«Микки Харт, которого цитирует автор книги, – это барабанщик группы «Grateful Dead» («Благодарные мертвецы»; то ещё название для музыкального коллектива, но в роке ещё и не такое бывает). К барабанному делу он отнёсся со всей серьёзностью. Харт сразу понял, что для игры в рок-группе просто так постукивать по барабану будет маловато, нужен более основательный подход, постижение не иначе как «духовной» стороны вопроса. По прошествии времени он поделился накопленными знаниями и «духовным опытом» с широкой общественностью и сделал это, надо сказать, весьма откровенно.»
-Группа являлась одной из ведущих в психоделическом роке, поэтому все подобные высказывания неудивительны. Да,очень возможно, что они осознанно хотели «расширить сознание» и в связи с этим интересовались шаманизмом и т. п. вещами. Но это конкретно про них.
«Подборка цитат Микки Харта, сделанная Дэвидом Клаудом:
«Шаманы и барабанщики, они – ритмисты, они – мастера транса, которые смогли понять нечто фундаментальное в самом существе барабана, нечто, что я так хотел понять сам. Когда я стал изучать историю вопроса о перкуссии, я увидел, что большинство примеров ритмического транса попадают под две большие категории.
Первая – это когда игра на барабане используется для вызова духов или богов и вселения их в тело кого-нибудь другого, не барабанщика, обычно танцора. Это обычно называется трансом одержимости. Классический пример тут – вуду, когда духи, их называют лоа, спускаются на танцоров и как бы ездят на их телах, как наездники. Второй тип транса – это транс шаманов или «транс причащения»… В этом случае душа барабанщика, как говорят, оседлывает ритм и на нём верхом, как на коне, устремляется в мир духов, и шаман, обычно мужчина, таким образом, действует уже не как сторонний наблюдатель, а активно… Шаманы разработали технику, которая позволяла им входить в таинственные («эзотерические») состояния сознания. Для шамана барабан – это своего рода отмычка к двери в иные миры… Много раз я сам ощущал, как мой барабан нёс меня к открытой двери в другой мир» (Харт, стр. 163, 175, 176).»
-Большая часть цитаты является просто описанием шаманских ритуалов. Если этот Харт лично для себя пытался что-то заимствовать, то ничего невероятного здесь нет, если он ощущал контакт с бесовской силой. Хотя если он находился под воздействием наркотиков, то мог что угодно ощущать. И еще. Сам М. Харт впоследствии играл уже не рок, а т.наз. World music, к которой эти цитаты скорее всего и относятся.
««В тайной секте Юэ (Yewe) в Западной Африке есть семь типов барабанных ритмов для семи ритуальных танцев для призывания семи различных духов» (Харт, стр. 204).»
-Только непонятно, при чем здесь рок-музыка...
«Итак, приведённые ранее слова о. Сергия (Рыбко) начинают обретать конкретное значение.»
-Ну разумеется...
«Все эти языческие культы: вакханки, дионисийцы, культ Кибелы и прочие, связанные с вхождением адептов в состояние одержимости, – являются, скорее всего, фрагментами более древних культов, где основной движущей силой был барабан. В пьесе Еврипида «Вакханки» в одном месте Дионис восклицает: «О, жрицы, которых вывел я из варварских стран, которые всегда теперь со мной, пусть зазвучит музыка вашей страны, пусть зазвучат барабаны Фригии…» (Харт, стр. 205).»
-И, конечно, они играли на ударной установке...Харт был барабанщиком, поэтому его интересовало ритуальное применение ударных инструментов. Поэтому он и говорит о них преимущественно.
««Когда корабли с невольниками отправились к берегам Америки, все думали, что там везут лишь крепкие сильные тела. Однако вместе с ними на кораблях присутствовало ещё кое-что, а именно контркультура, возможно, даже культ матери-богини, сохранившийся в форме барабанных ритмов, благодаря которым Ориша (духи – В.Л.) из своего времени являлись в наше время.
В странах Карибского бассейна и Южной Америке рабам дозволялось брать с собой барабаны и тем самым сохранять… связь с Ориша. По мере того, как многочисленные племена рабов перемешивались друг с другом, появлялись такие танцевально-ритмические практики, как Кандомбле, Сантерия и Вуду… И уже из всего этого впоследствии вышел джаз, блюз, бэкбит, ритм-энд-блюз и, наконец, рок-н-ролл – одни из самых мощных ритмов на нашей планете» (Харт, стр. 209-210).»
