• Авторизация


Свидетельство «пострадавшего от рока»: попытка разобраться 08-04-2014 20:39 к комментариям - к полной версии - понравилось!


На «Антироккульте» появилось свидетельство некоего Сергея, который говорит «о вредности рока» из своего опыта-

http://antirockcult.wordpress.com/2014/03/29/obrat...missii-lichnyi-opyt/#more-2134

Для начала повторю, что неудивительно, когда люди с такой позицией группируются вокруг упомянутого сайта. Это совершенно естественно. О причинах таких высказываний я писал, в частности, здесь-

http://www.liveinternet.ru/users/3124701/post263351275/

Итак, попробую разобрать данный текст, не претендуя на непогрешимость, но лишь высказывая свои мысли по поводу прочитанного.

"Обратный эффект рок-миссии: из личного опыта"

-Замечу, что также буду использовать свой личный опыт для оценки написанного. Впрочем, скажу еще раз, что рок-миссия не повлияла ни в положительном, ни в отрицательном плане на мое воцерковление.

"Когда мы говорим об обратном эффекте «рок-миссии» (то есть об опасности вовлечения в рок-движение людей православных вплоть до их ухода «на страну далече»), то получаем вопрос: «А где эти люди, эти, как вы говорите, «жертвы» рок-проповеди?» Приведя же такие примеры, получаем отговорку: «Ну это же единичный случай!»»

-Собственно, приведенное свидетельство не может само по себе быть доказательством «неединичности», поскольку в каждом случае вреда (действительно связанного с какими-то рок-группами или тусовками или приписанного им) много всяких нюансов, и в каждом случае надо подробно разбираться. Определенные впечатлительные люди могут под влиянием антироковых статей начать связывать с роком все свои греховные страсти, даже если причины на самом деле другие.Так что статистика тут весьма затруднительна. То же самое и в отношении влияния рок-миссии. Очень многие дети из воцерковленных семей, как мне кажется, начинают что-то слушать просто под влиянием нецерковных сверстников или телевизора. Это я в общем виде, пока что безотносительно к нижеописанному случаю и безотносительно к вредности/безвредности конкретных рок-групп.

"Однако в среде православной молодёжи это явление лишь немного выходит за грань обыденного. Обыденность же заключается в почти всеобщей поражённости православной молодёжи рок- и поп-музыкой и в невозможности среднестатистического православного студента помыслить своего сверстника без увлечения тем или иным направлением этой «культуры»."

-Обыденность заключается в обмирщении церковных людей и шире-в нецерковности крещенных, что является горькой реальностью нашего времени. И наличие/отсутствие рок-миссии здесь мало что значит. Конечно, это огромная проблема, особенно для молодежи. Еще раз повторю: большая часть случаев «уходов на страну далече», имеющих какое-то отношение к року, на мой взгляд, связана именно с влиянием сверстников или СМИ. Что касается рок- и поп-музыки, то нельзя все это записывать исключительно в грех и обмирщение. Слово «увлечение»-оно само по себе имеет для православного негативный оттенок, поэтому я бы стал говорить об «интересе к музыке». Худо это, нейтрально или даже хорошо, зависит от того, что конкретно слушается, а также с кем(наличие/отсутствие греховной компании) и как(есть или нет кумиротворение, недолжное «распухание» интереса).

"Критиковать рок — такой же моветон, как и ругать Гарри Поттера; и то и другое по причине вращения в потоке соответствующей информации".

-По-моему, поттеромания-это уже вчерашний день... «Критиковать рок» можно по-разному. По-моему, реальный интерес проявляют не так много молодых людей. Очень многие просто не понимают и могут при случае высказать свое отношение, особенно к тяжелым направлениям. Вряд ли кто-то посчитает это «моветоном». Другое дело, что удивятся, если всерьез начать что-то про «ритмы вуду» или нечто подобное.

"Информационная ситуация сегодня катастрофическая: православные мысли чудовищно перемешаны с модернистскими, но для многих и православные, и модернистские утверждения — равноправные «теологумены», из которых можно выбирать то, что лично тебя устраивает, то есть чаще всего модернизм".

