• Авторизация


Эрготизм(огонь Святого Антония и Ведьмина корча). 13-12-2010 18:51 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[699x515]А в час, когда хлеба созреют,

Они вернутся — кто сумеет.

И кто вернется, станет ждать

—Придет ли Господь ниву жать.

Кто будет — мать, а кто — отец,

А кто возьмет себе венец

Терновый, колкий...—Спорынья

Лежит в основе бытия.

(Ирина Федорова)

 

Эрготизм, или Антониев огонь (от фр. ergot — спорынья) — отравление человека и животных алкалоидами спорыньи, попавшими в муку из зерен ржи, зараженных склероциями, а также из-за передозировки препаратами спорыньи (например, гидротартрат эрготамина) при их длительном непрерывном приеме в больших дозах. Алкалоиды вызывают сокращения мышц; высокие их дозы приводят к мучительной смерти, низкие — к сильным болям, умственным расстройствам, агрессивному поведению.

Выделяют две формы эрготизма: гангренозная (лат. ergotismus gangraenosus) — «огонь святого Антония» (сопровождается нарушением трофики тканей из-за сужения капилляров в конечностях) и конвульсивная (лат. ergotismus convulsivus) - "ведьмина корча".

ЭРГОТИЗМ, отравление рожками спорыньи. Достоверные исторические сведения об Э. восходят к 10 в. Во Франции в раннее средневековье Э. был известен под названием «святой огонь» или «огонь св. Антония», очевидно характеризующим его гангренозную форму. Явно симптоматическое название носит Э. у немцев «Kriebelkrankheit» — зудящая боль, у русских «злая корча». В 17 в. упрочивается в романских странах термин «эрготизм» от франц. ergot (рожки). Линней ввел термин «рафания». Он полагал, что заболевание развивается в связи с употреблением в пищу растущего между хлебными злаками растения из семейства редьки (Raphanus raphanistrum). Во Франции сохранилось еще старинное название Э. — maladie cereale («хлебная болезнь»). В России с 1710 г. до 1909 г. зарегистрировано 24 крупных эпидемии Э. В 1926— 1927 наблюдались случаи эрготизма на Урале. Максудов предложил для массовых случаев Э. термин «токсидемия».

В Средние века в год, когда из-за погодных условий развитие спорыньи усиливалось, из-за употребления хлеба из зерна, поражённого спорыньёй, возникали эпидемии. Святым-покровителем жертв эрготизма считался Св. Антоний, так как лечением этих пациентов занимался Орден Святого Антония. В Средние Века в европейских монастырях накапливались значительные запасы зерна хорошего качества, и при начале эпидемии монастыри оказывали помощь страждущим.

[570x366]

В средние века основной пищей населения европы была рожь. В европейском климате на ржи появлялся грибок - спорынья. При употреблении его в пищу, в зависимости от дозы, возможны галлюцинации, судороги, корчи и даже смертельный исход. Собственно, отравление спорыньей и называется эрготизмом. Существует мнение, что именно галлюциногенный эффект эрготизма вкупе с христианством и привел к инквизиции, охоте на ведьм, крестовым походам и прочим ужасам "темных веков", учитывая, что все это прекратилось с появлением в европе картофеля и сокращением употребления ржаного хлеба.


[показать]

    Токсические вещества спорыньи устойчивы к нагреванию и сохраняют свою токсичность после выпечки хлеба, а также не инактивируются в процессе длительного хранения.  Эрготизм может протекать в конвульсивной или гангренозной форме.  Конвульсивная (судорожная) форма эрготизма характеризуется поражением нервной системы, сопровождаемым появлением тонических судорог различных мышечных групп, в том числе сгибателей конечностей.  При этом может иметь место опистотонус (сведение челюстей).  В тяжелых случаях наблюдаются галлюцинации и расстройства сознания.  Как правило, отмечаются явления со стороны желудочно-кишечного тракта — тошнота, рвота и боли в животе, нередко в виде колики.  Гангренозная форма характеризуется преобладанием явлений поражения сосудисто-нервного аппарата, проявляющегося расстройством кровообращения, появлением цианоза, нарушением кровоснабжения конечностей, особенно дисталь-ных частей нижних конечностей (стоп), сильными болями и другими признаками, напоминающими гангрену на почве облитерации сосудов.  В тяжелых случаях эрготизма развивается гангрена с явлениями некроза.  Какого-либо специфическоох) лечения эрготизма нет;

