Авг 31, 2014 Дмитрий Хоткевич `
Фрагменты из новой книги "Владимир Высоцкий без мифов и легенд"
Виктор БАКИН, Даугавпилс (Латвия)
"Золотухин хороший актёр, сильный, но Золотухин — актёр, а Высоцкий — явление".
Виктор Буряков
В июне 68-го года режиссёр Владимир Назаров приглашает Высоцкого на роль бригадира сплавщиков Ивана Николаева в фильме "Хозяин тайги" (сценарий Б.Можаева по мотивам его повести "Власть тайги").
Утверждение на эту роль проходило не гладко. После благополучных проб режиссёр имел беседу с секретарем райкома П.Шабановым. "Высоцкий — это морально опустившийся, разложившийся до самого дна, — вещал партийный секретарь. — Он может подвести вас, взять и просто куда-нибудь уехать. Я не рекомендую вам Высоцкого". Такое было время — секретарь райкома давал рекомендации для участия в съёмках. Тут, конечно, сыграли свою роль недавние статьи в прессе.
[302x538]Не торопился подписывать разрешение директор театра, который обычно смягчался, если его самого приглашали к участию в съёмках…
Была в тот момент и проблема личного, чисто психологического характера. Перед экспедицией в тайгу, где проходили съёмки, необходимо было сделать противоэнцефалитный укол. Бесстрашный на съёмках и в жизненных ситуациях, Высоцкий с некоторого недавнего времени панически боялся уколов. И не зря. Прививка вызвала анафилактический шок, приведший к резкому падению кровяного давления и потере сознания…
Натурные съёмки проходили в Сибири: сначала в селе Выезжий Лог Манского района Красноярского края, в 280 километрах от Дивногорска, а затем в посёлке сплавщиков Усть-Мана, расположенном на месте слияния плавной Маны и могучего своенравного Енисея.
В.Высоцкий:
"У них был бригадир — человек с рябым лицом. Моего героя раньше звали Николаев, а я попросил нашего режиссёра назвать его Иван Рябой в честь того парня. Чтобы ему было приятно. И я очень много взял от него. Так что если роль получилась, то 50 процентов на его совести. Я кое-что взял из характера, его манеру разговаривать с людьми — так, не глядя, с чувством собственного достоинства. Он знает, что его слушают. Только тот-то бригадир был положительный парень, хороший мужик был, а мой персонаж — подмоченный, нечистый на руку. Он даже магазин ограбил, докатился до преступления. Хотя он не совсем уж плохой. Он, например, искренне любит девушку. Я пытался показать и хорошее, и плохое в его характере".
Главным партнёром Высоцкого был В.Золотухин. Этот дуэт оказался удачным, и их совместное появление на экране не было случайностью. Как актёры в фильме они работали в разной манере. Если Высоцкому свойственна жёсткость, скупость эмоций, строгость, то Золотухин был всегда раскованнее, свободнее, мягче. Их непохожесть друг на друга здесь очень помогла. Играя в фильме людей разного склада, они дополняли друг друга, воплощая противоположные взгляды на жизнь.
Взгляд Высоцкого на жизнь во время той экспедиции был очень даже трезвый. Вспоминает Лионелла Пырьева, игравшая в фильме главную женскую роль: "Сибирь, природа, деревня, далеко от Москвы… Так далеко от цивилизации, от глаз людских могло размагнитить многих, хоть, казалось бы, тут мог быть и отдых для души, отвлечённой от "суеты городов"… Размагниченность — значит ничего не стоило запить тем, кто этому подвержен. Многие так и "отдыхали". Но не Володя. Он был тогда в каком-то ожесточении против пьянства. Он совсем не пил, даже когда хотелось согреться от холода, вечером, в дождь. Он стремился навсегда покончить с этим. И просто с возмущением ко всякой принимаемой кем-то рюмке водки относился, чем вызывал моё, в частности, глубокое восхищение, потому что я знала, сколько силы воли для этого надо было ему проявлять. И, что было уж совсем забавно, он свирепел и налетал как ураган на тех, кто принимал "её, проклятую"!.. В то время он называл пьющих "эти алкоголики", убеждал очень всерьёз, произносил ну просто пламенные речи против алкоголизма. И прямо как врач-профессионал находил убедительные аргументы против возлияний. И так было в продолжении всего съёмочного периода в нашем Выезжем Логе…"
Снимая Высоцкого, Назаров дал ему возможность петь. Золотухин потребовал равноправия: "Выходит, бандит будет петь, а хороший человек — слушать?" — и он получил право на песню. Поют они по-разному. Высоцкий исполняет в фильме свои песни "Если я богат, как царь морской…", "На реке ль, на озере…". В песнях Высоцкого чувствуется тревога, напряжение… Золотухин поёт русские народные песни, успокаивающие душу.
