• Авторизация


ПРОДОЛЖИМ ПРОГУЛКИ ПО МОСКВЕ 04-12-2009 21:09 к комментариям - к полной версии - понравилось!


ПРОДОЛЖИМ ПОХОД ПО УЛИЦАМ МОСКВЫ .

Шёл долго переулками разными . улицами открывая Москву для себя заново. искал интересные виды.хотелось много успеть . так как темнеет рано и домой добиратся далеко .Так оказался на Покровке

[300x225]

читать целиком

улица (в 1940—92 улица Чернышевского), между улицей Маросейкой и площадями Цезаря Куникова и Земляной вал. Названа по церкви Покрова в Садех (Маросейка, 2, известна с 1488, снесена в 1777). 

[показать]
Храм Святого равноапостольного князя Владимира в Старых Садех
Изначально известна как дорога Хомутовка. В XVI в. начиналась в черте Земляного города, ещё не была заселена. В XVII в. служила для проезда в царские усадьбы Рубцово-Покровское и Измайлово. Близ ворот Белого города с левой стороны была слобода котельников, с правой — калашников; здесь улицу пересекала р. Рачка, размывавшая почву и делавшая это место малопривлекательным для богатых дворовладельцев. Церковь Троицы, впервые упомянутая в 1547 как церковь Василия Кесарийского, получила прозвание «что на Грязех» (д. 13, 1861, архитектор М.Д. Быковский). В 1696—99 в Котельниках на средства купца И.М. Сверчкова на месте старой церкви, известной с 1511, построена церковь Успения на Покровке — выдающийся памятник московского барокко (снесена в 1935—36; на её месте — сквер на углу Покровки и Потаповского переулка). За воротами Белого города слева лежала дворцовая Огородная, а справа — дворцовые Барашевская (барашей-шатерников), Садовая и Казённая слободы. В Барашевской слободе в XVII—XVIII вв. были две церкви; одна из них, церковь Успения (позднее Воскресения), стоит на линии улицы (д. 26/1, 1732—73).
[300x225] [300x225]
На улицу выходит и колокольня церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в Казённой слободе (д. 50, 1770—72, храм снесён в 1936). В XVIII в. в районе Покровки появились владения знати: усадьбы Левашовых (д. 1/13, XVIII в., дом в глубине двора), Б.И. Толстого, затем М.П. Мещерской (д. 3, правая часть — конец XVIII — начало XIX вв.), усадьба М.Ф. Апраксина, образовавшаяся из нескольких мелких владений (д. 22, 1766—69), гофюнкера В.И. Машкова с палатами (1752) во дворе (д. 31), И.И. Шувалова, затем Голицыных (д. 38—38а, 1770-е гг.). Застройка Покровки была очень неоднородной: дворцы чередовались с деревянными домиками. Только к середине XIX в. каменная застройка стала преобладающей; основным типом были двухэтажные дома с лавками в первом этаже.

Значение Покровки как транспортной артерии, усилившееся с появлением в 1860-х гг. Курского вокзала, вызвало строительство каретных лавок (дома 9, 32, 43, 47), кузниц (во дворе д. 43), питейных домов (д. 34), харчевен (д. 8, на месте гостиницы) и т.п. С конца XVIII в. строились здания гостиниц у Покровских ворот Белого города (дома 17, 16—18). В конце XIX — начале XX вв. на улице появилось несколько доходных домов: д. 3 (левая часть — доходный дом и магазин И.И. Карзинкина, 1871, архитектор В.В. Барков), д. 35 (1903, архитектор Ф.Ф. Воскресенский), д. 44 (1909, архитектор В.В. Шервуд). В советский период построены д. 37 (жилой дом кооператива «Политкаторжанин», 1930-е гг., архитекторы Н.В. Ликин, Д.П. Знаменский, С.П. Леонтович, С.М. Растрепин), д. 39 (1986, архитектор В.М. Якушин), д. 41 (жилой дом кооператива «Медсантруд», 1928, архитектор В.К. Кильдишев). В черте Белого города на Покровку выходят
Девяткин и Потаповский переулки, отходит Колпачный переулок; в Земляном городе — улица Чаплыгина, отходят Лепёхинский тупик, Барашевский переулок, Лялин переулок. Продолжением Покровки за пределами Садового кольца является Старая Басманная улица.
http://slovari.yandex.ru/dict/mos/article/mos/19000/52441.htm
[показать] [показать]
Покровка, дом№ 15/16, построен в 1908 году.
[показать] [показать] [300x225] [300x225] [300x225]


О создателех святаго храма сего...

