• Авторизация


ГЕОРГИЙ ЖЖЕНОВ 08-12-2009 22:12 к комментариям - к полной версии - понравилось!


  [показать]

ГЕОРГИЙ ЖЖЕНОВ ВЕЛИКИКИЙ АКТЁР РОССИИ !!!

Он прожил долгую . трудную жизнь .Он шёл через тернии к звёздам .Он много сыграл ролей больше 100 трудно выбрать лучшие его мне очень нравятся фильмы " ЭКИПАЖ "," БЕРЕГИСЬ АВТОМОБИЛЯ ".фильма про разведчика.Он говорил о себе - Обаяние - искусство быть самим собой. При любых обстоятельствах. Я не умею и не люблю прикидываться. Не играть другого человека, а быть им - этим я руководствуюсь. Отсюда - авантюрная жилка в моем характере, позволяющая мне быть лентяем, свободным человеком; не становиться педагогом, режиссером, хотя мне это предлагали миллион раз. Не хочу: мне нравится быть свободным.

читать целиком
[показать] [показать]
   
Сайт: Международный Объединенный Биографический Центр

Родился 22 марта 1915 года в г. Петрограде. Отец - Жженов Степан Филиппович. Мать - Щелкина Мария Федоровна. Родители родом из крестьян Тверской губернии.

Себя начал помнить с 4 лет, по возвращении из деревни, куда, по рассказам матери, с братом Борисом (1913 г. рожд.) был увезен из города в связи с революцией. Первые 22 года жизни прошли на Васильевском острове. Семья Жженовых жила на углу Первой линии и Большого проспекта в доме, где была раньше немецкая кирха. Весной 1930 года окончил 7-й класс 204-й Ленинградской трудовой школы. Школа была с физико-математическим уклоном, и для того, чтобы продолжить обучение в 8-м классе, необходимо было сдать экзамены. Однако юный Георгий увлекся цирком, кино и театром.

В 1930 году, одолжив документы у старшего брата Бориса, поступил на акробатическое отделение Ленинградского эстрадно-циркового техникума под именем Бориса Жженова. В последствии, естественно признался. И шутку эту ему простили. Уже через год вместе с сокурсником Жоржем Смирновым срепетировали каскадный эксцентрический номер "Китайский стол" и начали выступать в Ленинградском цирке "Шапито" как "2-ЖОРЖ-2" в жанре каскадной акробатики. В цирке его заметили работники кино. Пригласили сниматься на Ленфильм и предложили главную роль тракториста Пашки Ветрова в фильме "Ошибка героя" (1932 г.). Кстати этот фильм стал дебютом не только для Георгия Жженова, но и для не менее известного актера Ефима Копеляна. Режиссером фильма был Эдуард Иогансон. С этого фильма началась бескорыстная любовь к кинематографу.

В 1932 году, оставив после фильма цирковую карьеру, Георгий стал студентом отделения киноактера Ленинградского театрального училища. Однако любовь к цирку, как первую юношескую романтическую попытку приобщения к миру искусства, хранит до сих пор. Преподавателем Жженова в училище был ныне всемирно известный кинорежиссер Сергей Аполинариевич Герасимов. До окончания училища в 1935 году успел сняться в нескольких фильмах: "Наследный принц Республики", "Золотые огни", "Комсомольск", "Чапаев".

В декабре 1936 года после убийства в Ленинграде С.М.Кирова по абсурдному обвинению в "антисоветской деятельности и террористических насторениях" был арестован и весной 1937 года осужден старший брат Георгия Борис. Семья Жженовых (отец, мать и три сестры), проживавшая вместе с братом, была выслана в Казахстан. Георгий Степанович ехать в ссылку категорически отказался. Ему это припомнили. Во время съемок фильма "Комсомольск" (1938 г.) вместе с известными тогда звездами советского кино Н.Крючковым, П.Алейниковым, И.Кузнецовым и другими, Г.С.Жженов выехал на поезде в г. Комсомольск-на-Амуре. Во время поездки он познакомился с американцем, ехавшим во Владивосток для встречи деловой делегации. Это знакомство стало для Георгия Степановича роковым. Его использовали как повод для обвинения в шпионской деятельности. Это случилось в 1938 году. Жизнь Георгия Степановича круто перевернулась.

