[463x698]
Ми́стика (от греч. μυστικος — «скрытый», «тайный») — сверхъестественные явления и духовная практика, направленная на связь с потусторонним миром и сверхъестественными силами. Если целью мистической практики является непосредственная связь (единение) с Богом и божественными силами, то тогда говорят о религиозной мистике. Оккультизм, гадание и тому подобное относят к нерелигиозной мистике.
Христианство
В религии христианства в православии известна такая практика как исихазм. Исиха́зм (от др.-греч. ἡσυχία, «спокойствие, тишина, уединение») — особого рода мистическая практика православных монахов (исихастов), в которой применяется безмолвная молитва ради созерцания Божественного света
Античность
Ещё в античной Греции практиковались так называемые мистерии — тайные религиозные обряды, участники которых переживали особый вид религиозного опыта. Мистерии, как правило, включали в себя пиры, ритуальные пляски и церемонии, в частности, обряды посвящения, символизировавшие смерть и воскресение.
Древняя Индия
В религиях древней Индии весьма силён мистический аспект. Например высшим идеалом религиозной практики среди последователей философской школы адвайта-веданта являлась «мокша» — освобождение из самсары (бесконечной цепи перерождений) и слияние с Абсолютом (Брахманом). Традиционная йога также представляет собой систему духовной и телесной практики, позволяющую достичь мистического прозрения и тесно связанную с индуистской доктриной адвайты — растворении всего индивидуального в абсолютном единстве Брахмана.
Буддизм
Разные школы буддизма предлагают разные мистические методы, однако в буддизме, по причине его предельной рациональности, многие методы считаются «упайя» — искусными приёмами для достижения высших целей.
Ваджраяна делает упор на тантру и дзогчен для достижения окончательной реализации. Тхеравада использует медитацию випассана для приобретения мудрости.
Дзэн наиболее живое мистическое учение в буддизме.
Китай
Для Китая характерны нетеистические религии, поэтому место бога в мистических религиозных практиках занимают трансцендентные начала — Пустота (шунья) в буддизме и Дао в даосизме. Большинство буддистских школ провозглашают важность медитации и мистического созерцания как средств достижения нирваны — слияния с вселенской пустотой.
Суфизм
Суфийские мистики и аскеты не были удовлетворены традиционным религиозным опытом ислама и стремились к личному союзу с богом и обретению непосредственного интуитивного познания Аллаха. Целью также провозглашалось освобождение души от оков низшего «я» и переживание истинной реальности (хакика).
Иудаизм
Наиболее характерным и глубоким течением в иудейском мистицизме являются Каббала,и Хасидизм предлагающая методы непосредственного постижения Бога через священные имена и божественные числа,а так же через восторженную молитву.
Нью-эйдж
Многочисленные течения нью-эйджа нередко берут за основу мистические методы мировых религий, часто сильно видоизменяя или примешивая другие влияния. Цели нью-эйджевского мистицизма часто ставят себе следующие задачи:
* имитация таинственности и ритуальности,
* достижение глубоких медитативных состояний,
* психонавтика — развитие необычных, пограничных и маргинальных состояний сознания,
* передача сознания (телепатия, телекинез, магия, гипноз, суггестия)
* оперирование в трансперсональной реальности (например, астральные полёты)
Школы нью-эйджа обычно отличаются высокой концентрированностью и технологичностью в отдельно взятых методах, формируя быстрые результаты, в то время как религиозные традиции чаще делают упор на весь образ жизни.
Разные мыслители о мистике
* Н. А. Бердяев:
« Мистика есть реализм, ощущение реальностей, слияние с реальностями; рационалистический же позитивизм есть иллюзионизм, потеря ощущения реальностей, разрыв между реальностями мира.
источник