• Авторизация


"Кризис среднего возраста. Записки о выживании" 28-04-2009 18:07 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Много интресных мыслей из книги Дэрил Шарп "Кризис среднего возраста.
Записки о выживании". Готовьтесь мужчины и женщины...это произойдет с каждым

Вкратце выразить можно так : «Когда анима встречается с анимусом, анимус вынимает из ножен меч своей власти, а анима распространяет свой яд иллюзии и соблазна».
--------------

Для кризиса среднего возраста характерно внезапное появление необычного для человека настроения или нетипичных для него паттернов поведения. Похожие симптомы могут проявляться и у подростков, и у молодых людей, только вступающих во взрослую жизнь, и у людей значительно более зрелого возраста, но исследование их психологии – не главное в содержании этойт книги.

Занимаясь самокопанием, они испытывают мучительные страдания. Им не дают покоя мрачные, подозрительные мысли и фантазии. Их взгляд на будущее лишен всякой надежды. Они теряют свою энергию и свои амбиции, они полны тревоги и чувствуют, что не успевают вскочить в последний вагон.

«Совершенно невыносимый внутренний разлад, – пишет Юнг, – является доказательством вашей подлинной жизни. Жизнь без внутренних противоречий – это или только половина жизни, или жизнь в Запредельном, которой живут лишь ангелы».

Индивидуация – это процесс, обусловленный стремлением к архетипическому идеалу целостности. Если бы мы знали, что для нас «правильно», каков наш «истинный» путь, то жили бы в полной внутренней гармонии, в мире с самими собой, следуя дао. Такой является наша цель, по сути, для нас недостижимая, но сама привлекательность этой цели часто заставляет человека слепо верить в ценность и необходимость процесса, которой ведет к ее достижению.

Юнг сказал: «Цель важна лишь как идея: здесь существенным является сам opus [работа над собой], которая ведет к этой цели; именно она и является целью жизни».
Иными словами, цель индивидуационного процесса – не преодолеть свои психологические возможности для достижения совершенства, а максимально познать собственную психологию.

Основные психологические понятия, которые в такой ситуации человеку нужно знать, – это персона («Я», обращенное во внешний мир), комплементарная составляющая противоположного пола и связанный с ней комплекс (внутренняя фемининность или апима у мужчины и внутренняя маскулинность или анимус у женщины) и тень (все хорошие и плохие аспекты личности, которые или подверглись вытеснению, или никогда не были осознаны).
C этой точки зрения регрессия – не аномальный симптом, а столь же необходимая стадия процесса развития, как и прогрессия.

Как писал Юнг, «Любой человек, отделившийся от матери, стремится снова с ней соединиться. Это стремление может легко превратиться в поглощающую страсть, угрожающую всему, что ему удалось завоевать. Тогда, с одной стороны, мать становится высшей целью, а с другой– самой страшной угрозой– "Ужасной Матерью"».

Согласно описанию Юнга, персона – это один из аспектов коллективной психики, то есть в ней не содержится ничего личного. Она может ощущаться индивидуально – как-то особенно и уникально – но, например, определение «писатель-борец», так же, как «отец», «учитель» и «врач», с одной стороны, просто выражение социальной идентичности, а с другой – идеальный образ. Эти образы не характеризуют конкретную личность; они позволяют отличить одного врача, отца или учителя от другого.

Бессознательно высокомерного человека следует считать нездоровой личностью:
не нужно ему в этом препятствовать, пока он не войдет в конфликт с самим собой.

С точки зрения психологии, анима мужчины – это его душа. Юнг называл аниму архетипом самой жизни. Когда мужчина полон жизненных сил, он «воодушевлен». Не имея связи со своей душой, мужчина ощущает острую тоску и отсутствие жизненных сил. В наше время мы называем такое состояние депрессией – это первый симптом кризиса среднего возраста. Но это переживание совсем не новое. Такое состояние первобытные люди называли потерей души.

Мужчина, не осознающий свою фемининность, имеет склонность к перепадам настроения и сентиментальности – он становится одержимым своей анимой. Находясь под воздействием своего настроения и неуправляемых эмоциональных реакций, он может оказаться одержимым своей душой, вместо того чтобы ладить с ней. В процессе психологического становления мужчины Юнг различал четыре разных стадии развития анимы.

Фактически переход с одной стадии на другую редко происходит гладко, так как психика человека не только побуждает к личностному росту и поддерживает его, но вместе с тем (как ни пара доксально) является очень консервативной и с трудом избавляется от своего содержания. Следовательно, психологический кризис обычно происходит неожиданно для мужчины, как только у него появляется неотложная потребность перейти с одной стадии развития на другую.