В ночь с 4 на 5 июля 1938 года по абсурдному обвинению в шпионаже он был арестован органами НКВД СССР. Шантажом и угрозами от него добились признания вины. Заочным постановлением ОСО НКВД СССР он был приговорен к 5 годам заключения. Еще в 1939 году в пересыльном лагере во Владивостоке, где формировались этапы на Колыму, говорили, что в Магадане есть театр, в котором вместе с вольнонаемными артистами работают заключенные. С самого начала пребывания на Колыме Г.С.Жженов неоднократно обращался с просьбами о направлении его работать по специальности, но все его просьбы ответа не имели. В этот театр осужденных по 58-й статье не брали.

Так до 1943 года он проработал на золотых приисках Дальстроя. Работал единственным диспетчером в гараже районной экскаваторной станции, но приходилось и самому садиться за баранку. После этого последовали еще 21 месяц лагерей. В это время судьба свела Георгия Степановича с Константином Александровичем Никаноровым - артистом, режиссером, хорошим человеком. Дружба с ним продолжалась вплоть до его смерти в 50-х гг. 26 марта 1945 года за хорошее поведение и добросовестную работу был досрочно освобожден из лагеря. До декабря 1946 года работал в Магаданском заполярном драматическом театре.

Весной 1947 года вернулся на "материк" в Москву за назначением на работу. По ходатайству первого преподавателя С.А.Герасимова был отправлен в Свердловск на работу в киностудию художественных фильмов. Там начал съемки в фильме "Алитет уходит в горы". В 1948 году студию закрыли, производство фильма перевели в Москву, где Жженову было запрещено проживать. На актерской бирже в Москве устроился на работу в драматическом театре в г. Павловск-на-Оке. 2 июня 1949 года снова арестован, полгода провел в тюрьме в Горьком и затем направлен в Норильск в ссылку, где до 1953 года проработал в драматическом театре. 2 декабря 1955 года военным трибуналом Ленинградского военного округа был дважды реабилитирован и в возрасте 38 лет начал свою профессиональную жизнь актера с нуля.

После реабилитации Г.С.Жженов вернулся в Ленинград и стал работать актером в Ленинградском областном драматическом театре и Театре им. Ленсовета. В 1968 году он переехал в Москву, где до настоящего времени работает в Театре им. Моссовета. За годы творческой деятельности им были сыграны более 100 ролей в театре. Георгий Жженов - один из наиболее известных советских-российских киноактеров. Многие фильмы с его участием пользуются поистине всенародной любовью, стали классикой отечественного кино. Среди них: "Одиннадцатое июля", "Чужая родня", "Шторм", "На острове Дальнем", "День первый", "Все могло быть иначе", "Ночной гость", "Исправленному верить", "Человек с будущим", "Планета бурь", "Звезда на пряжке", "Третья ракета", "Большая руда", "Гибель эскадры", "О чем молчала тайга", "Человек, которого люблю", "Берегись автомобиля", "Путь в "Сатурн", "Конец "Сатурна", "Бой после победы", "Доктор Вера", "Весна на озере", "Стюардесса", "Журавушка", "Ошибка резидента", "Судьба резидента", "Нечаянная любовь", "Конец Любавиных", "Вся королевская рать", "Горячий снег", "Океан", "Выбор цели", "Личное счастье", "Экипаж" и другие. Г.С.Жженов - Народный артист СССР, лауреат Государственной премии РСФСР, лауреат премии им. Довженко, лауреат премии КГБ СССР, кавалер Орденов Ленина, Трудового Красного Знамени и Ордена "За заслуги перед Отечеством IV степени". Автор автобиографических сборников воспоминаний "Омчагская долина", М.: Правда, 1988 г. (Библиотечка журнала "Огонек") и "От "глухаря" до "жар-птицы", М.: Современник, 1989 г.
[показать] [показать] [показать] [показать] [показать] [показать] [показать] [показать] [показать]
Автор: Полина Капшеев, Израиль

Сайт: Обнаженная натура

Статья: Интервью

Шестьдесят один? Нет, не сходится. Семьдесят один? Выглядит моложе. Может, шестьдесят шесть? Но, вроде бы, год назад отмечали сколько-то десятков. Пришлось спросить у самого Жженова. Ляпнула какую-то банальность про восемнадцать лет и вдруг услышала: "Вы попали в самую точку. Мне действительно восемнадцать - только в зеркальном отражении". Честное слово, так не бывает!..