Высоцкий не боялся, что у Золотухина получится лучше. И он помогал партнёру сделать песню "Ой, мороз, мороз…", приходил на каждую съёмку и подсказывал, и добавлял штрихи и детали, предложил спеть её ближе к ткани фильма. Режиссёру этот вариант понравился, и в таком виде песня вошла в фильм. То, что эта песня зазвучала и запомнилась, — большая доля труда и таланта Высоцкого.
Для фильма Высоцкий написал также песню "Сколько чудес за туманами кроется…", но в фильм она не вошла.
В целом картина получилась не совсем удачной. В.Назаров пробовал переделать рыхлый и примитивный сценарий, но новизна не повлияла на качество. Высоцкий бесполезно пытался иногда навязать своё мнение по поводу сценария, режиссёрской и операторской работы ("Что вы не дадите крупных планов?"). Он чувствовал, что сценарий мешает ему раскрыться. Идеализация образа милиционера и неправдоподобие, ущербность собственного героя делали игру фальшивой. Однажды дело дошло до скандала прямо на съёмочной площадке, после которого Назаров стал игнорировать Высоцкого и не приходил в те дни, когда тот снимался. Высоцкого это злило ещё больше, и он в сердцах бросил Золотухину: "Пропало лето! Пропал отпуск и настроение!"
[384x280]Но не "пропало лето"… Не получился хороший фильм, зато получились две, может быть, самые лучшие песни. Поначалу сам автор не оценил того, что сочинил подлинные шедевры.
В письме к В.Смехову (6 августа 1968 года) он пишет: "Снимают медленно и неохотно. Меня просто совсем медленно. Золотухина несколько скорее, но всё равно настроение у нас портится, и на душе скребут кошки во время каждой съёмки. Я написал две хреновые песни, обе при помощи Золотухина. У него бывают проблески здравого смысла, и я эти редкие моменты удачно использую. Эта наша поездка называется "пропало лето". Ещё пропал отдых, настроение и мечты".
Высоцкий и Золотухин жили в пустом брошенном доме. Высоцкий, следуя своему московскому режиму, работал по ночам. Иногда будил Золотухина, чтобы поделиться радостью удачной строчки или для получения консультации. В одну из таких творческих ночей и был задан вопрос: "Чем отличается баня "по-белому" от бани "по-чёрному"?" В отличие от городского Высоцкого, Золотухин из детства помнил деревенский быт и дал по этому поводу подробное разъяснение. А ещё через пару ночей в гулком заброшенном доме зазвучала "Банька" — сказание о трагической судьбе человека, прошедшего через облыжные обвинения и репрессии:
Протопи ты мне баньку, хозяюшка,
Раскалю я себя, распалю,
На полоке, у самого краюшка,
Я сомненья в себе истреблю.
Разомлею я до неприличности,
Ковш холодной — и всё позади,
И наколка времён культа личности
Засинеет на левой груди.
Получилась песня политически конкретной и определённой: герой "Баньки", "клеймённый" Сталиным, есть персонификация народного характера, он — безымянный представитель миллионов российских зэков.
Л.Пырьева:
"Прообразом героя песни стал местный истопник Ваня, с которым Володя много общался. Когда-то этот Ваня убил человека, отсидел большой срок и вышел на поселение. На одной груди его вечно оголённого торса был выколот профиль Ленина, на другой — Сталина".
Помимо съёмок были и концерты киноактёров для местных жителей. Разумеется, Высоцкий был популярнее всех. "Слух о Высоцком разнёсся по всем леспромхозам, и в Выезжий Лог стали собираться люди из посёлков, расположенных от нас за десять — пятнадцать километров", — вспоминал позднее консультант фильма В.Шестерня.
