[показать]
Я когда смотрю как женщина входит в клетку к хищникам..... я просто преклоняю голову !!!! Все конечно смотрели фильм " Полосатый рейс " там играла Маргарита Назарова.У неё сегодня день рождения !!! Красивая женщина всё таки наши женщины самые лучшие в мире !!!!!
читать целиком
Маргарита Назарова
[показать]
[показать]
Заканчивались съемки «Опасных троп», а в Ленинграде уже готовились к постановке нового фильма — «Укротительница тигров». Группа тигров прибыла на студию «Ленфильм». Маргарита Назарова должна была в фильме дублировать киноактрису Касаткину, снимавшуюся в главной роли. В процессе подготовки и проведения съемок дрессировщица все более и более сближалась с тиграми. И было вполне логичным, когда после успешного окончания съемок было решено готовить с этой группой новый аттракцион (по сценарию, предложенному Б. А. Эдером).
Начался самостоятельный творческий путь дрессировщицы, при первых выступлениях которой ей помогал своими советами Б. А. Эдер. К. Константиновский стал тренером группы и ближайшим помощником Маргариты Назаровой. В дальнейшем ее группа пополнилась двумя молодыми уссурийскими тигрицами Найдой и Пупой. Начались поездки с аттракционом по всей стране.
Так появилась на цирковой арене дрессировщица уссурийских тигров Маргарита Назарова. За короткое время ее имя стало широко известным не только в нашей стране, но и за ее пределами. Ее полюбил зритель во всех уголках Советского Союза, о ней пишут журналы и газеты, на нее и ее питомцев часто обращается объектив кинокамеры.
В чем же «секрет» достижений Маргариты Назаровой?
Маргарита Назарова взяла все лучшее, что создала советская школа дрессировки и смело отбросила ненужное, наносное, показное. Это и придает ее работе с тиграми подлинную артистичность, приносящую радость зрителю. И только пистолет у Константиновского, сидящего в первом ряду зрителей, да ствол пожарного рукава, направленный в клетку, говорят о том, что Назарова играет в клетке не с домашними кошками, а со свирепыми обитателями уссурийской тайги, способными ударом лапы убить быка.
Легкость, непринужденность, хороший юмор, отсутствие нарочитости — вот что отличает поведение Маргариты Назаровой в клетке. Тигры, как правило, охотно выполняют свои обязанности, чаще всего мы видим их играющими, фырчащими от удовольствия. Дрессировщица на протяжении всего аттракциона «разговаривает» со своими питомцами, шутит, играет с ними. В руках у нее нет ничего, что могло бы причинить боль животному, что могло бы хоть сколько-нибудь защитить ее от возможного нападения тигра.
В основе системы дрессировки и построения аттракциона Назаровой лежит творческое освоение теоретического и практического наследия советской школы дрессировки животных, с успехом использующей учение великого физиолога И. П. Павлова о высшей нервной деятельности, его методику воспитания у животного временных связей — условных рефлексов.
Существует три основных направления в дрессировке хищников. Одно из них строится на системе воспитываемых у зверя болевых рефлексов («сделай это, а не то я причиню тебе боль»), другое основано на системе пищевых рефлексов («сделай это и ты получишь лакомство»). Третье направление обычно называют (не совсем точно) комплексной, или смешанной, дрессурой. Идея ее выражается в формуле «сделай это и ты получишь лакомство, а если ты выйдешь из повиновения, будешь наказан».
Длительное время главным направлением дрессуры крупных хищников являлось первое направление, основанное на болевых рефлексах. Нет нужды особо подчеркивать, что болевая дрессировка в своей основе чужда советскому цирку.
Но можно ли крупных хищников дрессировать с использованием только вкусопоощрения? Можно ли только кусочком мяса добиться безотказного выполнения зверем своих обязанностей? К сожалению, нет, нельзя. Советские дрессировщики крупных хищников используют в своей работе систему смешанной дрессуры с преобладанием пищевых рефлексов.
В результате громадной затраты труда и времени при максимальной мобилизации терпения и внимательности дрессировщика удается добиться успеха — «научить» зверя выполнять определенные действия. Однако дрессировщик обязан постоянно быть бдительным и поддерживать в клетке дисциплину.
На одном из представлений Рада, вместо того чтобы идти на прыжок, вдруг затеяла игру с Ахиллом. Назарова напоминает Раде о ее обязанностях:
— А ну-ка, девочка, иди работать!