-Безспорно, что негры-рабы привезли с собой языческие культы. Но в данной цитате полностью игнорируется наличие любой другой музыки у тех же негров, кроме ритуальной. Например, уорк-сонги, которые, по общепринятому мнению, и обусловили наибольший африканский вклад в блюз и джаз. Стоит напомнить, что наиболее архаичный блюз не исполнялся на ударных инструментах, использование ударных присоединилось позднее, уже как влияние урбанистической культуры. Известный музыковед Д. Эванс говорил о происхождении блюза так: «в блюзе нет африканских элементов как таковых”, если под “элементами” мы понимаем чисто африканские инструменты, лирику и так далее… Напротив, блюз – чисто афро-американское явление»
Приведу еще одно замечательное высказывание Эванса: «The actual African music connected with cults of Legba and similar trickster deities sounds nothing like the blues, but rather features polyrhythmic percussion and choral call-and-response singing». Evans, David (October 22, 1999). "Demythologizing the Blues". Institute for Studies in American Music Newsletter.
Если кратко, то он говорит, что блюз звучит совершено непохоже на ритуальные африканские песнопения, содержащие полиритмическую перкуссию и хоровое пение. Тем более дальнейшие ритм-н-блюз и рок-н-ролл-порождения города.
«Мне сейчас трудно уже вспомнить, когда я осознал, что моя традиция, то есть рок-н-ролл, имеет свою духовную сторону, и что здесь реализуется древняя связь барабана с богами» (Харт, стр. 212).»
-Что ж, зачастую рокерам самим нравятся черные мифы о них...Харт отвечает только за себя и за свою музыку. Никто его не уполномочивал говорить за всех рок-барабанщиков. Видимо, ему просто нравился этот демонический миф, ему хотелось тоже быть таким шаманом. Но это всего лишь его личное мнение.
««Джо Кэмпбелл (мифолог, автор книги «Герой с тысячью лиц», вдохновившись которой, Джордж Лукас снял свои «Звёздные войны») однажды пришёл к нам на шоу и потом сказал мне, что это был миф, воспроизведённый в реальном времени, что, видимо, дионисийские ритуалы в древности именно такими и были» (Харт, стр. 230).»
-Не хотят ли эти господа сказать, что древнегреческая музыка сильно похожа на музыку африканских негров? Думаю, что в данном случае перед нами не более чем образное выражение. Хотя, если рассуждать образно, музыка наркоманов, пытающихся отразить свои болезненные переживания-это тоже в каком-то смысле «ритуал».
««Историк рока и барабанщик Микки Харт таким образом проводит прямую связь между рок-н-роллом и Вуду и далее идёт вглубь веков к культам богини плодородия, которые, согласно Библии, появились в результате вавилонского восстания».»
-У писателей антироковых брошюр, понятно, какая цель-топорно привязать рок-музыку к вуду...
«Таким образом, картина проясняется всё больше и больше, и всё у нас сходится. Между классической европейской музыкальной традицией и рок-музыкой действительно пролегает пропасть. Рок в действительности оказывается «другим миром» по отношению к европейской христианской культуре, причём речь идёт о древних языческих культах, ветви которых сохранились в Африке, и одним из ключевых элементов которых был барабан и целая система ритмов, уносивших присутствующих в «иные миры», всех вместе или кого-то отдельно.»
-На самом деле рок-музыка имеет целую систему взаимосвязей с европейской культурой, никакой пропасти нет. Не в том смысле,конечно, что метал произошел от классики напрямую. По объективным характеристикам, большая часть рок-музыки не имеет характерных африканских черт в плане ритма. Самые тяжелые направления метала не имеют ничего общего с Африкой, они не понятны неграм. Негр в экстремальном метале-это редкость. Это скорее такая «новая белая дикость».
«С одной стороны мы видим процесс постижения гармонии, требующий от слушателя внутренней работы, в том числе интеллектуальной, с другой стороны – обращение ко всему низменному, желание максимального раскрепощения, когда разум умолкает, и начинает бушевать пламя диких страстей, необузданность и дух всяческого бунта.»
-Ну да, с одной стороны чистые и непорочные академические музыканты, с другой-рокеры-дебилы...
«Последнее и принёс рок-н-ролл в христианскую Европу 1950-60-х годов. Ему обязана так называемая сексуальная революция.»
