Глава 3
И много позже, работая на флоте, если выдавалась возможность, я всегда с огромным интересом посещал всякие развалины.
Много где побывал, но особенное впечатление на меня произвел Рим. Этот вечный город, город-музей! Там столько всего наворочено и переплетено, - от античности до современности, - что просто невозможно переварить всю навалившуюся информацию за один, не полный день экскурсии. Поэтому решили посетить три основных достопримечательности, - это Колизей, Пантеон, Термы Каракаллы, и, если удастся побывать на площади святого Петра в Ватикане.
Про все эти места в сети можно нарыть много чего, но не зря же говорят, лучше … увидеть чем, услышать.
Вот представьте себе, Колизей, - одно из самых грандиозных сооружений человечества.
Во-первых, когда стоишь рядом с ним, размеры его просто поражают – более полукилометра по окружности эллипса, высота стен около 50-ти метров! Когда-то он вмещал в себя 87000 зрителей, не считая нескольких тысяч обслуживающего персонала и тысячи диких животных.
Во-вторых – великолепная архитектура и оригинальная строительная техника.
С внешней стороны здание представляет три яруса арок. Между арками расположены полуколонны, выполненные в различных художественных стилях, в нижнем ярусе — тосканском, в среднем — ионическом и в верхнем - коринфском. Сохранившиеся на древних монетах изображения Колизея свидетельствуют о том, что в пролетах арок среднего и верхнего ярусов стояло по статуе. Особо интересующиеся могут подсчитать!
И всё это было построено за каких то ПЯТЬ лет - 75-80 г.н.э.- включая изготовление не только тесанного камня для арочных сводов, сложнейших механизмов устройства арены, но и всех архитектурных украшений.
А какая кладка! Почти без ЦЕМЕНТА! Здоровенные камни просто соединялись между собой железными связующими скобами, и всё!
В-третьих. Сама арена Колизея – это уникальнейшее инженерное сооружение! Во время гладиаторских боёв и травли дикими зверями, из-под неё почти мгновенно могли появляться люди, животные, различные машины и декорации. За считанные минуты она могла трансформироваться в бассейн для морских сражений между НАСТОЯЩИМИ галерами, или для более жестокого зрелища - травли людей акулами и муренами.
Вот как описывал один из современников освящение Колизея в день его открытия:
«При освящении амфитеатра и спешно выстроенных поблизости бань он (Тит, сын императора Веспасиана, начавшего строительство) показал гладиаторский бой, на диво богатый и пышный; устроил он и морское сражение на прежнем месте, а затем и там вывел гладиаторов и выпустил в один день пять тысяч разных диких зверей»
Хотя новейшие раскопки распространились больше чем на половину всего пространства арены, для современных инженеров-строителей назначение многих её элементов, - стен, столбов, различных опор и пр., - пока ещё до конца не ясно.
Просто уму не постижимо, кто всё это придумал?! Кто всё это организовал и реализовал?! К сожалению история не сохранила ни одного имени, все эти люди так и канули в небытиё, как простые исполнители чьих-то желаний и прихотей. Такая вот диалектика природы!!!
И вся эта конструкция простояла почти 2 тысячи лет, выдержала интенсивную эксплуатацию, - гладиаторские бои были прекращены только в 405 году, - и несколько землетрясений! Кроме того, в средние века этот величайший из памятников древней античности современники начали рассматривать как источник строительного материала. Отвалившиеся, и нарочно выломанные из него камни стали использовать на новые сооружения, а связующие железные элементы конструкций банально, по варварски, выламывались и разворовывались. Да, и в средние века были свои «металлисты», поскольку и тогда железо очень ценилось и повсюду разыскивалось.
За всю свою не простою историю Колизей потерял две трети своей первоначальной массы и, тем не менее, ВЫСТОЯЛ!
Ещё раз, по буквам, - две ТЫСЯЧИ лет!!!
Рабы строили, между прочим. В Древнем Риме всё строилось рабами. Рабами были даже врачи, не говоря уже об инженерах-строителях. Кстати, сантехники у них тоже были рабами.
Или Римский Пантеон. 117-125 год н.э. Считается, что это один из самых совершенный древнеримских памятников. Внешне само здание как-то не очень выделяется среди архитектурных шедевров эпохи Возрождения, поскольку перестраивалось несколько раз в средние века. Но знаменитый купол Пантеона впечатлил – конструкция диаметром более 40 метров и отверстием внутри около 9 метров. Постояв под этой дырой задрав голову, начинаешь чувствовать, какое-то единение себя с небом, космосом, как будто улетаешь куда-то.
Да, уж! Возведение купола такого размера - задача, над решением которой и в последующие века бились величайшие зодчие. А интерьер самого пантеона, его удивительно пропорциональный сбалансированный круглый план, тоже вещь завораживающая. Просто удивительно, как древние так тонко чувствовали гармонию в организации внутреннего пространства.
Лично меня все эти римские чудеса впечатлили больше, чем Египетские пирамиды, хотя они почти в 2,5 раза старше и Колизея и Пантеона. Пирамиды тоже грандиозные сооружения, конечно, но в них, на мой взгляд, нет того архитектурно-инженерного изящества. Проще говоря Колизей и Пантеон более умные конструкции.
Как-то в какой-то статейке прочитал мнение одного «иностранческого» специалиста, Он вполне аргументировано доказывал, что в современных условиях подобные колоссальные объекты без современных технических средств построить не возможно. Например, смоделировать купол Пантеона таких размеров без компьютерного моделирования сегодня не возьмётся ни один архитектор, а технологическая комплектация арены Колизея до сих пор остаётся НЕ ПРЕВЗОЙДЕННОЙ!
Невероятно! Но он прав!
Рабы, блин, голыми руками построили, а мы современные строители без техники, а, главное, без … зарплаты не сможем!
[показать]
А теперь представьте себе, что всё это было бы выстроено из дерева. Навряд ли все эти шедевры дожили бы до наших дней.
Мы есть то, что мы едим,
Мы живём так, как мы строим.
P.S.
В тот день мы так увлеклись экскурсиями по Колизею и Пантеону, что времени на посещение Ватикана и Терм Каракаллы конечно не хватило. Решили отложить до следующего раза.
Термы Каракаллы, - развалины некогда самых величественный Римских общественных бань.
Но, как известно, ничего нельзя откладывать на потом. Следующего раза не случилось, т.к. в этом контракте мы в Италию больше не заходили.