• Авторизация


У МАРГАРИТЫ НАЗАРОВОЙ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ . ВСПОМНИМ.... 26-11-2009 12:36 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[показать]

Я когда смотрю как женщина входит в клетку к хищникам..... я просто преклоняю голову !!!! Все конечно смотрели фильм " Полосатый рейс " там играла Маргарита Назарова.У неё сегодня день рождения !!! Красивая женщина всё таки наши женщины самые лучшие в мире !!!!! 

читать целиком
Маргарита Назарова
[показать] [показать]
Заканчивались съемки «Опасных троп», а в Ленинграде уже готовились к поста­новке нового фильма — «Укротительница тигров». Группа тигров прибыла на сту­дию «Ленфильм». Маргарита Назарова должна была в фильме дублировать кино­актрису Касаткину, снимавшуюся в главной роли. В процессе подготовки и проведения съемок дрессировщица все бо­лее и более сближалась с тиграми. И бы­ло вполне логичным, когда после успеш­ного окончания съемок было решено гото­вить с этой группой новый аттракцион (по сценарию, предложенному Б. А. Эдером).

Начался самостоятельный творческий путь дрессировщицы, при первых высту­плениях которой ей помогал своими со­ветами Б. А. Эдер. К. Константиновский стал тренером группы и ближайшим помощником Маргариты Назаровой. В даль­нейшем ее группа пополнилась двумя молодыми уссурийскими тигрицами Найдой и Пупой. Начались поездки с аттракцио­ном по всей стране.

Так появилась на цирковой арене дрес­сировщица уссурийских тигров Маргарита Назарова. За короткое время ее имя стало широко известным не только в нашей стране, но и за ее пределами. Ее полюбил зритель во всех уголках Советского Союза, о ней пишут журналы и газеты, на нее и ее питомцев часто обращается объектив кинокамеры.

В чем же «секрет» достижений Марга­риты Назаровой?

Маргарита Назарова взяла все лучшее, что создала советская школа дрессировки и смело отбросила ненужное, наносное, показное. Это и придает ее работе с тиг­рами подлинную артистичность, прино­сящую радость зрителю. И только писто­лет у Константиновского, сидящего в пер­вом ряду зрителей, да ствол пожарного рукава, направленный в клетку, говорят о том, что Назарова играет в клетке не с домашними кошками, а со свирепыми обитателями уссурийской тайги, способны­ми ударом лапы убить быка.

Легкость, непринужденность, хороший юмор, отсутствие нарочитости — вот что отличает поведение Маргариты Назаровой в клетке. Тигры, как правило, охотно вы­полняют свои обязанности, чаще всего мы видим их играющими, фырчащими от удовольствия. Дрессировщица на протя­жении всего аттракциона «разговаривает» со своими питомцами, шутит, играет с ними. В руках у нее нет ничего, что мог­ло бы причинить боль животному, что могло бы хоть сколько-нибудь защитить ее от возможного нападения тигра.

В основе системы дрессировки и по­строения аттракциона Назаровой лежит творческое освоение теоретического и практического наследия советской школы дрессировки животных, с успехом исполь­зующей учение великого физиолога И. П. Павлова о высшей нервной деятель­ности, его методику воспитания у живот­ного временных связей — условных реф­лексов.

Существует три основных направления в дрессировке хищников. Одно из них строится на системе воспитываемых у зверя болевых рефлексов («сделай это, а не то я причиню тебе боль»), другое основано на системе пище­вых рефлексов («сделай это и ты по­лучишь лакомство»). Третье направление обычно называют (не совсем точно) комплексной, или смешанной, дрессурой. Идея ее выражается в формуле «сделай это и ты получишь лакомство, а если ты вый­дешь из повиновения, будешь наказан».

Длительное время главным направле­нием дрессуры крупных хищников являлось первое направление, основанное на болевых рефлексах. Нет нужды особо подчеркивать, что болевая дрессировка в своей основе чужда советскому цирку.

Но можно ли крупных хищников дрес­сировать с использованием только вкусопоощрения? Можно ли только кусочком мяса добиться безотказного выполнения зверем своих обязанностей? К сожалению, нет, нельзя. Советские дрессировщики крупных хищников используют в своей ра­боте систему смешанной дрессуры с пре­обладанием пищевых рефлексов.

В результате громадной затраты труда и времени при максимальной мобилиза­ции терпения и внимательности дресси­ровщика удается добиться успеха — «на­учить» зверя выполнять определенные действия. Однако дрессировщик обязан постоянно быть бдительным и поддержи­вать в клетке дисциплину.

На одном из представлений Рада, вме­сто того чтобы идти на прыжок, вдруг затеяла игру с Ахиллом. Назарова напо­минает Раде о ее обязанностях:

— А ну-ка, девочка, иди работать!

«Девочка» не слушается и продолжа­ет возиться с Ахиллом.

Следует строгий приказ:

— Рада! Прыгать!

