«Обращаться с словом нужно честно: оно есть высший подарок Бога человеку. Беда произносить его писателю в те поры, когда он находится под влиянием страстных увлечений, досады или гнева, или какого-нибудь личного нерасположения к кому бы то ни было, словом, в те поры, когда не пришла еще в стройность его собственная душа: из него такое выйдет слово, которое всем опротивеет; и тогда с самым чистейшим желанием добра можно произвести зло.»
Н.В.Гоголь. «Выбранные места из переписки с друзьями»
«О слове»
Так,да не так. Для меня (как для читателя) с точностью до наоборот.Хлебом не корми,но дай прочесть то,что пишущий выплеснет «под влиянием страстных увлечений, досады или гнева, или какого-нибудь личного нерасположения к кому бы то ни было».
Упаси боже прийти его душе в «стройность».
Лишний раз убеждаюсь в правоте ехидины Пьецуха :
«Еще было бы хорошо, если бы они именно писателями помирали, а не
пророками, не прокурорами и водителями человечества, к чему между ними
наблюдается стойкое тяготение, ибо эволюция русского писателя от гения
художественного слова до Магомета своего времени, как правило, ни к чему
хорошему не приводит. При особом настрое культурной российской публики, при
повадках отечественных властей, при конструкции нашей народной, гражданской,
семейной жизни, при складе таланта русского литератора, при характере нашей
родимой литературы - из этого получается чуть ли не анекдот, то есть именно
анекдот: "Пахать подано, ваше сиятельство! " - ну разве это не анекдот?
Можно попытаться хотя бы самым поверхностным образом проследить эту
дерзкую эволюцию - от сочинителя до пророка. Любопытно, что первые потуги в
этом направлении наблюдаются на ранних этапах жизни: Гоголь еще в отроческие
годы предчувствовал "жребий необыкновенный", Достоевский еще кадетом поражал
всех исключительным самомнением, а Лев Николаевич Толстой еще в бытность
молоденьким артиллерийским офицером отличался таким глубоким предчувствием
своей участи, что после первой же публикации ("История моего детства" в
журнале "Современник" за 1852 год) написал Некрасову вызывающе-ругательное
письмо, пеняя ему на самовольную редактуру, которое при желании можно было
принять и за форменную картель [Письменный вызов на дуэль - прим.авт.].
Между тем писатели обычного дарования на ранних этапах жизни все были
ординарные шалопаи; правда, Гоголь в быту тоже был пересмешник и балагур,
Достоевский - искатель мрачных наслаждений, а Толстой на пару с Тургеневым
отдали обильную дань цыганам, шампанскому и любви, только для них это были
обстоятельства непринципиального характера, проходные, вроде первого чуда
Иисуса Христа, который превратил воду в вино на свадьбе.
Со временем то ощущение какой-то огромной животворящей силы, которой
природа наделяет великих наших писателей, склонных к роли живого бога,
вырастает в физическую способность создавать новые мироздания; ведь великая
литература - это именно вновь созданные мироздания в отличие от изящной
словесности, каковая по мере возможного отображает миры, существующие
искони. Похоже на то, что именно эта физическая способность в конце концов и
сбивает великого писателя с пути истинного, то бишь художественного пути:
неземное величие его творческой силы, нечеловеческий размах ее таковы, что
он уже чувствует право непосредственного влияния на несовершенного человека,
и поэтому чем дальше, тем более настраивается на дидактическую дистанцию,
где пунктом А может быть "Анна Каренина" или, скажем, второй том "Мертвых
душ", а пунктом Б - "Фальшивый купон" или "Нужно любить Россию". На
следующем этапе великий писатель и вовсе отвращается от чисто художественной
работы, которая уже представляется ему несерьезной и малоинтересной игрой,
постигнутой настолько, что проигрыш исключен, и его, конечно, тянет говорить
с читателем без околичностей, напрямки, дескать, белое - белое, черное -
черное, помимо всяких там гипербол, аллегорий, описаний природы и прочих
художественных затей. Тогда настает черед обличительной публицистики,
работающей под сухово-кобылинским девизом: "Богом, правдою и совестью
оставленная Россия, - куда идешь ты в сопутствии твоих воров, грабителей,
негодяев, скотов и бездельников?!" А там уж и до новой религии недалече.»