Начало см. здесь.
Р.Б. Очень часто у многих людей есть мнение, что если человек занимается какими-то духовными исследованиями, консультированием, он не должен брать денег. Вы последние годы занимаетесь чисто духовными вещами и всей своей жизнью Вы доказали, что Вы идете к Богу и помогаете другим. Но Вы берете деньги и многие люди, особенно в России, не понимают, как это брать деньги, тем более достаточно большие.
Л.С.Н. Начнем с определения моего статуса. Я психолог, профессионал, который занимается психологической помощью людям. Я убедился, что эта помощь не может быть компетентной и реальной, если у человека не будет изменений в характере. Как психолог я понял, что изменения в характере невозможны без понятия “любовь к Богу”. Так вот, я занимаюсь по своей профессии психологическими консультациями и тема моего диплома - психологические консультации и психологическая коррекция. И как специалист я беру деньги за прием. Учитель, который преподает в школе или в институте, занимается теми же духовными практиками, он сообщает знания.
Врач, который лечит, помогает спасать жизнь. Значит, что получается, тогда нужно лишить зарплаты врачей, психологов, учителей потому что они занимаются духовными практиками – это первое. Второе – все-таки определенный резон есть, почему? Когда человек занимается духовными практиками, он может зацепиться за духовность и тогда для него его зависимость от человеческого усиливается. И если он будет комфортно жить и брать деньги, то тогда для него занятие духовными практиками становится все опаснее, логично? Я об этом сейчас все время говорю. При механическом, чисто духовном моменте это совершенно справедливо.
Но в моем аспекте есть, я считаю, несколько нюансов. Первое – я считаюсь ученым, исследователем и психологом. Второе - то накопление, усиление привязанности к человеческому, которое происходит у тех, кто занимается духовными практиками и тех, кто молится, закрывается либо нищетой, самоистязанием или мощными ограничениями себя или периодическими потерями, очень мощными психологическими, физическими, и т.д. или системным закрытием этой зависимости.
Я в своих книгах не описываю, как меня отрывают, это слишком личное дело, это раз. Второе – я описывал, что каждый раз, когда я пишу книгу, у меня бывают ситуации, близкие к смертельным - катастрофы, аварии, потери, предательство, это все такая же чистка. И дальше, я стараюсь системно закрыть через понимание, через любовь к Богу, закрыть зависимость от человеческого счастья в любом аспекте, и в духовном, и физическом. Значит, тогда что может быть? Тогда человек может заниматься духовными практиками, в первую очередь осознавать, что они опасны и при этом иметь деньги. На Западе, в Америке, все, кто занимаются духовными практиками – одни из самых богатых людей, как Вы знаете. Но не думаю, что это им идет на пользу, почему? Потому что пока в них есть потенциал любви, они не зацепляются, как только любви становится меньше, тогда идет зацепленность за духовность и тогда опасно иметь деньги.
Тому, кто зацеплен за духовность, опасно иметь материальные блага, они, рано или поздно, будут давать ему проблемы. Почему я осознаю, что для меня мой прием - это опасность. Мой уровень духовности, который я получаю через исследования - это двойная опасность. Мой уровень благополучия - это тоже достаточно серьезная опасность, я все понимаю. Человеку это вредит тогда, когда он не понимает, что и деньги опасны, и духовность опасна и человеческая стабильность опасна. Когда он это понимает, он может это преодолевать. И потом, времена все-таки меняются и духовное и материальное начинают быть все ближе.
И сейчас для того, чтобы кому-то проповедовать, ему нужно арендовать зал, платить налоги, отчитываться перед налоговой службой и т.д. Здесь уже включаются несколько другие законы, которые адекватны нынешней ситуации. Если бы я не зарабатывал деньги на приеме, если бы я не получал деньги через книги, которые я издаю, я бы занимался другим. Все хотят, чтобы человек, занимающийся духовностью пахал на них, добывая с риском для жизни новую информацию, потом голый-босый ходил, давал ценные рецепты, как стать здоровыми и богатыми и при этом был в нищете. Так это и есть та халява, которая опасней всего.
Человек не хочет зарабатывать. Знания тоже нужно зарабатывать. Те, кто получали эзотерические закрытые знания, годами сидели в ямах, ограничивали себя в пещерах, истязали себя, только потом они прикасались к высшей информации. Сейчас у человека есть гораздо более легкая возможность. Не истязать себя, не проходить 10-20 лет посвящения, а заплатить какую-то сумму, но он не хочет. Так это тоже самое, как раньше. Человек приходил, говорил “посвятите меня в высшее знание, но извините меня, голодать не буду и в пещере не буду сидеть. Буду торговать шелками, есть и пить водочку, а Вы меня посвящайте в высшее знание”. Не пройдет.
