увлечение интернетом и гаджетами
 
Как было. Родители в прошлом сажали детей перед телевизором, ставили детям пластинки со сказками, потом кассеты с мультфильмами. Целью, как правило, было не обучение и развитие, а желание занять ребенка чем-то без своего участия.
Как стало. Теперь сажают за компьютер, дают планшет и включают мультфильмы. Цель та же: чтобы не мешал. Конечно, почти перестали рассказывать сказки. А ведь именно это рождает собственные образы и ассоциации, развивает воображение и фантазию. Пока ребенок слушает, у него есть время удивиться, испугаться, обрадоваться, посочувствовать… В современных мультфильмах события развиваются стремительно, детский мозг может только безоценочно усвоить образы. Эмоционально отнестись к ним ребенок не успевает.
Дошкольники сейчас чаще опираются на визуальную информацию, чем на слуховую. Любые инструкции на слух воспринимают хуже. Гораздо больше стало логопедических проблем.
Что делать? Использовать возможности интернета для обучения и развлечения детей осознанно и целенаправленно. Читайте вслух с экрана, если вам не нравятся бумажные книги. Главный компонент здесь – желание взрослого поделиться удовольствием от прочитанного. Присутствуйте и участвуйте в простых детских играх на экране. Используйте слуховые игры вне гаджета. Например, для более старшего возраста это известная игра в города или слова. Для дошкольников отлично работает вариант, когда следующий игрок придумывает слово на последний звук слова предыдущего (“Мостик звуков”). Использование звуков позволяет играть с детьми, которые еще не знают букв, но прекрасно учатся различать звуки. Произношение и написание в нашем языке отличается, и такая ранняя дифференциация букв и звуков замечательно работает на правописание в будущем. Слуховое внимание и память успешно развиваются и в играх «Запрещенное слово», «Снежный ком». И просто замечательно слушать вместе музыку, узнавать знакомые мелодии и песенки. Но если ребенок не хочет так проводить время, не становитесь принуждающим учителем. Оставайтесь понимающим близким взрослым.
 
Мало самостоятельности
 
Как было. Раньше ребенок помогал по дому, это поддерживалось и было поводом для похвалы. В сюжетно-ролевых играх мог примерить на себя любую роль, в рамках игры чувствовать себя вполне ответственным человеком, и в реальной жизни опираться на такой опыт.
Как стало. Теперь в повседневной жизни родители сильно сократили зону детской самостоятельности, доступной по возрасту. Дети все меньше помогают в домашних делах. Помощь сводится к уборке игрушек. Взрослым постоянно некогда, проще сделать за ребёнка, чем ждать его неловкой помощи.
Игры во дворе сократились из-за проблем с безопасностью на улице. Меньше самостоятельных решений и меньше ответственности за них – значит, хуже развивается саморегуляция, способность планировать и выполнять свои решения без внешнего контроля. Это влияет на общительность и самостоятельность во взрослом возрасте. 
Что делать? Расширяйте сферу посильной самостоятельности ребенка. Терпения потребуется немало. И веры в то, что малыш справится, тоже. Дождаться, пока трехлетка сам вставит ногу в сапожок, нелегко. Оказывайте посильную помощь и отмечайте маленькие успешные шаги малыша. Время, потраченное на обучение ребёнка самообслуживанию и участию в домашних делах, всегда окупается. Позже родителям проще рассчитывать на то, что малыш сделает всё верно, а хорошие привычки сформированы. Решение старшего дошкольника «завтра с утра строить крепость» контролировать не надо, но похвалить за то, что сделал, как решил, надо обязательно.
 
Несмотря на описанные сложности, мир детства сейчас устроен довольно гармонично. Особенностям современных дошкольников соответствует огромный рынок предложений и услуг, которые могут их компенсировать. 
Детских психологов, к счастью, уже почти никто не боится, их не путают с психиатрами. Специалисты консультируют родителей по грамотному взаимодействию с детьми, учат детей общаться и распознавать свои и чужие эмоции, развивают эмоциональный интеллект. Игротерапевты учат играть. Нейропсихологи с помощью направленных упражнений корректируют отклонения в развитии. На физическое развитие ориентированы центры, где самые маленькие уже осваивают плаванье, йогу, восточные единоборства. 
Но секрет счастливого детства и – как следствие – успеха и психического здоровья в будущем остался прежним. Это любовь и внимание родителей. Несмотря на ошибки, которые могут быть в процессе воспитания.
 
Автор: Ольга Богословская - детский психолог и преподаватель программы переподготовки «Психология детства»
____________________________________

Записывайтесь на программы Центра и Института
по телефону, электронной почте
или закажите звонок с сайта:

tel: (495) 724-80-43

        (965) 396-88-30
e-mail: center@zdes-i-teper.ru
          isigr@zdes-i-teper.ru
web: www.zdes-i-teper.ru

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 5 особенностей современных дошкольников | vetachka - Дневник Vetachka | Лента друзей vetachka / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»