От поражённых растений исходит тошнотворный тяжёлый запах. Эргот – грибковая масса, которая заполнила семена растения, она может иметь такую же конфигурацию, как и семя, но темнее, больше и твёрже. Спорынья представляет собой сложное химическое вещество; содержащиеся в ней многочисленные алкалоиды обусловливают высокую токсичность. Доза 5-10 г. может вызвать смерть. Токсические эффекты спорыньи д-р Н.М. Вавилова объяснила действием гистамина на капилляры, с их расширением и увеличением проницаемости стенок, резким падением артериального давления, спазмами гладких мышц бронхов, сокращением мускулатуры кишечника, матки, зудом и отёчностью кожи.При вскрытии людей, отравленных спорыньёй, отмечают кровоизлияния и изменения в различных органах: в лёгких, почках, матке, в кишечнике – изменения тифозного характера; в головном и спинном мозге – дегенеративные изменения. При вскрытии животных, отравленных спорыньёй, обнаружено сильное переполнение венозных капилляров кровью (местами – с разрывами стенок); на слизистых кишечника – опухание пейеровых бляшек, некротические язвы.

Острые отравления проявляются рвотой, сильной жаждой, расширением зрачков с расстройством зрения, ощущением ползания мурашек, похолоданием кожи, головокружениями, чувством страха, жгучими болями в животе, поносами, метрорагиями, анурией, комой, смертью.
Хронические отравления спорыньёй (эрготизм) наблюдают при длительном введении её в организм с пищей. В средние века отравления были очень частыми (от заражённого хлеба). В 1925-1927 гг. наблюдали эпидемию отравлений в России (11000 случаев). Все они протекали с симптомами выраженного поражения сосудов. Эрготизм существует в двух формах – судорожной и гангренозной. При обеих наступает тошнота, рвота, сильные головные боли, парестезии в виде ползания мурашек и чувства онемения, доходящего до анестезии. Судорожная форма проявляется болезненными судорогами сгибателей, которые могут продолжаться неделями, после чего у больного остаются контрактуры, гемиплегия; могут возникать изменения со стороны интеллекта и психики. Судороги скорее тонические, сопровождаются параличом и потерей чувствительности. Гангренозная форма может проявляться атаксией, пошатыванием, жгучими болями в конечностях, спазмами и гангреной. В связи со жгучим характером болей заболевание получило название «Антонов огонь». В поражённой части больной ощущает смену жжения и холода, зуда и онемения, есть цианоз.

 

[575x699]

Больной «антониевым огнём» — деталь нижней части правой створки Изенгеймского алтаря, художник Маттиас Грюневальд, предположительно 1506—1515 годы, ныне в музее Унтерлинден, Кольмар (Франция).

 

[600x610]

Существует галлюциногенная форма эрготизма, при которой наблюдают галлюцинации, нервозность, резкие движения, танцевальные движения (во время танца прыгает, скачет, кричит до полного изнеможения). Маниакальные танцы часто связаны с отравлением спорыньёй. Подобный случай танцевальной мании был зарегистрирован в Aix la Chapelle.
Один из самых известных дериватов спорыньи – Лизергиновая кислота (ЛСД), которую в 1938 году получили два шведских исследователя – Гоффман и Стол. Гоффман сам нечаянно проглотил небольшое количество вещества, и был первым человеком, совершившим «кислотное путешествие». При приёме ЛСД возникали зрительные галлюцинации, неспособность к концентрации внимания, эпизоды неконтролируемого смеха, тревожность, а также характерный опыт пребывания вне тела. «Путешествие» длится около 8 часов, с последующим состоянием погруженности в себя (ещё около 5 ч).

При введении в организм в чистом виде через рот (спорынью превращают в тонкий порошок; из него готовят настойку и растирание), вместо симптомов, подобных эрготизму, спорынья оказывает известное действие на матку беременных женщин. Существует свидетельство (примерно 1582 г.), что китайские и европейские акушерки использовали спорынью для прекращения метрорагий, и в качестве абортивного средства. Доктор Стерн из Нью-Йорка представил в 1807 г. спорынью как вещество, которое он использовал в течение ряда лет для того, чтобы содействовать затяжным родам, если потуги прекращались, и выход плода приостанавливался.