-Во всем соглашусь, кроме слова «информационная». Мне это как-то режет глаз применительно к богословию.

"Мало кто действительно научен различать православное от неправославного, и поэтому многие приходят к страшной обмирщённости, частным случаем которой является увлечение роком".

-Об обмирщенности уже писал выше. Относится ли к этому «увлечение роком» или нет-об этом тоже писал. Смотря что конкретно слушать, с кем и как...

"…В школьном возрасте в руки ко мне попала книга о. Андрея Кураева «Ответы молодым», из которой я узнал, что рок — это очень даже нормально. Новость была удивительна, поскольку к року я относился на подсознательном уровне отрицательно".

-Непонятно, был ли этот Сергей воцерковлен или нет. Если нет, то все дальнейшие вопросы отпадают. Важно указание на школьный возраст. То есть у него явно был тогда подростковый период. Смотрится странно упоминание про «подсознательный уровень». Значит, даже не какие-то брошюрки «о вреде рока». Возможно, тут просто внушенное кем-то презрение к «низшей музыке» с одновременным брезгливым превозношением классики. А общецерковного мнения здесь нет, как бы ни пытались это критики оспорить. И слушать здесь надо не о. Кураева, а свою совесть. И попытаться самому разобраться, что в статьях о роке правда, а что миф. С обеих сторон.

"Правда, я эту новость проглотил и забыл, в отличие от моего брата, у которого однажды в руках оказался альбом «Алисы» «Изгой»".

-Забыл, значит...А как же «влияние рок-миссии»? Неясно, был ли брат воцерковлен и читал ли книгу о. Кураева, или просто сам по себе стал слушать «Алису».

"Пока он его слушал, я находился в другой комнате и пытался ничего не слышать, но грохот стоял такой, что это было невозможно. Поневоле слыша и вслушиваясь, я заинтересовался, и к концу альбома переместился в комнату брата".

-Значит, брат «вовлек в рок»...

"А тут ещё такой неожиданный сюрприз — лирическая песня («Крещение»)."

-Действительно хорошая песня

"Правда, и этот случай в корне не переменил моего отношения к такой музыке. Уж слишком были памятны выкрики «жизнь, смерть, жизнь, сме-э-э-рть!» под непрекращающийся грохот «Моей войны»."

-Не нравится-не слушай. Здесь только вопрос вкуса.

"Но тут подошла очередь следующего альбома, и в квартире (а также в плеере) появилась «Стать Севера». Пожалуй, вот тут я и заинтересовался серьёзнее. Некоторые песни откровенно понравились."

-Не вижу в этом ничего плохого...

"«Но рок же — это плохо!» — думал я, продолжая слушать «Стать Севера»."

-А с таким чувством не надо было слушать. Слушание рока не стоит своего смущения. Пусть даже смущение из-за надуманных причин.

"Наблюдая за моими мучениями, брат предложил «просто считать рок хорошим», чтобы было легче".

-Какой-то детский сад... Или ничего нельзя, или все можно. Не надо считать рок полностью хорошим или полностью плохим. Он разный.

"Действительно, стало легче. Теперь можно было слушать «Алису» (и не только её), сколько угодно. И новые альбомы. И старые. И «ДДТ»! В общем, «рок-то хороший», особенно «православный рок»!"

-Лично я перед покупкой каждого альбома «Алисы» тщательно изучал тексты и смысл каждой песни, где возможно. И большая часть «Алисы»(да и «ДДТ» тоже) пригодная к прослушиванию. Не все, конечно.

"Что касается «старых» альбомов «Алисы». Тексты меня не смущали, поскольку я читал интервью с Кинчевым, а он, как известно, перетолковывает свои старые песни на «православный» лад, а для школьника «добро» от автора — это всё."

-Где меня тексты смущали, там я пытался докопаться до авторского замысла. По узнавании большая часть смущений ушла, поскольку объяснения , в общем-то, подходили к текстам песен. И ничего он не перетолковывает. Пусть критики покажут, где он когда-то толковал по-одному, в их пользу, а потом «перетолковал». Нет такого. И вообще, он достаточно искренен в своих словах, даже когда говорит во вред себе, во вред своей репутации среди православных. Определенные вещи у него можно справедливо критиковать. Но хамелеонства у него близко нет. Вообще, он на критиков мало оглядывается.

