• Авторизация


ПО ПОДМОСКОВЬЮ 17-10-2009 22:44 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 

  [500x375]

Продолжим путешествие по Ногинскому району.Купил книгу достопримечательности в подмосковье там должны были быть указаны храмы и церкви.....этой церкви не нашёл....и когда увидел был рад не мог пропустить.Поездку делали 14 октября.Информацию нашёл в интернете.

Село Ямкино расположено в восьми километрах севернее г. Ногинска, которому ныне возвращается его историческое название - Богородск. Ногинск с Ямкиным связывает шоссейная дорога, ведущая далее в село Макарово и выходящая в конце к Ярославскому шоссе. В старину этот путь назывался Бронницким или Троицким трактом, так как он вёл из г. Бронницы в Троице-Сергиеву лавру. В центре села Ямкино расположен каменный храм Рождества Христова, построенный в 1826 году. Недалеко от существующего ныне храма, на берегу некогда большого озера стоит памятный деревянный крест. На этом месте находился старый деревянный храм Рождества Христова. Первое упоминание о существовании храма в этом месте относится к 1628 году. Данная дата связана со временем активной деятельности Патриарха Филарета (ок. 1560-1633), отца первого царя из династии Романовых Михаила (1596-1645). После окончания Смутного времени по предложению Патриарха Филарета была произведена всеобщая поземельная перепись государства. Также были учреждены патриаршие приказы (прообразы министерств). С 1620 года Казённый патриарший приказ собирал доходы с вотчин, посылал приказчиков, "брал пошлины за грамоты и печать Патриарха»

После производства всеобщей поземельной переписи государства были уточнены налоговые сборы с податных единиц. В документах этого периода обнаружены первые сведения о церкви в Ямкино. С храма Рождества Христова, "что на Ямкине озере" взимались: "кормовая гривна, десятильничьих и заезда гривна" Русский историк В.О. Ключевский объяснял , что кормы - окладные сборы, собиравшиеся в определённом размере. А слово кормление означало - правление, управление

Следовательно, кормовая гривна являлась налогом в пользу органов государственного или церковного управления. Гривной в более древние времена называли украшение, ожерелье, затем монету определённого веса , часть в виде слитка золота или серебра , а в XVII веке гривна или гривенка означали на Руси меру веса .Сбором пошлин с монастырей и церквей в пользу архиерейского дома занимался "десятильник" , т.е. сборщик "десятины" - десятой части доходов в пользу церкви , установленной ещё в ветхозаветные времена  Расходы на проезд во время сборов взимались, видимо с приходов, так как брали "заезда гривну".

По писцовым книгам приказа Большого Дворца 1631-1633 годов при церкви в Ямкино был дом священника и просвирницы. В приходе было 55 дворов, 5 дворов бобылей .Пахотной церковной земли 8 четвертей  в поле, сена церковного 30 копен.В 1680 году при церкви служил священник Никифор Анциферов, а в 1703 священник Тихон Никифоров. Сельская жизнь в те годы протекала, вероятно, равномерно и однообразно, так как за 70 лет с 1633 по 1703 год количество дворов и церковной земли в Ямкино почти не изменилось. В 1719 году в результате пожара церковь в Ямкино сгорела. Комиссия Священного Синода нашла в этом вину священника Тихона Никифорова, и он был отстранён. А настоятелем был назначен рукоположенный в священника брат о. Тихона Никифор, ранее служивший в этом храме диаконом. 7 мая 1720 года Священный Синод в ответ на челобитную от 20 апреля того же года разрешил вместо сгоревшей построить новую церковь «на прежнем церковном месте у озера»