- Георгий Степанович, семнадцать лет вашей жизни прошли в лагерях. Как вам удается так выглядеть?

- Что это значит физиологически - я вам не объясню. Видно, что-то в генах произошло. Но образно могу сказать так. Я - младший из трех братьев. Оба моих брата погибли. Один - арестованный после убийства Кирова, погиб в воркутинской шахте в сорок третьем году. В том же году немцы на глазах у матери застрелили моего второго брата в оккупированном Мариуполе. Видимо, вакуума в жизни не бывает - вот Бог и дал мне долголетие.

- Вы - человек верующий?

- Всегда верил в совесть - это и есть мой Бог.

- Представления о совести у всех разные. Каковы ваши собственные?

- Библейские нормы морали - там все сказано.

- Вы ведь, Георгий Степанович, тоже пострадали в результате убийства Кирова?

- Да, конечно: в Питере проходили репрессии, я тоже подлежал высылке, но так как в то время снимался в фильме "Комсомольск" Сергея Апполинарьевича Герасимова. Вот меня "Ленфильм" у органов и отхлопотал на время съемок. Кончились съемки - меня посадили. Первая фраза следователя была такая: "Не был бы дураком - уехал бы со всеми в ссылку. Теперь будешь сидеть". Стали искать "гарнир", который легче всего было "пришить". Нашли в моей биографии факт знакомства с американцем - и стал я "американским шпионом". Собственно, чего повторяться - все описано в моей книге "От глухаря до жар-птицы".

- Георгий Степанович, что вы грудь потираете?

- В спектакле (вы сегодня увидите) я роняю один предмет с лестницы. Как-то я вчера неловко перекосился - и словно внутри что-то треснуло. И сейчас вдыхать больно. То ли растянул, то ли защемил что-то. Да ладно, ничего страшного. Помню, как-то три ребра себе поломал - вот это боль... Я когда-то в цирке был акробатом и, крутя сальто-мортале, приучился равновесие удерживать. И вот однажды я балансировал, чтобы не упасть, пока собственным локтем себе три ребра ни поломал. Недели полторы на наркотиках жил. Сначала гипс наложили, а потом сняли, сказали: "Терпи".

- Это вы в цирке так пострадали?

- Вовсе нет: все из-за тещи. У нее возникли проблемы с глазами. Созвонился я со Святославом Федоровым, привез тещу и говорю: "Сидите в машине - я пойду сообщить, что мы прибыли". Пришел - а у них "спевка" идет утренняя - "летучка". "Веди, говорят, тещу свою". Я и побежал за ней. А был гололед, я поскользнулся на пандусе - и загремел. Боль такая, что бетон зубами хватать стал. А теща сидит - ждет. Подполз я к машине, появляюсь в окне. Теща как закричит - и с ней плохо стало. Я пополз по этому пандусу к врачам на "спевку", они глаза вытаращили: только что был здоровый и веселый, и вдруг - на карачках заползает. Вместо тещи сам оказался в этой больнице. Спасибо цирку...

- Как вы в цирке-то оказались?

- Любил спорт, старший братишка в цирке работал - это, видимо, повлияло. Искал я себя. А в цирке в тридцать втором году меня впервые "подсмотрели" киношники ленфильмовские - и пригласили сниматься в фильме "Ошибка героя".

- Разве ошибаются не только резиденты?

- Я тоже шучу, что вся моя жизнь - сплошная ошибка: героя, резидента и так далее. Вот... Попал в кинематограф, заразился им. Как я писал, "променял здоровый запах манежа на запах ацетона в павильонах киностудии".