"Это взрослому человеку понятно, что «православное» прочтение старых песен «Алисы» белыми нитками шито".

-Само собой...С примерами, однако, туговато. Очередной пример давления на мнимоочевидность. И опять максимализм: или православное прочтение-или скверное. Чего-то нейтрального не предусмотрено.

"Понемногу я проникался настроениями рок-культуры, и меня стал интересовать не только православный, но и вообще русский рок. Я слушал и известные, и малоизвестные группы;"

-Тоже не вижу здесь ничего плохого, лишь бы группы и песни не были скверные...

"приёмник был постоянно настроен на волну «Нашего радио»."

-Не слушаю это радио, и не особо знаю о его направленности. Выборочно, наверно, можно послушать.

"Мой авторитет в классе повысился: ведь я слушал «музыку думающих людей»."

-Странный какой-то класс...Вряд ли сейчас так популярны Кинчев и Шевчук, вообще русский рок. Это было давно, в 80-90-е. Да и тогда не под вывеской «для думающих людей», а потому что «круто». И я так же слушал Лимп Бизкит и Эминема, чтобы казаться «круче». В моем классе про «думающих людей» вообще разговоров не было. Конечно, в руском роке есть над чем подумать, но во времена массовой моды большинство вряд ли об этом думало.

"Пример Кинчева оказался заразителен: я быстро приобрёл навык истолкования практически любой песни в «православном» духе. Иногда мне удавалось это сделать даже для откровенно антихристианских текстов".

-Нашли «стрелочника»...Если автор что-то и истолковывал от ветра главы своея, то не стоит Кинчева сюда приплетать. Хотя без примеров опять непонятно. Может быть, сейчас для автора является эталоном истолкование в смысле непременного обвинения, презумпции виновности рока.

"Поведение моё сильно поменялось: я стал нервным и раздражительным".

-Вспомним про возраст автора на тот момент. Как известно, повышенная раздражительность, склонность к бунту часто бывает у подростков. И это без всякого рока бывает так. И одновременно какие-то увлечения часто появляются. И нормальные, и скверные. Но все это параллельно. Хорошо, хоть в подростковых угрях рок не виноват...Если же автор не был воцерковлен, то и говорить не о чем. Без помощи Божией бесы как угодно нами играть будут. Лично я давно уже на четвереньках стоял бы...Вообще, страсть гнева крайне распространена и способствуют ей весьма многие вещи. Поэтому здесь вспоминается избитая шутка о том, что все, кто ел огурцы, умерли...

"Разговаривал и переписывался в социальных сетях примерно так:

«Главное, что я не вижу одного мелкого типа, который меня бесит, остальные без него вполне нормальные люди. Это всё он их всех заводит… Да не могу забить, бесят меня такие люди!!! Есть на этом сайте ещё такой тип, гадости всякие в комментариях к моим фоткам пишет, из той же области. Сам — ничто, а здорово меня достаёт. Тем более, что пишет полный бред… Просто меня (грубое слово) бесят по-любому. Раньше было хуже. Может, с возрастом пройдет.»"

-Примитивная подростковая злобность. И с возрастом действительно прошло. С помощью Божией, конечно.

"«Меня бы тоже перекосило. Главное, чтобы у меня кровь к кулакам не прилила, а то бывает такое, когда меня что-то сильно бесит, я становлюсь неуправляемым. (Перечитываю мое сообщение — такой бред, ничего не соображаю. Ну да ладно.) »"

-Аналогично вышенаписанному

"«Так прикольно прикалываться!»"

-Здесь не раздражительность, а просто неспособность выражать свои мысли...

"«Да и вообще только в роке сейчас поют о чем-либо серьезном.»"

-А вот это не такая и глупая мысль

"Рано или поздно захотелось и самому что-нибудь сочинить. Но это оказалось нелегко: так как я вырос на классической культуре, то в голову приходило нечто «не рокерское» — более сложная музыка и менее банальные стихи".