И этот «посыл» нужного результата не дает. Вздрогнув от окрика, Рада прекра­щает игру с Ахиллом, но она явно недо­вольна и агрессивно шипит, прижав уши и обнажая страшные клыки. Дрессиров­щица отлично видит, что зверь готов на­пасть и необходимо его «тушировать». Следует вторичный, еще более резкий ок­рик и хлесткий хлопок бича по манежу. Но и это на Раду не действует! Ослеплен­ная вспышкой чисто звериной ярости, она начинает напрягать лапы, приседает, груп­пируется для прыжка. Жизнь дрессировщицы в этот момент висит на волоске, она знает, что должна немедленно, если так можно выразиться, «образумить» зверя. Она вдруг делает неожиданный выпад в сторону стоящей рядом тумбы. Рада мгно­венно преображается и идет на трюк.

Что же произошло? Почему неожидан­ное резкое движение дрессировщицы «об­разумило» тигрицу?

Дело в том, что наряду с воспитанны­ми у животного временными связями — условными рефлексами, его действиями управляют инстинкты, безусловные реф­лексы и ряд стихийно возникающих услов­ных рефлексов. В каждый данный момент один из них преобладают, другие затор­можены. Дрессировщик должен очень тон­ко, очень чутко и очень искусно разби­раться в сложной гамме возбуждений и торможений, определяющих поведение жи­вотного. Вовремя не уловить вновь воз­никшее возбуждение или вновь наступив­шее торможение означает подвергнуться серьезной опасности.

В описанном выше эпизоде инстинкт охоты, проявившийся у Рады в агрессии, направленной на человека, был вовремя переключен на оборонительный рефлекс, заговоривший при неожиданном движении дрессировщицы в сторону тумбы. Это переключение вывело Раду из состояния, когда временная связь на трюк была по­давлена и тигрица вспомнила о своих обязанностях.

Таким образом, болевой элемент в сме­шанной дрессуре надо понимать не бук­вально, как только причинение зверю бо­ли, но и как напоминание зверю о том, что боль может быть причинена. Здесь-то и используется хорошо развитый у каж­дого хищника оборонительный рефлекс. Такая трактовка смешанной дрессуры и является, пожалуй, главной особенностью системы работы с тиграми, применяемой Назаровой.

Работая с крупными хищниками, дрессировщик обязан учитывать особенности характера зверя. Назарова отлично знает это. Ахилл, например, любит увиль­нуть от работы. Этот громадный и умный тигр требует к себе особого внимания дрес­сировщицы для удержания его в повино­вении.

...Однажды Назарова заметила, что Ахилл становится на представлениях непослушным. На репетициях же, а они обычно проводятся сейчас же по оконча­нии вечернего представления, Ахилл до­бросовестно и четко выполняет свои обя­занности. Возникло подозрение, что у Ахилла образовалась сложная временная связь, обусловленная тем, что на репе­тиции при его непослушании дрессиров­щица любыми средствами заставляет его быть послушным, а на представлении она всячески старается избежать конфликта. Вот Ахилл и «сообразил» — при работе в присутствии зрителей можно побезобразничать, а на репетиции, во избежание неприятностей, безобразничать не сле­дует... Оставлять такую временную связь у зверя, разумеется, нельзя было, ибо она могла привести к весьма серьезным последствиям. Нависшая опасность была остроумно ликвидирована. Назарова по­просила всех своих товарищей по ра­боте — цирковых артистов и обслужива­ющий персонал — прийти на репетицию и изображать публику, а оркестр — дать обычное музыкальное сопровождение. На репетиции был включен полный свет, как на представлении, Назарова работала в обычном для представления костюме. «Зрители» аплодировали, а Константиновский сидел на своем обычном месте — у прохода в первом ряду... Ахилл был обманут — он почувствовал себя на пред­ставлении и перестал слушаться дресси­ровщицу... Но... что это? Вместо обычных «разговоров» и увещаний Ахиллу конкрет­но показывается, к чему приводит непо­слушание. Для тигра это неожиданность: «на представлении» и вдруг... Так вред­ная временная связь была заторможена. С тех пор Ахилл ведет себя одинаково и на репетициях и на представлениях, не желая еще раз попасть впросак.

Система дрессировки тигров, которой придерживается Маргарита Назарова, от­личается рядом весьма интересных осо­бенностей. Маргарита Назарова не тре­бует от своих питомцев постоянного си­дения на тумбах. Они свободно перемеща­ются по клетке во время пауз, необходимых дрессировщику для переста­новки реквизита. Но как только реквизит подготовлен и начинается очередной трюк — тигры дисциплинированно зани­мают свои места. Это придает всему номе­ру атмосферу непринужденности, изящ­ной простоты. Добиться этого было не­легко. Еще труднее обеспечить при этом безопасность работы дрессировщика в клетке.

