(Ипостасях); Отец, Сын и Святой Дух. познаваемый в трех равнославных, равновеликих, не сливающихся между Собою,
но и нераздельных в едином Существе, Лицах, или Ипостасях.
Не надо забывать, что к Богу неприложимы привычные для нас земные измерения, в том числе категория числа. Ведь исчислять можно только предметы, разделённые пространством, временем и силами. А между лицами Святой Троицы нет никакого промежутка, ничего вставного, никакого сечения или разделения. Божественная Троица есть абсолютное единство. Тайна троичности Бога недоступна человеческому разуму (см. подробнее).
Некоторыми видимыми примерами, грубыми аналогиями Её могут служить: Отец – безначален, не сотворен, не создан, не рожден; Сын – предвечно
(вневременно) рождён от Отца; Святой Дух – вечно исходит от Отца. прежде всех век», «от Отца исходящего». «Рождение» и «исхождение» невозможно мыслить ни как однократный акт, ни как некоторый протяженный во времени процесс, поскольку Божество существует вне времени. Сами термины: «рождение», «исхождение», которые открывает нам Священное Писание, являются лишь указанием на таинственное общение Божественных Лиц, это лишь несовершенные образы их неизреченного общения. Как говорит
св. Иоанн Дамаскин, «образ рождения и образ исхождения для нас непостижим». Лица соединяются не сливаясь, но взаимно проникая так, что не существуют один вне другого Лица Пресвятой Троицы находятся в постоянном взаимном общении между Собою: Отец пребывает в Сыне и Св. Духе;
Сын во Отце и Св. Духе; Дух Святый во Отце и Сыне (Ин. 14:10). трех взаимо-солидарных действий Лиц, а как буквальное, строгое единство.
Это действие всегда правосудно, милосердно, свято... в Святой Троице: Он вечно рождает Сына и вечно изводит Святого Духа. Сын и Святой Дух одновременно восходят к Отцу как к одной причине, при этом происхождение Сына и Духа не зависит от воли Отца. Слово и Дух, по образному выражению святого Иринея Лионского, суть «две руки» Отца. Бог един не только потому, что Его природа едина, но и потому, что к единственному лицу восходят
те Лица, что из Него.
человека. по действию Божественной благодати, человеку, чьё сердце очищено от страстей. Святые отцы опытно созерцали Единую Троицу, среди них можно особо выделить Великих Каппадокийцев (Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского), свт. Григория Паламу, прп. Симеона Нового Богослова,
прп. Серафима Саровского, прп. Александра Свирского, прп. Силуана Афонского.
Едва я начал думать о Троице, как Единица снова охватывает меня». Бог есть любовь. Но Бог есть любовь не потому, что Он любит мир и человечество, то есть свое творение, – тогда Бог не был бы вполне Собой вне и помимо акта творения, не имел бы совершенного бытия в Себе, и акт творения был бы не свободным, но вынужденным самой «природой» Бога. Согласно христианскому пониманию, Бог есть любовь Сам в Себе, потому что бытие Единого Бога – это со-бытие́ Божественных Ипостасей, пребывающих
между собой в «вечном движении любви», по слову богослова VII века преподобного Максима Исповедника. другим Ипостасям, оставаясь при этом полностью открытым для их ответного действия, так что все три сопребывают в любви друг с другом. Жизнь Божественных Лиц есть взаимопроникновение, так что жизнь одного становится жизнью другого. Таким образом, бытие Бога Троицы осуществляется как любовь, в которой собственное существование личности отождествляется
с самоотдачей.
из всех христианских догматов. Св. Афанасий Александрийский определяет саму христианскую веру как веру «в неизменную, совершенную и блаженную Троицу». и троичном в Лицах, Троице Единосущной и Нераздельной. Учение о Пресвятой Троице есть высшая цель богословия, поскольку познать
тайну Пресвятой Троицы в ее полноте – значит войти в Божественную жизнь. на человеческую душу, являющуюся Образом Божьим. «Ум наш – образ Отца; слово наше (непроизнесенное слово мы обыкновенно называем мыслью) – образ Сына; дух – образ Святого Духа», – учит святитель Игнатий Брянчанинов. – Как в Троице-Боге три Лица неслитно и нераздельно составляют одно Божественное Существо, так в троице-человеке три лица составляют одно существо, не смешиваясь между собой, не сливаясь в одно лицо, не разделяясь на три существа. Ум наш родил и не перестает рождать мысль, мысль, родившись, не перестает снова рождаться и вместе с тем пребывает рожденной, сокровенной в уме. Ум без мысли существовать не может, и мысль – без ума. Начало одного непременно есть и начало другой; существование ума есть непременно и существование мысли. Точно также дух наш исходит от ума и содействует мысли. Потому-то всякая мысль имеет свой дух, всякий образ мыслей имеет свой отдельный дух, всякая книга имеет свой собственный дух. Не может мысль быть без духа, существование одной непременно сопутствуется существованием другого.
В существовании того и другого является существование ума». «Ума, Слова и Духа – единой соприродности и божественности», как сказал о Ней св. Григорий Богослов. «Первый Ум Сущий, Бог единосущное в Себе имеет Слово с Духом соприсносущным, без Слова и Духа никогда не бывая» –
учит св. Никита Студийский.
