Оригинал рецензии находится здесь-
http://antirockcult.wordpress.com/2011/12/06/2012/
««Православная» рок-группа «АлисА» выпустила новый альбом «20.12». Несмотря на название, тема оккультного ожидания конца света в 2012 году в нём затрагивается лишь косвенным образом».
-Начинается с сарказма. Впрочем, Кинчев и не именует свою группу «православной» и стиль «православным роком». А за именующих он не в ответе. Так что оспаривать нечего. Это так, к слову. Что касается «оккультного ожидания», то о нем вообще ничего нет в альбоме. Можно вспомнить, что на буклете альбома находится цитата из Апокалипсиса, что само по себе предупреждает всякие глупости про индейцев майя. А вот что говорил сам Кинчев: «Двадцать-двенадцать. Это не будущий год. Можно подумать и так, конечно, но прочтений масса, и я предоставляю свободу прочтения каждому слушателю.(…) Эта календарная дата наступит. То есть следующий год будет - это само собой. А что он возьмет - откуда ж мне знать?(…) Я не думаю, что это ерунда, любой христианин ждет конца света. Но о дне и часе знает только Господь Бог. Хотя бодрствовать и держать себя в ощущении готовности полезно. Полезно помнить о том, что это может возникнуть в одночасье и застать тебя врасплох.» http://www.alisa.net/pressa.php?action=2011&disk=press325 (Полная версия разговора на Нашем Радио в преддверии радиопрезентации альбома 2012. Беседовал А. Петровский). То есть Кинчев совсем не разделял глупости, связанные со всякими индейскими календарями. Он помнит, что времена и сроки-в руке Божией. Для него вся эта шумиха-только повод вспомнить о настоящем конце мира, о котором вспоминать всегда уместно.
«В музыкальном плане группа делает уход в сторону электроники, причём, надо признать, электроники не лучшего образца. Альбом по настроению получился в целом унылым, однако на нём также присутствуют мрачные и жёсткие вещи».
-«Разумеется», не лучшего образца. И поет он плохо, как будет потом сказано в рецензии на «Саботаж». Впрочем, оставим оценочные высказывания без особого комментария. Пусть мнение автора будет таким; если ему не нравится, то пусть будет так. То есть или «унылые» вещи(надо думать, более мягкие?), или «мрачные жесткие». От себя скажу, что в альбоме есть разнообразие, достаточно нетипичные песни(та же «Арифметика»), чередование жестких и относительно мягких песен. Есть песни, которые нравятся больше, есть, которые меньше. Не все удачные, конечно-та же «Война». Не сказать, чтоб самый лучший в дискографии альбом, но имеющий свое лицо.
«Что касается содержания текстов, то «АлисА» отбросила нарочитый православно-патриотический пафос, который пошёл с альбома «Солнцеворот» и лично мной воспринимался как нечто искусственное. Отбросила, правда, не здесь, а ещё два альбома назад».
-Как оказалось, до альбома «Саботаж», где снова произошел возврат к той линии. И это было не искусственно. Просто писались именно такие песни. Потом стали другие. Это не лучше и не хуже.
«Лирика стала, можно сказать, более естественной. Отсылки к Христианству имеются, но делают ли они тексты христианскими? Нет».
-Лирика как была естественной, так и осталась. О соотношении с христианством песен альбома еще будем говорить.
«Как правильно заметили в одной рецензии, самое частое по употреблению слово в песнях на альбоме — это «игра». Жизнь как игра, театр и даже цирк»
- В нижеприведенных цитатах одни и те же слова употребляются в разном смысле и контексте, что и будет показано. В том числе и в значении, приведенном автором, что тоже не есть нечто однозначно худое. Понимаю, что А. Тарасюков отталкивался от слов самого Кинчева, но не стоит привязывать к этому высказыванию все слова «игра» на альбоме. Зачастую все значительно проще.