- Все это было до ареста... Семнадцать лет вы отсидели без перерыва?

- Сел-то я в тридцать восьмом, реабилитирован формально был в пятьдесят пятом, а выпущен в пятьдесят четвертом. Весь этот период делится на два: лагерь и ссылка. У меня был полуторагодовалый перерыв на воле, когда я с Колымы приехал на материк - уже, вроде бы, вольным человеком, но с отметкой "тридцать девять" в паспорте. Люди моего поколения, особенно изведавшие ГУЛАГ, помнят, что такое "паспорт с повышенной температурой". Это значит, что человек может жить только в самых захолустных городишках, где нет ни промышленности, ни учебных заведений - ничего. И вот этот год с лишним я находился в Павлове-на-Оке. Маленький городок, где делали вилки-ложки. Там, в помещении бывшего Дворянского собрания, был театр, где я и работал. До тех пор, пока меня не посадили второй раз. Я, в принципе, этого ждал: отовсюду приходили вести: "Сажают!" Арестовали, я оказался среди ночи в камере нижненовгородского НКВД, и меня сразу спросили: "Повторник?" Ну, это время - сорок шестой-седьмой годы - известное...

- И вновь - "американский шпионаж-?

- Он. А виной - военный атташе посольства США. И знакомство-то наше происходило на людях. Я находился в составе киношной группы, которая следовала из Москвы в город Комсомольск-на-Амуре на съемки фильма. В этом же поезде по своим служебным делам во Владивосток ехал этот американец. Поскольку мы, артисты, народ веселый, молодой и шухерной, а поезд шел суток семь-восемь, - естественно, вокруг нас толпились все, кто воспринимал жизнь как-то по веселому. Мне "посчастливилось" через три месяца в Большом Театре на "Лебедином" еще и раскланяться с атташе - этого было достаточно, чтобы состряпать дело.

- Остальных пассажиров поезда не тронули?

- Всех вызывали - в результате нашелся человек поподлее, который эту тему согласился прокомментировать.

- И что с ним стало?

- Умер, слава Богу... Известный человек, имени которого не назову, хотя коллеги мои знают, о ком идет речь.

- И этот известный человек после всего смотрел вам в глаза?

- Смотрел. Мы как-то шли с ним по Москве, разговор "за жизнь" зашел, и вдруг он ни с того ни с сего говорит: "Надо же, как бывает: сделаешь человеку подлость, а он тебе за это - добро". Хорошо, хоть дошло.

- Да как же так можно?

- Он, видимо, мог. Однажды даже обратился ко мне за помощью. В его учреждении он переизбирался как парторг, и вдруг встал еще один известный в Советском Союзе человек и сказал, что отводит обсуждаемую кандидатуру. "Почему?" - спросили его. "Он посадил Жженова - мне Георгий сам сказал". Собрание перенесли, а этот, чью кандидатуру "зарубили", приехал ко мне в Питер: "Выручай!" - "Единственное, - отвечаю, - чем могу тебе помочь - даю тебе право сказать, что этого быть не могло, потому что я с тем, кто против тебя выступил, незнаком и поэтому ничего говорить ему не мог". И когда было партийное собрание снова, от моего имени эти слова прозвучали. Тогда тот, второй, встал и сказал: "Да, это действительно так. Жженов говорил не мне, а... " - и назвал фамилию третьего, известного всему Союзу, человека. Так тот парторгом и не стал.

- После того, как этот многолетний кошмар закончился, ваше отношение к Советской власти изменилось?