Гангренозный эрготизм. Пурпура, гангрена, холод кожи. Симптомы гангренозного эрготизма проявляются чаще в сроки от 2 до 7 дней. Первичная гиперемия пятен на периферии, чаще на большом пальце ноги и ступни, но и на пальцах рук, реже на носу и ухе. При появлении серозного экссудата эпидермис отслаивается, как пузырь. Ихорозное содержимое вытекает, и пятна быстро развиваются в некротические. Поражённые части становятся очень болезненными, но, в дальнейшем, чувствительность снижается. Развитие гангрены связано с нарушением кровообращения, а, следовательно, и питания. Следует понять, имеет ли гангрена воспалительный характер, или нет. Если мы рассмотрим гиперемию, то в случае воспаления эти пятна должны быть горячими на ощупь и отёчными, но они холодны, пораженная конечность не отёчна, лихорадка отсутствует, поэтому можно заключить, что гангрена не носит воспалительного характера.
Гомеопатические показания: кожа землистая, на конечностях – синюшная с чернотой, сухая, вялая, морщинистая со сниженной чувствительностью. Холодный, липкий пот, жжение кожи, усиливающееся от тепла; геморрагическая сыпь, большие экхимозы и кровянистые пузыри, фурункулы с зелёным гноем, кровоточащие изъязвления, слущивание эпидермиса, выпадение волос. Деформация и отпадение ногтей, омертвление пальцев. Склерома и отёк новорожденных.
КРОВОТЕЧЕНИЯ
Продолжительное просачивание водянистой, чёрной, зловонной крови, пассивное кровотечение, сопровождающееся сильной слабостью и прострацией. Постоянные носовые кровотечения тёмной кровью у молодых женщин и пожилых людей.
ТЕМПЕРАТУРА
В результате воздействия на сердечную мышцу и сосудистую систему понижает температуру. В гомеопатии используют при лихорадке с жестоким ознобом и последующим жгучим жаром, сильной жаждой и возбуждением.

В прежние времена (в том числе и в средневековье) белый хлеб, который делают из пшеничной муки высшего помола, предназначался исключительно для господских и княжеских столов. Крестьяне же ели черный, прежде всего ржаной, хлеб.

В связи с этим необходимо упомянуть об «огне святого Антония» — болезни, которая «странным» образом поражала в основном бедных людей и крестьян. «Огонь святого Антония» — это отравление спорыньей — паразитическим грибком, образующимся в колосках ржи.

В средние века эта зачастую приводящая к летальному исходу болезнь разрослась до размеров эпидемии, особенно в неурожайные, голодные и т.п. годы, когда с полей собирались все, что более или менее попадало под определение злака, зачастую раньше положенного срока, то есть как раз в то самое время, когда спорынья наиболее ядовита. Отравление спорыньей бывает двух видов; форма, наиболее часто встречавшаяся в Германии, затрагивала нервную систему и в большинстве случаев приводила к летальному исходу.

Лишь в эпоху раннего Барокко один голландский врач обнаружил взаимосвязь между спорыньей и «огнем святого Антония». В качестве средства от распространения болезни использовался хлор, хотя несмотря на него, а то и благодаря ему, эпидемия свирепствовала еще сильнее. 

[Я не знаю, что имели ввиду немецкие авторы процитированной выше «Средневековой кухни», когда писали, что для борьбы с эрготизмом «использовался хлор, хотя несмотря на него, а то и благодаря ему, эпидемия свирепствовала еще сильнее». Возможно, это намек на то, что современные наркоманы как раз и используют хлор для выделения алкалоидов. Статья, описывающая это, так и называется: «Рецепт с хлором». Могло ли в средние века такое получаться спонтанно? Когда-нибудь мы узнаем ответ на этот вопрос.

