Явление Благодатного Огня на Гробе Господнем возникает уже многие века в Великую Субботу накануне православной Пасхи, которая, как известно, празднуется в иной день, чем у других христиан. Множество паломников различных вероисповеданий со всех концов земли стекаются в Иерусалим. Утром в Великую Субботу во всем храме гасят огни. На середине Гроба Господня ставится лампада, наполненная маслом, но без огня. По всему ложу раскладываются кусочки ваты, а по краям прокладывается лента. После осмотра полиции Кувуклия закрывается и запечатывается большой восковой печатью. Около полудня совершается крестный ход вокруг Святой Часовни. Печать снимают, и Патриарх Иерусалимский, держа в обеих руках по 33 свечи, входит в пещеру Гроба Господня. Закрываются двери Часовни. Все находящиеся в Храме ожидают первого появления Огня из Святого Гроба. Одни ждут в молитвенном молчании, другие молятся громко, бьют в барабаны и хлопают в ладоши, забираются на плечи друг другу и даже на Кувуклию. Это — арабская христианская молодежь. По некоторым свидетельствам, однажды арабов не впустили и не позволили им кричать и петь около Кувуклии — и Благодатный Огонь не появлялся до самого вечера. Потом их впустили, они пели и скакали, читая свои молитвы — и только тогда Огонь сошел: Господу угодны и такие молитвы. В пещере Гроба Господня темно, и Патриарх в одиночестве молится. Тянется время: от считанных минут до нескольких часов. И вдруг в темноте на ложе Живоносного Гроба рассыпаются ярко-голубые бисеринки, умножаясь, превращаясь в синий огонь, в Божественное сияние, от которого загораются приготовленная вата, лента и лампада: все превращается в пламя Благодатного Огня. Патриарх зажигает свои два пучка свечей, и Небесный Огонь выносится народу. Как взрыв, раздается шум восторга, люди зажигают свои пучки свечей, и вмиг, от одного к другому, Огонь распространяется по всей громадной церкви. В течение первых десяти минут Огонь совершенно не обжигает. И в таком море огня никогда не бывает и малейшего намека на пожар. В том, что этот Огонь необыкновенный, нет никакого сомнения. Несколько веков назад армянам удалось оспорить у православных право получать Священный Огонь в пещере Гроба Господня. Православные не могли даже войти в Храм. Патриарх с народом стоял снаружи, молился и плакал. И через некоторое время рядом с тем местом, где стояли православные, раздался как бы раскат грома, мелькнула молния, которая рассекла каменную колонну, и оттуда вышел Благодатный Огонь. А попытка армянского клира осталась безуспешной. И с той поры никто из инославных больше не решался посягать на право получения Благодатного Огня. Так эта колонна и стоит, рассеченная и почерневшая от Огня, в назидание всем.
Храм Гроба Господня бесконечен. Бесконечен в пространстве. Кажется, здесь можно даже заблудиться: лестницы ведут вниз, еще вниз, к каким-то старым цистернам, подобным пещерам, полным воды, наверх, под купол, откуда видно всю Кувуклию, еще куда-то… Он бесконечен во времени. Где-то угадывается первоначальный стройный план Базилики императора Константина, где-то выступает вперед архитектура времени Крестовых походов, где-то режет глаз слишком современная пластика католического декора: все близко, все рядом. Здесь пребывает вечность. А под куполом, невидимый глазу, горит синими сполохами Благодатный огонь, узреть который можно лишь единожды в год.