- До всего этого я, как и большинство, наверное, людей моего поколения, был как теленок. Конечно, я принадлежал к романтикам. Никогда не забуду того грустного случая в моей жизни, когда брат сидел, и мы с матерью наконец получили разрешение на свидание с ним. Я стал брата подбадривать: "Не отчаивайся, не теряй присутствия духа; если человек хорошо работает, страной это принимается во внимание", - какую-то такую чушь понес. "Пошел вон, - сказал брат, - не хочу с тобой говорить. Позови мать!" Когда свидание окончилось и мы поехали назад, мама сказала: "Сынок, Боря тут какие-то листочки кинул в корзину. Прочти, может, пригодятся". Я прочел. Это был подробный, составленный в совершенно трезвом уме, доклад - целая инструкция о том, как надо вести себя на следствии после ареста. У меня волосы дыбом встали. Я все это дело сжег, а мама огорчилась: "Зря, сынок, зря сжег. Может, пригодилось бы. Не тебе - так кому-нибудь". Мне показалось, что на Борькину психику что-то повлияло, раз он такие чудовищные вещи пишет. Потом я, конечно, тысячу раз раскаивался, что сжег эти листочки... А на Советскую власть чего мне обижаться было? Карьера моя начиналась прекрасно, небо было безоблачным - я и жизнь так воспринимал. А когда пришел в камеру, поначалу сторонился всех: замараться о "преступников" боялся. Считал, что завтра меня выпустят. Ну, а когда пошло следствие уже без всяких прикрас, кончилось мое романтическое восприятие советской власти.

- Почему вас так долго держали в тюрьме?

- "Тройка" мне назначила пять лет. Когда я закончил их на Колыме, начальник меня вызвал в учетно-распределительную часть лагеря, вытащил из стола две бумаги: одну о том, что я освобожден, а вторую - что остаюсь в лагере до окончания войны. Расписался я в обеих бумагах и пошел. Таким образом, я был выпущен только в конце сорок пятого.

- А дальше?

- Работал в магаданском театре. Собственно, я начал там работать еще с начала сорок пятого. Один начальник, недавно умерший, оказался нормальным человеком - вытащил меня с приисков в театр. В сорок шестом я вернулся в Питер - на работу не берут. Поехал к своему учителю Сергею Герасимову, тот пошел в министерство и уговорил начальство послать меня на новую киностудию в Свердловске. Меня там даже прописали, но каждые три месяца ко мне являлся участковый и выяснял, когда же я, наконец, уеду. Ликвидировали киностудию - и я вновь оказался в безвоздушном пространстве, пока ни нанялся в Павлов-на-Оке. Поработал там сезон - и меня вторично посадили. Опять полгода тюрьмы - и ссылка. Мы, "повторники", потребовали, чтобы нам дали работу по специальности. Как ни странно, нам не отказали. Начал я искать работу. Но оказалось, что искать-то ее можно только в Енисейске, среди тайги, да в Норильске, где власть не советская, а лагерная. Поехал я в Норильск. Мать меня нашла, стала передачки присылать, а я понимал, что взять старухе неоткуда. И я не пошел работать в театр, а занялся фотографией. Стал зарабатывать изрядные денежки и посылать их матери. И, только решив, что сполна "рассчитался" за посылки, поступил в театр, где познакомился с Кешкой Смоктуновским.

- А он как оказался в Норильске?

- У него своя история. Попал в плен, а после войны поехал в Красноярский край схорониться: большинство бывших военнопленных пошло на каторгу. Кешка же убежал в Красноярск, а оттуда - в Норильск завербовался. И затаился там в надежде, что его минует чаща сия. Миновала. Там в театре мы и работали вместе около пяти лет, а потом я же его оттуда и наладил. "Пойми, - говорю, - я, ссыльная морда, обязан здесь сидеть. А ты-то чего? Молодой парень, артист хороший. Время изменилось - да уезжай на материк, Господи, я тебе с удовольствием рекомендацию к Райкину напишу, если это имя представляет для тебя интерес". Денег, говорит, нет. Дал я ему пятнадцать тысяч рублей - достаточно для того, чтобы купить фотоаппарат и увеличитель. Он мне, зараза, через две недели долг вернул. "Ты же, - говорю, - снимать еще не научился!" Отвечает: "Что делать, Жорка, платят". И дал я ему письмо к Райкину - Кешка уехал. Райкин его к себе пригласил, но Кешка застрял в сталинградском театре и раскрутился своим путем.

- Георгий Степанович, выйдя из заключения, вы не стали активным борцом против советской власти. А ведь могли бы стать...