Предлагаем нашим читателям статью о Евграфе Молчанове, тщанием коротого было построено нынешнее здание нашего Храма. Эта статья была предоставлена редакцией газеты "Лампада", в декабрьском номере которой и был опубликован этот материал.

10/23 декабря – день памяти святых мучеников Мины, Ермогена и Евграфа, престольный праздник храма в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Ховрине.

Евграфовский престол нашего храма – ныне единственный в Москве с таким названием. Он находится в верхнем Знаменском храме и является приставным. Со времени его возобновления именно на этом престоле служится ранняя Божественная литургия.

До революции престол во имя святого Евграфа помещался в алтаре нижнего Никольского храма нашей тогда еще сельской церкви. Была церковь мученика Евграфа и в старой Москве на кладбище Спасо-Андроникова монастыря. История обоих храмов связана с именем Евграфа Владимировича Молчанова, небесным покровителем которого был святой Евграф.

Молчановы, славный купеческий род, оставили по себе память в русской истории как фабриканты, благотворители, меценаты, храмоздатели...

Евграф Владимирович Молчанов (1808–1869), статский советник, потомственный почётный гражданин, занимал благодаря своим деловым качествам и состоянию видное положение в московских промышленных кругах. Весной 1859 года он приобрёл ховринское имение, будучи к тому времени владельцем двух фабрик: в Москве, в собственном доме (ул. Покровка, 10) и в сельце Ростокине, – на которых выделывались полубархат, ситцы, другие бумажные ткани, кисейные платки...

Стараниями Е.В. Молчанова началось поистине возрождение Ховрина. Практически полностью обновилась усадьба: возведены усадебный дом, конный двор, флигели, разбит парк с деревьями ценных пород, цветниками, гротами, каскадными прудами. На границе имения появились летние домики; для привлечения дачников сооружена платформа на железной дороге и открыт полустанок Ховрино. И, наконец, построен новый храм.

Немалые средства и труды были положены Е.В. Молчановым на благо Церкви и в прежние годы.

Для духовных нужд рабочих своей Ростокинской ситценабивной фабрики Евграф Владимирович возобновил в соседнем с Ростокином селе Леонове старинную каменную церковь в честь Положения честной Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (ныне ул. Докукина, 15). Этот усадебный храм, закрытый прежним владельцем имения в 1800 году и пришедший в полное запустение, после молчановского ремонта был вновь освящен в 1860 году. (Молчанов арендовал Леоново и в 1867 году приобрел его.)

В 1861 году иждивением Е.В. Молчанова по проекту выдающегося московского зодчего Михаила Доримедонтовича Быковского, много строившего для Молчановых, возведен новый каменный храм во имя Живоначальной Троицы, что на Грязех (ул. Покровка, 13). Сам Молчанов, имевший в Троицком приходе дом, являлся в этой церкви старостой. Известен он и как крупный благотворитель, устроивший общежитие для своих рабочих, школу при фабрике для их детей, больницу...

7 июня 1868 года состоялась закладка нового храма в честь Знамения Пресвятой Богородицы в Ховрине (старая, обветшавшая церковь у пруда была разобрана). Как сообщала газета «Русские ведомости», «всей суммы на устройство этой церкви пожертвовано г. Молчановым до 50 тысяч рублей». На осуществление замечательного проекта М.Д. Быковского потребовалось два года.

Евграф Владимирович скончался 15 сентября 1869 года, не дожив до завершения строительства; вся внутренняя отделка Ховринского храма производилась под наблюдением его вдовы и душеприказчицы Елизаветы Иосифовны (Осиповны).