-Ну естественно, тексты рокеров «банальные». Как же иначе?

"Так я толком ничего и не сочинил, кроме нескольких высосанных из пальца песенок, состоящих почти целиком из более или менее переделанных цитат именитых рокеров".

-Хотел написать «небанально», все великие замыслы в голове уже были, но...заклинило. И все рок виноват.

"Удивительно, но знакомых рокеров моё эпигонство повергло в восторг".

-А чего удивительного? Такие же малолетки были. И данный текст-тоже эпигонство. По отношению к А. Тарасюкову.

"Постепенно я стал слушать песни не только сомнительные и неприемлемые для христианского сознания, но и просто бессмысленные и аморальные".

-Так голову на плечах иметь надо. Если согласно такой логике рассуждать о роке, то можно приложить и к другим вещам. Все посетители порносайтов когда-то начинали с невинных сайтов. Значит, нельзя в интернет выходить православным, нельзя Антироккульт читать, а то вдруг кто-нибудь потом засидится в интернете и не на тот сайт попадет случайно...

"Естественно, уже не ради смысла, а ради чего-то другого — ради необычных ощущений, ради того, что изначально и привлекло меня к року вопреки моему желанию".

-Видимо, и изначально не ради смысла, а ради понтов...Просто хотелось не отстать от сверстников, и все. Что подвернулся Кинчев-случайность, на его месте мог быть любой другой. У меня почему-то движение было в обратном направлении-от скверных групп-к Кинчеву и Цою, христианскому року. И совсем не в сторону утяжеления музыки и увеличения времени прослушивания, а скорее наоборот.

"Опять-таки, процитирую сам себя тогдашнего:

«Когда я слушаю музыку, я улетаю на крыльях кайфа очень далеко. Крышу сносит, мозги поворачиваются на сто восемьдесят градусов… И никого, никого нет. Только я. И музыка.»"

-Что ж сказать? Кто-то бензин в машину заливает, а кто-то его нюхает...

"Чтобы лучше ориентироваться в мире русского рока (хотя бы русского), я начал читать книгу А. Кушнира «100 магнитоальбомов советского рока». И вот тут меня поджидало множество «открытий чудных» про рокеров, их образ жизни и мышления — и про то, как часто всё заканчивалось очень печально".

-А до этого не знал, что ли?

"Но автора, это, кажется, не волновало. С холодной беспристрастностью и циничной поэтичностью он писал, например, так:"

-Вероятно, так. Вот только рокером автор не являлся, а всего лишь журналистом.

"«Свои произведения „Апрельский марш“ создавал в условиях раскованной атмосферы рокерского общежития, где репетиции плавно перетекали в пьянку, а таблетки запивались одкой под аккомпанемент Van Der Graaf Generator.

Депрессию сменяло вдохновение, а на стенах домов внезапно возникали неизведанные материки, заселенные белыми кроликами, грибами-мутантами и пылающей флорой.»"

-Честно говоря, вообще первый раз таких слышу. «Психоделический рок»...

"Нет бы сказать: «Ну, хорошую музыку ребята писали, но вот, к сожалению, наркотиками баловались», то есть хоть как-то, косо, коряво — но выразить своё сожаление по поводу такого разрушительного образа жизни… Но нет. Ничего страшного, и, кажется, почти норма жизни. По крайней мере, для рокера".

-Не рокер, а журналист и деятель «шоу-бизнеса». Претензии справедливы, но не по адресу рокеров.

"И подобных историй в книге (описанных всё так же без тени неприятия) было немало. Немало их было и в других открытых источниках,  в том числе в воспоминаниях самих музыкантов: то разврат и вереницы «пузырей» водки в обыденной жизни, то курение травы во время записи альбома…"

-Кто спорит, что этого хватает? Но и вспоминать можно по-разному. Кто раньше употреблял, сейчас вспоминают с сожалением(тот же Кинчев), если кто-то сейчас употребляет, то немногие это афишируют.

