Вырезанная в мельчайших деталях из цельного агатового камня из Граубюндена, Германия, камея изображает Венеру в томном покое на раковине (возможно, той, в которой она родилась) с ее сыном Купидоном, свернувшимся калачиком рядом с ней и держащим ее за руку.
Она была изготовлена в начале 17 века Джованни Амброджо Мизерони, отпрыском миланской семьи резчиков по камню, чьи работы ценились среди аристократии и знати Европы на протяжении сотен лет. (Император Священной Римской Империи Рудольф II был так доволен их работой, что облагородил Джованни и его братьев примерно в то же время, когда была вырезана эта камея.) Мизерони установил камею в качестве крышки на резной агатовый кубок, который сам по себе был шедевром из твердого камня.

Резьба в полной мере использует естественные цветовые вариации и завитки агата, чтобы подчеркнуть перламутрово-бледную кожу Венеры на фоне насыщенной охры раковины под ней.
Камея обрамлена серебряно-позолоченной каймой, а позолоченный лебедь с элегантно изогнутой шеей и распростертыми крыльями изображает сцену любви матери и младенца. 
Камея впервые появляется в исторических записях в 1661 году в описи огромной коллекции кардинала Жюля Мазарини после его смерти. Инвентарный список описывает судно следующим образом:

Большая чаша в форме раковины, вырезанная из цельного куска немецкого агата, поддерживаемая серебряно-позолоченным дельфином, помещенным на раковину, также серебряно-позолоченную, с другой большой немецкой раковиной в качестве крышки.
Также в форме раковины, с вырезанной обнаженной Венерой, лежащей на драпировке рядом с маленьким Купидон и украшен серебряно-позолоченным ободком.

Это был один из трех самых ценных сосудов в коллекции Мазарини, и Людовик XIV приобрел все три из них после смерти кардинала. Они находились в королевской коллекции до 1796 года, когда стали жертвой недальновидной (мягко говоря) схемы революционного правительства расплатиться с кредиторами натурой предметами из бывшей королевской коллекции.
Кубок Мизерони исчез в частной коллекции, не отслеживаемый и не публиковавшийся почти 200 лет.
За это время камея была отсоединена от чашки. Кубок появился на аукционе сам по себе в 1968 году и был приобретен Лувром. С тех пор она выставлена вместе с другими шедеврами искусства из твердого камня в Галерее д'Аполлон.
Поскольку камея бесследно исчезла задолго до того, как ее удалось сфотографировать, о ней было известно только из письменных описаний. Когда потерянная камея была включена в каталог сосудов из твердого камня королевской коллекции 2001 года, владелец узнал ее по описанию.
Она была продана на аукционе в Лондоне в 2011 году, и тогда Лувр пытался ее купить, но безуспешно. Теперь он снова откусил от яблока, и музей стремится к тому, чтобы на этот раз его не перепродали.
Общая стоимость составляет 2,6 миллиона евро.
Кубок выставлен вместе с другими шедеврами искусства из твердого камня в Галерее д'Аполлон в Лувре

https://www.thehistoryblog.com/archives/date/2022/01/04
|