О начале народного поселения на месте нынешнего Ямкино определённых сведений не имеется, но факты дают основание предполагать, что люди в этих местах живут уже не менее тысячи лет. Так, например, недалеко от соседней о Ямкином деревней Соколово, на правом берегу реки Черноголовки, археологами был обнаружен курганный могильник, датируемый XI-XIII веками, насчитывающий до 100 насыпей высотой от 0,8 до 2,5 метров. Среди находок - проволочные браслетообразные височные кольца Само название села также даёт определённую почву для размышлений. Ям по-тюркски - остановка. Ямская гоньба на Руси создавалась в середине XIV века - и организовывалась по татаро-монголъскому образцу, отсюда и тюркское название. Подобные топонимы не редкость для Богородского края: Рогожский ям, Ямские леса. В ХIV веке местность от реки Вори на западе до реки Дубёнки на востоке, где ныне расположены селения: Авдотьино, Мишуково, Пашуково, Воскресенское, Ямкино, Соколово, Починки, Молзино, Жилино, Горки и др. именовалась волостью

На карте Богородского уезда конца XIX века можно видеть, что село Ямкино расположено у пересечения Бронницкого или Троицкого и Черноголовского трактов, а такие места всегда были выгодным местоположением. Есть основания предполагать, что Черноголовский тракт, который вёл от Берлюковокой пустыни у д.Авдотьино через с.Воскресенское до с.Ямкино, являлся остатком или частью, упоминавшегося в старинных актах древнего Ловчего пути, который вёл в Кунью волость В восточной части Московского княжества была целая волость княжеских охотников, которая находилась за рекой Шерной. По актам XIV-ХVII веков известно, что Кунья волость и соседняя о ней Черноголовская были излюбленным местом больших княжеских и царских охотничьих "прохлад"

Село Ямкино было расположено в самом центре волости Черноголовль, через которую ездили охотники в Кунью волость по Ловчему пути. Этот путь проходил через соседнее село Воскресенское, так как оно по окладным книгам Патриаршего Казённого приказа за 1646 г. указывается «Ловчего пути, волость Черноголовль, а в ней село Воскресенское»

Существует предание, согласно которому в Ямкино на богомолье приезжала Наталья Кирилловна Нарышкина (1651-1694) - мать Петра I  Можно предположить, что царица проезжала через Ямкино и заходила помолиться в местный храм, так как она часто совершала летом "походы" в Троице-Сергиеву лавру 

Наталья Кирилловна, выросшая в семье боярина Матвеева, получила воспитание в традиционно-православном духе. Матвеев был весьма верующим человеком, что передалось и его воспитаннице  Через Ямкино Наталья Кирилловна могла проезжать, следуя из села Родинки-Воскресенское, располагавшегося недалеко от нынешнего посёлка Новая Купавна, где было имение её брата - Ивана Кирилловича Нарышкина. Кроме этого молодая царица часто бывала в селе Измайлово, которое являлось местом отдыха русских царей. В одной из описей старой деревянной церкви в Ямкино говорится, что иконостас этой церкви с иконами ХVI века, по преданию, перевезён из села Измайлово. Не была ли причастна к этому царица Наталья. Кирилловна? Но кроме предположений существуют и определённые факты, говорящие о взаимосвязи сел Ямкино и Измайлово. В 1670 году около Ямкино был построен казённый, т.е. государственный стекольный завод. Опись этого завода приводится в книге историка И.Е. Забелина "Домашний быт русских царей". Из этой описи за 1677 год следует, что "Черноголовский белого стекла завод" являлся филиалом крупного Измайловского стекольного завода - первого казённого стекольного завода под Москвой. "Историки утверждают, что выпускаемая в нашем крае стеклянная посуда - чарки, братины, лампады, сулей, стаканы и прочая посуда была по своей отделке и художественной выразительности лучше, чем Измайловская" . Не это ли привело царицу Наталью Кирилловну в Ямкино? Так как известно, что она любила «разные забавы». Редкие экземпляры этой посуды хранятся в Историческом музее г.Москвы.. Учёные сделали вывод, что на заводе работали венецианские мастера. Любопытно и то, что глину на завод привозили из Гжели, а песок - с Воробьёвых гор в Москве.