В труде дрессировщика нет малозначи­тельных мелочей. Когда однажды Марга­рита Назарова перед представлением не­достаточно тщательно вымыла руки и они сохранили запах духов, Рада чуть было не сорвала выполнение трюка. Иногда же совсем пустяковый на первый взгляд не­досмотр ставит под серьезную угрозу жизнь дрессировщика.

...Это случилось на одной из репети­ций во время гастролей в Новосибирске летом 1966 года. Отрабатывался прыжок Рады над головой Маргариты Назаровой. Став между двумя отставленными на зна­чительное расстояние друг от друга тум­бами, дрессировщица приглашает Раду совершить прыжок. Тигрица охотно идет на трюк. Вот она мягким грациозным движением вскакивает на тумбу. Громад­ное тело собирается для большого прыж­ка... Вот она уже в воздухе над запроки­нутой головой Маргариты Назаровой и... лицо дрессировщицы заливает кровь. Ра­да испуганно жмется к ее ногам.

Что же случилось? Оказывается, тум­ба, с которой Рада начинает свой прыжок, под напором задних лап тигрицы сдвину­лась, а это понизило траекторию полета Рады в прыжке, и тигрица ненамеренно задела задней лапой голову дрессировщи­цы, сорвав с нее кожу вместе с волосами. Так незначительная на первый взгляд не­брежность в установке тумбы оставила о себе значительную память.

Дрессировщик обязан обдумывать каж­дое свое действие, каждый свой шаг, ана­лизировать, если можно так выразиться, состояние временных связей у зверя в каждый данный момент. Ошибки здесь, как правило, влекут за собой большие или меньшие неприятности.

Маргарита Назарова обладает чудес­ным свойством — все время искать, вдум­чиво творить, стремиться уйти от таких, подчас десятилетиями освященных традиций, которые делают работу дрессировщи­ка заурядной. И надо сказать, в этом стремлении Назарова имеет уже ряд до­стижений.

Молодая дрессировщица изучает пове­дение дрессированных тигров вне обычной клетки, где царит тщательно продуман­ная система временных связей и «посы­лов», на которые зверь реагирует, совер­шая то или иное действие, нужное дрес­сировщику. Совершенно ясно, что, не го­воря уж о работе на манеже без заранее отработанной системы «посылов», но и просто общение с тигром, находящимся на свободе, — дело опасное. Однако Назарова уверенно делает это дело и доби­вается все новых результатов.

Основные из них: выезд с Пуршем на остров на Оби в Новосибирске, когда об­наружилось умение тигра плавать и даже любовь его к воде, наблюдения за поведением взрослых тигров в домашней обстановке в условиях гостиницы, упоми­навшийся выше выезд с тигром в тайгу, где он получил свободу и играл со своей хозяйкой на лоне родной природы. Нако­нец, блестящий номер, показанный Мар­гаритой Назаровой в праздничной программе Московского цирка, посвященной VI Всемирному фестивалю молодежи, — игра с тигром в бассейне с водой — нео­бычное зрелище, вызвавшее шумное одоб­рение зрителей.

Смелый эксперимент Маргариты НазаровойНа манеже цирка, превращенном в озеро, не огороженном клеткой, находясь с тигром в воде, дрессировщица играет со своим полосатым питомцем. Он гоняется за ней, ныряет, ловит зубами и лапами мяч, бросает его дрессировщице... Расша­лившись, он пытается «утопить» хозяйку, а потом забавно удирает от нее... Зритель увлекается этой игрой и забывает о страшной опасности, которой подвергается дрессировщица, не думает о колоссаль­ном вдумчивом труде, который предше­ствовал победе. Это — подлинное искус­ство, вполне заслуженно отмеченное золо­той медалью лауреата фестиваля, кото­рой международное жюри наградило Мар­гариту Назарову.

Хочется верить, что артистка внесет еще много нового в работу с тиграми и другими животными, расширяя свой вклад в развитие советского циркового искусства.

Б. Гершкович
http://www.ruscircus.ru/sc-october57/mnazarova571
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
Памятник дрессировщикам (Владимир Шебзухов) [650x433] Звонок. Взяла собака трубку. Услышав в ней «Аллё-о!», Вмиг оппоненту «Гав!» Быть может, кто иной Сумел принять за шутку, Но в трубке -- «Дорогой! Не слышно мне никак! Ответить чуть погромче Тебя не затруднит?» Хоть и напрягся очень, «Гав!» в трубке вновь звучит. «Нет! Всё равно не слышно. Давай-ка не психуй, Понятливо, чтоб вышло -- По буквам продиктуй!» Сообразить не сразу смог, Услышав чётко, ясно -- «Галина, Алексей, Васёк!» Не верите? Напрасно!


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник У МАРГАРИТЫ НАЗАРОВОЙ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ . ВСПОМНИМ.... | OLEQ_7777777 - Дневник олег_хацкевич | Лента друзей OLEQ_7777777 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»