| 1812 |
| 19 октября НАПОЛЕОН отдал приказ войскам оставить Москву. Вся французская армия двинулась по Старой Калужской дороге, кроме корпуса маршала МОРТЬЕ. Вечером 20 октября Наполеон послал из своей главной квартиры в селе Троицком приказ Мортье: немедленно присоединиться со своим корпусом к армии, а перед выступлением взорвать Кремль.
Это приказание было выполнено лишь частично, так как в суматохе внезапного отступления у маршала не было времени как следует заняться этим делом. Была подорвана колокольня Ивана Великого, но она сумела устоять. |
[149x] Храм Иоанна Лествичника представляет для исследователя огромный интерес потому, что это был первый известный нам каменный храм под звоном, первая известная нам столпообразная церковь-колокольня и первое размещение храма между двумя соборами, которое надолго определило место постройки колоколен и звонниц в других архитектурных ансамблях. Исследуя известные колокольни и звонницы, мы находим в основании их освященные престолы и, соответственно, можем трактовать их, как церкви того же типа "под колоколы", что и первый Лествичник Калиты. Престол находился в Георгиевской церкви "под колоколы" в селе Коломенском под Москвой, в девятигранном столпе Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале и колокольне Новодевичьего монастыря в Москве находились два престола один над другим. В ходе работ по реконструкции Соборной площади Московского Кремля в 1913 году были обнаружены белокаменные фундамент и нижние части кладки стен церкви Иоанна Лествичника 1329 года. [156x316] |
[150x316] |
[217x] В северной арке колокол отсутствует, так как после пристройки в XVI веке храма, позже надстроенной звонницей, северная и северо-восточная арки колокольни оказались загороженными. В южной арке вслед за Новгородским идет колокол Широкий, весом более 300 пудов, с ним соседствует колокол Слободской, меньше весом и выше звучанием, и замыкает ряд колокол Ростовский, весом около 200 пудов. Такой же порядок развески колоколов сохраняется и в наши дни на втором ярусе звона Ивановского столпа, за исключением утраченного колокола в западной арке колокольни.
[143x] Столп церкви-колокольни, возведенный итальянским архитектором Боном Фрязином в 1505-1508 годах, представляет собой трехъярусную башню, все арки которой, кроме двух северной и северо-восточной на первом ярусе, к которым позже примкнула церковь-звонница во имя Рождества Христова, включают в себя колокола разных времен отливки, весов и звучания. На первый ярус звонари поднимались по внутристенной широкой лестнице, начинающейся слева от входа в храм Иоанна Лествичника. Справа находится еще одна винтовая лестница, по которой тоже можно подняться на первый ярус звона колокольни. Над храмом устроены помещения, назначение которых неизвестно, так как исторически эти помещения не отапливались, то вряд ли они были предназначены для звонарей, хотя в теплое время года они весьма удобны для ожидания сигнала к началу звона. На первом ярусе звона, до пристройки с севера звонницы-храма, находились восемь колоколов. В арках, где ныне колоколов нет, остались рамы для их очепной подвески, выполненные из кованого железа.
[148x] Звон в колокола первого яруса производили с земли у основания столпа, куда свешивались тяги, идущие от очепов. Для звона в колокола Медведь, Лебедь и Новгородский, которые весят более 400 пудов, требовалось как минимум по два звонаря. Возможно, что и два следующих трехсотпудовые колокола Широкий и Слободской раскачивали по двое. В колокол Ростовский, весом более двухсот пудов, мог звонить один человек. Таким образом, только для праздничного звона в колокола первого яруса требовалось, как минимум 13-14 звонарей. Для звона в колокола второго яруса, из расчета одного звонаря на каждый колокол, требовалось 8 звонарей, хотя некоторые приспособления для звона могли уменьшить число звонящих. Звон в колокола второго яруса, вес которых колебался от 200 до 40 пудов, производился с площадки над колоколами первого яруса. Для звона в колокола третьего яруса звонари должны были подниматься на ярус к колоколам. На третьем ярусе располагались средние и малые, зазвонные колокола. Вес самого большого колокола достигал 40 пудов. Общее количество этих колоколов изменялось со временем. Одним из доказательств очепного способа звона являются выносные решетки-карманы, установленные в арках под колоколами и служащие для того, что бы оторвавшийся во время звона язык задержался тут же на ярусе звона, не упав в низ.
[234x] Павел Алеппский в своих записках подробно описывает устройство колокольни Московского Кремля: "Число ступеней в Ивановской колокольне, в которой висит огромный колокол, 144. Внутри башни, по окружности ее, есть многочисленные кельи. Из этой башни можно проникнуть туда, где висят два колокола, назначенные для звона в будничные дни и в канун праздников. Башню эту выстроил и снабдил колоколами в Бозе почивший царь Иоанн, пожертвовав в своё время 120 домов с достаточным содержанием для приставленных к колокольням людей, которые приходят по очереди еженедельно и неотлучно пребывают в упомянутых кельях ночью и днем для звона в колокола. В большие праздники и в дни крестных ходов, когда звонят во все колокола, звонари являются все и производят звон". В 1532-1544 годах к Ивановской колокольне пристраивают церковь Рождества Христова. Над церковью были надстроены три помещения, напоминающие конструкцию звонницы Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде. 1620-е годы рядом с ней по приказанию патриарха Филарета возводят еще одно здание, позже названное Филаретовой пристройкой, куда поместили Годуновский колокол весом 2200 пудов. Звон в него происходил очепным способом, а как именно описал Адам Олеарий. По всей вероятности, звон в Царь-колокол Александра Григорьева, отлитый в 1655 году, производили уже язычным способом.
автор материала - Игорь Коновалов