Возможно, барон Лео Перуца был недалек от истины, желая выделить галлюциноген из «снега св. Петра». Может, кроме «естественного» отравления спорыньей, каким-то алхимикам средневековья — случайно или намеренно — удавалось выделять лизергиновую кислоту в чистом виде или даже алкалоиды из нее. Раньше-то это, видимо, умели — во времена элевсинских мистерий.]

Но использование хлора не было повсеместным и скорее определялось сортом хлеба: некоторые хитрые пекари отбеливали хлором свой ржаной и овсяный хлеб, а затем с выгодой продавали его, выдавая за белый (для тех же целей охотно использовался мел и измельченная кость).

В Швейцарии пекарей-мошенников вешали в клети над навозной ямой. Соответственно, тем, кто хотел выбраться из нее, приходилось прыгать прямо в зловонное месиво.

_____________________________________

Жанна. Привет вам рыцари! Зерна не надо ль? Бургундский герцог попостится прежде, чем вновь получит по такой цене. Оно все в спорынье. По вкусу ль вам?

Герцог Бургундский. Глумись, распутница, проклятый дьявол! Тебя заставлю подавиться твоим зерном и урожай проклясть.

Карл. До той поры вы с голоду умрете» (ч.1, Акт 3, Сцена 2)5

______________________________________

Надо только заметить, что и во времена Генриха VI, и во времена самого Шекспира знали только о вреде спорыньи для урожая, но не о вреде для людей. Если, конечно, в многочисленных упоминаниях у Шекспира действительно имеется ввиду спорынья — в оригинальных текстах это совсем не очевидно, возможны различные трактовки.

Эпидемии эрготизма захватывают, естественно, не только людей. Для различных животных описаны разные симптомы отравления — сухой некроз гребня, языка, клюва, пятачка, хвоста, отпадение копыт, поражение центральной нервной системы, некрозы кожи, выкидыши. Так как спорынья поселяется не только на культурных злаках, но и на многих дикорастущих, это приводит к тому, что спорынья может быть съедена скотом. Обе формы заболевания такие же, как у людей.


Нередко наблюдается эрготизм у животных (крупного рогатого скота, лошадей, свиней), что обусловлено потреблением сена, пораженного спорыньей, и проявляется как в гангренозной, так и в конвульсивной формах. У животных при клавицепсотоксикозе также возникают нарушения репродуктивной функции.6


[показать]Такие массовые эпидемии зафиксированы и не в столь далекое время. Например, в 1883—84 годах в штате Канзас вследствие отравления у лошадей в массовом количестве стали выпадать копыта, гривы, хвосты. По средневековой Европе также бродили быки и лошади с отвалившимися хвостами и ушами. Христиане думали, что в них вселились демоны и сжигали животных на кострах.

 

Говоря же о болезнях, мы можем здесь поспекулировать и насчет этимологии русского выражения «отбросить копыта». Происхождение его лингвистам неизвестно, в словаре Ожегова оно считается просторечием. Но мы знает, что копыта у животных отваливались от спорыньи отнюдь не иллюзорно. Домашняя скотина во время эпидемий умирала, отбрасывая копыта совершенно в физическом смысле. Так что можно вполне реально представить себе диалог крестьян прошлых веков:

— А что с твоей скотиной, Кузьма, случилось?
— Да передохла вся, копыта откинула…

История донесла до нас происхождение слова «pumpernickel», которое и сегодня в Германии обозначает особый хлеб, сделанный из темной муки. [показать]Даже современные немецкие рестораны так называются10. Эта темная ржаная мука получила свое название с легкой руки Наполеона, который, как говорят, зашел в немецкую пекарню, собрал горстку этой сероватой муки и спросил немецких пекарей: «Что вы собираетесь делать с этим?» — «Мы из этого делаем хлеб!» — гордо ответил немецкий пекарь. Наполеон ужаснулся: «Да ведь это не пригодно даже для того, чтобы кормить мою лошадь!». Лошадь Наполеона звали Nicholl, и слово pumpernickel значит «не пригодный, чтобы кормить Николь». Даже если эта история и выдумана, то в любом случае она показывает сложившееся ко времени Наполеона отношение французов к черному ржаному хлебу. Другой обычно приводимый вариант происхождения «pumpernickel» от старых немецких слов переводится то ли «пуканье демона», то ли «пердеж святого Николая» — вряд ли аппетитней.

