Построена в 1631—1634 годах на средства купца Григория Никитникова, выходца из Ярославля, на дворе его московской усадьбы. Одновременно являлась и приходской церковью. Первоначально она, вероятно, соединялась с жилыми хоромами, разобранными в 1657 году. Южный придел Никиты Воина служил фамильной усыпальницей рода Никитниковых. Северный придел Николы и крыльца (северное крыльцо не сохранилось), по некоторым данным, построены в 1653 году при наследниках Никитникова. Еще позже завершена внутренняя отделка: роспись окончена к 1656 годуВ 1622 году из Ярославля в Москву перебрался богатый купец Григорий Никитников — на Красной площади у него было четыре лавки. Он поселился с семьей в Китай-городе около деревянной церкви Никиты-мученика. В 1626 году деревянная церковь сгорела, и на ее месте Никитников выстроил большую церковь во имя Живоначальной Троицы, удивительную по своей архитектонике.
Уцелевшую при пожаре местную икону «Никиты Воина с житием», написанную в 1579 году, набожный купец перенес во вновь отстроенную церковь, южный придел которой был посвящен Никите Мученику
Сложная композиция объемов, поставленных на подклет, отличается динамичностью и живописностью. Ее центр — главный храм — небольшой по площади высокий четверик, перекрытый сомкнутым сводом и увенчанный пирамидой кокошников с пятью главами (боковые — глухие). Он возвышается над повторяющими ту же композицию в уменьшенном виде одноглавыми приделами. Эту пирамиду объемов дополняет подчеркнуто асимметричная западная часть композиции, где в единую линию развернуты высокая шатровая колокольня, двухъярусная галерея-притвор со сложным ритмом аркад и малый шатер крыльца.
Декор фасадов здания богат и разнообразен. Фасады основного четверика имеют традиционное трехчастное деление, приделов — двухчастное. Южный, уличный фасад выделен наиболее пышным оформлением. Многие детали никитниковского храма — пирамиды кокошников, крепованные карнизы, тяги — еще напоминают архитектуру конца XVI века. Однако характер профилей, абрис стрельчатых профилированных кокошников, парные колонки, членящие фасады вместо лопаток, которые применены лишь в подклетном этаже, разнообразие в оформлении окон и порталов, а главное — объемно-пространственное решение храма создали настолько новый образ здания, что оно сразу стало «образцом» для церковного строительства в Москве и за ее пределами.
В оформлении порталов и окон южного фасада, плоскую орнаментальную резьбу которых когда-то дополняла раскраска, много похожего на декор Теремного дворца. В связи с этим можно предполагать участие царских мастеров в постройке никитниковской церкви. Кроме них здесь могли работать и земляки Никитниковых. Об этом свидетельствуют постановка колокольни над северо-западным углом галереи, как это было в Николо-Надеинском храме Ярославля (1620—1622), и размещение внутри нее придела, как в колокольне ярославской церкви Рождества Христова на Волге (1630-е гг. — 1644).
В московской архитектуре XVII века такие явления встречаются впервые. Кроме того, резной орнамент на западном портале сходен с резьбою деревянных сеней церкви Ильи Пророка в Ярославле (1657). Изразцы, использованные в декоре венчающих частей здания, могли быть сделаны белорусскими мастерами.
Иконостас главного храма выполнен московскими и ярославскими резчиками в 1640-х годах (до росписи интерьеров). В верхних ярусах помещены иконы «строгановского» письма того же времени.
Стенопись храма принадлежит, возможно, «царским» мастерам Оружейной палаты: Якову Казанцу, Симону Ушакову, Осипу Владимирову и Гавриле Кондратьеву, написавшим также иконы местного ряда иконостасов главного храма и южного придела. Среди росписей храма необычной трактовкой выделяются сцены из Апокалипсиса на стенах придела Иоанна Богослова, что под колокольней.
Памятники архитектуры Москвы. Кремль. Китай город. Центральные площади. – М.: Искусство, 1982. С. 453—455.
Рядом находятся
Один из лучших домов Китай-города XVII века по традиции приписывается знаменитому иконописцу Ушакову. Возможно, он снимал здесь помещение под мастерскую, но имя владельца палат неизвестно. Главный фасад дома обращен в закрытый двор, принадлежащий Госстрою. Нижняя часть дома, стоящего левее палат, также относится к XVII веку, тогда их соединяла каменная ограда с башней над воротами.