• Авторизация


КНЯЖНА ЮЛИЯ САМОЙЛОВА 11-02-2013 01:09 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Алевтина_Князева Оригинальное сообщение

Графиня Самойлова

 

Картины Карла Брюллова [показать]     

 "...Презренья к мнению полна,        
        Над добродетелию женской
       Не насмехается ль она,
       Как над ужимкой деревенской?
       Кого в свой дом она манит,
       Не записных ли волокит,
       Не новичков ли миловидных?
       Не утомлен ли слух людей
       Молвой побед ее бесстыдных
       И соблазнительных связей?
       ... Но как влекла к себе всесильно
       Ее живая красота!
       Чьи непорочные уста
       Так улыбалися умильно?!
       Какая бы Людмила ей,
       Смирясь, лучей благочестивых
       Своих лазоревых очей
       И свежести ланит стыдливых
       Не отдала бы сей же час
       За яркий глянец черных глаз,
   Облитых влагой сладострастной,
       За пламя жаркое ланит?
       Какая фее самовластной
       Не уступила б из харит?"


               Е.Баратынский. "Бал"

 


[показать]

     "Страшись прелестницы опасной,
     Не подходи: обведена
     Волшебным очерком она;
     Кругом ее заразы страстной
     Исполнен воздух! Жалок тот,
     Кто в сладкий чад его вступает:
     Ладью пловца водоворот
     Так на погибель увлекает!
     Беги ее: нет сердца в ней!
     Страшися вкрадчивых речей
     Одуревающей приманки;
     Влюбленных взглядов не лови:
     В ней жар упившейся вакханки,
     Горячки жар — не жар любви..."


      (Е.А.Баратынский. "Бал")

 

 

 

 

 

[показать]   

 

 






   "Уж газ на ней, струясь, блистает;
   Роскошно, сладостно очам
   Рисует грудь, потом к ногам
   С гирляндой яркой упадает.
   Алмаз мелькающих серег
   Горит за черными кудрями;
   Жемчуг чело ее облег,
   И, меж обильными косами
   Рукой искусной пропущен,
   То видим, то невидим он.
   Над головою перья веют;
   По томной прихоти своей,
   То ей лицо они лелеют,
   То дремлют в локонах у ней."

    (Е.А.Баратынский. "Бал")

 

 

 

 

 

 

 

Описывая впоследствии основные типы картин Брюллова, Гоголь найдет для них такие слова: «Его человек исполнен прекрасно-гордых движений; женщина его блещет, но она не женщина Рафаэля, с тонкими, незаметными, ангельскими чертами, – она женщина страстная, сверкающая, южная, италианская во всей красоте полудня, мощная, крепкая, пылающая всей роскошью страсти, всем могуществом красоты, – прекрасная как женщина». В картине "Последний день Помпеи" облик Юлии повторяется несколько раз.

 
- в образе молодой горожанки рядом с художником, в облике которого Брюллов изобразил сам себя; [показать]    
- в образе упавшей с колесницы прекрасной умирающей женщины;
 

И, наконец, в образе Матери, пытающейся прикрыть своих двух дочерей от вселенской катастрофы. На шее женщины - крестик, она-христианка; она никуда не бежит, и глаза её, испуганные и покрасневшие от слёз, умоляюще подняты к небу... Юлии был близок именно этот сюжет. Помогая одному из своих любовников, автору оперы "Гибель Помпеи"("Последний день Помпеи") Джованни Паччини, она взяла на воспитание его дочь и племянницу. Две хорошенькие девочки - блондинка Джованина и брюнетка Амацилия - заменили ей собственных детей. Брюллов неоднократно писал их портреты, самым известным из которых стала "Всадница"("Жованин на лошади"), где в антураже миланской виллы Самойловой прелестные девочки - подросток и малышка - смотрятся как два ярких цветка или сияющих драгоценных камня:

Графиня Самойлова покровительствовала Паччини всеми имеющимися у неё возможностями, и однажды - в угоду ему - чуть было не сорвала премьеру конкурента Паччини - Винченцо Беллини, наняв клакеров и устроив исполнительнице главной партии - Джудитте Паста - настоящую обструкцию. Опера Беллини называлась "Норма"...

[показать]

Отношения с Брюлловым напоминали вулкан страстей - а еще они были просто друзьями, живо переживающими друг за друга и друг другу помогающими, хотя "Карла Великого" все его знакомые считали закоренелым эгоистом («За внешностью молодого эллинского бога скрывался космос, в котором враждебные начала были перемешаны и то извергались вулканом страстей, то лились сладостным блеском. Он весь был страсть, он ничего не делал спокойно, как делают обыкновенные люди. Когда в нем кипели страсти, взрыв их был ужасен, и кто стоял ближе, тому и доставалось больше».) Она навсегда стала его Музой - один за другим он писал её портреты (которых сохранилось - увы! - немного); она была моделью для самых известных его картин, в частности, для "Вирсавии", сияющей всеми красками итальянского полудня.

[показать]

  [показать]    "...Она явилася на бале.    Что ж возмутило душу ей?    Толпы ли ветреных гостей    В ярко блестящей, пышной зале,    Беспечный лепет, мирный смех?    Порывы ль музыки веселой,    И, словом, этот вихрь утех,    Больным душою столь тяжелый?    Или двусмысленно взглянуть    Посмел <в глаза ей> кто-нибудь?.."    (Е.Баратынский. "Бал") ...И, сорвав маску вынужденного светского притворства, гордо подняв голову и не оборачиваясь, Юлия покидает "бал" русской светской жизни. Она уезжает во Францию, потом в Милан. Больше в Россию она не вернется. Больше в её жизни не будет и Карла Брюллова.Несколько лет метаний между Россией и Италией, сильнейшее нервное истощение, очень повлиявшее на характер, возрастающие с годами мнительность и эгоцентризм, постоянные жалобы на здоровье и - временами - почти истерическая капризность...

[456x564]
 

Будучи всего на шесть лет старше Юлии, он казался рядом с ней стариком - и их отношения постепенно сошли на нет.

Подробнее о графине Самойловой можно прочитать тут: "О женщина, дитя, привыкшее играть..."



 

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник КНЯЖНА ЮЛИЯ САМОЙЛОВА | Людмила_Гусева - Вся суть моей жизни... | Лента друзей Людмила_Гусева / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»