 


[468x334]


[показать]

       _____________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Также стоит отметить гравюру на дереве «Feldtbuch der Wundtartzney» из руководства для военных хирургов Ханса фон Джерсдорффа (Страсбург, 1517). Эта картина иллюстрирует ампутацию ноги, пораженной эрготизмом. Пациент сидит в кресле, в бессознательном состоянии скорее от боли, чем от анестезии, которая не применялась регулярно при «sserra-tura» (отпиливании) конечностей. Однако, очевидная глубокая сонливость женщины, кажется, указывает, что ей, возможно, все же дали некоторую анестезиологию перед усеченьем. У человека, стоящего справа, знак паломников в форме T на шее. Он уже потерял свою левую руку из-за огня св.Антония. Эта ужасная демонстрация кровавой профессии хирурга-цирюльника покажется более аутентичной, если мы узнаем, что Джерсдорфф сам выполнил больше 200 ампутаций в округе Страсбурга».

Основными симптомами заболевания являются: гангрена пальцев кистей и стоп, понос, тошнота, рвота и сильная головная боль. В средние века эта болезнь называлась лихорадкой Св. Антония (St. Anthony's fire) из-за воспаления пораженных гангреной тканей и бытовавшей в то время веры в то, что паломничество к надгробному памятнику Св. Антония помогает людям излечиться от этой болезни.

Как известно, защищать своих «овец» от эпидемий эрготизма христианские руководители назначили св. Антония. Эрготизм стал с тех пор называться «антоновым огнем» (в России под этим названием часто подразумевалась и любая другая гангрена, а в Англии — рожа). Со временем значения названия забылось, и теперь во многих христианских источниках св. Антоний классифицируется как «защитник от пожаров».2 И не только в христианских — в аннотациях к картинам Босха тоже часто можно прочитать что-нибудь вроде: «Алтарь святого Антония посвящен святому отшельнику, жившему в 3-4 вв. в Египте. Антоний почитался как защитник от пожаров...». Но в средневековье знали, что пожары тут не причем — «огневица» жгла людей изнутри. Святой Антоний считался покровителем жертв эрготизма и его помощи просили при жгучей боли:

Да и сам вид больного, руки и ноги которого от сухой гангрены постепенно чернели, как головешки, сгоревшие в пламени костра, явно способствовал закреплению такого названия.

Но почему за эту болезнь стал отвечать св. Антоний? Никто, похоже, не замечает причину выбора именно этого святого. А ведь прославился он как раз своими нескончаемыми видениями приходящих к нему и безо всякой спорыньи демонов, которые: «иногда приходили с угрозами и окружали меня, как вооруженные воины, иногда наполняли дом конями, зверями и пресмыкающимися, а я воспевал…»4. Или, например: «Однажды демон постучался в ворота монастыря. Выйдя, я увидел перед собой огромного великана, голова которого, казалось, достигала до неба» (ibid). Но к святому со всякими искушениями подходить было бесполезно, он с бесами расправлялся легко: «Я же в ответ плюнул ему в уста и, произнеся имя Христа, устремился на него, занеся руку для удара, и, как показалось, ударил — и при имени Христа великан тотчас же исчез со всеми его демонами» (ibid). Таким образом связь эрготизма с видениями прослеживалась католиками изначально.

[354x529]Повод для создания какого-нибудь ордена, посвященного загадочной болезни, при которой отваливаются руки, уши и ноги, а человек орет, как бы сжигаемый огнем изнутри, появился уже давно. Как известно, гангренозный эрготизм убил 40 000 человек в Юго-западной Франции в 922 году и народ уже прозвал недуг «огневицей» или «злыми корчами», а священники «огненной чумой» (pestilentia ignearia) или «священным огнем» (ignis sacer), видимо, считая его наказанием господним для грешников. В 1039 году во время очередной эпидемии во Франции Гастон де ла Валлуар (Gaston de la Valloire) построил госпиталь, посвященный памяти св. Антония. После этого болезнь и стала известна как «огонь святого Антония». Антониты заботились о пораженных недугом людях и — о божье чудо! — те иногда излечивались. Это, конечно, было вызвано временным отсутствием эрготизированного хлеба в их диете, и, зачастую, при возвращении к крестьянской жизни, «излеченные» заболевали вновь. В пик же эпидемий и в больнице хлеб был такой же, и тогда «длань гнева Божиего» доставала «грешников» и там.