Для того, чтобы что-то получить, нужно чем-то пожертвовать. В той же России сделать один зуб стоит 100 долларов, а просто проконсультироваться у профессора стоит на 300-400 долларов больше моего приема. Но никто не удивляется, почему врач может просто за консультацию получать 300-500 долларов и, если он добавит к этому какое то минимальное лечение, это обойдется в несколько тысяч долларов, никто к этому врачу не придирается и не предъявляет никаких претензий. Значит к чему мы привыкли? Мы привыкли к тому, что самая главная, самая ценная информация дается нам бесплатно. Так и есть, мои книги самые дешевые в России. Выступления стоят дороже, прием еще дороже. Все логично.
Р.Б. Я с Вами согласен. От себя могу добавить, что если делаешь даже недорогую цену, люди это не ценят. Я, например, делал друзьям консультацию, встречаемся через год. “Ты начал что-то читать, работать над собой?” Нет. Но если человек к тебе пришел за полную стоимость, он начинают ценить твою работу и очень серьезно относиться к той информации, которую получил.
Л.С.Н. Мне один знакомый, врач, сказал в приватной беседе: “Хочешь я тебе открою главный секрет моего лечения?” Он блестяще диагностировал и занимался рефлексотерапией. Он говорил:” Я тебе открою один из своих секретов. Я ставлю несколько игл и человек бросает курить”. Я говорю: какой главный секрет? В какую точку надо иглу поставить? Он говорит: “сообщаю, в какую точку, главная точка - это карман клиента. Чем больше я с него беру денег, тем больше вероятность того, что он бросит курить. Раз он заплатил такие деньги, он после этого обязан бросить курить”. Так вот, мы все устроены очень просто. Кто заболевает? Тот, у кого мало энергии. У кого мало энергии? Тот, кто привык не отдавать, а брать.
Вот и вся схема. А тот, кто привык брать, хочет взять как можно больше и заплатить как можно меньше. И такой человек всегда будет предъявлять претензии, при любых ценах на билеты. И такие люди, как правило, как раз работать над собой не хотят, а хотят получить максимум выгоды. Это где-то совдеповская психология, которая приучила отнять у богатых. То, что богатый умный, работящий, пашет целыми днями - это никого не волнует.
Это потом, когда он уже заработал богатство и оно начинает работать на него, потом он развращается, да. Но все видят этот конечный процесс. И никто не видит начальный процесс, как он стал богатым. И когда главная идея не создать, а украсть, обворовать, то сама эта идея есть отречение от любви. Чтобы создать, нужно иметь инергию. А энергия приходит через любовь. Чтобы украсть, особо любви не нужно, поэтому сама психология потребительская, эта психология антибожественная. Поэтому эти люди и не поймут того, что я говорю и всегда будут в оппозиции ко мне, это вполне естественно.
Р.Б. Вы еще говорили, что в наше время все процессы ускорены. Человек может очень быстро наработать плохое так же, как и наработать хорошее. Я правильно понял?
Л.С.Н. Когда два потока времени, две противоположности соединяются, идет резкое ускорение всех процессов. Сейчас два потока времени - будущее и настоящее, восточная и западная цивилизации соединяются. И мы это видим по усиливающимся конфликтам на Ближнем Востоке. Именно тут идет состыковка западного и восточного мышления. Тут есть еще один момент. Скажем так, человек молится Богу, у него возникает зацепленность за духовность, человек стареет, у него возникает зацепленность за духовность.
Значит получается так, молимся Богу, быстрее стареем. Вот такой вопрос могут люди задать. А здесь несколько иначе. Когда человек молится Богу, у него идет увеличение запасов любви из этой любви увеличивается количество духовности и поскольку оно увеличивается, можно за него зацепиться. Когда человек стареет, у него духовность не увеличивается, он просто оседает и начинает зацепляться за нее. Вот о чем идет разговор. То есть и в том, и в другом случае мы можем регистрировать зависимость от духовных ценностей, но она несколько иначе выглядит. В одном случае это развитие, а в другом - деградация.
Р.Б. А как Вы практичеcки видите Путь? Вот, например человек взял, почитал Ваши книги, до этого он либо изредка соблюдал какие-то церковные обряды, либо вообще не верил в Бога. Что бы Вы посоветовали такому человеку - с чего ему начинать?
Л.С.Н. Не спешить, не переедать, не бояться. Не сожалеть о прошлом. Учиться любить близких и себя. Не думать плохо о себе и о других, не осуждать. Для начала элементарно. Правила дорожного движения начинаются с того, чего нельзя делать, а потом можно и нужно. Так вот сначала нужно сделать элементарные вещи, которые объясняются очень просто. Не убивать в себе любовь. Не отрекаться от любви. А потом уже можно говорить о том, как это чувство увеличивать и что делать дальше.
Периодически пост, голодание, воздержание, особенно весной. Это создание того фона, когда замирают человеческие функции, значит легче ощутить в себе Божественное. Это то, что называется здоровым образом жизни. В первую очередь здоровый образ жизни - это усмирение своих желаний, своего благополучия, своих желаний и духовных устремлений в том числе. То есть первый класс. Человек должен сначала сделать прожиточный минимум, потом посмотреть, получилось или нет. Ощутить, что можно быть добрее, можно видеть Божественную волю, можно быть терпимым к любому человеку, нужно уметь любить человека со всеми его недостатками.
