• Авторизация


ПРОДОЛЖИМ ПРОГУЛКУ ПО МОСКВЕ. 18-10-2009 18:02 к комментариям - к полной версии - понравилось!


ЕЩЁ РАЗ ХОТЕЛОСЬ БЫ ВЕРНУТСЯ К БОРОДИНСКОЙ ПОНАРАМЕ....

16 июня, 00:09  [показать]

Вернутся к войне 1812 года к её героям и памятным местам... [показать]

Музей-часовня в память генерал-фельдмаршала М.И. Голенищева-Кутузова был построен по проекту М.Н. Литвинова на земле, безвозмездно переданной крестьянами села Фили Обществу хоругвеносцев Храма Христа Спасителя.

 

Строительство производилось на средства Общества, а также на народные пожертвования. Торжественное открытие музея-часовни состоялось 9 (22) сентября 1912 г. при большом стечении публики. В музее экспонировалась икона Св. Архистратига Михаила, бывшая в Кутузовской избе в день военного совета и спасенная от пожара в 1868 г., а также предметы, посвященные полководческой деятельности М.И. Кутузова, подлинные предметы эпохи Отечественной войны 1812 года. Все важнейшие события Отечественной войны: начало и окончание войны, Бородинское сражение и проч. — отмечались торжественными чтениями в зале для патриотических чтений.

В конце 1917 г. музей был закрыт и превращен в помещение для танцев и для просмотров кинофильмов.

В ноябре 1920 г. в часовне был освящен храм Архангела Михаила.

В 1930 г. на основании жалобы местных жителей было принято решение о закрытии часовни. С этого времени здание музея использовалось разными организациями не по назначению. С конца 1950-х годов в нем размещалась караульная служба Гохрана Министерства финансов СССР.

Решением исполкома Моссовета от 13 июня 1989 г. (№ 1168) это здание передано Музею-панораме «Бородинская битва» для создания в нем Музея Михаила Илларионовича Кутузова. А 10 мая 1994 г. правительство Москвы приняло постановление (№ 403) о передаче Московской патриархии русской православной церкви здания часовни, построенной в память Отечественной войны 1812 года.

[показать] [показать] [показать]

Летом 1883 г. офицеры расквартированного в Москве гренадерского корпуса оказались на полевых занятиях возле пепелища «Кутузовской» избы. Они решили увековечить это место сооружением памятника.

В адрес Московской Городской Думы было направлено письмо: «9 октября 1883 года общество офицеров Гренадерского корпуса, участвовавших на полевой поездке в окрестностях Москвы с 28 августа по 10 сентября сего года, узнало от своих товарищей, работавших на Поклонной горе, что известная в нашей русской истории так называемая «Кутузовская изба» в деревне Фили много лет тому назад сгорела, и что самому месту, где стояла изба... грозит в недалеком будущем совершенное исчезновение...

Общество офицеров решило принять меры против совершенного исчезновения следов исторического места и с этой целью положить на месте «домика Кутузова» хотя бы только камень с соответствующей надписью, а самый домик огородить. Просим Думу уведомить, не встречается ли каких-либо препятствий к возведению указанных сооружений».

Возникла идея перенести к пожарищу старый верстовой столб со Смоленского шоссе, с высеченной на нем датой «1783». На собранные офицерами средства осенью того же года верстовой столб установили на месте «Кутузовской» избы». Архитектор Думы придал ему вид обелиска. Памятник украсили памятные доски. На одной из них были выбиты слова, сказанные Кутузовым при закрытии военного совета, а на другой рассказана история создания памятника.

После Бородинского сражения русская армия отступила к Москве, и разместилась вдоль западных окраин города, готовясь дать новое сражение. Левый фланг армии развернулся у села Воробьева, центр — между селами Троицкое и Волынское, а правый фланг — перед деревней Фили. В Филях же разместилась и штаб-квартира Кутузова. Тогда деревня состояла всего из семи крестьянских дворов. 13 сентября 1812 г. в избе, принадлежавшей крестьянину Фролову, состоялся знаменательный Военный совет, на котором решалось, будет ли дано сражение на подступах к Москве, или же русские войска оставят город без боя. [показать]

В 1850 г. владелец Филей, Э.Д. Нарышкин перенес деревню к роще села Покровского ближе к Москве-реке. И лишь Кутузовская изба была сохранена на прежнем месте как исторический памятник. Ее починили, окружили рвом и земляным валом, обсадили деревьями. В избе поселили двух ветеранов Войны 1812 г.

В июле 1868 г. по неизвестной причине изба обгорела. Нарышкин желая «сохранить остатки памятника нашей истории». Однако, первоначально эта идея не получила поддержки. В 1870 г. остатки избы, кроме скамьи (она сохранялась в Московской городской управе), были проданы, а сторож отпущен (его нанимали после пожара для охраны обгоревшей избы).