-Ну да, во всем виноват рок. Ни марксизм, ни фрейдизм, ни феминизм, ни изобретение новых способов «контрацепции», ни порнография-все это не имело никакого значения. Но какая рок-музыка развратила в 20-е годы население оккупированной большевиками России? А ведь именно у нас началась тогда эта сексуальная революция.
««Секс, наркотики и рок-н-ролл» – это ведь не шутка, не какая-то абстракция, это настоящая быль, так всё и происходило в реальной жизни.»
-Верно лишь в какой-то степени, наиболее применимо ко временам легальности ЛСД и хиппи. Чем дальше, тем меньше этот стереотип справедлив. Дошло даже до движения SXE против любых наркотиков и алкоголя.
«Тема наркотиков слегка пошла на спад в начале 70-х после страшной череды смертей (Хендрикс, Моррисон, Джоплин и другие). «Выживший» Клэптон, удачно перескочивший с героина на алкоголь. Всё это публику немного остудило, но лишь немного и отчасти…»
-Разумеется, кто-то употребляет до сих пор,никто не спорит...Во многом, это опасность богемного образа жизни вообще, общее искушение для творческих людей, во многих жанрах музыки. И не только среди музыкантов, но и у тех же актеров, например.
«Ещё одна цитата Альбана Берга:
«Музыка есть одновременно продукт и чувства и знания, поэтому она требует от своих приверженцев, будь то композиторы или исполнители, не только таланта и глубокого к себе интереса, но также знаний и способностей к своему восприятию, которые возможно приобрести только в результате долгих трудов и размышлений».
Какие замечательные слова! Только найдётся ли хоть кто-нибудь, кто в данном случае употребит слово «музыка» по отношению к року? Вопрос сугубо риторический…»
-Если Ломанов думает, что очень просто играть рок-музыку, то он ошибается. Панком быть, вероятно, и просто, но играть более сложные разновидности рока-это требует большого профессионализма. Хорошо играть-этому надо усердно учиться.
«Продолжаем чтение Дэвида Клауда:
«Сэм Филлипс (продюсер Элвиса Пресли – В.Л.) искал «белого человека с негритянским звуком и негритянским чувством», потому что он был уверен, что чёрный блюз станет необычайно популярен среди белых людей, если будет подан подобающим образом. Алан Фрид сделал такое наблюдение в Кливленде, штат Огайо, в 1951 году. Филлипс будто бы говорил прямо так: «Если я смогу найти белого человека с негритянским звуком и негритянским чувством, я смогу заработать миллиард долларов».»
-Допустим, так. И что с того?
«Он также говорил, что ищет «что-нибудь отвратительное»… Какая, однако, точная духовная и моральная характеристика рок-н-ролла.»
-Хорошо бы прочитать оригинальную цитату, а не пользоваться «испорченным телефоном» западных антироковых сочинений.
«И Филлипс нашёл того, кого искал – это был Элвис Пресли. Музыку Элвиса характеризовали как «блюз с вкраплениями кантри и госпела» (энциклопедия Роллинг Стоун, стр. 782). Итого – ранняя музыка Пресли вобрала в себя все три основных музыкальных направления и переплавила их в рок.
Таким образом, два главных направления в музыке… – деревенское буги (кантри) и блюз – оказались представлены в первом хите Элвиса Пресли. Его гитарист, Скотти Мур, научился многим своим гитарным приёмам у старого чёрного блюзового музыканта, с которым он работал до своего прихода к Элвису (Скотти Мур, «Всё в порядке, Элвис», стр. 57)».»
-И что хотел сказать В. Ломанов этой цитатой?
««Основное музыкальное течение, из которого вышел рок-н-ролл, это блюз, при этом в широком смысле этим словом именуются регтайм, буги-вуги, ритм-энд-блюз, джаз и хонки-тонк. Так что, как говорится, возьмите блюз, дайте ритм помощнее, врубите усилитель и получите рок-музыку. Именно так всё и было. Пять из шестнадцати записей Элвиса Пресли для Сэма Филлипса на «Сан Рекордс» были блюзовыми песнями. И многие другие из королей рок-н-ролла, в том числе Битлз, Роллинг Стоунз, Эрик Клэптон, Лед Зеппелин, начинали как исполнители блюза в барах и ночных клубах.»»
-Если это к тому, что ранние формы рока произошли от блюза, то с этим никто не спорит. Другое дело, что направления, идущие от панк-рока, это утратили. А также отход от блюзовой основы произошел в хэви-метале.