[300x181]Три концерта за два дня провёл Высоцкий в Дивногорске. По просьбе студенческих стройотрядов, работавших на Красноярской ГЭС, состоялся концерт 8 августа в ДК "Энергетик", в красноярском Доме художника, в Политехническом институте. Также была короткая запись на красноярской телестудии. Вспоминает Е.Махров, присутствующий на одном из концертов: "Высоцкий приехал не один, а с известным по фильмам "Пакет" и "Бумбараш" артистом Валерием Золотухиным — высокий, вальяжный такой господин, с шикарной тростью, одним словом — знаменитость. А Высоцкий выглядел своим парнем — одет даже не очень модно, в общении был прост и доступен всем".
В тайгу, на берега Маны, за тридевять земель приехал к другу Станислав Говорухин, а заодно отдохнуть и поохотиться.
С.Говорухин:
"Август 68-го, лечу в Красноярск. Оттуда поездом до станции Мана. Потом — пешком. Глубокой ночью вхожу в село. Оно расположено на берегу саянской речки и называется очень красиво — Выезжий Лог. Бужу всех собак, с трудом нахожу нужный мне дом. Стучу…
Открыл мне Валерий Золотухин. В доме темно — нет керосиновой лампы, нет свечки, электричество отключили в одиннадцать часов вечера… Мы обнялись в темноте. Володя сказал…
Что может сказать разбуженный среди ночи человек, которому в шесть утра вставать на работу? Каждый, наверное, своё. Но я точно знаю теперь, что скажет истинный поэт.
- Какую песню я написал! — сказал Высоцкий. Валерий протянул ему гитару, я ещё рюкзака не снял, а они уже сели рядышком на лавочку и запели на два голоса "Баньку". Никогда больше мне не приходилось слышать такого проникновенного исполнения".
Второй песней, написанной в это же "пропащее лето", стала знаменитая "Охота на волков". Песня, как и все другие, быстро облетела страну. Е.Евтушенко прислал Высоцкому телеграмму с Севера, где он гостил у моряков: "Слушали твою песню двадцать раз подряд. Становлюсь перед тобой на колени".
В.Высоцкий:
"Я "Охоту на волков" когда писал — она меня замучила: мне ночью снился вот этот вот припев. Я не знал, что буду писать, но помнил только, что "идёт охота на волков, идёт охота!.." И вот она меня мучила, и, наконец, через два месяца… Это было в Сибири, в Выезжем Логу…"
Именно эти две песни явились первым серьёзным шагом Высоцкого к созданию остросоциальных песен и стихов.
И ещё в это "пропащее лето" Высоцкий пишет прозу. Это короткие рассказы: "Опять дельфины" и "Плоты". Первый рассказ явился послесловием к повести "О дельфинах и психах", написанной в феврале.
Рассказ "Плоты" заканчивается так: "С тех пор купаться ночью не хожу, а буксировщиков люто ненавижу и пьянство тоже. А жизнь нашу и неудовлетворённость, из-за которой по ночам на реку хочется, а не в постель, — проклинаю. Вот!"
Эти рассказы были своеобразным продолжением его поэзии.
Премьера фильма "Хозяин тайги" состоялась 29 мая 1969 года в Доме кино. Золотухина наградили именными часами от МВД СССР, а Высоцкого — почётной грамотой "за "активное участие в пропаганде деятельности милиции". Картина получила неплохую прессу с фотографиями, в том числе и за рубежом — в американском "The Times" (7 сентября 1970 г.) и немецком "Der Sрiegеl" (номер 13, 1971 г.). В 1969 году фильм занял в прокате 20-е место, его посмотрели 26,8 миллиона зрителей.
Во время съёмок "Хозяина тайги" в тех же местах была сделана кинопроба Высоцкого для фильма Владимира Бычкова "Мой папа — капитан". Предполагалась небольшая роль второго плана, но ни песни, ни самого Высоцкого в фильм не взяли. Удачливее оказался Юрий Визбор: и песню взяли, и сыграл в этом фильме.
Читайте все фрагменты из книги Виктора БАКИНА "Владимир Высоцкий без мифов и легенд"