«: 2 / На премьеру вышли едва-едва… / 3 / Театр — это то, что у тебя внутри (песня «Арифметика»);»
-Да, здесь Кинчев действительно сравнивает жизнь с театром(возможно, не любую жизнь, а свою, жизнь музыканта). Обыгрывается, скорее всего, известная шекспировская мысль, что «жизнь театр, а люди в нем актеры». Не могу точно сказать, что этим хотел сказать Шекспир, но у автора, вероятно, претензия к тому, что идет сравнение с театром, осуждаемым Церковью местом, в неком неосудительном и даже положительном смысле. Можно однако вспомнить, что и Святой Апостол Павел проводил сравнение духовной жизни с ристалищем. А что такое ристалище? Это спортивное зрелище, что осуждалось так же, как и театр. А жизнь с театром в нейтральном смысле сравнивал сам Св. Иоанн Златоуст, великий обличитель театра: «...вчера он властитель, а сегодня простолюдин, так как настоящая жизнь нисколько не отличается от сцены. Как здесь один исполняет роль царя, другой полководца, иной воина, а по наступлении вечера и царь не царь, и властитель не властитель, и полководец не полководец»( «К тому же Феодору»). Не могу сказать, мог ли иметь в виду Шекспир нечто схожее со словами Св. Иоанна Златоуста. Просто видно, что в данном случае сравнение идет в нейтральном смысле. Если так сравнивал Святой, то можно и нам. Не обязательно только в этом смысле, но и в любом другом негреховном.
«А ты играй, играй смелей, / Лови любовь дыханьем слез (песня «Шейк»);»
-Сначала о том, образом чего в песне служит танец шейк. Кинчев: «Возникло слово. Это танец прикольный, танец моей юности, и здесь как импульс для того, чтобы жить». http://www.alisa.net/pressa.php?action=2011&disk=press325 (Полная версия разговора на Нашем Радио в преддверии радиопрезентации альбома 2012. Беседовал А. Петровский). То есть здесь «шейк» как продолжение «танцевать=жить» в одноименной песне. Соответственно, здесь «играй»= «живи, иди вперед». И «танцуй» то же самое значит в этой песне. Что здесь плохого-непонятно.
« Я начну игру, / Подберу слова(песня «Руны»);»
-В предыдущем случае говорилось о значении метафоры. Здесь, скорее всего, и метафоры нет. Речь идет о творческом процессе. «Начну игру»-начну играть на инструменте, вероятно, подбирать аккорды и т.п. , а потом «подберу слова»-и будет песня. Выражение «играть музыку» не Кинчев придумал. А какая иначе игра? Если как синоним жизни, то к чему подбирать слова?
«По городам / Носит наш цирк, / Все привыкли к игре, /Я, то же привык… Мы умели играть, / Как вы не могли (песня «Вода и вино»).»
-Цирк-это не жизнь, а конкретно группа «Алиса». Здесь некая самоирония. То есть группа ездит по городам с концертами и играет рок-музыку. Отсюда и игра. Действительно они, рокеры со стажем, умеют играть рок так, как не могут их слушатели. Вот и все, как мне кажется..
«В последней процитированной песне Кинчев сравнивает процесс творчества с чудом, совершённым Спасителем в Кане Галилейской: И все же нужно лететь / Туда, где темно, / Чтоб опять превращать / Воду в вино».
-Не с процессом творчества, а с общением со слушателями на концерте. Впрочем, это не лучше. Так что здесь действительно серьезный минус этого альбома. За исключением этого сравнения, сама песня неплохая. Имеет место поверхностная и примитивная трактовка указанного чуда просто как «доставления радости». И он тоже «доставляет радость» на концертах. Отсюда и сравнение. При этом не видится таинственный смысл чуда, изъясненный Св. Отцами. И, конечно, само по себе неуместно сравнение той и другой радости, ибо в радости на концертах у многих, увы, слишком много греховного.
«Он объясняет: Жизнь — как игра, в которой ты должен соблюдать правила. Не жульничать, не мухлевать, а добиваться виртуозности и так строить жизнь. Задача любой жизни, наверное, такова. Для представителя богемной среды, коим является Кинчев, такое восприятие жизни, вероятно, органично, однако к Христианству оно не имеет ни малейшего отношения».
-Не совсем понятно, какая именно игра имеется в виду. Если речь идет о правилах, то речь скорее не о театре, а о спортивной игре. И тут вспомним сравнение Св. Ап. Павла с ристалищем. Здесь в другом смысле, но тоже в негреховном-соблюдать правила, быть честным, стремиться к совершенству(«быть виртуозным»). И необязательно привлекать «богемную среду». Так что нельзя сказать, что здесь какое-то принципиальное противоречие Христианству.
«Не обошлось и без рокерского протеста. Где-то половина песен здесь его касается в форме недовольства, противопоставления и обличения».
-Раз в другой половине песен он не очень-то присутствует, то или они не рок, или не весь рок-протест. Первое-навряд ли…Это так-к слову.
«Однако тут важно не то, насколько правильно то, что говориться, а позиция, с которой это произносится».
-Как это-неважно? Как раз и важнее всего.