«Согласно глубокому общепризнанному определению, блюз — это когда хорошему человеку плохо. То есть непременно депрессия, ни к чему радостно-светлому там в итоге не приходят».
-Расхожий штамп, впрочем скорее положительный.
«Несколько цитат о связи африканских ритмов, то есть блюза, с рок-н-роллом:»
-Какая подмена понятий! Как уже говорилось выше, блюз изначально не игрался на ударных инструментах, поэтому никаких вудуистских ритмов там быть не могло по определению.
« …Мадди Уотерс (американский блюзмен, считающийся основоположником чикагской школы блюза – ред.): «У блюза родился ребёнок, и назвали его рок-н-роллом».
Литтл Ричард (один из основателей рок-н-ролла – ред.) о рок-музыке: «Это чёрная музыка, чёрная!»»
-Первоначальные формы рок-музыки, действительно, были «черными», известные представители были неграми. Это в первую очередь касается рок-н-ролла в узком смысле. Но затем, особенно во времена Битлз, белые все более перехватывали инициативу.
«Би Би Кинг («король блюза» – ред.): «Корни рок-н-ролла уходят к моим корням, в дельту Миссисипи, он родился из блюза».
Дэвид Боуи: «В нашей музыке, в рок-н-ролле, блюз – наш наставник, наш крёстный отец, наше всё. И это несмотря на всё современное многообразие, обилие клише и использование синтезаторов. Мы никогда не сможем отказаться от своих корней…»
Эрик Клэптон: «Рок, как аккумулятор, его нужно постоянно подключать к блюзу для подзарядки…»»
-Все верно. До панк-революции вся рок-музыка имела блюзовую основу.
««Так или иначе, джинн блюза вырвался из бутылки Мемфиса и дельты Миссисипи и в виде рок-н-ролла проник в каждую щель американской популярной музыки, переформировав затем всю поп-музыку по всему миру» («Мемфисский бит», стр. 83).»
-То же самое с присоединением оценочных суждений
««От демонических песен дельты [Миссисипи] можно провести непрерывную линию к современному миру сатанинского рока» (Майкл Мойнихэн, «Кровавый восход сатанинского металла», стр. 2).»
-Насколько я понял, сей приверженец блэк-метала проводит сравнение по содержанию песен, а не по музыкальной составляющей. Дескать, в песнях блюзменов часто упоминается дьявол. Но надо еще смотреть, насколько все это правда.
«Принявшие христианство афроамериканцы сами сурово порицали своё языческое наследие в лице блюза, буги-вуги, рок-н-ролла и тому подобного.»
-Все эти жанры не могут быть языческим наследием по той простой причине, что они все возникли уже в Америке, в Африке ничего подобного нет. А порицали по нравственным причинам.
««О чём большая часть исследователей умалчивает, так это о том, что блюз, вообще-то говоря, представляет собой безбожную сторону чёрной музыки и культуры, так сказать, «квартал красных фонарей». Чёрные в Америке в первой половине ХХ века делились на две неравные категории: верующих и неверующих. Большинство из них ходило в церковь и принимало Библию всерьёз, однако были и те, кто лишь создавал видимость христианкой веры. Так вот, верующие чёрные всячески проклинали пьянство и аморализм… в своих общинах вместе с блюзом и буги-вуги, которые плотно с этим самым пьянством и аморализмом ассоциировались.»
«Историк блюза Роберт Палмер, хотя и превозносит всячески блюз, всё же признаёт, что блюзмены в своей же собственной среде, среди чёрных, всячески презирались за свою аморальность проповедниками, учителями в школе, мелкими землевладельцами и практикующими верующими («Глубокий Блюз», стр. 17).»»
-К сожалению, блюз, как бы народная музыка своего времени, имел достаточно отрицательных сторон. Но это не есть его специфика. Даже среди нашего русского народного фольклора хватало всякого непотребства, с чем боролась и Церковь в том числе. Я не являюсь любителем блюза, поэтому мне трудно в полной мере оценить, о чем и как там реально пелось.
««Секс неразрывно связан с блюзом и джазом. И это не какое-то предубеждение, таковы факты… На самом деле чёрные родители также не одобряли блюзовую и джазовую музыку и частенько брались за швабру, когда их дочь вдруг выказывала интерес к «музыке дьявола» (Дикерсон, «Возвращаясь в Мемфис», стр. 29, 30).»