У бессознательного есть прямое назначение – быть содержанием проекции. Таков закон жизни. Обычно проекция считается негативным явлением, но ее положительное свойство заключается в том, что она является свя зующим звеном между людьми, помогает устанавливать дружес кие отношения и другие формы общения. Ее функция такая же, как у колесной смазки. При всех проблемах, которые с ней связаны, жизнь без проекций была бы гораздо скучнее.

Проекции бывают активные и пассивные. Пассивная проекция является абсолютно автоматической и непроизвольной. Наш взгляд прикован к одному-единственному человеку из многих людей, находящихся в комнате, и, безнадежно влюбившись, мы чувствуем, что совершенно подавлены. Мы можем совсем ничего не знать об этом человеке; но, по существу, чем меньше бы о нем знаем, тем легче на него проецируем: существующий вакуум мы заполняем собственным психическим материалом.
Активную проекцию также называют эмпатией. Вы ощущаете себя «на месте» другого человека, представляя себе, что с ним происходит. Для аналитика очень важно иметь это качество. При отсутствии эмпатии наступает тоскливая череда скучных дней, которые похожи один на другой, и совершенно неинтересных людей с непонятными проблемами.

Юнг описывает четыре стадии развития женского анимуса, аналогичные состоянию развития мужской анимы. Сначала он появляется в снах и фантазиях как фаллос, воплощение физической силы, например, в образе атлета или «культуриста». Эта стадия развития анимуса соответствует стадии Евы в развитии анимы. Для женщины с таким анимусом мужчина – это просто «жеребец»; он существует лишь для оплодотворения яйцеклетки и является приспособлением, помогающим женщине рожать детей.
На второй стадии, соответствующей стадии Елены в развитии анимы, анимус обладает инициативой и способностью планировать действия. Он скрывается за стремлением женщины к независимости и желанием сделать собственную карьеру. Женщина с анимусом такого типа по-прежнему относится к мужчинам на уровне общественного сознания, но сам этот уровень изменяется: мужчина – это традиционно муж-отец, глава семьи, основная функция которого заключается в том, чтобы защищать и материально обеспечивать семью.
На следующей стадии, соответствующей стадии Марии в развитии анимы, анимус – это «логос», который в сновидениях часто воплощается в образе профессора или священника. Женщина с таким анимусом испытывает трепетное уважение к традиционным знаниям; она может заниматься творческой деятельностью и всегда рада узнать о себе что-то новое. Она может относиться к мужчине как к индивидуальности, то есть как к своему возлюбленному.
На четвертой стадии анимус становится воплощением духовности, как, например, Ганди или Мартин Лютер Кинг. На этом, высшем, уровне, соответствующем уровню Софии в развитии анимы, анимус является посредником между сознанием женщины и ее бессознательным. В мифологии он появляется в образе Гермеса, вестника богов; в сновидениях – в образе помощника-проводника. Для женщин с таким развитием анимуса сексуальность это больше, чем просто акт, доставляющий физиологическое наслаждение; он наполнен духовным смыслом.
Каждый из приведенных выше аспектов анимуса женщина будет проецировать на мужчину, при этом предполагая, что он будет вести себя в соответствии с ее ожиданиями.

В психологии невроза понятие «пуэр» употребляется при описании психологии взрослых мужчин, эмоциональная жизнь которых остается на подростковом уровне; обычно психология пуэра объясняется сильной зависимостью от матери. (Понятие «пуэлла» ipuella) часто употребляется по отношению к женщине, но прежде всего относится к женщине с пуэром-анимусом.) У многих людей кризис среднего возраста порождается внутренней потребностью вырасти из этой стадии своего развития49.
Типичный пуэр выглядит моложе своего возраста. Как пра вило, он очень этим гордится, как, например, Норман. А кто бы не гордился, если в данной культуре юность ценится больше, чем зрелость? Норман был бы потрясен, если бы я сказал, что его мо ложавая внешность является следствием отсутствия у него эмоци ональной зрелости. Я мог бы ему указать на это, но зачем? Я пред почел дать ему время, чтобы осознать это самостоятельно, а если он не осознает – tant rnieux, тем лучше.
Пуэр не ощущает ответственности за свои поступки. Все, что он делает, не подвластно контролю его сознания; он живет, нахо дясь в полной зависимости от своего бессознательного.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
LUX999 28-04-2009-20:53 удалить
93!
Последний тип мужчины крайне трудно раздобыть)))
Arthur_Waite 29-04-2009-23:08 удалить
Ответ на комментарий LUX999 # Я думаю и правда нелегко.
Остается одно - воспитать под себя.


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник "Кризис среднего возраста. Записки о выживании" | Arthur_Waite - Дневник Arthur_Waite | Лента друзей Arthur_Waite / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»