«А она такова: Всем важно, что о них скажут, / Мне важно, как отпоют… Все захлебнулись в обиде, / Когда я встал на пути (песня «Мир»). Позиция превозношения и самонадеянности, противопоставления себя остальным и провоцирования их на конфликт. Для христианина это, конечно же, вредно, но для рокера это в порядке вещей».
-Уже говорил об этой цитате в другом месте, но повторю. К. Кинчев о первой части: «Ну естественно. Надо жизнь прожить так, что бы не было потом мучительно больно за бесцельно прожитые годы. Я не устаю повторять этот девиз…» (Та же беседа на Нашем радио). Христиане и должны противопоставлять себя миру-«остальным». Если христианин находится среди людей неверующих, то он вполне мог бы так сказать. Миру важно чужое мнение, а христианину-то, в каком состоянии он подойдет к концу жизни. Вторая часть цитаты-констатация факта возмущения Кинчевым со стороны, например, либеральных журналистов. И никакого «провоцирования на конфликт» в этих строках. Песня «Мир», кстати, вообще имеет характер философского размышления. а не манифеста. В общем, что можно критикам, то нельзя Кинчеву… Не собираюсь защищать «Раммштайн», просто вспомню, что, например, к ним критики применили эпитет «выродки». И кто в данном случае жестче-критики или Кинчев? При желании вполне можно это было бы назвать «провоцированием на конфликт, противопоставлением, превозношением» и т.п.
«От войны до мира — срока и даты, / Крестики в отчетах, бабло в лопатах, / Сей, сей — Государь, / Полцарства на откаты (песня «Капля Солнца»). Даже если подходить с другой стороны, то есть менее убогие и вызывающее и более серьёзные и конструктивные формы проявления несогласия».
-Какие, например? Не всем дано писать умные статьи про коррупцию, кому-то дано поэтическое слово для бичевания этого порока. В меру таланта, разумеется. С автоматом на Кремль-это, конечно, серьезнее. Но это совершенно неконструктивно и безумно. Что здесь убогого-непонятно. В общем, если рокер протестует, то непременно убого и несерьезно… Впрочем, не могу сказать, что эта лучшая песня альбома. Для меня.
«Одним из ключевых понятий для Кинчева является «импульс», что также нашло отражение на этом альбоме: Импульс воплощений в себе искать(песня «Арифметика»).»
-Скорее всего, в данной цитате речь идет о поэтическом вдохновении
«В одном интервью рок-исполнитель говорил по этому поводу: Я сам не всегда понимаю, о чем тексты моих песен, когда пишу их. Разум позже подключается. Главное — поймать изначальный импульс и зафиксировать его.»
-Главное, что разум все же подключается и отшлифовывает. Из разных ответов видно, что Кинчев не относится безсознательно к своим песням. Из рассудочного рифмоплетства результат получается какой-то вымученный и безжизненный. Даже и по себе сужу, по своим более чем скромным стихотворческим опытам: какие-то интересные образы, рифмы, строки на ум приходят внезапно, а потом при всех усилиях не продолжить на том же уровне, когда настроение ушло. Главное-смотреть, что выходит. Быть цензором самому себе.
«Однако откуда приходят «импульсы» в его понимании? Я не хвалю себя, я просто благодарен тем силам, которые мне посылают эти импульсы. То есть, согласно Кинчеву, вдохновение приходит свыше. Однако это очень опасное заблуждение, ибо идеи (помыслы) могут спокойно посылать демонические силы, которые искусно умеют принимать вид ангела света (2 Кор. 11:14), о чём должен знать христианин. И данный момент многое проясняет в отношении самого лидера «Алисы». После этого вряд ли стоит удивляться кощунственным строкам и тому подобному».
-Кинчев благодарен Богу за какие-то свои удачи в творчестве(речь шла об удачном стихотворном образе). Впрочем, действительно грех думать, что светское творчество(даже самое благонамеренное) создается энергиями Святаго Духа. Тут достаточно тонко. Я как-то обсуждал это с Р. Вершилло- http://antimodern.wordpress.com/2009/03/20/eremina/ Преподобные Варсануфий и Иоанн говорят: «Нередко случается и от движения естественного помысла помыслить благое; но и сие надлежит приписывать Богу, ибо естество наше есть Его творение.» С ответом Р. Вершилло я вполне согласен. Не знаю, как конкретно понимает Кинчев. Мне кажется, он эти вещи не различает, но сами эти его слова можно понять по-разному. Если в непрямом смысле, то можно и так сказать. В песне «Качели» обсуждаемого альбома(про которую слова Кинчева и были) есть такие строки: «Дай мне зоркость определять Твое». Правда, на сайте написано ТВОЕ(все буквы заглавные). Но скорее всего здесь Кинчев обращается к Богу(а к кому еще, в контексте песни?). Так что он тут просит зоркости отличать Божие от приходящего «слева». И, возможно, не только в творчестве.