В 1883 г. общество офицеров Гренадерского корпуса, в память о событиях 1812 г., на свои средства поставило на историческом месте верстовой столб со Смоленской дороги, а архитектор Думы придал ему вид обелиска, на котором установлены были две мраморные доски. На одной — начертаны заключительные слова Кутузова на Военном совете а на другой — краткие исторические сведения и пожелание офицеров увековечить историческое место камнем и обнести его оградой. В 1887 г. Общество хоругвеносцев храма Христа Спасителя воссоздали на старом месте по планам и чертежам прежней избы — новую и приняли ее под свою заботу и охрану, собрав в нее «дорогие предметы, бывшие свидетелями Военного совета и устроив приют для призрения престарелых воинов». Изба была «возобновлена» по рисункам и под наблюдением архитектора Н. Струкова.

В комнате Военного совета разместился музей, посвященный 1812 году. В нем были собраны сохранившиеся предметы находившиеся в избе в день совета, портреты участников совета, царей, Наполеона, копия с картины А. Д. Кившенко, гравюры Карделли и Бажетти, карикатуры, модель памятника М.И.Кутузову (в бронзе). В другой половине избы поселились солдаты-ветераны Псковского пехотного имени фельдмаршала Кутузова полка. Они охраняли избу, поддерживали порядок. По шнуровой книге, где записывались посетители музея, можно было судить об его популярности. Кутузовская изба по праву может считаться одним из старейших музеев города Москвы.

После революции была проведена реорганизация музейного дела. Коснулось это и Кутузовской избы. Музей несколько раз передавался из ведомства в ведомство, что конечно же отрицательно сказывалось на его состоянии.

С 1928 г. музей «Кутузовская изба» был превращен в жилой дом. А в передней половине разместился диспансер Киевского района.

С мая 1939 г. одна часть избы пустовала, а в другую поместили жильцов.

В 1939 г. было принято решение об открытии исторического памятника «Кутузовская изба в Филях».

25 марта 1943 г. Московский областной совет депутатов трудящихся принял решение организовать «Бородинский музей» с филиалом «Кутузовская изба» в Филях.

С 1949-го года по 1955 г. — «Кутузовская изба» была филиалом Государственного Исторического музея, а — с 1955-го г. по 1962 г. — Государственного Бородинского военно-исторического музея.

А в 1962 г. Министерство культуры РСФСР передало «Кутузовскую избу», музею-панораме «Бородинская битва». В одной части горницы «Кутузовской избы» была воспроизведена обстановка военного совета по картине А.Д.Кившенко «Военный совет в Филях» — стол, скамья, где сидели генералы, русская печь, иконы, крестьянская утварь... В этой же комнате представлены были портреты участников совета и витрины с книгами историков, открытыми на теме «Военный совет в Филях», там же были помещены находки с Бородинского поля — нательный крест, картечь и т.д.

В 1977 г. была создана новая экспозиция «Кутузовской избы». При реэкспозиции горницы, где заседал военный совет, ставилась задача по возможности приблизить интерьер к бытовой обстановке крестьянской избы начала XIX в., перенести посетителя в памятный день далекого прошлого — 13 сентября 1812 г. В сенях были представлены портреты участников совета, высказывания каждого по поводу оставления Москвы, копия художника М.Н.Махалова с картины А.Д.Кившенко «Военный совет в Филях», копия художника А.В.Николаева «Кутузовская изба» с рис. А.К.Саврасова. Третья комната посвящалась М.И.Кутузову, его жизни и полководческой деятельности; портреты членов его семьи, личные вещи. А также-образцы обмундирования и вооружения, портреты П.А.Руянцева и А.В.Суворова, предметы декортивно-прикладного искусства.

В настоящий момент Кутузовская изба находится на реставрации.

http://www.1812panorama.ru/

[показать] [показать] [показать] [показать] [показать] [показать] [показать]

ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА

10 июня, 15:44  [показать]

[показать] [показать] [показать]Несколько раз пытался сделать удачные кадры..много дней пробовал. чтоб понравилось и самому....

 

 

ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА

6 ноября 1968 г. замечательное творение Бове обрело вторую жизнь. Трудом проектировщиков, реставраторов и строителей был воссоздан, пожалуй, самый грандиозный московский памятник в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 г.Несколько раз пытался сделать удачные кадры..много дней пробовал. чтоб понравилось и самому....

  

Триумфальная арка стоит теперь на площади Победы, недалеко от Поклонной горы, образуя единый историко-мемориальный комплекс вместе с музеем-панорамой «Бородинская битва», «Кутузовской избой» и расположенными рядом с ними памятниками.