Стекольный завод в Ямкино был расположен в 500 метрах на запад от села, на правом берегу речки Черноголовки. Археологами в этом месте обнаружены остатки печей, стекла. кирпичей и пр. . Остатки завода представляют собой площадку с ямами и возвышениями. Местные жители называют это место "горбы".

В период Отечественной войны 1812 года г. Богородск и Богородский уезд подверглись нашествию французских продовольственных отрядов корпуса маршала Нея.. 26 сентября французы вошли в Богородск. Для сбора провианта побывали они и в ближайшем от Богородска селе Ямкино. Как известно, в нашем уезде действовал партизанский отряд под руководством крестьянина Герасима Курина, который нанёс противнику поражения в семи боях. Один из боёв проходил недалеко от Ямкино. На восьмой день, т.е. 2 октября французы были окончательно выбиты из Богородска и уезда. Бегство их было столь поспешным, что многое из вооружения и имущества было ими брошено. Спустя 150 лет из Ямкинского озера были извлечены чужеземные ружья, а в земле найдена пушка и несколько ядер. Предание доносит до нас, что французы оскверняли храм в Ямкино, ставили в него лошадей.

К 20-м годам XIX века возникла необходимость в построении в Ямкино новой, более вместительной церкви, так как возрастала численность прихожан. В церковной ведомости за 1846 год говорится, что каменный храм с колокольней был построен в Ямкино в 1826 году, тщанием священника и прихожан. Стоял он на новом месте и освящён был также во имя Рождества Христова. Причина расположения новой церкви на другом, отдалённом месте становится понятной из прошения священника Герасима, написанного им в сентябре 1824 года на имя архиепископа Московского и Коломенского Филарета:"...но как место то оказалось неудобно к построению на нём каменной церкви, по причине слизкости земли, и построена каменная церковь на особом, возвышенном, ничем не застроенном месте, в поле, от чего наши священно-церковнослужителей дома находятся в отдалённости от каменной церкви, в которой уже освящены два придельные престола и в коих большей частью совершается служба.»  О.Герасим просил разрешения поменять земельные участки для построения домов для клира поближе к новой церкви, что было исполнено.

В том же 1826 году старая деревянная церковь в Ямкино была переименована и освящена во имя Всех Святых, что следует из метрики № 262 за 1887 год: "Московской губернии Богородского уезда в селе Ямкине церковь во имя Всех Святых до 1826 года именовалась Христорождественскою и была приходскою, а с 1826 года по построении каменной Христорождественской церкви переименована во Всех Святых и оставлена кладбищенскою приписною к Христорождественской" . Среди предметов и утвари церкви Всех Святых, описанных в метрике, примечательны: Евангелие Московской печати в металлическом окладе чеканной работы 1701 г., дарохранительница на престоле из листовой меди с вызолоченными изображениями херувимов и серафимов - нач. XVIII в., хоругви и паникадила XVIII в. Большинство икон Всехсвятского храма были XVII века. [375x500]

Новая церковь имела три престола: главный Рождества Христова - холодный, а Казанской Божией Матери и Великомученицы Параскевы - тёплые. По штату в храме полагался один священник, диакон и два пономаря. Усадебной земли при церкви имелось три десятины, а пашенной, сенокосной и поросшей кустарником - 33 десятины. В аренду церковная земля не сдавалась, священнослужители и клир владели землей сами. Священник, диакон и церковнослужители имели собственные деревянные дома на церковной земле. Постоянного оклада на содержание клира не имелось. Для поминания умерших в Сохранную казну разными людьми были положены "6 билетов ассигнациями на 860 рублей и 7 билетов серебром на 595 рублей 97 копеек"

Надеюсь вас не утомил........

http://bogorodsk-noginsk.ru/atlas/3yamkino.html

 

  [375x500] [375x500]

 

 

 



 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ПО ПОДМОСКОВЬЮ | OLEQ_7777777 - Дневник олег_хацкевич | Лента друзей OLEQ_7777777 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»