[300x225]
[показать]
[показать]
[показать]
В некоторых документах он значится также как церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы на Дехтярном огороде, что у Арбатских ворот. Местность эта была дворцовой Поварской слободой, где жили люди из штата Сытного дворца (по данным 1573г. их было почти 500 человек: повара, хлебники, помясы, скатертники, подключники…). Отсюда и пошли названия улиц и переулков между нынешним Новым Арбатом и Б.Никитской: Поварская улица, Хлебный, Скатертный, Столовый, Ножовый переулки. Слобода царских поваров была богатой – к XVII веку в ней значится два храма. Поварская улица была прежде, с XII века, древней Волоцкой дорогой, ведшей в Волоколамск и Новгород, и служила не только торговой, но и своего рода «правительственной трассой». По ней возвращался из Новгорода в Москву в 1471 году Иван III, а в 1572-м - Иван IV Грозный.
Например, в церкви Симеона Столпника венчался сам царь Борис Годунов. Именно в честь этого события был установлен здесь деревянный храм, на месте которого решено было возводить каменную церковь.
Небольшое здание выполнено из большемерного кирпича в стиле русского узорочья, с пятью главами, трапезной, колокольней и двумя приделами, каждый с отдельной апсидой и главкой. Главный престол храма — Введенский, а приделы — во имя Симеона Столпника и Николая Чудотворца, который в 1759г. был переосвящен здесь во имя Димитрия Ростовского. Приделы примыкают к изначально более низкой трапезной, которая позднее была поднята в сводах и вытянута в длину с запада, слегка «обняв» открытый первый ярус колокольни.
Внешнее убранство церкви просто и в то же время позволяет ей выглядеть очень нарядной. В первую очередь это достигается благодаря верхней части основного объема с рядами кокошников и узорчатыми барабанами под небольшими луковками куполов. С ними перекликается ажурный шатер колокольни с арочными проемами и двумя рядами окошек-«слухов», обрамленных наличниками. На колокольне были колокола литья мастера Федора Дмитриевича Моторина (1630 — 1688), основателя знаменитой династии литейщиков (утрачены в 1930-х гг.). Под рядами кокошников проведен широкий резной фриз. Пышно украшены и барабаны приделов.
[показать]
[показать]
Все роскошные и красивые венчания проходили в церкви в дореволюционные времена. После 1930г. храм фактически был отдан на слом. Снесли красивую ограду, разобрали часть деталей самой церкви. Полуразрушенная, она достояла до решения о строительстве новой московской магистрали — проспекта Калинина на месте бывшей царской Кречетной слободы. Первоначально церковь, не вписывавшуюся в ряд новостроек из стекла и бетона, собирались снести, но неимоверными усилиями общественности ее удалось спасти. В 1966г. началась реставрация, восстановили изначальную форму кровли, даже украсили маковки крестами, которые почти сразу по распоряжению высшего начальства срезали автогеном.
Храм был популярен среди московской интеллигенции как место венчания. Но и до появления такой традиции здесь в 1801г. состоялось одно из самых известных и нашумевших венчаний – графа Николая Петровича Шереметева и актрисы Прасковьи Ивановны Жемчуговой-Ковалевой. Венчание было тайным, хотя все равно наделало немало шума в высшем свете. Здесь же в 1816г. венчались писатель Сергей Тимофеевич Аксаков и Ольга Семеновна Заплатина. Кроме двух известных пар, которые непременно фигурируют в описании храма, здесь в декабре 1918г. венчалась будущая жена Михаила Булгакова, Елена Сергеевна Нюренберг, с Юрием Мамонтовичем Нееловым, сыном артиста Мамонта Дальского и адъютантом командующего 16-й армией РККА. А еще через два года с она Нееловым разошлась и вышла замуж за Евгения Александровича Шиловского (прототип мужа Маргариты из знаменитого романа Булгакова). Прихожанином церкви Симеона Столпника на Поварской в последние годы жизни был Н.В.Гоголь, живший тогда в доме Толстых на Никитском бульваре. Священник церкви причащал умирающего писателя в феврале 1852 года.
В 1968г. здание храма отдали Всероссийскому обществу охраны природы, и в нем разместился выставочный зал мелких животных и птиц: морских свинок, белых крыс, попугайчиков, канареек и т.д. Вскоре небольшое здание насквозь пропиталось навозным запахом. Интерьеры храма были окончательно уничтожены. Однако в 1990г., по распоряжению зам. председателя Мосгорисполкома Матросова, на главы храма снова водрузили кресты. В 1992г. церковь Симеона Столпника была вновь передана верующим, заново расписана молодыми художниками. Оказалось, что от прежнего убранства уцелела храмовая икона преподобного Симеона Столпника, сохранявшаяся у прихожан, надеявшихся и верующих в ее восстановление.
http://www.noviyarbat.ru/stolpnik/
http://hramy.ru/regions/r77/cao/arbat/simpov.htm