- Здесь ведь все дело в индивидуальности. Варлам Шаламов прекрасно написал о лагере. Считаю, что правду об этом сказали Олег Васильевич Волков, Солженицын и Варлам. Разница между нашими с Шаламовым книгами не только в мастерстве и профессионализме (я, конечно, дилетант), а и в том, что его, как он сам говорил, питала ненависть, а о себе я этого сказать не могу. Вы читали мой рассказ "Саночки-?

- Да, конечно, - в "Огоньке".

- Уполномоченный, который тащил меня на саночках, - что это такое? А ведь тащил... Тот самый человек, который моего лучшего друга Сережу Чаплина по сути уже уводил на расстрел. Человек - существо сложное и противоречивое...

- Как бы вы сами охарактеризовали Георгия Степановича Жженова?

- Единственное, что могу гарантировать, - не стал бы петь гимны, говорить об этом человеке высоким штилем. Я знаю, где Жженов существовал как настоящий мужчина, а где - нет.

- Кстати, я никогда не встречала ваших однофамильцев. Редкая фамилия?

- Я раньше тоже так думал. Однажды ловил в Москве такси, подходит парень: "Георгий Степанович, куда вам? Я довезу". Садимся в черную "Волгу", парень показывает удостоверение, читаю: "Сергей Георгиевич Жженов". Парень спрашивает: "Я ваш сын?" Говорю: "Давай разберемся". Выяснилось, что, конечно, не сын, а просто однофамилец. "Вот те на, - говорю, - а я считал фамилию редкой". Парень смеется: "Да кой черт редкая! В Завидовском районе Тверской губернии целая деревня Жженовых".

- Семья у вас поздно появилась?

- Первый раз я женился еще до ареста. Моя жена, актриса, играла с Марком Бернесом в "Истребителях". На первом же свидании после ареста я ее отпустил: "Женя, все: меня нет". Она жива и сейчас, иногда мы встречаемся... Потом в заключении я встретил Лиду Воронцову, которая стала матерью моей старшей дочери Алены. Лида была "японским шпионом-: в квартире у них снимал комнату какой-то студент-японец. А с третьей женой мы вместе уже тридцать семь лет. Дочь Юля - актриса; внучке Полиночке, тезке вашей, скоро шесть лет. Любименькая моя девочка - жизнь продолжается.

- Внучка тоже в актрисы метит?

- Боюсь, что да. Все время играет, выдумывает, лицедействует. Вот: фотографию с собой вожу.

- Что за кольцо на вас, Георгий Степанович?

- Это результат моих странствий: на пирамидах в Мехико я купил у индейцев серебряное кольцо с солнечным камнем.

- Помогает чему-нибудь?

- А я не знаю. Но не мешает - это уж точно.

- Георгий Степанович, если попросить кинозрителя назвать три самых ваших популярных фильма, думаю, что это будут: "Ошибка резидента", "Экипаж" и, конечно, "Вся королевская рать".

- Вероятно. Но в свое время, скажем, очень большим успехом пользовался фильм "Человек, которого я люблю".

- Но начнем с "Резидента". Ирония судьбы...

- Я недавно был в Краснодаре и выступал в органах. Мне там сказали: "Георгий Степаныч, впечатление создается, что вы очень хорошо нашу оперативную работу знаете". Я им отвечаю: "Как же иначе? Я ж сидел у вас семнадцать лет!" В зале - гробовая тишина.

- Как вы считаете, почему образ, созданный вами в "Резиденте", так долго живет?