Лечение, естественно, заключалось единственно в молитве и отпиливании пораженных конечностей, после чего имущество быстро умиравшего пациента переходило ордену. Доход это давало хороший, орден развивался успешно и получил за двести лет столь широкое распространение, что Церковь решила еще более плотно припасть к кормушке, и в 1298 году орден был превращен Бонифацием VIII в братство по уставу блаженного Августина, с тем, чтобы его гроссмейстер назывался аббатом, имел свое местожительство в Дидье-де-ла-Мот и был генералом всех монастырей ордена. Настоятели монастырей назывались комтурами, позднее прецепторами. Одежда антонианцев (не путать с антонианцами — швейцарской христианской сектой, известной по «возмутительным половым эксцессам, практиковавшимся на их ночных собраниях», как пишет словарь Брокгауза) или антонитов, как они назывались в качестве каноников, была черная с крестом из синей финифти на груди, в виде Т. Госпитальерам Сент-Антуана для лучшего выполнения работы было разрешено ездить на лошадях, правда при условии, что на шее лошади будет привязан колокольчик. Много веков уставные каноники Сент-Антуан-ан-Вьеннуа, антониты, продолжали опекать больных, перенесших отравление спорыньей. Их госпитали назывались «Domus eleemosynaria» — «Дома милостыни». В XV веке насчитывалось около 370 таких госпиталей.

Считается, что потери населения Европы от эрготизма сравнимы только со смертностью от чумы. Но при этом не учитывается галлюциногенная составляющая отравлений — а она унесла, быть может, куда больше жизней (религиозные войны, крестовые походы, охота не ведьм и еретиков и т.д.). Еще один фактор, к которому мы вернемся: при упоминании постоянного голода в Европе надо помнить и о его возможной биохимической составляющей — отравление спорыньей «сопровождается хорошим аппетитом, и, не редко, самым свирепым голодом»7.

в России.

В старину при виде этих рожек крестьяне в страхе крестились. Им казалось, что из колосьев лезут рогатые черти. А черт, как известно, не к добру. «Бесовские проделки» могли кончиться плохо: стоило рожкам дажев ничтожном количестве попасть в муку, как хлеб становился ядовитым».

Но восприятие спорыньи как яда сформировалось не так давно по историческим меркам. В средние же века спорынья обычно считалась признаком хорошего урожая, символом изобилия и «матерью ржи». Во многих языках мы видим эту старую семантику — немецкое «mutterkorn», «roggenmutter», голландское «moederkoren», датское «moderkorn» и т.д. В России рожь также не мыслилась без спорыньи, спорынья обозначала «счастье» и считалась «матерью ржи», «житной маткой», что было отражением традиционного образа спорыньи, олицетворявшего собой удачу в работе. У карелов, например, ведуны рассматривались, как средоточие «спорины», «спорыньи», «обилия», то есть магической силы, обеспечивающей прирост, увеличение урожая. У древних славян существовал культ животворящей силы плодородия и даже было божество Спорыш. В языках Урало-Поволжья спорынья также именовалась буквально «мать ржи»2. Зачастую «мать ржи» представлялась непосредственно богом, как в марийской мифологии. Позже понятия смешались. Спорынья и рожь стали практически неразделимы. Профессор Эрнст Фаррингтон, описывая в конце XIX века отравление спорыньей, Claviceps purpurea или Secale cornurum (рожь рогатая) по латыни, иногда называет ее просто Secale (рожь).

Раньше крестьяне считали, что эти крупные рожки — прибавка к хлебу, их назвали спорым хлебом. Однако это было большим заблуждением — спорынья ядовита. Употребление муки, зараженной спорыньей, может вызвать тяжелое заболевание эрготизм («антонов огонь»), которое сопровождается судорогами, гангреной (омертвением окончаний пальцев, ушей), психическими расстройствами.