"В общем, «ночь, улица, фонарь, аптека» на новый лад, только ещё безысходнее: секс, наркотики, рок-н-ролл (та самая триада, на полной надуманности которой так настаивал в своё время Кинчев)".

-Многократно говорил об этом, повторяться не буду. И Кинчев не зря говорил.

"Восторги среди алисоманов после того, как Кинчев выпил на юбилее Алисы («опять начал бухать — здорово!») тоже заставили призадуматься",

-Умеренно употреблять-не грех(если умеешь). А за тех, кто что-то сказал, Кинчев не в ответе.

"равно как и обилие атеистов среди алисоманов",

-"Железный» аргумент...А сколько советских атеистов Пушкина любили(не уравниваю с Кинчевым)? А Моцарта атеисты не слушают? Да и вообще непонятно, откуда такой вывод. Атеисты, язычники и т. п. из числа бывших поклонников постоянно злопыхательствуют насчет христианских мотивов у Кинчева. Кто-то, наверное, по старой памяти слушает, потому что «Алиса» остается одной из лучших групп.

"которых нимало не смущала песня «Атеист» в репертуаре группы (эта песня по сути своей — выстрел заранее мимо цели, но об этом как-нибудь в другой раз), равно как и многое другое…"

-Не самая знаковая песня. А мне не нравятся некоторые похабные песни из «ст.206 ч.2». И что из этого? Переставать слушать нормальные песни у него, коих большинство? Думаю, что они примерно так же думают, только с обратным знаком. Теперь про песню «Атеист». Слова Кинчева: «То есть, все атеисты не знают, что они под тремя шестерками стоят плотно. И мы просто это отразили. И мне кажется, что достаточно удачно. И путь, ведущий в никуда, ведущий к суициду».

Интервью с К. Кинчевым (DVD "Мы вместе ХХ лет", 2003)

http://www.ytime.com.ua/ru/50/1620

Или так: «А что НЕ ТАК в песне "АТЕИСТ"? Атеист показан таким, каким он и является - безбожником соотвественно упивающимся собственной значимостью. Я же, как автор всего лишь задаю вопрос:"Но всегда ли тот прав, у кого больше прав?". А за права бьются, как правило безбожники, люди верующие правам предпочитают обязанности. Так что крамолы в песне АТЕИСТ я не вижу». 

http://www.alisa.net/faq/faq1176.htm

Что Сергей хотел сказать, непонятно...

"Особенно поразила меня несомненная связь с наркотиками психоделического направления в роке (бывшим одним из моих любимых наряду с хард-роком)"

-А чему поражаться? Можно еще поразиться тому, что в гэнгста-рэпе про бандитов много читают...Или поразиться тому, что в Плэйбое разврат. Гнилое, конечно, направление, но надо хорошо разделять с «прогрессивом». Тех же Пинк Флойд от всяких Грэйтфул Дед. Сейчас, кстати, это направление как таковое не существует. Многие переболели этим деструктивом в 60-х, а потом ушли в прогрессив. Надо отличать тех, кто действительно пытался передать наркотические опыты или пропагандировать их, от тех, чью музыку называют психоделикой просто по необычности звука, «странности» текстов и т.п.

"и отсутствие серьёзной разницы в характере творчества музыкантов-наркоманов и музыкантов-ненаркоманов. Некоторые из моих любимых песен оказались написаны «под кайфом»."

-Это про психоделику или вообще? Очень неконкретно. Бывает и отсутствие разницы в положительном смысле, когда творчество идет вопреки наркоте. Тот же Высоцкий(не рок, но к данному вопросу подходит). Далее не продолжаю, т. к. нужны конкретные пояснения.

"Но до поры до времени всё заканчивалось исключительно раздумьями, а музыку я слушать не переставал. У меня к тому времени сложилась некая полушуточная философия, сводимая к возможности получения кайфа «от здоровой жизни, как она есть» без наркотиков, который и есть истинный кайф, недоступный наркоманам. Поэтому даже очевидная «кайфанутость» рока меня недостаточно сильно смущала".

-Если психодел слушал, то неудивительно...А если в церковь не ходил, то тем более. Это у любого нецерковного человека рано или поздно возникнет. Не сужу никого, но говорю в общем.