-На тот момент, вероятно, это было справедливо. Однако сейчас джаз считается чем-то вроде элитарной музыки и не имеет ничего общего с теми социальными условиями, в которых он существовал в те годы.
««В среде джазменов считалось, что марихуана помогает играть джаз, давая возможность раскрепоститься, приобрести необходимые силы и уверенность в себе» (Шапиро, стр. 32). Список оркестров и музыкантов, попадавшихся на марихуане, выглядит, почти как справочник «Кто есть кто в джазе». В нём такие имена, как Луи Армстронг, Каунт Бейси, Кэб Кэллоуэй, Дюк Эллингтон, Диззи Гиллеспи, Лайонел Хэмптон и многие другие. В 1920-1930 гг. в золотую эру джаза/блюза было написано более 100 песен на тему наркотиков.»
-Все-таки джаз не был предком рока, это уже некий отход от темы. В любом случае,с изменением социального контекста, все это теперь больше история. Отвлекусь и я, вернувшись к блюзу и Би Би Кингу.Еще можно сказать о нем, что он был противником алкоголя и наркотиков, часто говорил о своей вере в Бога.
«Многие очень популярные песни полны соответствующими намёками, например, «Кукарача». В этой песне рассказывается о таракане, который утратил способность ходить из-за того, что у него кончилась марихуана» («В ожидании человека», стр. 46).»
-А причем тут джаз или блюз??
«Цитаты такого рода можно множить и множить, однако когда-нибудь всё же надо остановиться. Думаю, что сказанного и так более чем достаточно.»
-Действительно, достаточно. Постоянные передергивания, «обличительный» пафос, избыточное цитирование с непонятной целью-это малопродуктивно.
«Начинали мы статью с эмпирической несовместимости высокой культуры с рок-музыкой и теперь видим, что внутри самих негритянских общин пролегала чёткая граница между настоящей культурой и блюзом, и, по сути, это была граница между нравственностью и безнравственностью, между христианством и язычеством.»
-При чем тут вообще культура? Речь идет всего лишь о том, что образ жизни тогдашних блюзменов и джазменов считался зазорным. Не удивлюсь, если какие-то отрицательные моменты преувеличивались, как и с роком впоследствии.
«Автор этой статьи в детстве сам был умеренно буйным рок-фанатом, а сейчас всё совсем иначе, в любимых композиторах числится Альбан Берг. Неужто Лед Зеппелин и Пинк Флойд стали «детоводителями» («педагогос») к музыке Берга, так сказать, «через тернии к звёздам»? Вся суть в том, что нет.»
-Итак, теперь у него любимый композитор-Берг, достаточно скандальный для своего времени и декадентский,о чем уже упоминалось ранее. Очень странно выставлять его как пример «чистой и непорочной классики». Еще я понимаю, когда Баха, Моцарта...
«Это не был единый путь с началом в дисках Лед Зеппелин и концом в творчестве Берга, это были два разных пути. Первый путь начался следующим образом. Пластинка «Бременские музыканты», купленная мне родителями, заложила вредоносные семена, которые впоследствии дали всходы.»
-Так вот они-главные злодеи...
«Поначалу я слушал C. C. Catch, однако в плане ритма мне хотелось большего. Так со временем я перешёл на цеппелинов и Джимми Хендрикса.
Слушая хард-рок, я ставил магнитофон на предельную громкость, топал ногами и прыгал. Сеанс сумасшествия мог спокойно затянуться на час. Это была глубокая зависимость сродни наркотической. Я находился под прямым бесовским воздействием.»
-От такого слушания рока, действительно, только вред. Тогда действительно лучше не слушать, если не можешь иначе.
«Кроме рока, ничего тогда не воспринимал, не интересовался вопросами гармонии.»
-Зацикленность на гармонии доходит чуть ли не до ее сакрализации...
«Этот путь закончился с приобщением к Православию. Вот уж поистине «странное совпадение»! По мере того, как я стал регулярно посещать церковь, мой интерес к рок-музыке незаметным и «странным» образом стал иссякать, причём поначалу я даже не обратил на это внимания. Потом вдруг заметил, что почти не включаю домашнюю аудиотехнику, удивился.»
-В случае автора это было недолжным пристратием, от чего он излечился в Церкви.
«Затем пришло первое из ошеломляющих открытий – повальный сатанизм, царящий в рок-среде. И это на самом деле поразительно.»