Трех Божественных Лицах, обладающих единым и нераздельным Божественным Существом. и бесконечен, беспределен и неограничен, всеведущ, знает прошлое, настоящее и будущее, знает не существующее как уже существующее, знает все творения прежде их бытия. В Божественном Уме присутствуют идеи всего мироздания, присутствуют замыслы о всех тварных существах. «Все от Бога имеет свое бытие и существование, и все прежде бытия находится
в Его творческом Уме», – говорит св. Симеон Новый Богослов. творит мир. Божественное Слово есть «Слово Великого Ума, превосходящее всякое слово, так что не было, нет и не будет слова, которое выше этого Слова», – учит св. Св. Максим Исповедник. Божественное Слово Всесовершенно, невещественно, беззвучно, не требует человеческого языка и символов, безначально и бесконечно, вечно. Оно всегда присуще Божественному Уму, рождается от Него извечно,
почему Ум называется Отцом, а Слово – Единородным Сыном. бестелесен, невещественен. Он есть Всесовершенный Дух. Божественный Дух пребывает вне пространства и времени, не имеет образа и вида, выше всякого ограничения. Его Всесовершенное Бытие беспредельно, «бестелесное, и не имеющее формы,
и невидимое, и неописуемое» (св. Иоанн Дамаскин). Лицами (Ипостасями). Ипостась или Лицо есть личный способ бытия Божественной сущности, которая в равной мере принадлежит Отцу, Сыну и Святому Духу. Отец, Сын и Святой Дух едины по Своей Божественной природе или сущности, единоприродны и единосущны. Отец есть Бог, и Сын есть Бог, и Святой Дух есть Бог.
Они совершенно равны по Своему Божественному достоинству. совершенной святостью, высочайшей свободой, несоздано и независимо от чего-либо тварного, нетварно, вечно. Каждое Лицо несет в Себе все свойства Божества. Учение о трех Лицах в Боге означает, что отношения Божественных Лиц для каждого Лица тройственны. Невозможно представить себе одно из Божественных Лиц без того,
чтобы сразу не существовали два Других. Что же до рождения Сына и исхождения Духа, то одно предполагает другое. Бог есть «Ум, Бездна Разума, Родитель Слова и чрез Слово Изводитель Духа,
Который Его открывает», – учит св. Иоанн Дамаскин. каждая из Которых обладает не только полнотой бытия, но и является всецелым Богом. Одна Ипостась не есть треть общей сущности, но вмещает в Себя всю полноту Божественной сущности. Отец есть Бог, а не треть Бога, Сын также есть Бог и Святой Дух – тоже Бог. Но и все Три вместе не есть три Бога, а один Бог. Мы исповедуем «Отца и Сына и Святого Духа – Троицу единосущную и нераздельную» (из Литургии святителя Иоанна Златоуста). То есть три Ипостаси не делят единую сущность на три сущности,
но и единая сущность не сливает и не смешивает три Ипостаси в одну. в молитве «Отче наш» мы обращаемся к Отцу, в иисусовой молитве к Сыну, в молитве «Царю Небесный, Утешителю» – к Святому Духу. Кем же каждое из Божественных Лиц осознаёт Себя и как нам правильно осознавать наше обращение, чтобы не впасть в языческое исповедание трёх богов?
Божественные Лица не осознают Себя, как обособленные Личности.
выразителем Которого является вечно исходящий от Отца Святой Дух.
чьим выразителем является вечно исходящий от Отца Святой Дух.
который вечно рождается от Отца. размышляя о тайне Святой Троицы, он увидел мальчика, который вырыл ямку в песке и переливал туда воду, которую зачерпывал ракушкой из моря. Блаженный Августин спросил,
зачем он это делает. Мальчик ему ответил:
На что мальчик ему сказал:
неисчерпаемую тайну Господню?
Молитва Пресвятей ТроицеПресвятая Троице, помилуй нас;Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. Господи, помилуй. Господи, помилуй. Господи, помилуй. Слава Отцу и Сыну и Святому духу и ніне и присно и во веки веков. Молитва к Богу Отцу
Всемогущий Владыко, премудрый и всеблагий Господи,
и Животворящаго Духа Твоего
и почтил еси драгоценным образом Твоим,
но благоволил еси Единороднаго Твоего Сына,
и тли смертныя свободимся.
по вознесении на небо дражайшаго Спасителя нашего,
да, силою богодухновенныя проповеди их,
услыши ныне смиренную молитву недостойных чад Твоих,
искупил еси ны за едино благоутробие Твое, согрешихом, очисти, Господи!
Помяни нас в милости Твоей, Господи,
паче же чистое и безгрешное житие;
и творити во всем волю Твою святую,
и Тебе славу и благодарение и поклонение возсылаем,
и Животворящим Твоим Духом, Молитва к Богу Сыну
Единородно Сыне и Слове Божий,
и иного Ходатая и надежды спасения не вемы.
бывших виною лютых страданий и смерти Твоея,
коль велика есть немощь духа и плоти нашея, Молитва к Богу Духу Святому
Царю Небесный, Утешителю всеблагий, Душе истины,
Им же и мы недостойнии освятихомся и назнаменани есмы в день крещения нашего!
исправи и обнови сердце,
духа чистоты и правды,
неленостно течем по пути заповедей святых, и тако,
сподобимся улучити кончину мирну и непостыдну, Молитва ко Пресвятей Троице
Пресвятая Троице, единосущная Державо, всех благих Вина,
благодарити Тя не словесы точию,
не точию пред Трисвятое лице Твое безстудно явитися,
аще бы не Ты Сама благоизволила, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребена. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедуем едино крещение во оставление грехов. Чаем воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.
Иван Бунин "Троица" дневник Лунный Свет |
![]() ![]() |