- Пожалуй, из-за моего положительного начала, которое даже враги мои отмечают. Был такой у нас Шауро, начальник идеологического отдела ЦК партии. Так он, показывая на меня пальцем, всегда говорил: "Вот артист с колоссальным положительным зарядом - ему и играть социальных героев". Кстати, я не могу жаловаться на отсутствие к себе внимания партийной номенклатуры. Хотя, в общем, я не сразу стал ездить за границу. В шестьдесят девятом году мне впервые предстояла поездка в "буржуазные" страны: на кинофестиваль в Латинскую Америку. И меня, человека с "подмоченной репутацией", естественно, вызвали в ЦК - познакомиться с начальником международного отдела. Я ему задаю вопрос: "Как, по-вашему, я должен вести себя, если ко мне газетчики начнут приставать с вопросами о Солженицыне?" Он помолчал, а потом как в поддых мне врезал своим ответом: "Георгий Степанович, вы знаете, какая разница между вами и Солженицыным? Он - изгой, а вы - наш полпред. Вопрос о недоверии к вам на повестке дня не стоит. Едете вы один. В правом кармане у вас франки, поскольку вы через Париж летите, а в левом - доллары, поскольку вы летите в Латинскую Америку. Вот это важно. А кратко ли вы будете общаться, подробно ли, будете говорить о Солженицыне или нет - это как вам нравится: мы вам верим". Но он слукавил. Не успел наш самолет приземлиться, как я вижу - навстречу мне идет двухметрового роста парень: "О-о"о, Георгий Степанович! Очень приятно. Я - представитель "Интуриста", мне поручено вас здесь опекать, сопровождать, содействовать вам", - все стало на свои места. А после этого я, по сути, говоря, стал ездить. Хотя, недоверие какое-то ощущалось всегда: чувствовал, что я - меченный.

- Но и меченного вас выпускали, награждали и прочее.

- Конечно, грех жаловаться. Меня наградили орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, и вот сейчас Ельцин тоже отметил мои заслуги перед отечеством.

- А ведь могли и бритвой по глазам. Или - не могли?

- Понимаете, они, наверное, отдавали себе отчет в том, что я играю их не такими, какие они есть, а такими, какими они должны быть.

- Может быть, такими, какими они себя сами хотели видеть?

- Их видение, как раз, могло и не состыковаться с моей собственной правдой. Я всегда играл человека, который олицетворял положительное начало.

- Переходим к Вилли Старку?

- Мне жаль, что я в Израиле Мишу Козакова не увидел (М. Козаков в 1996 году жил в Израиле - прим. автора): наша общая работа принесла мне столько радости. Не потому, что именно с ним я работал, нет: в результате у нас сложные отношения сложились. Но более счастливого творческого периода, чем тот, когда мы снимали "Всю королевскую рать", я не помню. Совершенно открыто и прямо говорю, что и работу Козакова в этом фильме считаю лучшей за все время его существования в кинематографе.

- А вам не мешало то, что вы пришли на роль, которую должен был сыграть Луспекаев?

- Не мешало, потому что я не знал, как он играл.

- Не секрет, что тот же Козаков в публичных выступлениях заявлял: "Конечно же, Луспекаев сыграл бы эту роль лучше".

- Я на это вот что ответил бы. В том, что я сыграл в этом фильме, прежде всего, заслуга Миши Козакова. Если бы он не хотел этого, я бы близко к картине не подошел. Понимаете, в чем парадокс-то? Олег Ефремов пробовался, Леня Марков, Юрий Любимов - однако вдруг Миша предложил Жженова. И первая же моя проба целиком вошла в картину. А что Миша сейчас так говорит - это несколько иное. Понимаете, какая штука... Наша дружба кончилась нулем. Почему? Потому что кто-то из его, а не моих друзей, знающий нас обоих, однажды в минуту откровения ему сказал: "Миша, ты ошибаешься, думая, что ты первый в картине. Ты - второй. А первый - Жженов". Отсюда и пошли его разговоры о Луспекаеве, хотя, кто же спорит - Павел был великим актером.

- Никто не спорит. Но вы, на мой взгляд, прекрасно сыграли эту роль.

- Многие даже не представляют другого актера в роли Вилли Старка. А его и не было - другого. Когда мы снимали "мою" губернаторскую резиденцию, ее должны были украшать портреты бывших мэров. Эти портреты мы брали из журналов "Америка". По сценарию меня "убили" - и мой портрет тоже повесили. А, чтобы быть убежденными в том, что не намарали нигде, мы пригласили одного человека, который четырнадцать лет жил в Вашингтоне и работал в Белом доме, чтобы он беспристрастно определил: что соответствует правде, а что - нет. Прошел этот эксперт по декорациям, сказал, что все портреты достоверны, особенно - вот этот. Вы, конечно, уже догадались, на чей портрет он указал.