«Девочка» не слушается и продолжает возиться с Ахиллом.
Следует строгий приказ:
— Рада! Прыгать!
И этот «посыл» нужного результата не дает. Вздрогнув от окрика, Рада прекращает игру с Ахиллом, но она явно недовольна и агрессивно шипит, прижав уши и обнажая страшные клыки. Дрессировщица отлично видит, что зверь готов напасть и необходимо его «тушировать». Следует вторичный, еще более резкий окрик и хлесткий хлопок бича по манежу. Но и это на Раду не действует! Ослепленная вспышкой чисто звериной ярости, она начинает напрягать лапы, приседает, группируется для прыжка. Жизнь дрессировщицы в этот момент висит на волоске, она знает, что должна немедленно, если так можно выразиться, «образумить» зверя. Она вдруг делает неожиданный выпад в сторону стоящей рядом тумбы. Рада мгновенно преображается и идет на трюк.
Что же произошло? Почему неожиданное резкое движение дрессировщицы «образумило» тигрицу?
Дело в том, что наряду с воспитанными у животного временными связями — условными рефлексами, его действиями управляют инстинкты, безусловные рефлексы и ряд стихийно возникающих условных рефлексов. В каждый данный момент один из них преобладают, другие заторможены. Дрессировщик должен очень тонко, очень чутко и очень искусно разбираться в сложной гамме возбуждений и торможений, определяющих поведение животного. Вовремя не уловить вновь возникшее возбуждение или вновь наступившее торможение означает подвергнуться серьезной опасности.
В описанном выше эпизоде инстинкт охоты, проявившийся у Рады в агрессии, направленной на человека, был вовремя переключен на оборонительный рефлекс, заговоривший при неожиданном движении дрессировщицы в сторону тумбы. Это переключение вывело Раду из состояния, когда временная связь на трюк была подавлена и тигрица вспомнила о своих обязанностях.
Таким образом, болевой элемент в смешанной дрессуре надо понимать не буквально, как только причинение зверю боли, но и как напоминание зверю о том, что боль может быть причинена. Здесь-то и используется хорошо развитый у каждого хищника оборонительный рефлекс. Такая трактовка смешанной дрессуры и является, пожалуй, главной особенностью системы работы с тиграми, применяемой Назаровой.
Работая с крупными хищниками, дрессировщик обязан учитывать особенности характера зверя. Назарова отлично знает это. Ахилл, например, любит увильнуть от работы. Этот громадный и умный тигр требует к себе особого внимания дрессировщицы для удержания его в повиновении.
...Однажды Назарова заметила, что Ахилл становится на представлениях непослушным. На репетициях же, а они обычно проводятся сейчас же по окончании вечернего представления, Ахилл добросовестно и четко выполняет свои обязанности. Возникло подозрение, что у Ахилла образовалась сложная временная связь, обусловленная тем, что на репетиции при его непослушании дрессировщица любыми средствами заставляет его быть послушным, а на представлении она всячески старается избежать конфликта. Вот Ахилл и «сообразил» — при работе в присутствии зрителей можно побезобразничать, а на репетиции, во избежание неприятностей, безобразничать не следует... Оставлять такую временную связь у зверя, разумеется, нельзя было, ибо она могла привести к весьма серьезным последствиям. Нависшая опасность была остроумно ликвидирована. Назарова попросила всех своих товарищей по работе — цирковых артистов и обслуживающий персонал — прийти на репетицию и изображать публику, а оркестр — дать обычное музыкальное сопровождение. На репетиции был включен полный свет, как на представлении, Назарова работала в обычном для представления костюме. «Зрители» аплодировали, а Константиновский сидел на своем обычном месте — у прохода в первом ряду... Ахилл был обманут — он почувствовал себя на представлении и перестал слушаться дрессировщицу... Но... что это? Вместо обычных «разговоров» и увещаний Ахиллу конкретно показывается, к чему приводит непослушание. Для тигра это неожиданность: «на представлении» и вдруг... Так вредная временная связь была заторможена. С тех пор Ахилл ведет себя одинаково и на репетициях и на представлениях, не желая еще раз попасть впросак.