Как в своей жизни, так и в духовном завещании Е.В. Молчанов в полной мере воплотил идею об ответственности богатства. Согласно его последней воле крупные суммы были переданы церквам, в том числе в Ризоположенский храм в Леонове; в пользу своей приходской Троицкой церкви он отказал доходный дом, на обеспечение Ховринской Знаменской церкви и её причта оставил неприкосновенный капитал в 10000 рублей. Большие вклады получили также Алексеевский и Спасо-Андроников монастыри, Дивеевская обитель, Свято-Пантелеимоновский монастырь и Андреевский скит на Афоне...

В распоряжение городских властей Е.В. Молчанов отказал неприкосновенный капитал в 50000 рублей, чтобы проценты с этой суммы шли на пособия бедным семействам всех сословий. Елизавета Иосифовна, которая на вполне законных основаниях могла бы использовать сей капитал в своих целях в течение трёх лет, передала его городу уже в 1870 году, и Московская дума постановила благодарить вдову жертвователя «за её содействие к скорейшему выполнению воли покойного».

После смерти мужа Е.И. Молчанова стала его достойной преемницей в сфере благотворительности. Неизменно помогала она и Знаменскому приходу, хотя покинула Ховрино в 1890 году, подарив свою землю земству на устройство приюта для детей сирот из Подмосковья. В 1900 году, когда приют был переведен и закрылась школа, в которой учились и дети ховринских крестьян, Елизавета Иосифовна пожертвовала крупную сумму на новое школьное здание (см. об этом публикацию «Из села Ховрина, Московского уезда» в «Лампаде» № 7, 2005).

В те годы в Никольском алтаре появился Евграфовский приставной престол, устроенный, по-видимому, по её просьбе.

Родственники Е.В. Молчанова продолжили и его дело храмоздательства. На старом кладбище Спасо-Андроникова монастыря над могилами Евграфа Владимировича и его родных по проекту М.Д. Быковского была возведена церковь(усыпальница во имя святого мученика Евграфа, датируемая 1870 или по другому источнику 1874 годом. Храм строился и содержался в дальнейшем на средства Молчановых. Так, в 1909–1914 годах ремонтные работы в нём предпринимал сын Е.В. Молчанова Анатолий Евграфович (1856–1921), видный театральный деятель.

Как свидетельствуют фотографии и архивные документы, храм был выстроен из кирпича и оштукатурен; в его интерьере имелось два яруса: верхний, освященный во имя святого Евграфа, и нижний – склеп-усыпальница. Декор фасадов, изящный и лаконичный, гармонично сочетал в себе элементы разных стилей: древнерусского, византийского, ренессансного, готики. Безусловно, этот нерядовой памятник мемориального церковного зодчества являлся архитектурным центром некрополя и органично входил в живописный ансамбль древнего монастыря.

Известно также, что в верхнем и нижнем храмах имелась настенная роспись, иконостасы. Прорубленное в склеп окно украшали цветные стёкла и решетка, гармонировавшие с майоликовой отделкой нижней церкви. Была ли она освящена и как называлась, пока не установлено.

В 1930-е годы при уничтожении кладбищ Спасо-Андроникова монастыря Евграфовская церковь единственная из всего некрополя уцелела и почти не пострадала. Её использовали под склад и в спешке разобрали в 1959 или 1960 году при подготовке к открытию музея. Тогда же исчезла с лица земли и могила Е.В.Молчанова. Само место захоронения Молчановых, однако, не затерялось, ибо сохранился фундамент церкви. Он виден и в наши дни засыпанным землей среди берез при повороте прогулочной дорожки к северной стене монастыря.

В нашем Ховринском храме, изуродованном в годы богоборчества, по воле Божией сохранилась одна из четырех украшавших фасады скульптур: северный, обращенный на усадьбу горельеф мученика Евграфа. По мнению исследователей, это изображение святого несёт портретное сходство с самим храмоздателем. Фотографии Евграфа Владимировича Молчанова до сих пор не обнаружены.