Лицевой стороной арка обращена к въезду в столицу. Размещая ее таким образом, архитекторы соблюдали старую традицию, по которой триумфальные ворота и арки всегда ставились главным фасадом к ведущей в город дороге.

Основу памятника составляет однопролетная арка с шестью парами свободно стоящих 12-метровых чугунных колонн пышного коринфского ордера, расположенных вокруг двух арочных опор — пилонов. Колонны, весом 16 тонн каждая, были заново отлиты на московском заводе «Станколит» по деталям единственной сохранившейся старой колонны. Между каждой парой колонн, в образованных ими нишах, на высоких постаментах размещены мощные литые фигуры воинов с сердцевидными щитами и длинными копьями, в древнерусских кольчугах и островерхих шлемах, с наброшенными на плечи плащами в виде римских мантий. Бородатые лица витязей суровы и выразительны. Ритмичные, несколько искусственные позы воинов, их тесные, римского типа туники — дань господствовавшему в начале XIX века классическому образу.

[показать] [показать] [показать] [показать]

Над фигурами воинов, в верхней части пилонов, укреплены искусно выполненные, изящные, полные динамизма горельефы. На рельефе «Изгнание французов», названном создателями «Изгнание галлов из Москвы» или «Побитие двунадесяти языков», изображен рукопашный бой на фоне зубчатой кремлевской стены. Неудержимо надвигающиеся справа плотными рядами русские воины в античных доспехах теснят врага, войско которого бежит, бросая оружие. На переднем плане русский воин. Левой рукой он держит круглый щит с гербом России. Взмахом правой он занес меч над по верженным врагом. В словно ожившей на рельефе фигуре русского воина воплощена мощь народов России, поднявшихся на борьбу с завоевателем. Ужасу и обреченности врагов противопоставлена твердая уверенность и безграничная решимость русских воинов — освободителей Москвы. Выразительно исполнена и фигура убитого неприятельского воина с обнаженной грудью.

Композиция решена мастерски. Впечатление движения усилено созданием пространственной глубины. Фигуры на переднем плане и в глубине рельефа различны по размерам, а ближайшие фигуры являются почти самостоятельными скульптурами. Однако это не мешает горельефу удачно вписываться в плоскость стены Триумфальной арки. Условность и реальность слиты здесь воедино. Рельеф исполнен с большим патриотическим чувством, страстностью и глубокой жизненностью рисунка.

Другой горельеф — «Освобожденная Москва»—выполнен в более спокойной манере. Полулежащая русская красавица, опирающаяся левой рукой на щит с древним московским гербом, на котором изображен святой Георгий Победоносец, поражающий дракона, олицетворяет Москву. Ее фигура облачена в сарафан и мантию, голову украшает небольшая корона. Правую руку она протягивает императору Александру I. На нем богатое платье римского цезаря. Эти центральные фигуры окружены изображениями Геракла с палицей на правом плече, Минервы, старца, женщины и юноши. Фоном для них служит зубчатая стена Московского Кремля.

В одежде персонажей заметно сочетание русских национальных черт с античными, как и в предыдущем рельефе. Бесспорно, этот горельеф во многом уступает «Изгнанию французов», однако они близки друг другу по направлению, выходящему за традиционные рамки классицизма и приобретающему черты романтизма.

Традиционные фигуры трубящих о победе Слав парят в простенках над изгибами арки. А по всему периметру сильно выступающего карниза помещены гербы административных районов России, население которых участвовало в борьбе с агрессором.

Над карнизом застыли в спокойных позах аллегорические статуи Побед, отчетливо выделяющиеся на светлом фойе аттика. Сидящие фигуры строго ориентированы по вертикалям пилонов и как бы венчают каждую пару колонн. У ног Побед сложены военные трофеи. В руках богинь венки и скипетры как символы властвующей победы. Классически строгие лица оживлены легкой улыбкой.

Арку венчает колесница Славы, словно летящая над аттиком. Шестерка коней, выступая мерным шагом, влечет колесницу. В колеснице гордо стоит крылатая богиня Победы. Высоко поднятым в правой руке лавровым венком она венчает победителей. Плотные, округлые формы ее тела дышат энергией. Взгляд древнегреческой богини обращен к въезжающим в столицу. Она словно стремится сообщить им радостную весть о победе русского оружия.

Интересно заметить, что московский митрополит отказался освятить Триумфальную арку при ее открытии в 1834 г. из-за размещения на ней скульптурных изображений мифологических богов.

