• Авторизация


Ткачество, Флорес, Индонезия 07-12-2012 19:14 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Рязаночка- Оригинальное сообщение

Ткачество, Флорес, Индонезия

Фотографии и текст Михаила Цыганова, пояснения специалиста по ткачеству Ирины Дворкиной, взяты из его блога 

[показать]

Начнем с самого начала: с получения нити. Перед вами живая схема технологического процесса обработки хлопка (смотреть строго справа – налево!)

 

[показать]

Первым делом хлопок очищают от зерен и сорных примесей. Такой деревянный станок существует с первобытных времен.

[показать]

Хлопок протаскивают между деревянными валиками. Семена и сор пройти не могут и падают спереди - со стороны работающей женщины, а волокно с другой стороны.

 

[показать]

Перед прядением волокно скручивают в аккуратные брикетики.

[показать]

Прядение: из кусочка волокна пряха вытягивает прядь, постепенно превращая ее в нить. Длинная нить наматывается на веретено при помощи колеса и пальцев ноги.

 

[показать]

Части тела заменяют недостающие детали прялки.

[показать]

С веретена девушка сматывает нить в банальный клубок.
Ну, полностью руко-ножная? ного-ручная? работа!

 

[показать]

Нити основы будущей ткани натягивают на раму.

[показать]

[показать]

Те фрагменты узора, которые должны остаться белыми (или более светлыми) после крашения, прячут под крепкой обмоткой ленточками из чего-то растительного. Рисунок размечают на основе или делают по памяти.

[показать]

Основа окрашена индиго. 

[показать]

Здесь уже развязали.
Если икат многоцветный, операцию повторяют для каждого цвета в отдельности.
Окрашенные нити надо перенести на ручной ткацкий станок, не нарушая их порядок. Горизонтальные палочки, видимо, способствуют этому.

[показать]

Основа натянута на станок и, теперь рисунок хорошо виден. 

[показать]

Пора вязать ремиз – определенные нити подвязывают нитками к палке. Зачем – увидим ниже. 

[показать]

Этот древнейший ткацкий станок по самой экзотической детали называют «поясным». Ремень с «подушкой» помогает поддерживать необходимое натяжение основы. Это означает, что «хрупкая» талия ткачихи заменяет и боковые опоры и весь деревянный и металлический механизм натяжения основы более совершенных станков!

[показать]

Наконец мы добрались собственно до ткачества. Чтобы прокинуть нить утка, ткачиха поставила ткацкий меч (широкая планка) на ребро. В образовавшийся «проход» между нитями основы («ткацкий зев») она прокидывает уточную нить (но видно это плоховато).

[показать]

Прокинутый уток подбивают ткацким мечом, чтобы ткань получалась плотной. 

[показать]

Теперь снова надо прокинуть уток, но уже в другой зев, чтобы нити основы и утка переплелись между собой. Поэтому ткачиха, подняв левой рукой часть нитей основы, привязанных к ремизной палке, правой рукой вставляет меч и создает очередной зев. 

[показать]

И так продолжается до тех пор, пока вся основа не будет заткана.
А теперь САМОЕ ГЛАВНОЕ. Икаты отличаются тем, что узор в процессе ткачества образуется САМ СОБОЙ. В «привычных» нам гладких (безворсовых) коврах, шпалерах, гобеленах рисунок создается утком и прячет под собой основу. В икатах все наоборот: чтобы выявить рисунок, нанесенный на основу, уток должен спрятаться под нее. На фото ниже: в верхней части – уже сотканная ткань, в нижней - основа.

(Насчет "сам собой" можно поспорить - это кропотливая работа по совмещению нитей. Даже если узор нанесен очень ровно и нити натянуты плотно, один-два миллиметра туда-сюда и все... перед вами уже узор второго сорта)

[показать]

В двойных икатах рисунок создается и основой и утком, окрашенными этим трудоемким способом. (Можно посмотреть мою статью про двойные икаты из деревни Тенганан, остров Бали http://www.livemaster.ru/topic/71415-tkachestvo-na...t-geringsing?vr=1&inside=1)

В наиболее искусных тканях узор при ткачестве совпадает настолько, что определить, что перед вами именно икат, можно только уткнувшись носом в ткань. При небрежной работе хорошо видно несовпадение контуров рисунка, но нечеткий, как бы дрожащий рисунок с переливами красок очень красив.
Обычные и двойные икаты приходится ткать разными ткацкими переплетениями. Обычные – репсовым, двойные – полотняным.
Как видите, всё очень просто! Нужен лишь опыт нескольких тысячелетий, огромное терпение и добрые руки.

Образцы икатов музейных и повседневных

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Ткачество, Флорес, Индонезия | Marina_VVV - Дневник Marina_VVV | Лента друзей Marina_VVV / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»