Система дрессировки тигров, которой придерживается Маргарита Назарова, отличается рядом весьма интересных особенностей. Маргарита Назарова не требует от своих питомцев постоянного сидения на тумбах. Они свободно перемещаются по клетке во время пауз, необходимых дрессировщику для перестановки реквизита. Но как только реквизит подготовлен и начинается очередной трюк — тигры дисциплинированно занимают свои места. Это придает всему номеру атмосферу непринужденности, изящной простоты. Добиться этого было нелегко. Еще труднее обеспечить при этом безопасность работы дрессировщика в клетке.
В труде дрессировщика нет малозначительных мелочей. Когда однажды Маргарита Назарова перед представлением недостаточно тщательно вымыла руки и они сохранили запах духов, Рада чуть было не сорвала выполнение трюка. Иногда же совсем пустяковый на первый взгляд недосмотр ставит под серьезную угрозу жизнь дрессировщика.
...Это случилось на одной из репетиций во время гастролей в Новосибирске летом 1966 года. Отрабатывался прыжок Рады над головой Маргариты Назаровой. Став между двумя отставленными на значительное расстояние друг от друга тумбами, дрессировщица приглашает Раду совершить прыжок. Тигрица охотно идет на трюк. Вот она мягким грациозным движением вскакивает на тумбу. Громадное тело собирается для большого прыжка... Вот она уже в воздухе над запрокинутой головой Маргариты Назаровой и... лицо дрессировщицы заливает кровь. Рада испуганно жмется к ее ногам.
Что же случилось? Оказывается, тумба, с которой Рада начинает свой прыжок, под напором задних лап тигрицы сдвинулась, а это понизило траекторию полета Рады в прыжке, и тигрица ненамеренно задела задней лапой голову дрессировщицы, сорвав с нее кожу вместе с волосами. Так незначительная на первый взгляд небрежность в установке тумбы оставила о себе значительную память.
Дрессировщик обязан обдумывать каждое свое действие, каждый свой шаг, анализировать, если можно так выразиться, состояние временных связей у зверя в каждый данный момент. Ошибки здесь, как правило, влекут за собой большие или меньшие неприятности.
Маргарита Назарова обладает чудесным свойством — все время искать, вдумчиво творить, стремиться уйти от таких, подчас десятилетиями освященных традиций, которые делают работу дрессировщика заурядной. И надо сказать, в этом стремлении Назарова имеет уже ряд достижений.
Молодая дрессировщица изучает поведение дрессированных тигров вне обычной клетки, где царит тщательно продуманная система временных связей и «посылов», на которые зверь реагирует, совершая то или иное действие, нужное дрессировщику. Совершенно ясно, что, не говоря уж о работе на манеже без заранее отработанной системы «посылов», но и просто общение с тигром, находящимся на свободе, — дело опасное. Однако Назарова уверенно делает это дело и добивается все новых результатов.
Основные из них: выезд с Пуршем на остров на Оби в Новосибирске, когда обнаружилось умение тигра плавать и даже любовь его к воде, наблюдения за поведением взрослых тигров в домашней обстановке в условиях гостиницы, упоминавшийся выше выезд с тигром в тайгу, где он получил свободу и играл со своей хозяйкой на лоне родной природы. Наконец, блестящий номер, показанный Маргаритой Назаровой в праздничной программе Московского цирка, посвященной VI Всемирному фестивалю молодежи, — игра с тигром в бассейне с водой — необычное зрелище, вызвавшее шумное одобрение зрителей.
Смелый эксперимент Маргариты НазаровойНа манеже цирка, превращенном в озеро, не огороженном клеткой, находясь с тигром в воде, дрессировщица играет со своим полосатым питомцем. Он гоняется за ней, ныряет, ловит зубами и лапами мяч, бросает его дрессировщице... Расшалившись, он пытается «утопить» хозяйку, а потом забавно удирает от нее... Зритель увлекается этой игрой и забывает о страшной опасности, которой подвергается дрессировщица, не думает о колоссальном вдумчивом труде, который предшествовал победе. Это — подлинное искусство, вполне заслуженно отмеченное золотой медалью лауреата фестиваля, которой международное жюри наградило Маргариту Назарову.
Хочется верить, что артистка внесет еще много нового в работу с тиграми и другими животными, расширяя свой вклад в развитие советского циркового искусства.
Б. Гершкович
http://www.ruscircus.ru/sc-october57/mnazarova571