- Георгий Степанович, признайтесь: в чем секрет вашего обаяния?

- Обаяние - искусство быть самим собой. При любых обстоятельствах. Я не умею и не люблю прикидываться. Не играть другого человека, а быть им - этим я руководствуюсь. Отсюда - авантюрная жилка в моем характере, позволяющая мне быть лентяем, свободным человеком; не становиться педагогом, режиссером, хотя мне это предлагали миллион раз. Не хочу: мне нравится быть свободным.

- Многие ваши коллеги-ровесники ушли...

- ... Когда хоронили Акимова, Сережа Филиппов, царство ему небесное, работавший в этом театре, сняв за кулисами траурную повязку, сказал: "Кажется, это был последний аншлаг в нашем театре".

- Боитесь собственного ухода?

- Нет. Раньше боялся, мысли отгонял, сейчас могу спокойно рассуждать на эту тему. Я понимаю, что в нынешнем беспределе моя жизнь и должна закончиться: быстрых перемен я не жду.

- Сами-то принимаете участие в политической жизни России?

- Недавно, когда проходила выборная кампания в Парламент, я вдруг из газеты узнал, что являюсь кандидатом в депутаты от Гайдаровской партии. Хотя, в общем, я никогда этой партии не симпатизировал и никогда себя не олицетворял с ней. Но вот оказалось, что они в Магадане набрали положенное количество голосов, которые узаконили меня как кандидата в депутаты. И правительство предложило мне поехать туда на встречу с избирателями. Я соблазнился возможностью побывать на Колыме, освежить свои впечатления, и согласился поехать. Но предупредил: не агитировать еду, а хочу вернуться туда, где провел столько лет. А тут еще в одной колымской газете все четырнадцать местных кандидатов разбирались по косточкам. О моей кандидатуре было написано: "И уж совсем непонятно, зачем известному артисту Жженову в восемьдесят лет понадобилось баллотироваться в Государственную Думу". Словом, я решил ответить на все свои и чужие вопросы. От московских телеинтервью я категорически отказался, побывал на Колыме, где меня прекрасно встретили. Если бы я действительно стремился стать депутатом, они набрали бы на меня, думаю, достаточно голосов... Когда я вернулся в Москву, мне позвонил Егор Гайдар. И, как будто никакого моего отказа не было, он попросил меня выступить по телевидению. Я вновь отказался. Объяснил, что после позорных телевыступлений Окуджавы и Гердта в таком же жалком свете перед московскими зрителями предстать не хочу. Так и не состоялась моя политическая карьера.

P.S.Через несколько дней после встречи с Георгием Степановичем включаю телевизор. На экране - Жженов. Выступает в качестве доверенного лица президента Ельцина...

11.04.96
[показать]
Памятник народному артисту СССР Георгию Степановичу Жженову установили на его могиле на Новодевичьем кладбище.

    Торжественная церемония, приуроченная к годовщине смерти выдающегося артиста, состоялась 8 декабря в 12.00 (мск). Автор памятника - заслуженный художник России, скульптор Виктор Митрохин, который работал над ним более трех лет.

    "Весь памятник создан из бронзы и представляет собой фигуру артиста в полный рост (высота 2 метра 10 сантиметров), на перекрестке двух дорог. Я создал образ нестареющего человека, а более молодого Георгия Степановича, с которым много лет дружил и который до конца дней своих был молод душой", - рассказал Митрохин.

    Памятник установлен при активном содействии благотворительного фонда имени Михаила Ульянова, театра имени Моссовета и на частные пожертвования.
http://www.mosritual.ru/glavnoe-menju/novosti/na-mogile-georgija-zhzhenova-na

 
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ГЕОРГИЙ ЖЖЕНОВ | OLEQ_7777777 - Дневник олег_хацкевич | Лента друзей OLEQ_7777777 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»