Нужно воспитывать и себя и всех других. И смысл воспитания - помочь человеку ощутить эту любовь. Значит, для этого нужно где-то сдержать его желания, где то остановить его хамство, где-то помочь ему, позаботиться, поощрить. То есть начинать нужно с элементарных вещей. И как это элементарно ни кажется, это самый тяжелый и долгий путь. А потом уже можно говорить о всяких высоких материях.
Вот смотрите, любой стресс, если человек на него не реагирует, у него появляется программа самоуничтожения. Робот никогда не получится. Будет самоубийца, если человек не будет отвечать. Значит реакция на болевое ощущение должна быть. Логично? Скажем так, умер близкий человек, какая у всех реакция? Самоубийственная. Почему? Что может сделать? Он говорит:” я ничего не могу сделать” Значит, куда-то этот взрыв энергии должен пойти. Куда он пойдет? На самоубийство, на сожаление. Логично?
Если человеку сказать: “Не надо убивать себя. Этот взрыв энергии, который у тебя есть, он может пойти на созидание.” Он спросит:”Что я могу сделать?” Тогда ему можно объяснить:”Душа умершего связана с твоей душой. Если ты будешь испытывать уныние, ты будешь вредить и душе умершего, и себе. Значит первое - ты не должен испытывать уныние. Ты должен дать душе умершего больше любви. Для этого ты должен ограничить себя. Вот в этом плане и существует после этого траур. Что такое траур - это ограничение себя. В еде, в радости, в желаниях. Но именно ограничение для чего? Для того, чтобы легче почувствовать любовь.
Если траур превращается в уныние, это обратная реакция. Значит, смысл траура - ограничить себя в человеческом, ощутить в душе Божественную любовь и наполняя душу любовью, помогать душе умершего. Это конкретные действия? Да! Они тяжело выполняются? Очень тяжело. На них много нужно энергии? Очень много. Значит, вся энергия пойдет не на самоубийство и в разрушение, а в созидание. Значит, в любом конфликте (смерть другого человека - это тоже конфликт) можно тратить энергию на разрушение, а можно на созидание.
Меня предал близкий человек, я задаю себе вопрос, почему он предал? Значит, наверно я зацепился за морально нравственные идеалы, значит, что-то у меня в душе не в порядке, значит я должен привести себя в порядок. Значит, энергия перейдет не в ненависть и желание разрушить его, а в созидание. Нужно привести себя в порядок, я должен помочь ему не предавать меня дальше. То есть какая-то система ограничений может быть применима к человеку, который меня предал. Для него это тоже будет воспитание, потому что если я буду поощрять его предательство, он может сорваться и затем ему это может понравиться. Вот о чем идет разговор.
Значит, я должен воспитывать и себя и его. Это тяжело? Это очень тяжело. Это затрата энергии, огромная затрата энергии. Это созидание? Да! Значит, речь идет не о том, чтобы принять. Что такое принять? Если я принимаю травмирующую ситуацию, значит я в ней принимаю Божественный смысл. Если я полагаюсь на Божественную волю, я принимаю Божественный смысл, значит я останавливаю свою волю, свои желания, которые хотят одного - отомстить, обидеться, зацепиться. Тогда моя зашита становится не местью, а воспитанием. Значит, принятие полной ситуации внутри, принятие ее как мое очищение, не означает, что я не имею права на действия. Эта ситуация меня очищает, значит другого очищения для меня не нашли.
Это очищение принудительное, а теперь я буду добавлять очищение добровольное, менять себя. Что такое изменить себя? Это тоже защита. Меня может кто-то убить. Если я изменюсь, энергетика моя изменится, меня не убьют. Я защищаюсь? Да! Можно защищаться - придти убить того, кто ко мне агрессивен, можно защититься, изменив систему своего поведения, а можно меняться внутренне. Это все защита, разные формы.
Поэтому человек, который привык идти к любви, вырабатывает те системы защиты (реакции на боль), которые являются самыми перспективными. То есть он не убегает от боли, а понимает, что в боли есть созидательный смысл, боль ему необходима, но это не означает, что нужно быть мазохистом и эту боль принимать. Боль ему необходима, но она необходима ему как знак. Для того, чтобы изменившись, он уменьшил это количество боли.
Человек понимает, что если он не хочет добровольно меняться, ему помогут принудительно. Это нужно? Да! Это больно? Да! Но это не означает, что только такое лечение он должен воспринимать. Приходит врач, мажет йодом рану. Это больно? Да! Это необходимо? Да! Так нужно только йодом мазать? Нет! Нужно не допускать, чтобы были прыщи и болячки. Для этого надо меньше ревновать, меньше обижаться и правильно питаться. Вот и вся схема.