В центре аттика, над проезжей частью, по обеим сторонам арки помещены мемориальные доски с надписями. Та из них, что смотрит на город, составлена из слов М. И. Кутузова, обращенных в 1812 г. к русским воинам: «Славный год сей минул. Но не пройдут и не умолкнут содеянные в нем громкие дела и подвиги ваши; потомство сохранит их в памяти своей. Вы кровию своею спасли Отечество. Храбрые и победоносные войска! Каждый из вас есть спаситель Отечества. Россия приветствует вас сим именем». На главном фасаде повторен текст закладной доски. И, читая эти строки, мы, потомки пятого поколения героев Двенадцатого года, словно теряем ощущение времени и как бы встаем рядом с теми, кто сражался у стен Москвы, кто поднимал ее из руин, кто совершил свой ратный и трудовой подвиг более 160 лет назад.

Стены арки облицованы белым камнем, добытым близ подмосковного села Татарова. В свое время Бове частично использовал и белый камень, которым отделывали мытищинский самотечный водопровод,— он тогда перестраивался. Умелое сочетание в одном монументальном сооружении разнообразных материалов, контрастных цветов — черного чугунного литья и белого камня — усиливает художественную выразительность памятника.

Архитектурный и скульптурный замыслы в нем в полном единстве. Виртуозно задуманная и выполненная постановка скульптуры арки прекрасно учитывала игру света и тени ее частей. В этом легко убедиться, если обойти арку при восходе или закате солнца, т. е. при максимальной ее освещенности. За счет того что колонны и стоящие между ними фигуры воинов не примыкают к стене арки, свет словно обтекает их и, отражаясь от белых стен, дополнительно подсвечивает черные фигуры сзади и с боков.

Великолепно было найдено создателями и решение стройных архитектурных пропорций всех элементов Триумфальной арки. Попробуйте мысленно увеличить высоту фигур воинов — и они помешают восприятию горельефов. Измените размеры цоколя арки — и придется менять размеры чугунных колонн. Поднимите арку выше ее нынешних 28 метров — и все ее лепное убранство станет мелким и потеряется на фоне стенных проемов. Это подтверждает правильность выбранных пропорций, их жесткую взаимозависимость.

Идею ясного и спокойного сознания победы Бове помогли выразить талантливые русские скульпторы Иван Петрович Витали и Иван Тимофеевич Тимофеев. Они выполнили большинство работ по рисункам архитектора, наметившего в общих чертах скульптурное убранство арки. В работах Витали и Тимофеева чувствуется стремление к простоте и правдивости. Их произведения отличаются сдержанностью и величавым спокойствием.

Совершенная красота формы, жизненность лепки, твердость линий говорят о глубоком понимании скульпторами сущности античного искусства и появлении в их работах реалистических мотивов. Заслугой Витали и Тимофеева является то, что в композиции Триумфальной арки монументальная скульптура удачно сочетается с массивными архитектурными формами.

Имена создателей, история сооружения и возобновления Триумфальной арки записаны на памятной чугунной доске, установленной под сводом арки: «Московские Триумфальные ворота в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 г. сооружены в 1829—1834 гг. по проекту архитектора Осипа Ивановича Бове, скульпторов Ивана Петровича Витали, Ивана Тимофеевича Тимофеева. Восстановлены в 1968 г.».

Прошло девять лет с момента воссоздания арки, и в сентябре 1977 г. ее снова окружили строительные леса. В течение нескольких недель здесь трудились, сменяя друг друга, кровельщики, пескоструйщики, герметчики, сварщики, механики, монтажники, гранильщики, каменщики треста Мосстрой № 7. Рубероидную крышу арки под копытами бронзовых коней заменили более устойчивой к воздействию дождя, снега и солнца теоколовой мастикой, проложенной стеклотканью; цинковое покрытие — медным с усиленной системой закрепления. Кое-где появившийся на литье коррозионный налет счистили до блеска, а эти места покрыли свинцовым суриком и специальной черной краской с темно-зеленым отливом под старину. Подновили гранитный цоколь, расчистили стены и надписи, выровняли плиты на окружающей арку площадке.

Триумфальная арка — это прекрасный, проникнутый идеей торжества русского народа символ победившей Москвы, это главный памятник Отечественной войны 1812 г. в столице, это зримое воплощение глубокой признательности потомков героям-победителям. «Россия должна торжественно вспоминать о великих событиях Двенадцатого года!» —писал В. Г. Белинский. И воссозданная Триумфальная арка на площади Победы — лучшее тому подтверждение.

http://www.museum.ru/1812/memorial/Arka/index.html

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ПРОДОЛЖИМ ПРОГУЛКУ ПО МОСКВЕ. | OLEQ_7777777 - Дневник олег_хацкевич | Лента друзей OLEQ_7777777 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»