«На примере очередного альбома рок-группы «АлисА» мы в очередной раз видим всю несостоятельность разговоров о миссионерском потенциале «православного» рока (как правило, даже не разговоров, а пустой болтовни людей, которые к миссии вообще отношения не имеют). Ибо в плане мировоззрения нам либо не предлагается ничего специфически христианского, либо предлагается то, что Христианству противно или чуждо».
-То, что творчество Кинчева положительно повлияло на определенных людей в плане прихода в Церковь-это факт. И такие высказывания имеются. Так что сам факт не подвергается сомнению. Про «специфически христианское». Отсылки к Писанию или прямые указания на Православие-это «неспецифическое»? Более «специфическими» были бы только молитвы под рок. Не надо такой нелепости! Я это про все творчество Кинчева вообще. В данном альбоме не так много отсылок и указаний, что само по себе не есть плохо. Так лучше разграничивается сакральное от мирского. Насчет того, что противно, а что нет, мы уже обсудили.
«В настоящий момент Константину Кинчеву 52 года. Тем не менее, даже в таком солидном возрасте он продолжает скакать на сцене. И это действительно грустно».
-Грустно. И не в возрасте дело, а в самом скакании. В любом возрасте.
«Поэтому напоследок мы приведём впечатления человека после концертной презентации нового альбома в Киеве, ибо, как нам кажется, они дают пищу для размышления: Постарели юноши и девушки 80-х, заматерели мальчики и девочки 90-х. И только Костя такой же, каким я помню его 20 лет назад – свой парень, одержимый пророк… Слушая новые альбомы, полные теми же фирменными образами огня, грозы и пр., гложет мысль – насколько все происходящее реально, а не высокопрофессионально воспроизведено. Как он мог ТАК почти не измениться? Не внешне, хотя в этом смысле он особо постарался, а по сути – мироощущению, пониманию причинности, некоторой эмоциональной инфантильности (в хорошем, артистическом, смысле)… Можно ли было сохранить себя так?И так захотелось спросить его о том, КАК ЭТО – в 50 лет стоять перед публикой в образе себя самого 25-летнего?»
-Как мне показалось, здесь речь не о скакании, а о молодости души. Кинчев не стал жалкой пародией на себя молодого. И это хорошо. Он полон энергии в своем возрасте и не обнаруживает дряхлости. Он не утратил творческого вдохновения, не погряз в зарабатывании денег или в быту, не стал памятником самому себе при жизни. И это тоже хорошо.
«Также по поводу аудитории: Еще занятней преображения, когда стоящий в очереди на вход толстячок лет сорока самого бухгалтерского вида снимает куртку, обнаруживая красно-черную футболку, и весь концерт ревет медведем «МЫ ВМЕСТЕ!!!». Молодой интеллигентный очкарик с первых тактов до последнего «спасибо, Киев!» скачет как умалишенный, а потом поправляет очки и со строгим лицом уходит. Отжигают шаманские пляски тинейджеры».
-Печально, конечно. Впрочем, о поведении на концертах определенной категории слушателей и его причинах также неоднократно писал. И о наличии нормально себя ведущих.
«Ну и по поводу благотворного влияния «Алисы»: Было приятно видеть семейные пары с маленькими детьми в футболках «Алиса» и шарфиках «Шабаш».»
-Непонятно, при чем здесь «влияние», благотворное или неблаготворное. «Шабаш»-не более, чем название альбома «Алисы». Вряд ли кто-то из слушателей этого не знает. Подробно обсуждать его сейчас не буду, равно, как и одноименную песню(что делал неоднократно). Вероятно, эти шарфы распространялись в год 20-летия альбома, и больше никакой смысловой нагрузки это не несет. Впрочем, если это кого-то смущает, то носить такие шарфы не надо. Я бы не стал. Есть продукция «Алисы» более однозначная, если уж так хочется носить.
«Реалии шоу-бизнеса. Футболки, специально выпущенные к выходу альбома»
-Картинкой с такой подписью завершается данная рецензия. Я неоднократно приводил примеры про кружки и шоколадки с тем же Моцартом. Что не делает его творчество попсой. Так что глобальных выводов делать не будем. На этом и завершусь.