-Реальных сатанистов в роке намного меньше, чем принято изображать. В настоящее время большая их часть сосредоточена в экстремальном метале, в первую очередь в блэке. Тема необъятная, поэтому посмотрим на конкретные примеры, приводимые автором.
«Основатель современного сатанизма Алистер Кроули на обложке битловского «Сержанта Пеппера»;»
-Вообще-то, там свыше 70 разных людей изображено, это различные знаменитости того времени и прошлого. Кроули изображен просто как известный персонаж масс-культуры. Это не есть хорошо, но не надо делать из этого такие нелепые выводы.
«заброшенный отель на окраине Сан-Франциско, где некогда размещалась сатанинская церковь, которой посвящён суперхит 70-х «Отель Калифорния», в которой «колют стальными ножами» и откуда «невозможно выйти», и прочая, и прочая.»
-А это и вовсе полная нелепость. Создатели песни рассказывали, что она в метафорической форме повествует о темной стороне т.наз. «американской мечты» и музыкального бизнеса в частности. Очень даже правильный смысл.
«Всё это наложилось на потерю интереса к хард-року, в результате чего первый путь завершился.
Потом наступила долгая пауза, эдак лет на пять, когда я вообще никакой музыки не слушал. По прошествии этого времени мало-помалу в голове стали возникать мысли, что есть же вообще музыка, всякие симфонии, сонаты, а я жизнь прожил и понятия ни о чём таком не имею. Вроде как-то жалко, годы бесцельно потрачены на всякую гадость, а ведь существует подлинное, настоящее искусство, «разумное, доброе, вечное»…»
-Полное право автора-проникаться академической музыкой, в том числе 20 века. Вот только сакрализировать ее не надо. Все мирское творчество имеет свои опасности, все оно не без греха. И любое творчество надо оценивать объективно, не превознося до небес и не очерняя огульно.
«И, как оказалось, в самом деле разумное…
В один поистине прекрасный вечер я случайно увидел идущую по телевизору запись концерта Святослава Рихтера, и это стало началом моего второго пути в музыке. Я очутился по ту сторону то ли водораздела, то ли пропасти. Передо мной открывались красоты, что невозможно передать словами. С нуля начался совершенно новый путь в незнакомом доселе музыкальном мире, где сам процесс прослушивания принципиально иной. Никакого трясения головой или топанья ногами. Трясти головой для слушателя здесь не только элементарно неприлично, но и попросту невозможно, потому что требуется нечто другое, задействованное до этого лишь отчасти – внимание.»
-Проникаться мастерством Рихтера-полное право автора. Вот только про танцевальность в классической музыке я уже приводил цитату здесь-
https://www.liveinternet.ru/users/3124701/post259946250/
Не в виде топанья ногами, но тем не менее...
«Так что принципиальную разницу между рок-музыкой и музыкой подлинной («классической»), их несовместимость друг с другом я познал на собственном опыте. Мир классики мне открылся после того, как я полностью порвал с хард-роком, что ещё как бы закрепилось многолетней паузой. Изменилось музыкальное восприятие, и исчезла тяга к изменённым состояниям сознания. У меня как будто выросли другие уши за место тех, что были до этого. И теперь, когда я слышу то, от чего «тащился» прежде, уже не чувствую ничего, кроме головной боли.»
-И это тоже полное право В. Ломанова-переставать слушать одно и начинать слушать другое. Вот только совершенно неприемлем такой «академический шовинизм» с его стороны.
«Таким образом, произошла «смена парадигм» прямо по Куну. Это был разрыв и переход от тьмы к свету, от бескультурья к культуре, от грубого варварства к тем богатствам, что столетиями копило человечество. И для того, чтобы показать на какое дно затягивает так называемый хард-рок, попытаться описать глубокую пропасть, разделяющую антимузыку и музыку, мной и была написана настоящая статья.»
-На этом пафосе и завершается статья Ломанова. Вряд ли хоть один человек после прочтения такой статьи захочет послушать классическую музыку, скорее наоборот. У академических музыкантов, которые смотрят на вещи разумно, она вызовет только усмешку. Агрессивная превыспренность и безапелляционность-это основные черты статьи Что ж, когда-то таких текстов на тему рока выпускалось немало. Впоследствии критики отказались от определенных нелепостей в старых брошюрах, пытались как-то сами разобраться с вопросом. Но, как видно, «старая школа» рокоборчества еще имеет своих последователей...