Харакири или сеппуко (первое - чисто японское слово, второе -китайского происхождения) - "распарывание живота" являлось в течение нескольких столетий среди японцев наиболее популярным способом самоубийства.
Возникновение Х. относят к средним векам, когда к нему прибегали во время междоусобных войн между уделами побежденные для того,чтобы не попасть живыми в руки победителей. С течением времени Х.прибрело силу обычая, причем стали различать два его вида:принудительное и добровольное.
Первый вид Х. являлся с 1500 г. своегорода привилегией японской военной знати - самураев, которым, в случае совершения преступления, предоставлялось покончить самим с собоюпосредством Х., вместо того, чтобы понести смерть от руки палача. Вподобных случаях осужденному официально указывалось место и времясовершения самоубийства и посылались чиновники для того, чтобыприсутствовать при этом.
Ныне принудительного Х. в Японии уже несуществует.
Добровольно к этому роду самоубийства японцы прибегали в отчаянии, в виде протеста против совершающейся несправедливости,предотвратить которую невозможно, или, вообще, чтобы воздействовать надругого в желательном смысле, также для выражения верности своемугосподину или начальнику и пр.
Случаи совершения над собою добровольно Х. наблюдаются, хотя и крайне редко, до настоящего времени, когда люди,воодушевляемые примерами старины, жертвуют собою для какой-либо важной идеи. Так, когда, после победоносной войны с Китаем, японскоеправительство колебалось исполнить предъявленное ему Россией, Германиейи Францией требование об эвакуации Ляо-дуна, 40 челов. совершили над собою Х. для того, чтобы побудить правительство к уступчивости и тем спасти родину от новой войны.
Х. был наиболее почетный род самоубийства,и память лиц, покончивших им с собою, глубоко чтится в Японии. Особенною известностью пользуются 47 ронинов, которые, отомстив за смерть своегогосподина, должны были в 1703 г., по приговору властей, совершить надсобою Х. Совершалось оно всегда с большое торжественностью.
Стихосложение входило в обязательную программу самурайского воспитания.
Вспомним одного из родоначальников самурайского сословия, доблестного Минамото Ёримасы (1104-1180), бывшего не только полководцем, но и талантливым поэтом. Его перу (то есть кисточке) принадлежит знаменитое пятистишье, написанное за минуту до харакири:
О чем печалиться
В конце
Сухому пню,
На коем никогда
Не вырастет цветок?
В более новое время, когда оно стало выходить из употребления и многим неудавалось быстро покончить с собою, вошло в обычай, чтобы лучший друг желающего наложить на себя руки, отрубал ему саблею голову, как только он вонзит кинжал в живот.
Женщины, вместо распарывания живота,перерезывали себе горло бритвою.