Ирина Корнилаева

Литература:

Сорок сороков. Краткая иллюстрированная история всех храмов. Собрал Петр Паламарчук. Т.1–4. М.,1992–1995;

Храмы Северного округа. М., 1997; Памятники архитектуры Москвы: Окрестности старой Москвы. М., 2004;

Зайцев М. Наследство Молчанова: Новые страницы истории Ховрина//Лампада, 2000, № 2 (33), с. 4;

Ледовская И.Ю. Церковь святого мученика Евграфа в Спасо(Андрониковом монастыре//Хоругвь, вып. 7 (2002), с. 144–160.
Храм Живоначальной Троицы на Грязех у Покровских ворот
[644x800]


История Храма в XVI-XVIII вв.

Исторически район Белого города Москвы между улицей Мясницкой и Яузой, включающий улицу Маросейку (Покровку) начал застраиваться позднее, чем другие регионы Белого города. Историки М.Н.Тихомиров и П.В.Сытин согласны во мнении, что вплоть до самого конца XV века на этом месте был бор, о чем свидетельствуют названия окрестных церквей «на бору», «под бором» и тому подобные. Однако Сытин полагает, что уже тогда на месте нынешней Маросейки проходила Стромынская дорога. Известно также, что уже в конце XV века между Стромынской дорогой (то есть Маросейкой–Покровкой) и рекой Яузой Иван III разбил огромный сад. Первые здания появляются здесь в XVI веке. Это были деревянные постройки, в которых селились знатные семьи выходцев из Новгорода и Пскова. К этому же времени относится постройка первой церкви на месте нынешнего храма Святой Троицы на Грязех.

Впервые храм упоминается в 1547 г. как церковь Св. Василия: пожар 21 июня 1547 года распространился на улицу “Покровскую по Василий Святой (– свт. Василий Великий, он же Кесарийский – В.К.).” В 1619 г. появляется второй придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы, а в 1625 году – придел Святой Троицы.

В 1649 г. построена была первая каменная церковь с прежними престолами, однако на плане Москвы Пальмквиста 1674 года церковь показана как деревянная. В 1701 г. построена вторая каменная церковь, с новым приделом Введения во Храм Пресвятой Богородицы. В это время, видимо, перестает существовать придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

20 мая 1737 года был пожар в Москве. В ведомости, учиненной Московской Синодального Правления Канцелярии по этому случаю, числится: «Церковь Живоначальной Троицы, что у Покровских ворот, сгорела на паперти кровля, да на колокольне мост и ограда, да в показанной церкви с настоящего образа Троицы венец утратился, да в приделе Трех святителей одежда погорела, да взятый для хождения со святой водою крест, да епитрахель в доме дьяконове сгорело, а прочее все в целости…». Здесь упоминается о приделе Трех святителей, о котором никаких других упоминаний нет. Вероятно, в связи с тем, что Василий Великий был одним из Трех святителей, могли путать названия придела, и придел Василия Великого назвать приделом Трех святителей, или же при перестройке храма придел Василия Великого освятили в честь Трех Святителей.

Летом 1741 г. рухнула построенная в 1740 году колокольня с нижней и верхней трапезной, вероятно, оттого, что построена церковь была на топком месте. В 1745 г. разрешено было строить новую церковь без васильевского придела. По одной из версий, создателем построенной в 1740-х – 1750-х годах каменной церкви был архитектор Иван Мичурин, составитель известного плана Москвы, бывший владельцем участка земли рядом с Храмом. Престол Введения во Храм Пресвятой Богородицы вновь построенного храма был освящен в июле 1748-го; главный, Святой Троицы, – в 1752 г.
http://www.triradosti.ru/index.php/articles/5
[300x225] [300x225] [300x225] [300x225] [300x225] [225x300]
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ПРОДОЛЖИМ ПРОГУЛКИ ПО МОСКВЕ | OLEQ_7777777 - Дневник олег_хацкевич | Лента друзей OLEQ_7777777 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»