Третьи считают, что для добавления в освященное в церкви зерно достаточно и двух «зерен спорыньи»: «Зерно освящалось: в церкви повсеместно в день „зернового“ Спаса, на Пасху вместе с куличами и яйцами (енисейск.); в домах или на деревенской площади во время обходов священника с пасхальными молебнами. В него добавляли зерна, наделявшиеся, по народным представлениям, особой силой и способные принести богатый урожай: зерна дожиночного снопа, а также зерна „спорыша“/„спорыньи“ (от слова „спорый“) — стебля пшеницы или ржи с двумя или большим количеством колосьев, также называвшегося в западнорусских губерниях „житной маткой“. В Самарской губ. зерна „спорыньи“ зашивали в ладанку, которую сеятель, отправляясь сеять, надевал на нательный крест».

Победив большую часть Европы, спорынья и рожь добрались и до России.В своей патриархальной простоте наши предки довольствовались весьма немногим: полусырая пища, мясо, коренья и шкуры диких или домашних животных удовлетворяли их нужды. Наши предки долго не знали роскоши, в XI веке они питались еще просом, гречихою и молоком, потом уже выучились готовить яства и прочее, но и в старь они отличались хлебосольством.
Изведав выгоды гражданской оседлой жизни русские стали заниматься земледелием для получения хлебного зерна и тогда же стали печь хлебы и готовить квас.

С началом распространения ржи (и, соответственно, эпидемий эрготизма) в России происходит всё то же самое, хотя и в значительно меньшем масштабе, что до того имело место в Европе: массовое помешательство и психические эпидемии, бесоодержимость, сожжения ведьм и еретиков, распространение деструктивных христианских сект, которые зачастую доходят до каннибализма. Отличались только названия: если в Европе были флагелланты-самобичеватели, пляски Витта и конвульсионеры, то в России — кликуши, хлысты (христы) и их разновидности — секты «трясущихся», «молокан-прыгунов», «скакунов», скопцов и т.д.

В России заболевание эрготизмом впервые упоминается в Троицкой летописи в 1408 году. Естественно, тогда было неизвестно, что виновница эпидемий эрготизма — спорынья. Поэтому, как и в Европе, во всем винили бесов.

Сама связь «злых корчей» и некачественной ржи со спорыньей была известна в России по крайней мере уже в 1785 году во время эпидемии в селах Киевской и Черниговской губерний, где в сентябре разразилась болезнь, сопровождающаяся судорогами и омертвением конечностей. Губернский врач А.Ф. Масловский обнаружил, что болезни подверглись крестьяне, употреблявшие в пищу хлеб из муки, зараженной спорыньей. Врачу удалось убедить перепуганного киевского губернатора не оцеплять пострадавшую территорию воинскими караулами, как это делалось во время эпидемий чумы. Консилиум врачей принял решение поставить крестьянам хлеб из доброкачественной ржи. Не обошлось без ампутации рук или ног пострадавших. Самому Масловскому пришлось ампутировать конечности 21 больному. По результатам этой эпидемии он пишет диссертацию. Штаб-лекарь Остерского уезда Стефанович-Донцов тоже пишет доклад о «хлебе с рожками» в медицинскую коллегию уже в 1786 году, правильно определив этиологию заболевания. Интересно, что французская Академия наук, несмотря на несколько докладов, в прямой связи огня св. Антония и спорыньи на тот момент еще не уверена, и проводит опыты над животными и над заключенными, скармливая им отравленный хлеб.

А для священника XIX века спорынья — это сросшиеся колосья: «Наконец, поиск в полях „спорыньи“, то есть двух хлебных колосков, сросшихся вместе, которые, по мнению крестьян, обеспечат в будущем году прекрасный урожай».

 

the end. сайт сайт сайт сайт сайт
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (5):
Ответ на комментарий Webgirl666 # Webgirl666, отсюда пошли легенды о зомби. ну, могли бы пойти))
Webgirl666 15-12-2010-15:45 удалить
Ответ на комментарий Светик_психо # Очень может быть)
04-09-2014-22:10 удалить
Ну, вот вам и причина сонной болезни в Казахстане.
Ответ на комментарий # Аноним, возможно


Комментарии (5): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Эрготизм(огонь Святого Антония и Ведьмина корча). | Светик_психо - Чтобы Безумие познать,ты должен сам безумным стать | Лента друзей Светик_психо / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»