"Охлаждение к року было связано, во-первых, с возвращением к более сознательной религиозности, к покаянию,"

-И слава Богу! Избавился от недолжного пристрастия, недолжного использования средней вещи или даже от греха прослушивания каких-то недопустимых песен.

"во-вторых, с началом изучения классической музыки, положенной студентам моего направления на первом курсе,"

-Дело вкуса. Нравится, затрагивает сердце, так и слушай. Лишь бы негреховное.

"в-третьих, с жизненными испытаниями, не оставившими камня на камне от моей «философии кайфа», в которую я и до этого толком не верил".

-Не верил, так в чем и проблема? Развалилась окончательно, и замечательно.

"В тяжёлой ситуации, когда совсем не хотелось жить, мне повезло услышать «Реквием» Моцарта, который нужно было слушать по программе. Я испытал страдание и затем облегчение — настоящий катарсис от искусства,"

-Замечательно. Ничего против классики не имею. Если Сергей ею проникся, то это его полное право. Только не надо превыспренности, кликушества, брезгливого противопоставления, от которого близко до...сакрализации классики. Можно вспомнить Медушевского. В данном тексте пока только зачатки.

"так не похожий на псевдокатарсис рока".

-Бездоказательно

"После этого довольно долго не хотелось слушать рок, но любопытство однажды пересилило, и я на некоторое время увлёкся одной малоизвестной группой из той же книжки Кушнира, которую всё-таки продолжал почитывать. Пресыщение наступило быстро, и вместе с летними каникулами наступило время «музыкального поста». Всё лето я не слушал музыку и даже старался не слышать её, когда она звучала как фон".

-Эту описательную часть оставляю без комментариев. В общем-то, нормальная ситуация.

"Осенью я включил Шевчука (альбом «Компромисс»), но неожиданно для себя ничего не почувствовал из того драйва (или кайфа), что чувствовал от этой же музыки до того".

-Какой-то странный пример...Однозначно не самый лучший альбом ДДТ. Мне он вообще не запомнился и особых чувств не вызвал. Впрочем, Сергею видней, что у него какие эмоции вызывало и вызывает...

"С тех пор много воды утекло. Поумирали иные из бывших моих кумиров".

-Это кто же, если не секрет? С учетом, что автор слушал рок еще очень недавно.

"Были искушения, и иногда я всё-таки слушал рок, и даже снова чувствовал драйв (но потом, как правило, в тот же день об этом жалел). Были и искушения классикой: среди романтической музыки тоже оказалось немало способной вызвать зависимость…Но я никогда в последствии не жалел, что не остался рокером".

-Замечательное указание. Надеюсь, исходя из этого, что «сакрализации классики» удастся избежать. Однако где же пресловутые «ритмы вуду» в романтической музыке? Не остался рокером, и ладно. Ничего не потеряет. Но и считать свой опыт повсеместным не стоит.

Если резюмировать мои соображения, то они таковы:

1)Не указана степень воцерковленности Сергея до начала слушания рока, а также его брата(в случае отсутствия воцерковленности было бы странно говорить об «уходе на страну далече»)

2) Не раскрыто, в чем была «виновность» рок-миссии(автор прочитал и забыл, читал ли брат-ни слова)

3) Возможно списывание проблем подросткового возраста(эмоциональная неустойчивость) на рок-музыку

4) Вероятно, что рок изначально слушался с целью «понтов» и «угара». Это также может быть гипотетической причиной каких-то проблем Сергея.

5) Можно предположить также наличие недолжного пристрастия при прослушивании допустимых песен, параллельно с греховным прослушиванием недопустимых песен. Все это также не могло положительно повлиять.

Наконец,

6) Вероятно, перед нами стилизация под А. Тарасюкова, вольная или невольная.

Не могу говорить со 100%-ной уверенностью, но мои соображения таковы.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Свидетельство «пострадавшего от рока»: попытка разобраться | Роман_Торчагин - За Веру Православную, Царя и Русь Святую! | Лента друзей Роман_Торчагин / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»